методическая разработка. Конспект занятия по внеурочной деятельности. Основы безопасности.

Цветкова Татьяна Евгеньевна

Активизация внеурочной деятельнсти по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Азбука безопасности»

        

Цель занятия: обобщить знания детей об основных правилах безопасности пользования транспортными средствами.

Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умение предвидеть опасность.

Оборудование: компьютер для демонстрации материала, сюжетные картинки.

План занятия:

  1. Практическое задание – пешеходная экскурсия по микрорайону. Наблюдение за пешеходами на дорогах. Обсуждение.
  2. Правила безопасности велосипедистов.
  3. Поведение в транспорте.
  4. Правила безопасности при пользовании метрополитеном.
  5. Правила безопасности при пользовании железнодорожного транспорта и правила перехода железнодорожного переезда.

Ход занятия:

  1. Практическое задание – пешеходная экскурсия по микрорайону.

Наблюдение за пешеходами на дорогах. Обсуждение.

  1. Правила безопасности велосипедистов:

Даже при отсутствии поблизости автомобилей, не следует без причины выезжать на середину дороги.

Необходимо помнить, что припаркованные машины очень опасны для велосипедистов. Водитель автомобиля, сдавая назад, плохо видит проезжающие транспортные средства. Следует снизить скорость, не приближаться к бамперам, следить за фонарями заднего хода;

Велосипедистам запрещается: ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; перевозить пассажиров, кроме детей младше 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном специальными подножками; перевозить груз, мешающий управлению или выступающий больше, чем на 0,5 м по длине или ширине; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

  1. Поведение в транспорте.

Кроме поведения на дороге, необходимо помнить, каким образом нужно вести себя в транспорте:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

открывать двери транспортного средства во время его движения

Во время поездок в городском общественном транспорте пассажиру необходимо соблюдать следующие правила:

При возникновении какой-либо опасной ситуации в первую очередь действовать по указанию водителя трамвая или троллейбуса.

Не выходить из вагона, когда водитель переводит стрелку.

Не прыгать в трамвай (троллейбус) на ходу.

Выходить из трамвая (троллейбуса) следует осторожно, чтобы не попасть под движущийся транспорт.

При нахождении около дверей остерегаться ушибов рук дверями подвижного состава.

Не высовываться из окон, опасаясь быть задетым движущимся транспортом или каким-либо препятствием.

При подходе трамвая (троллейбуса) к остановке не приближаться к нему менее чем на 0,5 м, чтобы не быть задетым выступающими частями трамвая или троллейбуса и случайно не попасть под колеса.

Не трогать без необходимости ручки и механизмы управления дверями.

Запрещается разговаривать с водителем во время движения.

Запрещается подходить к трамваю (троллейбусу), у которого выставлены оградительные знаки аварийной остановки.

При движении необходимо надежно держаться за поручни.

  • НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ: пока вы ждёте автобус, вы не должны выходить на проезжую часть. Ждите спокойно на тротуаре на автобусной остановке. Если вы опаздываете и не успеваете сесть в автобус, никогда не бегите за автобусом по проезжей части.
  • ВХОД В АВТОБУС: Дождитесь полной остановки автобуса. Сначала дайте пассажирам автобуса выйти из него, а потом войдите сами. Пропустите вперёд пожилых людей, инвалидов, пассажиров с маленькими детьми;
  • ВЫХОД ИЗ АВТОБУСА: После того как вы вышли из автобуса, пройдите вперёд и встаньте на тротуар, чтобы не мешать другим пассажирам выходить из автобуса;  Как только вы вышли из автобуса, вы снова стали  пешеходом, и вам необходимо следовать правилам безопасности для пешеходов;  Если вам нужно перейти на другую сторону дороги, дождитесь, пока автобус уедет и вам станет хорошо видно дорогу, а водители автотранспорта смогут видеть вас.

  1. Основные правила безопасности пользовании метрополитеном:

При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держаться за поручень, проходить с левой стороны и не задерживаться при сходе с него.

Детей необходимо держать за руку или на руках, не разрешать им прислоняться к неподвижным частям эскалатора.

На платформе в ожидании поезда пассажирам следует размещаться равномерно по длине поезда.

Запрещается:

Заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда.

Сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе.

Спускаться на пути и ходить по путям.

Открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей на остановках.

Входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.

Курить на станциях и в вагонах.

5.  Правила безопасности при пользовании железнодорожного транспорта.

Чтобы не стать жертвой железнодорожного транспорта, пешеходам также следует соблюдать элементарные правила безопасности:

при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу;

на электрифицированных участках не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам (держитесь от них на расстоянии не менее 20 м).

переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там, где их нет - по настилам в местах, где установлены указатели

Подходя к железнодорожному переезду, следите за положением шлагбаума. Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного состава.

При отсутствии переходных площадок подвижной состав следует обойти с головы или с хвоста на расстоянии не менее 5 м от первого или последнего вагона.

Не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.

В России каждый день попадают под колеса машин более 60 мальчиков и девочек. Происходит это потому, что дети ведут себя на дорогах неосторожно.

Правила перехода железнодорожного переезда

Несчастные случаи на железной дороге чаще всего происходят из-за того, что пешеходы-нарушители идут по путям, где ходить запрещено. Объясняет, что железную дорогу следует переходить по подземному, надземному переходу, по настилу или железнодорожному переезду. Настил — это деревянное полотно, уложенное поперек рельсов, чтобы удобнее было переходить через них.

Бывают аварии и на железнодорожных переездах (пересечении дороги с железнодорожными путями). Железнодорожные переезды специально оборудованы для движения транспорта и пешеходов.

На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

Шлагбаум – это подвижная перекладина. Если она опущена - путь закрыт, если поднята — открыт.

Чтобы при переходе железной дороги не споткнуться о рельсы, на одном уровне с ними укладывают деревянное полотно — настил.

Если перед настилом есть шлагбаум и светофор и может быть еще дежурный по переезду — это регулируемый переезд, т.е. движением на железной дороге управляют техника или люди. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.

Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, то такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т. е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди).

В этом случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами:

 

1.Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен».

2.Посмотреть во все стороны и прислушаться — не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад — нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути.

Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

О наличии железнодорожного переезда предупреждает дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик. Это значит, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Если же внутри треугольника изображен паровоз, этот знак обозначает нерегулируемый железнодорожный переезд без шлагбаума.

Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.

Бывают случаи, когда дети ходят по рельсам, катаются на санках с железнодорожной насыпи, выезжая на пути. Это приводит к несчастным случаям.

Меры безопасности при катании на лодках:

Катание на гребных и моторных лодках (катерах) проводится только под руководством взрослых. К управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавательными средствами.

При катании запрещается:

- перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;

  1. Проведение конкурса социального плаката: «За безопасность движения»

В художественной форме дети выражают своё обращение ко всем людям о необходимости соблюдения правил дорожного движения.