Сборник готовых олимпиад по литературному чтению для 2-9 классов

Сборник готовых олимпиад по литературному чтению для 2-9 классов по развивающему обучению для регионального уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_2-9_klassy.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

региональная олимпиада  

Литература, 2 класс

  1. Прочитай отрывок из сказки Е. Каргановой «Как Ослик счастье искал».

Ослик очень хотел найти счастье. Но сначала надо было узнать, что такое счастье. И он отправился к своему соседу – Барашку.

- Здравствуй, у тебя счастье есть? – спросил Ослик.

Барашек заглянул в кладовку…под кровать… в холодильник… И пожал плечами:

- Что-то не видно…

- Значит, нет, очень жаль.

И ослик собрался уходить.

- Послушай Ослик! – остановил его Барашек. – Может быть, вот это счастье? И он расстелил перед осликом пушистый шерстяной платок.

- Нет, не думаю, - сказал Ослик и направился к двери. – Зайду, пожалуй к козочке. Может у неё есть счастье.

- Козочка, скажи, пожалуйста, нет ли у тебя счастья?! – с надеждой спросил Ослик.

- Счастья?! – козочка поставила расписную миску на стол и задумалась. –Наверно, есть… Только я не помню, где оно лежит…

- Та-ак… - сказал Ослик. – У Барашка счастья нет, у тебя тоже нет…

- Да, но у меня есть молоко! – воскликнула Козочка. Оно такое вкусное! И полезное! И вообще!..

- Счастье – это не «вообще»! – очень умно заметил Ослик и, попрощавшись с Козочкой, пошёл к Селезню.

Селезень сидел на воде за большим листом кувшинки и завтракал.

- Привет, Селезень! Я ищу счастье, - сказал Ослик. – У тебя случайно нет?

- Как не быть?! – крякнул Селезень. Он сбросил с большого ведра крышку и, гордо выпятив грудь, сказал:

- Вот! Смотри!

Ослик сунул голову в ведро:

- Ты что?! Смеёшься! Это же головастики!

- Да! Но целое ведро! Это же счастье! – воскликнул Селезень.

- Мне такое счастье не подходит! Прощай!.

Пошёл Ослик дальше и встретил Жеребёнка…

Придумай и опиши встречу между Осликом и Жеребёнком?  

В чём, по-твоему, мог бы найти счастье Ослик?

  1. Прочитай стихотворение Нины Пикулевой.

Когда – то жил на свете

Волшебник Пинти Гру –

Тот самый, что придумал

Весёлую игру:

- Мне говорили как-то,

Но вот забыл я всё ж,

Какое слово КАКТУС?

Какое слово ЁЖ?

Ах, да! Ну-ну! Конечно!

КОЛЮЧИЕ СЛОВА!

И ГВОЗЬ, ПИЛА, ИГОЛКА –

Колючие слова!

Подхватывают дети:

-КОМАР!

       - УКОЛ!

              - ПЧЕЛА!

И НОС у Буратино –

Колючие слова!

А вы-то что молчите?

Скажите: «Пинти Гру!»

И можете включаться

В Колючую игру!        

Автор этого стихотворения придумал игру в колючие слова. А ты поиграй в  зелёные слова.

Если сможешь, запиши «зелёные» слова в стихах. Если в стихах не удастся, запиши как можно больше «зелёных» слов.

  1. Сочини и напиши маленький рассказ, используя придуманные тобой слова. Не забудь озаглавить свой рассказ.

  1. Прочитай стихотворение  Белозёрова Тимофея.

В таёжной деревне 

Древняя таёжная деревня,

На воротах кружево резьбы.

Возле школы хороводят кедры,                                                                

Распушив белёсые чубы.

Снегири - летающие маки -

Полыхают, инеем пыля.

На снегу пушистые собаки

Спят, во сне бровями шевеля.

К трубам дым безветрием приколот...

Тишина...

И вдруг, сорвавшись с ног,

Хлопнув дверью, вылетел из школы,

Как снежок рассыпчатый, звонок!

Ожили калитки и сугробы;

Рядом с полушубком малыша

В пасти у собаки большелобой

Едет ранец, лямками шурша.

