Конспект открытого занятия с элементами методики М. Монтессори по предмету «Социальный мир».

Голоденко Елена Александровна

   Самоанализ открытого занятия с элементами методики М. Монтессори по предмету

 «Социальный мир».

 на тему: «Мамин помощник».

 Подготовила: Голоденнко Е.А.

Анализ занятия:  

 В своей коррекционной работе с ребенком я  применила методику, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.

   Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Одним из необходимых условий ее осуществления является взрослый.

  Чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему не обходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

   Работа с Мантессори-материалом является одним из направлений развития  детей. В работе можно использовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их к условиям группы.

 

В ходе занятия решены следующие задачи:

1. Дидактические:

- отрабатывать навык вытирания стола;

- учить складывать тряпку для пыли;

- повторить цвета предметов.

2. Коррекционные:

- коррекция внимания на основе упражнений в концентрации и переключаемости;

- коррекция мелкой моторики на основе упражнений с мелкими предметами;

3. Воспитывающие:

- воспитывать желание участвовать в выполнении  трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, схем, физкультурная минутка.

Работа над социальными навыками: учить выполнять трудовое поручение.

 

   В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа:  ознакомление с новыми играми-упражнениями М. Монтессори и повторение ранее изученных игр-упражнений, чтение литературы по тематике дружбы и взаимопомощи.

   На организационном этапе  был создан позитивный настрой у ребенка  для включения его в игровую  деятельность.

  На следующем этапе занятия включенное наблюдение за деятельностью ребенка. Индивидуальное  занятие  в системе «ребенок-педагог». Посредством демонстрации куклы, ввела ребенка в тему, стимулируя интерес к ней. Ребенку было предложено помочь кукле навести порядок. Он с интересом приняли игровой сюжет, настроился на совместную деятельность (с использованием релаксации для развития способности расслабляться и воображать, что очень сложно для наших детей????) на этом этапе мною был использован прием релаксации.  В процессе ежедневной работы эти приемы не всегда были эффективны, но регулярность использования релаксации приносит свои плоды и воспитанник стал более успешно выполнять подобные задания.

 Для меня важнейшей целью педагогической работы с ребенком  являлось -  создание условий для ребенка, для его активной разнообразной манипулятивной деятельности с предметами, а также для развития  моторики.

  Ребенок начал подражать поведению взрослого. Я поставила  перед собой задачу, создать ребенку  условия для элементарного самообслуживания Работая с материалами из сферы практической жизни, ребенок учился навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работали кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь.

Через сенсомоторную координацию движений я развивала:

а)  чувствительность  пальцев  обеспечивает  восприятие  таких  свойств,

как цвет, форма, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности ребенок  узнаёт предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти ребенка и силу для наилучшего захвата;

б) зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними;

в) механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро;

г) двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

 Учить ребёнка переносить материалы и работать с ними, задействуя обе руки, после работы уносить материал на прежнее место.

   На заключительном этапе была проведена игра:  Игра-упражнение: «Волшебная тряпочка».

 Ребенку необходимо было при помощи тряпочки собрать воду со стола. Важно, было чтобы вода не капала с тряпочки на стол, а оказалась целиком отжатой в емкость. После каждого упражнения в занятии протереть и убрать за собой свое рабочее место.

Участие ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. Цель моего занятия я считаю достигнута.   

 

  Ребенок  эмоционально реагировали на предложенный учебный материал, на протяжении всего занятия был активным, заинтересованным.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

 

Вывод: поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_s_elementami_montesori.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНОНА».

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

с элементами методики М. Монтессори

по предмету

 «Социальный мир».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Голоденко Е. А.

ГРУППА № 5

«Барбарики»

                           

2020-2021 учебный год

Методическая цель: психомоторное развитие  ребенка с ОВЗ через включение в работу материалов  М.Монтессори.

ТЕМА.  «Мамин помощник».

ЦЕЛЬ: Учить вытирать стол.

Задачи:

1. Дидактические:

- отрабатывать навык вытирания стола;

- учить складывать тряпку для пыли;

- повторить цвета предметов.

2. Коррекционные: 

- коррекция внимания на основе упражнений в концентрации и переключаемости;

- коррекция мелкой моторики на основе упражнений с мелкими предметами;

3. Воспитывающие:

- воспитывать желание участвовать в выполнении  трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.

Оборудование:

Демонстрационный материал: кукла, игрушки.

Раздаточный материал:  баночки с крышками, крупа  (фасоль  красная, фасоль белая), тазик с водой, ситечко, полотенце, тряпочка, нитка и бусинки двух цветов.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, схем, физкультурная минутка.

Работа над социальными навыками: учить выполнять трудовое поручение.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: баночки,  фасоль, бусинки, игрушки.

Предварительная работа ознакомление с новыми играми-упражнениями М. Монтессори и повторение ранее изученных игр-упражнений, чтение литературы по тематике дружбы и взаимопомощи.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационно - подготовительный этап.
  1. Организация ребенка на занятие.
  2. Сообщение темы и цели занятия.  

