Познавательно-творческий проект «Мини-музей Значки»

Ася Сидяковна Эдиева

Познавательно-творческий проект "Мини-музей Значки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey_znachki.docx867.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигород

МБОУ «Первая школа имени М.А. Пронина».

143180, г. Звенигород, кв. Маяковского, д.4

Тел:8495 697-43-35,8495697-41-76 тел.8495 992-41-84

e-mail: school1.zven@ mail.ru

Познавательно-творческий проект:

«Мини-музей Значки»

Воспитатели:

                                                                                   Эдиева А.С

Бражинская Е.В

Звенигород

2023

Актуальность:

Происхождение слова "музей" пошло от греческого "храм музы". Музеи занимаются изучением истории, собиранием памятников культуры, их хранением и экспонированием предметов старины и не только. Вначале слово музей означало понятие коллекционирование экспонатов, а затем и само здание, где находятся предметы истории. В XIX веке началась научно-исследовательская работа в музеях, а в 60-х годах XX века началась просветительная работа для детей и взрослых.

С развитием интернета и компьютеров, информация о музеях записывается на диски, размещается на сайтах. Пропаганда музеев и истории, проводится во всех средствах массовой информации: телевидение и радио, газеты, журналы и книги.

Дошкольники редко посещают музеи, родители не знают какие музеи можно посетить у нас в городе и не проявляют особого интереса к этой теме.

Предполагаемый результат:

Создание мини-музея позволит:

- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей и родителей;

- приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,

- расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

- расширять словарный запас детей

- обогатить предметно-развивающую среду в ДОУ.

Продолжительность проекта – 1 неделя (06.02.2023-10.02.2023)

Тип проекта – познавательный

Участники проекта - дети, педагоги, родители

Возраст детей – средний дошкольный возраст

Цель проекта – Формировать у дошкольников представлений о музее и расширять представления детей о разнообразии значков, их многообразии.

Задачи проекта:

I. Образовательные:

-Обогатить представления детей об истории возникновения значка; о видовом многообразии однородных предметов (значки разные по размеру, форме, внешнему облику, значению) .

- познакомить детей с понятием «музей», видами музеев, музейными профессиями, с правилами поведения в музее.

II. Развивающие:

- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность

- Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение

- Развивать речь, расширять словарный запас детей

- Развивать эстетическое восприятие.

- Развивать творческие способности и фантазию дошкольника.

III. Воспитательные:

-Воспитывать интерес к культуре своего народа, любовь к истории.

-закреплять умение правильно вести себя в музее

- воспитывать бережное отношение к предметам музея- значкам

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

-Определить тему проекта.

-Поставить цель и задачи проекта.

-Подобрать материал по теме проекта.

2. Основной:

-оформление мини музея

- игровая деятельность  

- сюжетно-ролевые игры

- образовательная деятельность  

- просмотр презентации

- экскурсия в мини –музей  ДОУ

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

Работа с родителями:

- пополнение экспонатами

3. Заключительный:

- приглашение в мини-музей среднюю группу 2

Перспективный план работы с детьми

Число /день недели

Содержание проводимой образовательной деятельности.

Понедельник

06.02.2023

ОД : «Значки».

Рассмотрение иллюстраций разных музеев мира.

Консультация для родителей «Мини-музей в ДОУ»

Вторник

07.02.2023

ОД : "Путешествие по музею. Правила поведения в музее".

Просмотр презентации: «В музее»

Оформление мини-музея.

Среда

08.02.2023

Беседа: «Профессии», «Как экспонаты попадают в музеи».

Экскурсия в мини-музеи ДОУ

Четверг

09.02.2023

Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Мой значок».

Пятница

10.02.2023

Художественно-эстетическое развитие (аппликация): «Значки своими руками».

Приглашение в мини-музей среднюю группу 2.

Конспект ОД по развитию речи в средней группе на тему:

«Значки»

Воспитатели:

Эдиева А.С.

Бражинская Е.В.

Цель: Знакомство с историей возникновения и развития значка. Развивать связную речь, мышление, воображение. Воспитывать интерес к истории создания окружающих предметов.

    Задачи:

   Образовательные:

- Расширить кругозор учащихся путем приобщения их к миру фалеристики;

- Познакомить детей с назначением значка, историей его возникновения;

- Учить красиво располагать значки на поролон обитый тканью.

    Развивающие:

- Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие;

- Развить чувство композиции.

