Доклад Использование кейс-технологий для формирования функциональной грамотности

Павлова Наталья Матвеевна
В докладе содержится информация о кейс-технологиях и развитии функциональной грамотности на уроках обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАТАР-ХАДАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. Е.Х. ЕХАНУРОВОЙ

669127 РФ, Иркутская область, с. Хадай, ул. Трактовая, 28

E-mail: hatar-hadayskaya@list.ru

ОКПО 59977374, ОГРН 1028500601579

Использование кейс-технологии для формирования

функциональной грамотности на уроках обществознания

доклад

Выполнила: учитель истории и

обществознания Павлова Н.М.

Хадай, 2021

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться недавно. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни) (Приложение 1).

Кейс-технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем, включая педагога.

Потенциал метода кейсов. Способствует развитию умений:

- анализировать ситуации;

- оценивать альтернативы;

- выбирать оптимальный вариант решений;

- составлять план осуществления решений.

        И как результат – устойчивый навык решения практических задач.

        Требования к содержанию кейса:

1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты);

2. Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер;

3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

        Результаты, возможные при использовании кейс-метода:

Учебные:

- усвоение новой информации;

- освоение метода сбора данных;

- освоение метода анализа;

- умение работать с текстом;

- соотнесение теоретических и практических знаний.

Образовательные:

- создание авторского продукта;

- образование и достижение личных целей;

- повышение уровня коммуникативных навыков;

- появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

        Образовательный эффект кейс-метода:

1. Дается возможность применения полученных знаний на практике;

2. Развиваются навыки, необходимые в реальной жизни; умение работать с информацией; систематизировать, анализировать, принимать решения;

3. Развивается логическое, критическое мышление;

4. Формируется умение обосновывать и защищать свою точку зрения;

5. Повышается мотивация к учению, к поиску новой информации;

6. Дается понимание реальной цели работы и ощущение ответственности за реальное решение;

7. Формируется понимание жизненных рисков.[1]

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что кейс-технология отлично подходит для формирования функциональной грамотности.  

Кейс-технологию можно успешно использовать, например, на уроках обществознания. К примеру, в рамках изучения главы «Экономика» обучающимся предлагается решить ситуации с финансовым мошенничеством и выстроить алгоритм поведения в таких ситуациях, таким образом, мы формируем финансовую грамотность. В старших классах мы можем предложить обучающимся к рассмотрению различные глобальные проблемы и выработать способы решения глобальных проблем, тем самым формируя глобальные компетенции. Для формирования у обучающихся математической грамотности мы можем предложить порешать задачи на такие темы как «Семейный бюджет», «Затраты, выручка, прибыль» и так далее. В контексте формирования естественнонаучной грамотности на уроках обществознания могут быть предложены к рассмотрению экологические проблемы, их причины и выработка путей их решения, или выявление различий между детьми с ОВЗ и обычными ребятами и выработка основ коммуникации с ними с учетом их индивидуальных особенностей. Для формирования читательской грамотности обучающимся может быть предложена работа с текстом, поиск и обработка информации.[2] 

Важной особенностью метода кейса является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом (Приложение 2).

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Так как в образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу обучающихся, то кейс-стади сегодня наиболее эффективный метод образования, у которого, несомненно, большое будущее.

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Кейс – это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны обучающихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с обучающимися, сможет это сделать вполне профессионально.

Практика применения этой формы обучения дает возможность сделать выводы:

 - обучающиеся работают более активно, целеустремленно;

 -повышается стимул к получению прогнозируемого результата;

 -отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

 -создаются равные условия для каждого;

 -выпускники адаптируются в новых социальных условиях.

Проблемы с использованием кейс-метода заключаются в том, что материалы для него, т.е. источники, подготовить непросто. В странах, в учебных заведениях которых применяют эту технологию (а это – университеты), готовят кейс-материалы специальные группы людей.

        Тем не менее, в наших школах такой метод должен иметь место, и подготовить уроки с его использованием возможно и интересно.[3]

Литература

1. https://docviewer.yandex.ru/view/742020302/ - «Кейс-метод в практике школьного образования». 2020. Апанасенко О.Н. канд. пед. наук, доцент Западно-Сибирский МОЦ

2. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/31353 - «Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания в условиях реализации современного ФГОС». 2020 г. Фауст Ю.А. учитель МКОУ «Комсомольская СШ»

3. https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/04/28/master-klass-keys-tehnlogii-na-urokah-istorii-i - «Мастер-класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания». 2020. Васильченко О.П. учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43 г. Борзи

Приложение 1

Приложение 2



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование кейс-технологии для формирования функциональной грамотности на уроках обществознания Павлова Наталья Матвеевна учитель истории и обществознания МБОУ Хатар-Хадайская СОШ

Слайд 7

Литература 1. https :// docviewer . yandex . ru / view /742020302/ - «Кейс-метод в практике школьного образования». 2020. Апанасенко О.Н. канд. пед . наук, доцент Западно-Сибирский МОЦ 2. https :// www .1 urok . ru / categories /21/ articles /31353 - «Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания в условиях реализации современного ФГОС». 2020 г. Фауст Ю.А. учитель МКОУ «Комсомольская СШ» 3. https :// nsportal . ru / shkola / obshchestvoznanie / library /2020/04/28/ master - klass - keys - tehnlogii - na - urokah - istorii - i - «Мастер-класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания». 2020. Васильченко О.П. учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43 г. Борзи

Слайд 8

Спасибо за внимание!