Занятие по внеурочной деятельности. Основы безопасности жизнедеятельности.

Цветкова Татьяна Евгеньевна

Активизация внеурочной работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Азбука безопасности»

        

Цель занятия: обобщить знания детей об основных правилах безопасности пользования транспортными средствами.

Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умение предвидеть опасность.

Оборудование: компьютер для демонстрации материала, сюжетные картинки.

План занятия:

  1. Практическое задание – пешеходная экскурсия по микрорайону. Наблюдение за пешеходами на дорогах. Обсуждение.
  2. Правила безопасности велосипедистов.
  3. Поведение в транспорте.
  4. Правила безопасности при пользовании метрополитеном.
  5. Правила безопасности при пользовании железнодорожного транспорта и правила перехода железнодорожного переезда.

Ход занятия:

  1. Практическое задание – пешеходная экскурсия по микрорайону.

Наблюдение за пешеходами на дорогах. Обсуждение.

  1. Правила безопасности велосипедистов:

Даже при отсутствии поблизости автомобилей, не следует без причины выезжать на середину дороги.

Необходимо помнить, что припаркованные машины очень опасны для велосипедистов. Водитель автомобиля, сдавая назад, плохо видит проезжающие транспортные средства. Следует снизить скорость, не приближаться к бамперам, следить за фонарями заднего хода;

Велосипедистам запрещается: ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; перевозить пассажиров, кроме детей младше 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном специальными подножками; перевозить груз, мешающий управлению или выступающий больше, чем на 0,5 м по длине или ширине; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

  1. Поведение в транспорте.

Кроме поведения на дороге, необходимо помнить, каким образом нужно вести себя в транспорте:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

открывать двери транспортного средства во время его движения

Во время поездок в городском общественном транспорте пассажиру необходимо соблюдать следующие правила:

При возникновении какой-либо опасной ситуации в первую очередь действовать по указанию водителя трамвая или троллейбуса.

Не выходить из вагона, когда водитель переводит стрелку.

Не прыгать в трамвай (троллейбус) на ходу.

Выходить из трамвая (троллейбуса) следует осторожно, чтобы не попасть под движущийся транспорт.

При нахождении около дверей остерегаться ушибов рук дверями подвижного состава.

Не высовываться из окон, опасаясь быть задетым движущимся транспортом или каким-либо препятствием.

При подходе трамвая (троллейбуса) к остановке не приближаться к нему менее чем на 0,5 м, чтобы не быть задетым выступающими частями трамвая или троллейбуса и случайно не попасть под колеса.

Не трогать без необходимости ручки и механизмы управления дверями.

Запрещается разговаривать с водителем во время движения.

Запрещается подходить к трамваю (троллейбусу), у которого выставлены оградительные знаки аварийной остановки.

При движении необходимо надежно держаться за поручни.

  • НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ: пока вы ждёте автобус, вы не должны выходить на проезжую часть. Ждите спокойно на тротуаре на автобусной остановке. Если вы опаздываете и не успеваете сесть в автобус, никогда не бегите за автобусом по проезжей части.
  • ВХОД В АВТОБУС: Дождитесь полной остановки автобуса. Сначала дайте пассажирам автобуса выйти из него, а потом войдите сами. Пропустите вперёд пожилых людей, инвалидов, пассажиров с маленькими детьми;
  • ВЫХОД ИЗ АВТОБУСА: После того как вы вышли из автобуса, пройдите вперёд и встаньте на тротуар, чтобы не мешать другим пассажирам выходить из автобуса;  Как только вы вышли из автобуса, вы снова стали  пешеходом, и вам необходимо следовать правилам безопасности для пешеходов;  Если вам нужно перейти на другую сторону дороги, дождитесь, пока автобус уедет и вам станет хорошо видно дорогу, а водители автотранспорта смогут видеть вас.

  1. Основные правила безопасности пользовании метрополитеном:

При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держаться за поручень, проходить с левой стороны и не задерживаться при сходе с него.

Детей необходимо держать за руку или на руках, не разрешать им прислоняться к неподвижным частям эскалатора.

На платформе в ожидании поезда пассажирам следует размещаться равномерно по длине поезда.

Запрещается:

Заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда.

Сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе.

Спускаться на пути и ходить по путям.

Открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей на остановках.

Входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.

Курить на станциях и в вагонах.

5.  Правила безопасности при пользовании железнодорожного транспорта.

Чтобы не стать жертвой железнодорожного транспорта, пешеходам также следует соблюдать элементарные правила безопасности:

при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу;

на электрифицированных участках не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам (держитесь от них на расстоянии не менее 20 м).

переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там, где их нет - по настилам в местах, где установлены указатели

Подходя к железнодорожному переезду, следите за положением шлагбаума. Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного состава.