    Воспитательные:

- Воспитывать интерес к фалеристике, желание доводить начатое дело до конца.

    Материалы:

 Твердая основа, поролон, материя, степлер, клей, экспонаты.

    Виды деятельности:

 Познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

Ход мероприятия

I. Вводная часть
Перед детьми на стенде прикреплены значки времен революции, Великой отечественной войны, школьные (октябренок, пионер), посвященные к олимпиаде 80-х, значки нашего времени .

История значков переносит нас далеко от дней текущих. Значки появились не во времена Советского Союза, как считают многие. И даже не в Царской России. Значки появились еще в античном мире до нашей эры. Самые первые значки были найдены у древних людей, которые представляли собой еще не общество, а стадо. Жили в домах построенных из шкур животных, имели свои обычаи, ритуалы. Зачем же были придуманы значки?

Когда то давно, за много лет до нашей эры люди начали делиться по классам и званиям. Это было первые зародыши современного общества. Как правило, из обычного племени выделялось два человека: вождь и шаман. Оба были неприкасаемыми и очень уважаемыми людьми. У таких людей появилась потребность выделять себя визуально из общей массы им подобных. В те времена, конечно, не умели изготавливать такие значки, как сейчас. Однако, уже тогда они существовали, только выглядели несколько иначе. Вожди могли выделяться, украсив свое тело шкурой какого-то животного. Шаманы, зачастую, носили ожерелья и браслеты. Посохи, обувь, головные уборы, все это служило символами отличия у древних племен.

Развивалась цивилизация, развивались люди, развивались технологии. И системы отличия, естественно, становились сложнее.

Особенно в этом плане преуспел Древний Рим. В нем существовало множество наград и знаков отличия, которые вручались выдающимся людям. Так, например, венки и короны доставались самые храбрые легионеры, которые проявляли себя в бою ловкими, находчивыми, бесстрашными. Иногда чести быть награжденным удостаивалось целое подразделение. Кроме венков и корон были такие виды наград как браслеты, цепочки. Особой наградой считалось копье с боевым наконечником. Счастливчик, которому доставалась такая награда, становился любителем публики. Но самой почетной наградой была фалера. Это специальные нагрудные знаки, которые представляли собою большие медальоны. На них изображали Медузу Горгону, Марса, либо морды каких-то зверей. Зачастую, львиных.

В наше время, в средневековой Европе, появился еще один вид знаков отличия, который назвали «орден». Данных знаков отличия удостаивались члены только военно-религиозных сообществ. Сперва такие ордены нашивались на одежду и имели форму крестов. В последствии крест получил усовершенствование, став металлическим. Затем, рядом с крестом появилась звезда. Вместе они образовывали «знаки ордена».

znachki_znachki_sssr_planshetC:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\значки.jpg

 -Ребята, мы узнали откуда у нас появились значки и давайте теперь немного разомнемся.
Физкультминутка: «Оловянный солдатик стойкий»
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (стоят на правой ноге)
Ногу левую - к груди,
Да смотри – не упади! (шагают на месте)
А теперь, постой на левой, (стоят на левой ноге)
Если ты солдатик смелый. (прыгают на месте)
II. Основная часть.
- Ребята, давайте сегодня сделаем значки для нашего уголка . Подумайте, какой значок вы хотели бы изобразить; вспомните какой формы значок должен быть, детали.
- Перед тем, как приступить к аппликации, давайте подготовим наши дружные пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Наши пальцы»
Дружно пальцы встали в ряд (показ ладоней)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны. Всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные сожмите в кулак)

- Вот теперь ваши пальчики размялись и готовы к работе.
Ребята, начинаем работу каждый на своем картоне с наброска карандашом. Как делается набросок карандашом? (без нажима на карандаш)
- Как только закончите делать набросок, можно приступать к вырезанию и склеиванию.
Дети приступают к выполнению задания (музыкальное сопровождение деятельности)
Руководство деятельностью детей (указания, пояснения, индивидуальная помощь)

E:\Проект Музей\IMG-20230306-WA0138.jpgE:\Проект Музей\IMG-20230306-WA0132.jpg

III. Заключительная часть.
Анализ детских работ.
- Ребята, вы молодцы! Все справились! Кто хочет рассказать какой значок он соорудил и почему? (ответы детей)
Мы с вами организуем выставку «Мини-музей Значков» пригласим и вручим ваши значки воспитанникам средней группы 2.

ОД познавательное развитие

«Путешествие по музеям»

Воспитатели:

Эдиева А.С.

