Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Смирнова Анастасия Олеговна

Занятие направленно на формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_smirnova_a.o.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Смирнова Анастасия Олеговна

Должность, категория

Воспитатель дошкольного отделения

Мероприятие,  область применения.

НОД по ФЭМП

Возрастная  группа,

количество человек

Средняя группа 12-14 человек

Продолжительность   мероприятия

30  минут

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

«В стране геометрических фигур»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Закрепление материала

Цели  занятия/ мероприятия

Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи  занятия/ мероприятия

Образовательная задача:

  • совершенствовать знания цифр и навыки устного счета в пределах 5;
  • упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (плоскостных, объемных) с соотнесением их с паспортом фигур;
  •  развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Учить составлять узор по образцу в игре «Танграм»;
  • совершенствовать представления о составе числа от «1» до «5» из двух меньших, как основе вычисления в уме;
  • совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
  • упражнять в конструировании плоскостных и трехмерных фигур из гороха нут.

Развивающая задача

  • развивать логическое мышление;
  • развивать внимание;
  • развивать речь, мелкую моторику рук, память. 

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать самостоятельно;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • воспитывать сдержанность, доброжелательность.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети  в ходе занятия/ мероприятия

  1. Количество и счёт в пределах пяти.
  2. Величина (длина, высота, ширина, толщина).
  3. Форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида).
  4. Пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева, вперёд, назад, далеко, близко).
  5. Временные представления (дни недели)

Предварительная работа

  • Упражнение в порядковом и количественном  счете в пределах 5 в игровой форме
  • упражнение в игровой форме узнавать фигуры на ощупь;
  • беседа о составе числа в пределах 5;
  • упражнение в составлении узора по образцу в игре «Танграм»
  • упражнение в игровой форме на ориентировку в пространстве
  • разучивание зрительной гимнастики «Мы с фигурами играли..».
  • упражнение в конструировании фигур из бросового материала.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

  • Игралочка. Математика для детей 4 – 5 лет. Часть 2. Изд. 4-е, доп. и перераб. / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Юванта», 2011, - 80 с. Ил.
  • Е. Кац «Мышематика» https://mousemath.ru/category/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C/page/2/
  • Дидактические игры:
  • Паспорт фигур (автор составитель Смиронова А.О.)
  • На какие фигуры похожи? (автор составитель Смирнова А.О.)  
  • План группы (автор составитель Смирнова А.О.)  

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Проектор, экран, ноутбук, колонки, доска, стулья по количеству детей, 6 столов для «Танграм», набор плоских и геометрических фигур, мешочек, горох «Нут» и зубочистки, тарелочки по количеству детей,  сладкие медали по количеству детей.

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

  • Электронный конспект урока МЭШ: «В стране геометрических фигур»;
  • Волшебный мешочек с плоскими и объёмными фигурами;
  • Указка;
  • Набор карточек с геометрическими фигурами (6 комплектов отличающихся по цвету или форме);
  • 6 комплектов геометрических фигур и опорных картинок (Танграм);
  • Пальчиковый твистор по количеству детей;
  • 3 ключа и 3 замка;
  • Сундук;
  • Горох «Нут», зубочистки, тарелочка на каждого ребенка.

Этапы мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

     Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

-

 

 

 

Инструкции воспитателя  детям для реализации или в ходе проведения АМО

 

 

 

ЗУНы  и качества, которые формируются при использовании данного АМО

 

Фаза 1 «Начало»

Приветствие/Инициация

1 минута

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой  на работу.

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: Воспитатель собирает детей в круг.

(см. Фрагмент 1 слайд 1 музыка для привлечения внимания детей)

 Воспитатель:  

 Здравствуйте ребята, сегодня нас с вами ждет удивительное путешествие, но для начала нам нужно поздороваться. Все подняли правую руку.

Дети:

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд)

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд)

Здравствуй друг (киваем соседу справа)

Здравствуй друг (киваем соседу слева)

Здравствуй, весь наш дружный круг  (качаем руками).