При отсутствии переходных площадок подвижной состав следует обойти с головы или с хвоста на расстоянии не менее 5 м от первого или последнего вагона.

Не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.

В России каждый день попадают под колеса машин более 60 мальчиков и девочек. Происходит это потому, что дети ведут себя на дорогах неосторожно.

Правила перехода железнодорожного переезда

Несчастные случаи на железной дороге чаще всего происходят из-за того, что пешеходы-нарушители идут по путям, где ходить запрещено. Объясняет, что железную дорогу следует переходить по подземному, надземному переходу, по настилу или железнодорожному переезду. Настил — это деревянное полотно, уложенное поперек рельсов, чтобы удобнее было переходить через них.

Бывают аварии и на железнодорожных переездах (пересечении дороги с железнодорожными путями). Железнодорожные переезды специально оборудованы для движения транспорта и пешеходов.

На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

Шлагбаум – это подвижная перекладина. Если она опущена - путь закрыт, если поднята — открыт.

Чтобы при переходе железной дороги не споткнуться о рельсы, на одном уровне с ними укладывают деревянное полотно — настил.

Если перед настилом есть шлагбаум и светофор и может быть еще дежурный по переезду — это регулируемый переезд, т.е. движением на железной дороге управляют техника или люди. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.

Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, то такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т. е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди).

В этом случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами:

 

1.Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен».

2.Посмотреть во все стороны и прислушаться — не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад — нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути.

Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

О наличии железнодорожного переезда предупреждает дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик. Это значит, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Если же внутри треугольника изображен паровоз, этот знак обозначает нерегулируемый железнодорожный переезд без шлагбаума.

Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.

Бывают случаи, когда дети ходят по рельсам, катаются на санках с железнодорожной насыпи, выезжая на пути. Это приводит к несчастным случаям.

Меры безопасности при катании на лодках:

Катание на гребных и моторных лодках (катерах) проводится только под руководством взрослых. К управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавательными средствами.

При катании запрещается:

- перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;

  1. Проведение конкурса социального плаката: «За безопасность движения»

В художественной форме дети выражают своё обращение ко всем людям о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Тема: Что я знаю о правилах дорожного движения?

Цель занятия: Определить, насколько хорошо воспитанники знают правила дорожного движения и на что, следует обратить внимание.

Оборудование: таблички  с терминами (ТРОТУАР, ПЕРЕКРЁСТОК, КЮВЕТ, ОБОЧИНА, ОСЕВАЯ ЛИНИЯ, ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ и т.д.) вопросы викторины, видеоматериал, предметные иллюстрации транспорта; изображения дорожных знаков (правильные и неправильные); воздушные шары зеленого, красного и желтого цвета.

Задачи:

  1. Совершенствовать знания детей о правилах поведения на дороге, воспитывать безопасный стиль поведения на улице.
  2. Обогащать и активизировать словарный запас по теме.
  3. Стимулировать речевую активность детей, учить отвечать на вопросы, использовать объяснительную и доказательную речь.
  4. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  5. Воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения.

План занятия:

1.Просмотр видеоматериала.

2.Дать представление воспитанникам об основных правилах поведения пешехода и пассажира. Вспомнить основные понятия и терминологию.

3.Викторина «100 вопросов – 100 ответов»

4.Обсуждение различных ситуаций на дорогах.

Ход занятия:

  1. Просмотр видеоматериала.
  2. Вступительное слово воспитателя: изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Выполнять правила движения обязаны все – водители, пассажиры и пешеходы.

Для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны. Транспорт движется по проезжей части улиц. Место пересечения улиц называется перекрёстком.

Трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на тротуаре или на посадочной площадке. Посадка на общественный транспорт проводится в порядке очереди при полной остановке транспорта. При выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной безопасности, идти к тротуару.

Если при этом надо обойти стоящий на остановке автобус или троллейбус, то надо войти на тротуар, пройти до пешеходного перехода или перекрёстка и, убедившись в безопасности, выходить на проезжую часть для перехода улицы.

Стоящий трамвай обходят впереди, так как в этом случае виден встречный трамвай. Из автобуса и автомобиля выходят только в сторону тротуара. При выходе из автомобиля необходимо осторожно открыть дверь, чтобы не задеть пешехода.

Обочина часть дороги, которая расположена по обе стороны проезжей части, служит для движения пешеходов.

Кюветы – канавы, прорытые вдоль по обе стороны дороги. Кюветы нужны для стока воды с дороги.

Улицы бывают с односторонним и двусторонним движением, и транспорт по ним движется по правой стороне. В нашей стране правостороннее движение транспорта и пешеходов.

Осевая линия – белая линия, идущая посередине улицы (дороги). Эта линия делит дорогу пополам для движения встречных потоков транспорта. Поперёк улицы белой краской наносят прерывистые линии. Они  определяют полосу, по которой пешеходы переходят улицы. Эта полоса называется пешеходным переходом.

