Доклад Изучение истории через художественную культуру

Павлова Наталья Матвеевна
Доклад содержит методику изучения истории в школе через художественную культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Хатар-Хадайская СОШ

Учитель истории и обществознания Павлова Наталья Матвевна

Доклад «Изучение истории через художественную культуру»

План:

  1. Вступление
  2. Наглядный метод в обучении истории
  3. Концепция эмоций Л.М. Веккера
  4. Изучение истории через художественную культуру
  5. Заключение

        В основу моего доклада легло небольшое исследование-эксперимент. Как и многие мои коллеги, я постоянно нахожусь в поиске новых или старых методов обучения с целью повышения качества образования. Ни для кого не секрет, что сейчас мы находимся в таких условиях, когда дети мало читают, мало интересуются историей в целом. Поэтому в этих условиях учитель должен мотивировать обучающихся на изучение истории. Но как это сделать? Как заинтересовать молодое поколение? Необходимо разработать такую систему обучения, чтобы изучение истории стало не в тягость, а в радость.

        Для того, чтобы заинтересовать обучающихся я попыталась разработать свою систему изучения истории на основе нашего богатого педагогического опыта, ведь недаром говорят, что все новое это хорошо забытое старое.

        Начать я хочу с наглядного метода в обучении истории.

Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также нашел продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.  Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.  В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский.  Он писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один удержится другой». Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются».  По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний [1].

        Другой компонент моего эксперимента –  влияние искусства на человека, здесь важен именно эмоциональный уровень. Для этого я познакомилась с концепцией эмоций Л.М. Веккера. Одной из наиболее глубоких всесторонних концепций, составляющих золотой фонд отечественной науки, является теория психических процессов, созданная Л.М. Веккером. Раздел ее, посвященный эмоциям, содержит много положений, позволяющих понять закономерности возникновения эмоциональных реакций при восприятии художественных произведений. К сожалению, теоретическая насыщенность и сложность текста затрудняют его понимание, и теория Веккера до сих пор остается недостаточно освоенной в прикладных исследованиях. Обратим внимание на то, что в трудах Веккера нашло воплощение методологическое положение, столь важное для Санкт-Петербургской психологической школы, а именно, признание многоуровневости психологических проявлений человека и их взаимосвязи. Эта общая идея конкретизируется, в частности, в следующем утверждении. Произведение художественной культуры оказывают влияние на эмоциональное состояние человека посредством совокупности психологических механизмов, обслуживающий различные уровни функционирования психики, причем результаты этого влияния интегрируются, создавая общий эффект воздействия. Продуктивность концепции Веккера для анализа влияния произведения искусства на человека состоит в том, что в ней эмоциональные процессы, переживаемые человеком под влиянием какого-либо воздействия, представлены, с одной стороны, дифференцировано, а с другой стороны, интегрируются в некую целостность, несущую на себе отпечаток его индивидуальности. Только опираясь на такую дифференцирующую и интегрирующую модель, мы можем рассчитывать приблизиться к пониманию воздействия на человека столь сложного по своему внутреннему устройству феномена, как художественное произведение. Лев Маркович Веккер настойчиво подчеркивает, что эмоция включает в себя отражение ее объекта, и беспредметные эмоции являются фикцией [2, с. 42].

        Таким образом, даже поверхностно познакомившись с концепцией эмоций Веккера, мы делает вывод, что произведения художественной культуры вызывают сильные эмоции у человека. А здесь мы можем говорить об эмоциональной памяти.