Воспитатель.

Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Дети:

Здравствуйте.

 

Положительный настрой на работу.

Вхождение или погружение в тему

1 минута

Цель: Заинтересовать детей на дальнейшую работу.

Материалы: письмо от Королевы Фигур. Электронный конспект занятия.

Технология проведения: Дети сидят полукругом лицом к воспитателю. Затем идут под звук о помощи за воспитателем.

Воспитатель

Ребята, сегодня утром возле нашей двери я нашла письмо, хотите узнать, что написано в нем? (см. Фрагмент 1  слайд 2).

Деты:

 (ответы детей)

Воспитатель: (читает письмо)

Тогда слушайте:

«Дорогие ребята! Пишет вам королева Фигур. Я знаю, что только вы сможете мне помочь. Все мои друзья – фигуры пропали. Очень прошу Вас приехать в страну геометрических фигур и помочь мне их отыскать».  

Ребята вы готовы отправиться в такое путешествие?

Деты:

 (ответы детей)

Воспитатель:

Для этого нам с Вами нужно посчитать от 1 до 5. Готовы?

Дети: (счет в прямом порядке от 1 до 5)

Звук волшебства  (см. Конспект электронного занятия фрагмент 1 слайд 2)

Создание интереса к занятию

Фаза 2 «Работа над темой»

3 минуты

  Цель:

  • формировать представления о форме цифр

Материалы: Конспект Электронного занятия, Волшебный мешочек с плоскими и объёмными фигурами, стулья по количеству детей.

Технология проведения: Дети садятся на стульчики, проводится ига «Волшебный мешочек» (В мешочке плоские и объёмные фигуры). Дети опускают руку в мешочек и на ощупь узнают фигуру по форме).

 

 

 

 

 

 

 Звук, в котором фигуры просят о помощи (см. Конспект Электронного занятия фрагмент 2 слайд 1)

Воспитатель:

Ребята сможем отгадать фигуры в волшебном мешочке?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Волшебный мешочек мы возьмем, и фигуры все найдем мы в нем. Ребята отгадаете какие фигуры спрятались в волшебном мешочке?

Дети: (ответы детей)

(В мешочке фигуры плоские и объёмные. Дети опускают руку в мешочек и на ощупь узнают фигуру по форме).

Воспитатель:

Какие мы молодцы вспомнили фигуры.

После чего раздается звук, в котором фигуры благодарят детей, и просят о помощи. (см. Конспект Электронного занятия фрагмент 2 слайд 2).

Развивать умение пользоваться методом проб и узнавать фигуры по форме, развитие речи, памяти и мышления.

Проработка содержания темы

10 минут

Цель:

  • закрепить знания в различении и назывании знакомых геометрических фигур (плоскостных, объемных)
  • научить соотносить объемные и плоскостные фигуры с паспортом фигур.

Материалы: Конспект электронного занятия.

Технология проведения: Дети становятся лицом к экрану. Затем садятся на стульчики. Проводится игра дидактическая игра «Паспорт фигур» (Дети должны расшифровать фигуры, изображенные на паспорте и соотнести их по признаку плоские или объёмные (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида). 

Цель:

  • Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки;
  • Уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты;
  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе);

Материалы: Конспект электронного занятия, квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезанный на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Карточки – образцы.

Технология проведения: На каждую команду  раздается 1 танграм (7частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам.

Цель: 

  • Совершенствовать знания о составе изученных чисел.
  • упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
  • побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;

Материалы:

Конспект электронного занятия. Пальчиковый твистор на каждого ребенка. Наглядный материал «Обезьянка-весы».  

Технология проведения:

Дети садятся за стол и на каждого ребенка раздается пальчиковый твистор. По команде воспитателя дети должны найти заданное число, а потом назвать состав числа. Раскладывая заданное число на два меньших. Затем проводится зрительная гимнастика.