Бражинская Е.В.

Цель: познакомить детей с музеем

Задачи:

 образовательные

    - формировать у детей  понятие "музей"

     - расширять и активизировать словарь

 воспитательные

     -пробудить у детей  любовь к искусству

     -вызвать интерес к истории разных предметов

     -способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в  совместной деятельности

     -приобщить к прошлому и настоящему

     -вызывать уважение к другим культурам

развивающие

    -способствовать развитию познавательной активности, речи

    -пробуждать нравственные качества личности

    -способствовать развитию памяти, логического мышления

Педагогические технологии

   -мнемотехника

   -технология критического мышления

   -информационно -коммуникативная

   -технология музыкального воздействия

оборудование:

   -мультимедийная установка

   -куклы в  народных костюмах

   -карандаши, фломастеры, мелки

   -мнемотаблица "Правила музея"

   -варежки

   -игрушки - кошки (керамические, мягкие, резиновые, пластмассовые)

   -картинки: хата, юрта, изба

   -билеты в музей

   -шаблоны варежек

   -коробка под билеты

   -коробка с куклами

   -записка о пропаже экспонатов

   -напечатанные слова: варяшки, вареги, мохнатки, связни, рукавки

   -указка

   -наклейки

   -линейки-трафареты

Интеграция образовательных областей

   -социально -коммуникативное развитие

   -познавательное развитие

   -речевое развитие

   -художественно- эстетическое развитие

Ход

В. Ребята, если бы у вас была машина времени куда бы вы отправились?

Ответы детей.

В.  Сколько чудесных мест вы мне предложили. Я бы хотела пойти...    Наш экран нам покажет необычное место, в которое  мы сегодня отправимся.(на экране слайды из мультфильма "Ну, погоди" выпуск 12, в музее) Где оказались герои этого мультфильма?

Ответы детей.

В. Что такое музей?

Ответы детей.

В. Музей -это место, где живёт история. Открою вам "страшную" тайну: музей - это и есть машина времени. Давайте придумаем название стране, в которой есть только музеи.

Ответы детей.

В. Приобретаем билеты в музейную страну. Билетик получит тот, кто назовёт любой музей, который знает.

Ответы детей.

В. А теперь надо познакомиться с правилами музейной страны. Как же нужно вести себя в музее?

Ответы детей.

В. Ребята, в музей приходят иностранцы. Смогут ли они понять правила музея, если надписей на иностранном языке нет?

Педагог предлагает незаконченную мнемотаблицу "Правила музея". Дети сами дополняют таблицу и вновь закрепляют правила.

В. Ребята, музейные правила вы запомнили. А теперь я скажу вам , что все экскурсии в музее ведёт человек - экскурсовод. Предметы, находящиеся в музее называются экспонатами.

Чтобы провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей.

Нам долго выбирать не нужно место,

Мы дружно отправляемся в музей.

В. Ваши входные билеты прошу опустить в специально для этого предназначенный ящик.

В. Двигаемся вперёд! На пути у нас интересный музей. В этом музее ....

Ой, а что здесь произошло? Где же все экспонаты? Какая -то записка.

Кто может её прочесть?

Дети читают содержание записки: "Уважаемый экскурсовод! Из музея пропали все экспонаты. Экскурсии не будет!!!!! Приносим свои извинения. Сотрудники музея".

В. Ребята, что же нам делать?

Ответы детей.

В. Сколько у вас интересных идей, но у меня есть для вас прекрасное предложение. Я ведь сама собираю коллекцию кукол и как раз хотела попросить устроить выставку в одном из музеев. Помогите мне, дети, давайте принесём мою коробку, я её оставила при входе в музейную страну.

Дети помогают педагогу.

Воспитатель вместе с детьми достаёт  поочерёдно кукол из коробки, рассматривает их и рассказывает о национальной принадлежности, костюме данной куклы. Спрашивает детей о том, знают ли они  в каком жилище традиционно живут представители этой национальности.

Ответы детей.

В. Какая удивительная получилась экскурсия! Что ж, двигаемся дальше. Вот и следующий музей нашей страны. Угадываем какой.

Воспитатель предлагает взглянуть на экран и разгадать  ребус на слово "Кошка".

Ответы детей.