  1. Основной этап.
  1. Вытирание пыли со стола:

- складывание тряпки для пыли;

- вытирание стола

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Игра-упражнение  «Сортировка».
  3. Игра-упражнение  «Соберём бусы».

Физкультминутка.

«Три хлопка».

  1. Заключительный этап.
  1. Игра-упражнение: «Вылавливание игрушек».
  1. Закрепление.

1. Игра-упражнение: «Волшебная губка».

V. Подведение итогов.  Рефлексия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационно - подготовительный этап.
  1. Организация ребенка на занятие.

Воспитатель: Сейчас у нас с тобой будет занятие. Давай с тобой сядем красиво, ровненько, руки положим перед собой на стол.

Даня  посмотри, какой сегодня прекрасный день!

- Какое у тебя сегодня настроение? Хорошее?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Покажи (ребенок улыбается).

- А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Давай мы свое хорошее настроение подарим гостям, посмотри на них и подари им улыбку.

  1. Сообщение темы и цели занятия.  

Воспитатель: Ой, посмотри! Кто это к нам пришел!

Ребенок:  Кукла.

Воспитатель: А какое у неё настроение? Что она делает?

Ребенок:  Она грустная. Плачет.

Воспитатель: Что же с ней случилось? Сейчас мы у неё узнаем. Как тебя зовут и почему ты плачешь?

Кукла: Здравствуй, Даня! Меня зовут Маша. Ко мне сегодня приходили друзья, и мы немного поиграли, нам было очень весело, но потом все ушли, оставив, беспорядок, скоро придет моя мама, и я не успею навести порядок, помогите, пожалуйста.

Воспитатель: Даня, поможем кукле навести порядок?

Ребенок: Да, поможем.

  1. Основной этап.

Воспитатель: Но прежде чем мы начнем наводить порядок, давай подготовим наш стол и руки к работе. Возьмем тряпочку и сложим ее вот так и протрем стол. Теперь  сядем удобно, посмотри на меня.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Воспитатель: Что у нас здесь случилось? Посмотри, перемешалась вся крупа.

Какая у нас здесь крупа? Фасоль, красного и белого цвета.

Воспитатель: Давай с тобой разберем крупу по отдельным банкам.

Игра-упражнение - «Сортировка».

(Понадобится  емкость с насыпанной туда разной крупой: фасоль белая и красная, банки для сортировки).

Воспитатель: Молодец!

Воспитатель: А чтобы крупа не рассыпалась, давай  подберем крышки к банкам, и закроем их плотнее.

Игра-упражнение - «Соберём бусы».

(Ребенку  необходимо самостоятельно нанизывать на нитку бусинки чередуя цвета.)

Кукла: Какой ты молодец! Хочешь со мной поиграть?

Физкультминутка.

Игра «Три хлопка». (Игра с куклой. Необходимо повторить движения под музыкальное сопровождение.)

  1. Заключительный этап.

 Кукла: Данель, ты мне очень помог, но я мыла игрушки и не успела их достать из воды. Помоги мне, пожалуйста.

Воспитатель: Я думаю, что Даня с удовольствием тебе поможет.

Воспитатель: тебе необходимо ситечком выловить все игрушки из емкости с водой и переложить их на сухое полотенце.

Игра-упражнение«Вылавливание игрушек».

(В емкость налита вода, в которой плавают игрушки. Ребенку нужно ситечком выловить все игрушки и переложить их на сухое полотенце.)

Воспитатель: Молодец! какой ты ловкий и внимательный.

Но нам еще надо собрать воду со стола. Давайте возьмем нашу тряпочку, положим на воду, сожмем сверху и отожмем из нее воду.

  1. Закрепление.

Игра-упражнение«Волшебная губка».

(Ребенку необходимо при помощи тряпочки собрать воду со стола. Важно, чтобы вода не капала с тряпки на стол, а оказалась целиком отжатой в емкость.)

Кукла: Какой порядок! Как стало чисто! Молодец! Спасибо, тебе! Ты мне очень помог! Одна бы я ничего не успела сделать до прихода мамы.

Воспитатель: Спасибо кукла! Мы очень весело поиграли с тобой. Даня был рад тебе помочь. Он у нас хороший  помощник, очень внимательный, ловкий и аккуратный.

Кукла: Какой ты молодец! Спасибо тебе большое! Мне пора прощаться с тобой, я пошла, встречать маму! До свидания!

(ребенок прощается)

Воспитатель: Ну и нам пора, в группе нас тоже ждут дела.

(Воспитатель подводит итог занятия).

V. Подведение итогов.  Рефлексия.

Даня, скажите, тебе понравилось помогать кукле? Давай  вспомним, что мы с тобой делали.

Ответы ребенка.

Воспитатель: Покажи мне что тебе понравилось делать больше всего?

Воспитатель: Давай  попрощаемся с гостями!

Даня прощается с гостями и уходит.