Воспитатель:

Ребята давайте поможем фигурам справиться с первым заданием. А называется оно паспорт фигур.

Проводится дидактическая игра «Паспорт фигур».

 (Дети должны назвать  фигуры,   изображенные на паспорте и соотнести их в соответствии с признаком плоские или объёмны (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида).

 (см. Конспект электронного занятия фрагмент 3)

Воспитатель:

Молодцы ребята все фигуры расшифровали.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что из геометрических фигур можно выложить картину. Давайте попробуем, это наше следующее задание.

Дети: (ответы детей)

 Воспитатель:

Так как картины 6, нам нужно разделиться на 6 команды. Кто какую карточку возьмет, тот в той команде и окажется. Готовы?

(см. Конспект электронного занятия фрагмент 4)

Дети: (ответы детей, делятся на команды)

После чего проводится игра «Танграм». На каждую команду  раздается 1 Танграм (7частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам.

Воспитатель:

Молодцы ребята.

Воспитатель:

Ребята для того, что бы справиться со следующим заданием нам нужно сесть за стол. Ластик хочет узнать, как мы с Вами знаем состав числа.

Для начала найдите цифру «2» (проверка на экране). Кто мне скажет, каким образом можно получить цифру «2».

Дети:

 1 и 1 (называя состав числа, дети ставят пальцы на соответствующие цифры)  

Воспитатель:

 Найдите цифру «4» кто мне назовет состав числа «4»

Дети:

1 и 3, 2 и 2, 3 и 1 (называя состав числа, дети ставят пальцы на соответствующие цифры)  

Воспитатель:

Найдите цифру «3». Назовите состав числа «3»

Дети:

 1 и 2, 2 и 1  (называя состав числа, дети ставят пальцы на соответствующие цифры)

  Воспитатель:

Найдите цифру «5». Назовите состав числа «5».

Дети:

1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1 (называя состав числа, дети ставят пальцы на соответствующие цифры)  

Замечательно справились с заданием.

(см. Конспект электронного занятия фрагмент 5)

Развитие знаний о геометрических формах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида)

Развиваются пространственные представления, конструктивное мышление, логика, воображение, сообразительность.

Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности) Развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения

Разминка

(Зрительная гимнастика)

1 минута

Цель:

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Восстановление работоспособности детей, улучшение общего состояния
  • Переключение внимания с одной деятельности на другую

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: Дети вместе с воспитателем выполняют ранее выученную зрительную гимнастику.

Воспитатель

(воспитатель вместе с детьми повторяет слова)

«Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали

Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать. (моргают)

Пусть немного отдохнут (закрывают глаза)

И опять моргать начнут (открываю глаза и моргают)

Создание условий для снятия усталости с глаз.

Практическая часть

6 минут

Цель:

  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах (об эталонах форм): круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Формировать навыки соотношения формы и изображенного предмета с геометрической фигурой.
  • Развивать умение создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

Материалы:

Электронный конспект  занятия.

Технология проведения:

Дети по очереди выходят к доске и собирают все круглые (овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные) предметы. После правильного выполнения на заднем фоне открывается план группы.

 Цель:

  • Формировать умение ориентироваться в помещении групповой комнаты, используя план-схему;
  • Находить предмет, изображенный на плане в реальной обстановке;

Материалы: Электронный конспект занятия. План группы, 3 ключа. Сундук с 3 замками (внутри сундука спрятан «Нут»).

Технология проведения:

Дети по очереди выходят из группы. Воспитатель (или приглашённые гости) прячет ключ в реальной обстановке и обозначает это место на плане группы. Затем ребенок заходит, и находить предмет (ключ), изображенный на плане группы в реальной обстановке. После того как дети нашли ключи, они  пытаются открыть сундук, подбирая ключи к замку.

 

Воспитатель:

Молодцы, ребята, а вот и новое задание. Посмотрите на экран. Фигуры спрятались в предметах, нам нужно их отыскать.