В. Правильно, перед нами появляется музей кошки. Музей полностью посвящен этим ласковым и пушистым домашним питомцам. Здесь можно увидеть сказочные и художественные образы этих животных. А вы знаете, что  в Древнем Египте кошка считалась священным животным. После  смерти  её тело бальзамировали, как и тело человека. Если кто- то случайно убивал кошку, то этот человек приговаривался к смертной казни.

 Дети, а давайте мы с вами посмотрим на экран и вспомним котов и кошек из мультиков.

Слайды презентации показывают котов и кошек из известных мультфильмов.

Ответы детей.

В. Могу вам рассказать удивительную историю о кошках Ленинграда. Во время войны кошки спасали жителей города от гибели: приносили свою добычу людям, а сами при этом оставались голодными, грели своими тельцами замерзающих детей и предупреждали людей о приближающейся бомбардировке. После прорыва блокады в городе не осталось ни одной кошки, но зато появились крысы. Тогда люди из других городов прислали в Ленинград 4 вагона дымчатых кошек - крысоловов. Они помогли жителям города справиться с крысами. В Санкт- Петербурге установлены памятники этим кошкам (показ слайдов презентации)

В. Почему так говорят про кошку?

Мурка - обнимурка,

Атласная шкурка.

Лапки - царапки,

Поза - грациоза ,

А ум как у Спинозы.

Ответы детей.

В. Итак, попробуем угадать в какой музей мы сейчас попадём?

Загадка

Пять ребят в печке вязаной сидят.

Ответы детей.

В. Да, верно. Это варежка. Отправляемся в музей варежки.  

Этот музей самый тёплый, потому что в нём собраны варежки. Слово варежка происходит от слова "вар" - защита, а ещё это вязаная рукавица с одним пальцем.  Варежки раньше  сначала носили только бедные люди. Надевали по две пары на руки. Сначала вязаные, а потом меховые - мохнатки. Варежки на Руси имели множество названий. Хотите узнать эти слова?

Ответы детей.

В. Тогда посмотрите внимательно вокруг.

Дети находят слова и читают названия: связни, рукавки, варяшки, вареги, мохнатки. Можно попросить объяснить происхождение этих слов.

Варежки были повседневные и праздничные. Ребята, а как вы думаете, как должны выглядеть праздничные варежки?

Ответы детей.

В. Праздничные - яркие, с цветным узором, а повседневные - однотонные: серые, белые, чёрные.  Предлагаю вам оставить в этом музее свою праздничную варежку. Украсьте её рисунками.

Дети украшают шаблон варежки узорами с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, наклеек .(во время детского творчества включается русская народная музыка)

Украшенные варежки становятся экспонатами музея.

В. Ребята,  вот и закончилось наше путешествие по музейной стране. Пора возвращаться. Предлагаю вам вспомнить всё, что вы сегодня увидели. Расскажите о своих впечатлениях.

Ответы детей.

В. Теперь я уверена, что музейная страна обязательно появиться в ваших путешествиях. Посещайте музеи с удовольствием!!!

Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду»

Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.

В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

E:\Проект Музей\IMG-20230303-WA0115.jpg

В работе по созданию мини-музея можно условно выделить несколько этапов:

  • Обозначение темы, согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ, с актуализацией на развитие познавательной активности воспитанников.
  • Привлечение детей и родителей к пополнению коллекции экспонатов мини-музея по теме, с последующим совместным изготовление экспонатов.
  • Изучение экспонатов (составление описательных рассказов по теме, опираясь на экспонаты, развитие творческих способностей путём изображения данных экспонатов на листе бумаге, придумывание загадок и сказок по тематике, отображение в театральной деятельности и др.).
  • Самостоятельная деятельность детей в мини-музеи (рассматривание, исследование, работа в парах, игры с экспонатами). Организация различных выставок детских работ, выполненных совместно с взрослыми.
  • Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей (в данной ситуации дети пробуют себя в роли экскурсовода).
  • Совместные мероприятия с родителями по заданной теме (праздники, конкурсы, развлечения).

Работая по данной теме, обратила внимание на то, какое бесценное влияние оказывает музей на воспитание дошкольников: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательно-исследовательских способностей. Дети узнают интересные факты об исторических событиях, об истории происхождения предметов старины; у них развиваются тактильные ощущения, так как они могут потрогать, поиграть, поэкспериментировать с объектами мини-музея. При создании детьми музейных экспонатов, развиваются творческие способности, фантазия, воспитанники с огромным интересом создают поделки в нетрадиционных техниках, очень любят демонстрировать их при проведении экскурсий, делятся опытом со сверстниками.

Спасибо за внимание!