Ждут мальчишку пироги с грибами,

Санки и крутые берега...

Машут кедры важные чубами,

И на них любуется

Тайга.

Выпиши из текста слова, с помощью которых автор передает  оттенки настроения.

Составь словарь настроений к этому стихотворению.

 региональная олимпиада

Литература, 3 класс

1. Прочитай  произведения.  Попробуй  определить,  к  какому  жанру

устного народного творчества принадлежит каждое из произведений.   Выпиши слова, по которым точно можно определить жанры.

1.Ухом не слышит,

Носом не дышит,

Где побывает –

Хвост потеряет!

2. Шла весёлая собака,

Чики – брики- гав!

А за ней бежали гуси,

Головы задрав,

А за ними – поросёнок,

Чики – брики – хрю!

Чики – брики, повтори-ка,

Что я говорю?

3.Завтра с неба прилетит

Синий – синий – синий кит!

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи.

4. Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как    

галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

2. Прочитай отрывок из стихотворения Григор Витез

«Петух Будидень и ленивый Радо»                                                           

Рано, лишь забрезжит день,                        Хавронью Лезькавлужу,

Встает петух наш Будидень                        Кота Пошелнаружу,

И будит очень громко                                Портного Шейштанишки,

Коня Нервипостромки,                         Бабусю Дайковрижки,

Вола Везителету,                                Подпаска Гонистадо,

И пса Туданебегай,                                Врача Колотьненадо…

Обрати внимание, как в стихотворении построены имена людей и клички животных. Придумай по такому же способу клички для кошки, комара, воробья, лягушки и ещё 2-3 героев по своему желанию.

3. Напиши мини-сочинение, выбрав некоторых придуманных тобой героев из предыдущего задания.

4. Прочитай загадки и определи, какие средства использованы для загадывания предмета.  

В одной комнатушке

Соседи живут:

Одни всё кусают,

Другие - жуют.

 Что за зверь со мной играет -

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

Кто без рук шляпу снимет?

 Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт.

  1. Напиши  небольшое сочинение на тему  «Когда я слышу слово «журавль».

региональная олимпиада

Литература, 4 класс

1. Прочитай отрывок из стихотворения Д. Блынского «Солнышко».

Я слышал:

Ежонка ежиха

Звала – зазывала домой,

Шептала спокойно и тихо:

- Мой гладенький,

Мягонький мой.

Качала

Жучиха жучонка,

Качала

Под вишней в тени

И пела протяжно и тонко:

 - Мой беленький мальчик,

Усни…

Зайчонка зайчиха

Будила:

- Ну что же ты, львёнок мой,

Спишь?

Пойдем на охоту, мой милый,

Мой сильный,

Мой храбрый малыш…

Какими словами качала бы сына черепаха? Попробуй сочинить продолжение стихотворения. Если  не получится в стихах, твоё сочинение может быть в прозе.

2. Прочитай отрывок из произведения Бориса Заходера.

Очень – очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно…

К какому литературному жанру относится это произведение? Объясни свой выбор.  Какой секрет автора поможет изменить жанр произведения?

3. Стихотворение Корнея Ивановича Чуковского  «Чудо - дерево» начинается со строк:

Как у наших у ворот

Чудо – дерево растёт…

Опиши чудо – дерево в стиле волшебной сказки.

4. Представь, что в компьютерную сеть попал вирус и заразил все записи.  Восстанови испорченный вирусом текст.

Два сапога пара, да оба в воду упали.

У семи нянек кулаками не машут.

Старый друг лучше большого таракана.

Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.

Маленькая рыбка лучше новых друг.

После драки дитя без глазу.

Не суйся с волки, коли делать нечего.

Держался Авоська за Небоську, и оба на левую ногу.

5. Прочитай произведения малого жанра народного творчества.

Антошка – картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Дуня – пышка

На улицу вышла,

На кочку села,

Комарика съела.

Прокоп – укроп,

Медный лоб,

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

- Рева – корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

- Три пятачка!

Ваня, Ваня, простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперёд

И поехал в огород!

Вор - воришко

Украл топоришко.

Полез в окошко,

Упал в лукошко.

Это дразнилки. Попробуй определить задачу жанра дразнилок. Сочини свою дразнилку.

