Способы преодоления трудностей в обучении диалогической речи на старшем этапе обучения школьников

Щур Лилия Сергеевна

Диалогическая речь как одна из форм устной коммуникации выходит на первый план, поскольку является наиболее естественной формой межличностного общения. Однако овладение диалогической речью вне страны изучаемого языка становится трудной задачей, так как требует от учителя создание условий обучения, приближенных к естественной коммуникации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы преодоления трудностей в обучении диалогической речи на старшем этапе обучения школьников

        Щур Л.С. (Россия)

Научный руководитель: к.п.н., доцент О.А. Моисеенко

        В современном обществе в условиях глобализации потребность в устно-речевом общении возрастает для установления необходимых контактов в рамках личностной и деловой сфер. Диалогическая речь как одна из форм устной коммуникации выходит на первый план, поскольку является наиболее естественной формой межличностного общения. Однако овладение диалогической речью вне страны изучаемого языка становится трудной задачей, так как требует от учителя создание условий обучения, приближенных к естественной коммуникации.

        Диалогическая речь в методической литературе определяется как «способность реализовать в процессе иноязычного общения коммуникативное взаимодействие и взаимопонимание путем обмена речевыми высказываниями в соответствии с коммуникативными задачами и ситуацией общения, межличностными отношениями между собеседниками» [2: 280]. Отличительной чертой диалога является постоянная смена говорящего и слушающего, участники диалога попеременно воспроизводят информацию, а затем воспринимают и обрабатывают ее.

        Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что одним из наиболее важных этапов становления обучающихся старших классов как личностей является социализация. Через общение они добывают свой социальный опыт, который очень важен для развития мировидения. Обучение устной речи на английском языке напрямую связано с общением. Следовательно, обучение говорению в процессе общения является наиболее верным и эффективным способом.

        Е.Н. Соловова выделяет следующие возможные проблемы при овладении диалогическим общением:

  • страх учащихся сделать ошибку и подвергнуть себя критике со стороны учащихся и учителя;
  • отсутствие знаний и информации по изучаемой теме (даже на родном языке);
  • непонимание учащимися речевой задачи, то есть того, что от них требуют;
  • недостаток речевых и языковых средств для выражения своей мысли;
  • переход на родной язык, перенос конструкций построения предложений из родного языка, отсюда ошибки в диалогической речи [1: 166].

        На базе «Клименковской средней общеобразовательной школы Вейделевского района Белгородской области» среди обучающихся 10-11 класса (14 человек) было проведено анкетирование. Нам удалось выяснить, что 43% (6 человек) обучающихся боятся совершить ошибку и подвергнуться критике со стороны учителя или одноклассников, 36% (5 человек) не всегда могут выбрать правильные речевые и языковые средства для выражения своего мнения, а 21% (3 человека) испытывают трудности из-за отсутствия знаний по теме даже на родном языке.

        В ходе стартового среза также было выявлено, что обучающиеся при общении переносят конструкции построения предложений из родного языка в иностранный. Вследствие систематической работы над диалогической речью в старших классах нам удалось проработать данные проблемы и улучшить результат при составлении диалогов по заданным речевым ситуациям.

        Навык говорения должен быть настолько развит в процессе обучения, чтобы учащиеся могли общаться на иностранном языке, как только в этом возникнет необходимость. Самым главным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу различной степени сложности по заданным темам. Опыт школы доказывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью, так как она ситуативна. Важно учить обучающихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации.

        Таким образом, главная цель обучения иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию. Для преодоления трудностей при обучении диалогической речи в старшей школе учителю следует создать доброжелательную атмосферу в классе, чтобы учащиеся не боялись сделать ошибку, а также обучающиеся должны понимать, что каждый может допустить ошибку, без ошибок невозможно чему-либо научиться. Учителю необходимо чаще использовать работу в группе, где успех каждого отражается на успехе всей группы. Также, важно использовать различные источники создания мотивации, например, мотивировать учащихся интересным страноведческим материалом, оформить кабинет необходимыми таблицами, схемами, правилами для того, чтобы учащиеся чувствовали себя погруженными в атмосферу языка. Учитель должен чётко понимать, какую цель и задачу ставить, какие диалоги составлять, какой материал использовать. Систематическое и целенаправленное использование учебно-коммуникативных ситуаций на уроке позволяет привить учащимся умения и навыки условно-неподготовленного разговора на английском языке.

Литература

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – М.: Изд-во «Астрель», 2010. – 273 с.
  2. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку. Учебник и практикум для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во «Юрайт»: 2018. – 383 с.