РОЛЬ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Щур Лилия Сергеевна

Проблемы контроля актуальны в связи с достижением определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, также вследствие этого увеличилось положительное влияние контроля на учебно-педагогический процесс, появились условия для рационализации самого контроля как составной части данного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_itogovogo_kontrolya_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

        Щур Л.С.

студентка 5 курса группы 02051601

кафедры английского языка и методики преподавания

Н. рук.: к.п.н., доц. Моисеенко О.А.

        Проблемы контроля актуальны в связи с достижением определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, также вследствие этого увеличилось положительное влияние контроля на учебно-педагогический процесс, появились условия для рационализации самого контроля как составной части данного процесса.

        По определению Виктора Ивановича Звонникова «…педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса» [2, с. 6]. Основной задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у обучающихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. В результате складывается оценка за определенный раздел программы или периода обучения.

        Важно отметить, что основной компонент содержания обучения дисциплины «Иностранный язык» - не столько знания, сколько навыки и умения. Для их формирования необходимо выдвигать на первое место такой способ обучения, как подкрепление. Для успешного становления навыка обучающийся должен знать, правильны ли его действия или нет. Если же он не получает обратной связи от учителя, то сам оценивает свои действия, что чаще всего закрепляет неверные действия и вследствие этого формируются неправильные навыки. Оценка действий обучающихся является подкреплением. Но осуществить подкрепление невозможно без наблюдения за действиями обучающихся или без изучения их результатов. Для того, чтобы оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое и представляет собой контроль.

        Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Данное исследование направлено на изучение итогового контроля.

        Итоговый контроль осуществляется независимо от учебных материалов, по которым проходило обучение, с учетом характеристик соответствующего уровня межкультурной коммуникативной компетенции и программных требований. Итоговая проверка всегда носит коммуникативно-деятельностный характер и предполагает целостную оценку уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции. Современный экзамен по иностранному языку является комплексным и содержит самостоятельные блоки проверочных материалов в соответствии с выделенными объектами оценки способности к межкультурной коммуникации [1, с. 338]. В содержании современного итогового экзамена по иностранному языку выделяются следующие объекты проверки и оценки: компетенция в аудировании, компетенция в чтении, компетенция в диалогическом общении, компетенция в устном монологическом общении, компетенция в письменном общении и компетенция в написании письменного текста разного характера. Следует отметить, что объектом проверки и оценки является содержательная сторона устного и письменного общения, что отражается в характере и содержании текстов для аудирования и чтения, тематике диалогического и монологического общения и соотносится с программными уровневыми требованиями. Итоговый контроль представляет собой ту же контрольную работу, однако в отличие от нее, используется при завершающей проверке и предназначен для выявления конечного уровня обученности за весь год и обязательно выполняет оценочную функцию [1, с. 334].

        Наиболее актуальной является проблема государственного экзамена за базовый курс обучения иностранному языку (5-9 классы). Его целью должно быть определение того, достиг ли ученик базового уровня, необходимого для дальнейшего его изучения. Успешная сдача такого экзамена должна показать, что ученик может использовать иностранный язык в практической деятельности, хотя и в ограниченных пределах (например, на бытовом уровне во время поездки заграницу, в рамках программы по обмену школьниками, в международном молодежном лагере). Таким образом, экзамен по иностранному языку за базовый курс является надежным фундаментом для дальнейшей учебы. Более того, требования к нему следует установить в соответствие с международными стандартами [3, с. 25].

        Включение иностранных языков в число обязательных школьных предметов, по которым выпускники сдают итоговые экзамены, ранее планировалось на 2022 год. Однако Министерство просвещения признает нецелесообразность введения обязательного экзамена по иностранным языкам для обучающихся, назвав возможным его сохранение в качестве предмета по выбору.

        В федеральной службе по надзору в сфере образования и науки указывают, что отказ от обязательного экзамена по иностранному языку связан с неравенством в положении российских школьников. Они объясняют это тем, что в больших городах отмечен как хороший уровень преподавания, так и практика применения, а в сельских отдаленных школах, которых у нас очень много, практика применения языка находится в нулевом цикле.

        Итак, в настоящее время ОГЭ по иностранному языку не является обязательным. Однако возникают некоторые проблемы, если обучающиеся сдают его как экзамен по выбору. Во-первых, недостаточное количество часов для подготовки. Во-вторых, отсутствие возможности полного погружения в языковую среду. Даже если на уроке обучающиеся общаются только на иностранном языке, то выходя за пределы кабинета, их окружает родной язык. В-третьих, отсутствие мотивации у самих обучающихся.

        На базе «Викторопольской средней общеобразовательной школы Вейделевского района Белгородской области» среди обучающихся 9 класса (11 человек) было проведено анкетирование. Нам удалось выяснить, что ни один обучающийся не хотел бы сдавать ОГЭ по иностранному языку. Также было выявлено, что большинству обучающихся нравится получать хорошие оценки (73% - 8 человек), а сами они свои знания оценивают следующим образом: 55% (6 человек) – «хорошо», 36% (4 человека) оценивает свои знания как «удовлетворительно» и 9% (1 человек) – «неудовлетворительно».

        В ходе стартового среза также был выявлен недостаточный уровень сформированности языковых, речевых и социокультурных навыков обучающихся. Но сам факт систематического и регулярного текущего контроля во время опытной работы дисциплинировал обучающихся и повысил качество знаний, хотя и незначительно.

        Опытная работа в рамках исследуемой темы позволила нам оценить возможности и условия проведения итогового контроля по иностранному языку в 9 классе.  Учителю следует начинать готовить обучающихся к ОГЭ не в выпускном классе, а намного раньше. По нашему мнению, к проблемам на итоговом экзамене приводит именно плохое усвоение курса начальной школы. Также следует уделять больше внимания своевременному выявлению учащихся как с сильной, так и со слабой предметной подготовкой. Для успешной сдачи государственного экзамена по иностранному языку необходима определенная системная подготовка обучающихся и профессиональная компетентность учителя. Именно поэтому только кропотливая совместная работа учителя и учеников способна дать возможность успешно сдать ОГЭ.

        Таким образом, результативность сдачи ОГЭ зависит от того, насколько эффективно организован процесс подготовки на каждой ступени обучения, со всеми категориями обучающихся. Для подготовки к ОГЭ учителю следует проводить дополнительные консультации, как для всего класса, так и индивидуально, также на каждом уроке нужно уделять внимание не только заданиям из учебника, но и заданиям из КИМов. Особое внимание следует уделить и самостоятельной работе, то есть использовать задания из КИМов в домашней работе и объяснить учащимся важность подготовки к экзамену вне уроков. В настоящее время для этого есть много возможностей (учебные пособия для подготовки к ОГЭ, специально разработанные сайты). Также во время подготовки необходимо обратить внимание на правильное заполнение бланков ответов и критерии оценки экзамена. Подготовка к урокам и проведение дополнительных занятий требуют много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении высоких баллов на экзамене, то проведенная работа даст желаемый результат.

Использованная литература

1. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во «Кнорус», 2017. – С. 334-339.

2. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов. – М.: Изд-во «Академия», 2007. – С. 6.

3. Миролюбов А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – С. 25.