региональная олимпиада

Литература, 5 класс

1 задание

Что общего в данных стихотворениях и в чем их различие? Какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств?

А) Печальная береза                Б) Белая береза

      У моего окна           Под моим окном

      И прихотью мороза           Принакрылась снегом,

      Разубрана она.           Точно серебром.

     Как гроздья винограда,           На пушистых ветках

     Ветвей концы висят,-            Снежною каймой

     И радостен для взгляда           Распустились кисти

     Весь траурный наряд.           Белой бахромой.

   

     Люблю игру денницы           И стоит береза

     Я замечать на ней,           В сонной тишине,

     И жаль мне, если птицы           И горят снежинки

     Стряхнут красу ветвей.           В золотом огне.

                               (А.Фет)           

           А заря лениво

           Обходя кругом,

           Обсыпает ветки

           Новым серебром.

                        (С.Есенин)

2 задание

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина, которое написано гекзаметром:

               Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

              Старца великого тень чую смущенной душой…

О каком великом старце идет речь в отрывке?

Продолжите стихотворение А.С. Пушкина, сохранив данный размер.  

3 задание

Придумайте короткий рассказ, состоящий из слов, начинающихся на одну букву. Например: «Золотое зарево зардело в западной зоне…»

4 задание

Закончите пословицы.

До старости дожил…

За добро злом…

От добра добра…

региональная олимпиада

Литература, 6 класс

1 задание

         В теории литературы существует множество жанров. Ознакомься с литературным определением одного из них  –  одой.

      ОДА (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.

        Прочитайте оду, написанную Михаилом Ломоносовым

«блаженныя памяти

Государыне Императрице Анне Иоанновне в честь победы над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года»

Россия, коль счастлива ты        Бежит оттуда бранный вред,        

Под сильным Анниным Покровом!                       Народ где Анну прославляет.

Какие видишь красоты                                 Пусть злобна зависть яд свой льет,

При сем торжествованьи новом!        Пусть свой язык ярясь грызет;

Военных не страшися бед:                                      То наша радость презирает.

Найдите  в тексте и обоснуйте  жанровые особенности оды, сочините свою оду.

2 задание

Прочитайте  три произведения.

Определите, какое из них является Одой. Свой выбор аргументируйте.

Произведение 1

На кем кудрюшки, на кем русыи,
Ой, люли-люли, на кем русаи.
На Иванушке кудри русаи
(припев)
По плечамы лежат, словно жар горят.
(припев)
Словно жар горят, жениться велят.
(припев)
Ты женись, женись, свет-Иванушка,
Ой, люли, люли, свет-Васильевич.
Бери девицу-рукоделицу,
(припев)
Чтоб писать-читать и в ружьё стрелять,
(припев)
Чтоб за птицами, за лисицами,
(припев)
Во высок терем за девицами.
(припев)

Произведение 2
Как во смутной волости,

Лютой, злой губернии

Выпадали молодцу

Все шипы да тернии.

Он обиды зачерпнул, зачерпнул

Полные пригоршни,

Ну, а горя, что хлебнул,-

Не бывает горше.

Пей отраву, хоть залейся!

Благо, денег не берут.

Сколь веревочка ни вейся,

Все равно совьешься в кнут

!

Произведение 3
Твое прехвально имя пишет         К Тебе любовию возжженны,

Не ложна слава в вечном льде,         Еще усерднее горят.

Всегда где хладный север дышит         К Тебе от веточных стран спешат

И только верой тепл к Тебе;                           Уже Американски волны

И степи в зное отдаленны,         В Камчатский порт, веселья полны.

3 задание

Прочитайте стихотворение И.А. Бунина

Летняя ночь.

«Дай мне звезду, - твердит ребенок сонный, -

Дай, мамочка…» Она, обняв его,

Сидит с ним на балконе, на ступеньках,

Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,

Идет, темнея, в сумрак летней ночи,

По скату к балке. В небе на востоке

Краснеет одинокая звезда.

«Дай, мамочка…» Она с улыбкой нежной

Глядит в худое личико: «Что, милый?»