Если необходимо внезапно остановить автомобиль, то от начала торможения до полной остановки он проходит значительное расстояние. Это расстояние  называется тормозным путём.

  1. Викторина

  1. Транспортное средство, водителем которого вы можете стать.

Ответ. Велосипед.

  1. Кого можно назвать участниками дорожного движения?

Ответ. Пешеходов, водителей, пассажиров.

  1. До кого возраста детям запрещено выезжать на дорогу на велосипеде?

Ответ. До 14 лет.

  1. Что называется перекрёстком?

Ответ. Место пересечения улиц.

  1. Что называют обочиной?

Ответ. Это часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части, которая служит для движения пешеходов.

  1. На каких дорогах нет встречных машин?

Ответ. На дорогах с односторонним движением.

  1.  Что такое кюветы, и для чего они нужны?

Ответ. Это канавы, прорытые вдоль по обе стороны дороги. Кюветы нужны для стока воды с дороги.

  1. Как вы понимаете, что такое тормозной путь?

Ответ. Это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки.

  1.  Как правильно выходить из автобуса или автомобиля? Почему?

Ответ. Из автобуса или автомобиля выходят только в сторону тротуара. Автобус обходят сзади.

  1.  Трамвай обходят впереди или сзади?

Ответ. Стоящий трамвай обходят впереди, так как в этом случае виден встречный трамвай.

  1. Где должны идти пешеходы, если нет ни тротуара, ни пешеходной дорожки?

Ответ. Можно идти по обочине дороги, не выходя на проезжую часть.

  1. Где должен пешеход переходить дорогу?

Ответ. По подземному, надземному или наземному пешеходному переходу.

  1. В каком случае пешеходный переход называется регулируемым?

Ответ. Если на пешеходном переходе движением машин и пешеходов управляют светофоры.

  1. Вопросы для закрепления знаний.

Воспитатель задает детям вопросы о правилах поведения на дорогах, выслушивает и дополняет их ответы.

В каком месте можно переходить проезжую часть дороги?

Переходить проезжую часть лучше всего там, где имеется светофор. Если его нет, то переходить надо по подземному или надземному пешеходному переходу (если они есть) либо по пешеходному переходу «зебра». В случае, если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то переходить надо в том месте, где отсутствуют ограждения, а дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Как правильно переходить проезжую часть?

Необходимо остановиться перед проезжей частью, посмотреть налево, затем – направо и если транспортных средств поблизости нет, можно начать переход. Дойдя до середины дороги, снова посмотреть направо и продолжить движение при отсутствии приближающегося транспорта.

Идти шагом, не бежать.

Если кто-то вас окликнул, нельзя оборачиваться и останавливаться на проезжей части. Сначала нужно закончить переход дороги.

Как правильно переходить проезжую часть группе детей?

При переходе проезжей части группой детей необходимо всем остановиться, осмотреться и при отсутствии приближающегося транспорта начать переход. Надо прекратить разговоры, сосредоточиться, смотреть не на друзей, а на дорогу.

Как правильно переходить проезжую часть в сопровождении взрослых?

Нужно крепко держать взрослого за руку, не отвлекать его разговором и не отвлекаться самому. Быть внимательным и осторожным.

Где и как правильно могут ходить пешеходы?

Пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Ходить надо по правой стороне, чтобы не мешать движению других пешеходов.

Если тротуара или пешеходной дорожки нет, то ходить надо по обочине, а при её отсутствии – по краю проезжей части. При этом двигаться надо по левой стороне дороги, навстречу приближающемуся транспорту.

Где можно играть?

Играть в подвижные игры, кататься на детских велосипедах, самокатах, коньках, санках можно только во дворах, на детских и спортивных площадках, стадионах.

Нельзя играть на тротуарах – это мешает движению пешеходов.

Где устраиваются подземные переходы?

Ответ:    В больших городах, на улицах с особенно интенсивным движением транспортных средств, где переход через проезжую часть опасен, строят подземные и надземные переходы. В опасных местах переходить проезжую часть пешеходам разрешено только по этим переходам. Подземные пешеходные переходы делают так: роют тоннели, облицовывают их, устраивают ступеньки. У входов в подземный и надземный пешеходные переходы, установлены знаки, на которых в синем квадрате нарисован человек, шагающий по ступенькам. Если человек идет по ступенькам вниз – это подземный пешеходный переход (вывешивается изображение знака), а если вверх – надземный пешеходный переход (вывешивается изображение знака).

Как вы думаете, какой из всех видов пешеходных переходов, самый безопасный?

Ответ: Подземный, так как там нет движения транспортных средств.

  1. Проведение конкурса  социального плаката: « За безопасность  движения»

В художественной форме дети выражают своё обращение ко всем людям о необходимости соблюдения правил дорожного движения.