Проводится интерактивная игра «На что похоже». (см. Электронный конспект фрагмент 6)

Звучит звук – Хахахах, для того что бы справиться с последним заданием, вам нужно отыскать ключи (см. Электронный конспект фрагмент 7)

Воспитатель:

Ребята давайте же искать ключи.

Дети: (ответы детей).

Проводится игра «План группы» (см. Электронный конспект фрагмент 8).

Дети по очереди выходят из группы. Воспитатель прячет ключ в реальной обстановке и обозначает это место на плане группы. Затем ребенок заходит, и находить предмет, изображенный на плане группы в реальной обстановке.

Воспитатель:

Молодцы ребята все ключи нашли. Скажите ребята, какие же цифры написаны на ключах.

Дети:

(1,3,5)

Воспитатель:

Молодцы, а каких ключей здесь нахватает, для правильной последовательности.

Дети:

2,4.

 Воспитатель:

Все, верно, давайте же подберем ключи к замку. На каждом ключе есть цифра, а на каждом замке соответствующее количество точек.

Дети поочередно открывают замки и открывают сундук, внутри которого находится «Нут».

Развитие знаний о геометрических формах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)

Развивать внимание, память, наблюдательность, умение определять изменения в пространственном расположении предметов, способность анализировать, сравнивать.

Фаза 3 «Завершение»

4 минуты

 Цель:

  • Формировать умение думать и рассуждать.
  • Учить соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объёмные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур.

Материалы: Электронный конспект занятия. Зубочистки и «Нут» на каждого ребенка, образец на каждого ребенка.

Технология проведения:

Дети садятся за столы и  по образцу строят геометрические фигуры (квадрат, треугольник) из горошин «Нут» и  зубочисток. После того как дети построили плоские фигуры,  воспитатель спрашивает, кукую объёмную фигуру можно достроить из ранее сделанных плоских фигур.  

 

 

 Воспитатель:

Ребята посмотрите тут  горошины и записка. Постройте фигуры и они будут свободны. Давайте сядем за столы и построим  фигуры.  

Дети садятся за стол и собирают плоские фигуры (квадрат или треугольник) по образцу используя «Нут» и зубочистки.

Молодцы ребята. Вижу уже многие построили, скажите пожалуйста горох это что у фигуры? А зубочистки?

Дети:

Горох – вершины, зубочистки - стороны.

Воспитатель:

До какой объёмной фигуры можно достроить треугольник?

Дети: (треугольная пирамида)

Воспитатель:

Молодцы. А до какой объёмной фигуры можно достроить квадрат?

Дети: (куб, четырех угольная пирамида)

 Развивать комбинаторные навыки, умение отличать, что фигуры разные, способность анализировать, сравнивать.

Подведение итогов

(рефлексия)

2 минуты

Цель: подведение итогов

Материалы: Конспект Электронного занятия.

Технология проведения: Воспитатель предлагает детям вспомнить пройденное путешествие. Затем поощряет детей за работу.

Воспитатель:

Спасибо Вам ребята, справились со всеми заданиями, а теперь нам нужно отправляться обратно в группу, а для этого давайте посчитаем от 5 до 1.

Дети: (счет в обратном порядке от 5 до 1)

Воспитатель:

Вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади.

Какое задание было самым трудным? Какое задание самым легким? Какое самое интересное?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

Вы очень хорошо справились со всеми заданиями.

Ребята смотрите, а вот еще письмо. Что же в нем?

Воспитатель читает письмо.

 «Все сегодня молодцы, хорошо занимались и правильно отвечали, поэтому я передала вам свои сюрпризы и в скором времени жду всех вас к себе в гости. Королева Фигур».

 (Воспитатель вручает детям медали).

Ребята, на какую фигуры похожи медали?

Дети:

Круг.

Создание положительного эмоционального состояния от занятия

Итого время занятия, мин

30 минут