«Вон ту звезду». – «А для чего?» - «Играть…»

Лепечут листья сада. Тонким свистом

Сурки в степи скликаются. Ребенок

Спит на колене матери. И мать,

Обняв его, вздохнув счастливым вздохом,

Глядит большими грустными глазами

На тихую далекую звезду.

Прекрасна ты, душа людская! Небу,

Бездонному, спокойному, ночному,

Мерцанью звезд подобна ты порой!  

 Какие средства  художественной выразительности использует автор в своем произведении? Обозначь в тексте или запиши.

Справочный материал.

Аллегория - иносказательная, конкретно-образная передача отвлечённых понятий, используемая чаще всего в загадках и баснях.

Антитеза - намеренное сопоставление противоположных понятий, фактов, образов, идей: "Чёрный вечер, Белый снег" (А. Блок), в заголовках: "Война и мир" (Л. Толстой), "Преступление и наказание" (Ф. Достоевский).

Гипербола - преувеличение качеств, свойств, количества предметов и явлений: бездонная пропасть, ждать целую вечность. "Редкая птица долетит до середины Днепра" (Н. Гоголь).

Метафора - перенесение на один предмет свойств другого предмета, сближение двух предметов по сходству или контрасту; непрямое, образное выражение понятий:

"Душе настало пробужденье" (А.Пушкин); "Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года" (А. Пушкин).

Многозначность слова - способность многих слов обозначать не одно, а несколько близких понятий: забросать (цветами) "выразить особое уважение, любовь", забросать (песком) "засыпать", забросать (гранатами) "уничтожить".

Окказионализмы - слова и речевые обороты, отражающие индивидуальное словотворчество: многопудье, дрыгоножество, вызмеить, позорнолегкомыслый (В. Маяковский).

Олицетворение - одушевление неодушевлённого: поэта посетило вдохновение, "Спит земля в сиянье голубом" (М. Лермонтов).

Повтор - повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи: "Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и всё - равно, и всё - едино..." (М. Цветаева).

Эпитет - образное, выразительное определение, раскрывающее существенные признаки явления: "Гремят раскаты молодые" (Ф. Тютчев); "дубинноголовая" (Н. Гоголь о Коробочке).

4 задание

Прочитайте  рассказ И. А. Тургенева.

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на признание старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль, 1878

Опишите героев этого произведения в оценке рассказчика.

Почему Иван Тургенев назвал свой рассказ «Два богача»?


5 задание

«Афиша для зрителей».

Подготовьте афишу воображаемой или известной пьесы, включив в неё

фамилию, имя автора, краткие и интересные сведения о нём;

название пьесы, её жанр; перечисление действующих лиц с краткой характеристикой основных персонажей; краткое содержание пьесы (о чём она, где происходит действие).


 региональная олимпиада

Литература,  7 класс

1  задание

Сравни два стихотворения: какой образ – переживание создан в каждом из них? Какие средства выразительности использовал для этого  автор? Сочини свое стихотворение на ту же тему.

  Перед дождем.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой,

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой

Спущен верх, перёд закрыт;

И «пошел!» – пристав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит.

                         
                                    Н.Некрасов

Весенний дождь.

Ёще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

                               
                                                     А. Фет

2 задание

Найдите рифмы в четверостишьях. Выпишите их. Письменно ответьте на вопрос:

На чем основана рифма в предложенных строках?

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.
                                  В.Брюсов

Порочный взлет
Взлетел высоко парень

И стал высокопарен.

Взлетел высоко мерин

И стал высокомерен.                  Я.Козловский.                                  

3 задание

Представьте себе, что существовал некоторый текст, мораль которого заключалась в следующем:

Какое счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят!

(И.А.Крылов «Две собаки»)

Но текст был утрачен - осталась только мораль. Ваша задача - придумать свой текст с такой же моралью. Жанр выберите сами.

4 задание
Определите вид словесности и жанр произведений. Объясните каждое высказывание. Охарактеризуйте приёмы их построения.
- Сердце не камень.        - Красное коромысло через речку свисло.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.        - Цыплят по осени считают.

региональная олимпиада

Литература,  8 класс

1 задание
Определите вид словесности и жанр произведений. Объясните каждое высказывание. Охарактеризуйте приёмы их построения.
- Сердце не камень.         - Красное коромысло через речку свисло.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.        - Цыплят по осени считают.