        Я рассмотрела основные компоненты моего эксперимента. В чем же его суть? А суть в том, чтобы использовать произведения искусства при изучении истории. Это может происходить и на уроке, и на дополнительных занятиях, в том числе и кружковых. Какие произведения можно использовать? Любые: картины, скульптуры, архитектурные сооружения, литературные, музыкальные и кинематографические произведения. На уроках мы часто пользуемся иллюстрациями. Например, урок в 7 классе, тема «Церковный раскол», используем картину Сурикова «Боярыня Морозова». Это не новшество, каждый учитель проводит такую работу. На подобную работу уделяется мало времени, так как урок длится всего 40 минут. В хорошем случае учитель выделит 5 минут. Ученик может запомнить картину, но имя художника как-то забывается. При изучении истории незаслуженно мало внимания уделяется культуре. Это неправильно. Но это происходит не из-за желания учителя, а из-за того, что истории отведено всего два часа в неделю, а объем материала огромен. Учитель уделяет внимание наиболее важному, например, политическому строю, войнам и другим основным событиям. Как исправить эту ситуацию? Можно изучать важные события через изучение произведений искусства. Сделать хорошую подборку картин, изображений скульптур и архитектурных сооружений, если не на каждый урок, но хотя бы на каждый пятый урок. Благодаря таким урокам будет расширяться кругозор обучающихся, ученик будет знать об историческом событии, о художниках, скульпторах, архитекторах, а также не будут ускользать детали. Например, сделаем подборку произведений на один урок. Допустим, урок в 6 классе, тема «Образование Древнерусского государства». Подборка будет следующая: картина В. Васнецова «Варяги», картина неизвестного художника «Убиение Аскольда и Дира Олегом», иллюстрация В. Васнецова «Прощание Олега с конем». Как использовать данный материал на уроке? Здесь на усмотрение учителя. Работа может быть разнообразной, начиная от мотивации в начале урока и заканчивая закреплением изученного материала в конце урока. Также можно организовать работу в группах. Делим класс на три группы, каждой группе достается по одной картине. Далее опять могут быть разнообразные задания, например, связать картины с темой урока, «оживить картину», то есть рассказать о событии, изображенном на картине. В процессе работы и обсуждения результатов деятельности, обучающиеся закрепят изученный материал, запомнят, что две из трех картин написал Васнецов, имена Рюрика и Олега Вещего будут ассоциироваться с образованием Древнерусского государства. Но уроков мне показалось мало. При проведении дополнительных занятий по истории (консультации, подготовка к олимпиадам) обучающиеся завели дневники любителя истории и искусства. Обучающиеся распечатали картины (иллюстрации скульптур, архитектурных сооружений) на исторические темы, ведут записи о творцах и их творениях. Работа выглядит следующим образом: сначала следует информация о художнике (скульпторе, архитекторе), затем следует произведение и информация о нем. Например, ученица 8 класса пишет о картинах Николая Рериха «Княжья охота. Утро» и «Княжья охота. Вечер», что центральным сюжетом картин является дружина (искусствоведческая составляющая), затем пишет об охоте, что «Люди охотились с древнейших времен. Не только для добычи пищи: охота считалась лучшей школой воспитания воинов. Охота разделялась на псовую и соколиную. На картинах показана псовая охота. Мне понравилось, что дружина, когда ходила на охоту не возвращалась с пустыми руками». Проделывая эту работу, ученица как бы окунулась в ту эпоху, узнала, как проводили досуг князья, что охота бывает разная, а также выразила собственное мнение, можно сказать, что ученица хозяйственная, раз ей небезразлично с пустыми руками возвращаются с охоты или нет.

        В своем эксперименте, я использую не только изобразительное искусство. Хорошим подспорьем являются литературные произведения, где явно отражаются исторические события. Здесь мы изучаем историю через литературу. Также на дополнительных занятиях устраиваю показ исторических фильмов, сначала идет просмотр фильма, затем следуют отзывы обучающихся (могут написать отзыв в своем дневнике), далее следует задание отделить реальность от вымысла, так как просматриваем мы в основном художественные фильмы, а не документальные. Здесь также много плюсов: обучающиеся знакомятся с историческим прошлым, в процессе отделения реальности от вымысла, обучающиеся запоминают факты. Даже из увлеченности современной молодежи фантастическими блокбастерами тоже можно извлечь пользу. Например, из фильма «Пираты карибского моря» обучающиеся могут узнать о существовании Ост-Индской торговой компании, о ее борьбе с пиратством, фильм «Робин Гуд» напомнит обучающимся о Ричарде Львиное Сердце и Иоанне Безземельном, из фильма «Люди X: Первый класс» можно узнать о Карибском кризисе, а фильм «Президент Линкольн: охотник на вампиров» расскажет о гражданской войне в США.

        Задачи эксперимента я представила в следующей схеме:

        

     

        В заключении я хотела бы сказать, что в ходе эксперимента наблюдается положительная динамика у детей, которые посещают дополнительные занятия: появляется заинтересованность, расширятся кругозор, повышается качество знаний.

        Свое выступление я хотела бы закончить словами А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Литература

1. file:///F:/naglyad_metod_istoria.pdf

2. О.И. Даниленко Концепция эмоций Л.Н. Веккера как основа для изучения влияния искусства на человека Культурологические исследования 005. Сборник научных трудов. СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005, с. 42-48


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение истории через художественную культуру Учитель истории, обществознания и МХК Павлова Наталья Матвеевна МБОУ Хатар-Хадайская СОШ Баяндаевского района

Слайд 4

Изучение истории через художественную культуру Расширение кругозора учащихся Приобщение к культурному наследию человечества Появление интереса к истории Интегрированность уроков, связь с другими предметами гуманитарного цикла Развитие исторического мышления Развитие самостоятельной работы обучающихся Появление эстетического вкуса

Слайд 5

Спасибо за внимание