2 задание
Прочитайте басню Эзопа. Сформулируйте особенности жанра. Напишите свой вывод-мораль к данной басне.

Бедняк.

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделайте меня богатым»,--молился он ей, но молитвы его оставались напрасными, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божонка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалось горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя—ты не помог мне, хлопнул об угол—послал великое счастье».

3 задание
Озаглавить текст. Определите тему, тип речи,  стиль текста Назовите художественные средства, использованные автором в тексте для изображения быстро сменяющегося состояния природы.

С запада поползла туча – иссиня-черная, во весь горизонт. Час ползла, другой… А прямо против моего окна – светлые облака. Черная туча неожиданно бросилась в атаку. Ветер в дугу согнул деревья. Молнии исполосовали небо. Солома завихрилась и полетела с крыши. Косой ливень хватил в окна, и запрыгали по земле градины. Грядки побелели в огороде: ветер задрал капустные листья. Как сорванные плащи пронеслись по небу плоские черные облака – и все мимо светлого места в небе против моего окна.

4 задание
На основе данного прозаического текста создайте драматический.
      Кузнец остановился со своими мешками. Ему почудился в толпе девушек голос и тоненький смех Оксаны. Все жилки в нем вздрогнули; бросивши на землю мешки так, что находившийся на дне дьяк заохал от ушибу и голова икнул во все горло, побрел он с маленьким мешком на плечах вместе с толпою парубков, шедших следом за девичьей толпою, между которою ему послышался голос Оксаны.

«Так, это она! стоит, как царица, и блестит черными очами! Ей рассказывает что-то видный парубок; верно, забавное, потому что она смеется. Но она всегда смеется». Как будто невольно, сам не понимая как, протерся кузнец сквозь толпу и стал около нее.

— А, Вакула, ты тут! здравствуй! — сказала красавица с той же самой усмешкой, которая чуть не сводила Вакулу с ума. — Ну, много наколядовал? Э, какой маленький мешок! А черевики, которые носит царица, достал? достань черевики, выйду замуж! — И, засмеявшись, убежала с толпою.

Как вкопанный стоял кузнец на одном месте. «Нет, не могу; нет сил больше... — произнес он наконец. — Но боже ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет... Нет, невмочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали!»

Тут решительным шагом пошел он вперед, догнал толпу, поравнялся с Оксаною и сказал твердым голосом;

— Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете.

Красавица казалась удивленною, хотела что-то сказать, но кузнец махнул рукою и убежал.

— Куда, Вакула? — кричали парубки, видя бегущего кузнеца.

— Прощайте, братцы! — кричал в ответ кузнец. — Даст бог, увидимся на том свете; а на этом уже не гулять нам вместе. Прощайте, не поминайте лихом! Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами. Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь! Прощайте!

Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине.

— Он повредился! — говорили парубки.

— Пропадшая душа! — набожно пробормотала проходившая мимо старуха. — Пойти рассказать, как кузнец повесился!

5 задание
Найдите рифмы в четверостишьях. Выпишите их. Письменно ответьте на вопрос:

На чем основана рифма в предложенных строках?


Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

                                      В.Брюсов

Порочный взлет
Взлетел высоко парень

И стал высокопарен.

Взлетел высоко мерин

И стал высокомерен.

                                      Я.Козлов




региональная олимпиада

Литература,  9 класс

  1. задание

Сочините стихотворение из восьми строк, которое начиналось бы следующим образом:

                              Можно ждать чего угодно,

                             Можно веровать всему…             

  1. задание

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение-миниатюру (в любом жанре).

1.Храни меня, мой талисман. (А.Пушкин)

2.В минуту жизни трудную…(М.Лермонтов)       

  1. задание

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно. Безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Проанализируйте стихотворение.

В чем особенность композиции стихотворения?

Укажите языковые средства и фигуры речи, использованные автором. Объясните, с какой целью  употребляет их А.С. Пушкин.                      

4   задание

Назовите  действующих лиц следующих произведений (не меньше трех):

А) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Б) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» или «Шинель»