Советы для родителей из опыта работы с особыми детьми

Голоденко Елена Александровна

В привычном образе жизни и постоянном нахождении дома — это стресс не только для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для самих ребят - ведь они нуждаются в усиленной поддержке и помощи близких людей.

https://usynovi-moskva.ru/our-centers/yunona/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы для родителей из опыта работы с особыми детьми

В привычном образе жизни и постоянном нахождении дома — это стресс не только для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для самих ребят - ведь они нуждаются в усиленной поддержке и помощи близких людей. При таком образе жизни дети с ограничениями по здоровью испытывают дефицит движения. Выходя на прогулку в зимнее время с детьми, нужно обязательно продумать, в какие подвижные игры вы будете играть и обязательно нужно взять с собой все необходимое для этого.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость. Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увеличивают их продолжительность.                                    Какие же есть зимние развлечения и забавы? Вспомним самые известные – например, катание на коньках, санках, игры в снежки! А если прихватить на прогулку лопатки, совочки, ведерки и метелочки, можно построить целые города из снега!    

Подвижные игры на свежем воздухе занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Главная цель родителей – дать почувствовать ребёнку, что ему доверяют. Именно подвижная игра помогает днтям выразить себя в интересной, близкой для ребенка деятельности. Во время проведения подвижных игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Задача взрослого - создать условия для реализации возможностей ребёнка, через подвижные игры. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными видами деятельности.

Игры со снегом, достаточно просты. Дети могут раскапывать снег, накладывать в ведерко, крупные формы, а взрослый в их присутствии выполняет несложную постройку, например вал для перелезания, домик, а ребенок  помогает приносить снег.

Также ребенка можно привлечь к лепке несложных снежных построек, с которыми потом вы будете играть. Ребенок подвозит, подносит снег, складывает в кучу, утрамбовывает его вмести со взрослым. Эти попытки нужно обязательно поддерживать. Кроме того, можно лепить мелкие фигурки из снега. Такие игры рекомендуется проводить в безветренные дни при слабом морозе.

Детей  можно научить детей делать снежные фигуры. Взрослый чертит на слежавшемся снегу разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. д.), дети по линиям надрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру. Для игры дети самостоятельно лепят мелкие фигурки.

На прогулке с детьми можно заняться не только подвижными играми, но и развитием наблюдательности, внимания, умения ориентироваться.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогут вам содержательно и весело провести с детьми прогулки.

После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме.

Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увеличивают их продолжительность.

В ходе игры важно знать и обращать внимание на внешние признаки утомления у каждого ребенка - он разный. Нормальным считается чуть возбуждённое лицо, немного сниженное внимание, но четкое выполнение заданий и, главное, отсутствие жалоб в чём-либо! В том случае если движения детей нечётки, неуверенны, появление конфликтности, отказ от участия в игре, необходимо перейти к другой деятельности и снизить нагрузку.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

- не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы ребенок не вспотел (для бега нужно ограничивать пространство);

- в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков в высоту, через препятствия, гимнастических упражнений и др.);

- игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;

- для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;

- зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Важность подвижных игр для особых детей

  • Постоянное выполнение таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание на рельефной местности создает небольшие трудности, но именно в таких условиях  происходит активное развитие моторики и координации движений.
  • Повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.
  • Во время подвижных игр ребенок учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих детей, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание.
  • Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В игре ребенок просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается. 

Картотека зимних подвижных игр:

Игра "Прятки"

Возьмите из дома, группы различные предметы белого цвета и разложите их на площадке. Назовите детям предметы, которые замаскировались среди снега, и попросите их найти.

Игра "Лабиринт"

Проложите в снегу извилистую тропинку и предложите ребенку пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.

Игра "Ловишки со снежком"

Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается  играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль круга. В руках у него корзинка со снежками. По сигналу взрослого ловишка старается снежком попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Взрослый следит за тем, какой по счету снежок окажется метким и ловишка запятнает им одного из игроков. Игра повторяется 2-3 раза, после этого выбирается новый ловишка.

Игра "Кто выше подбросит снежок"

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.



Предварительный просмотр:

Советы для родителей из опыта работы с особыми детьми.

Почему важны подвижные игры зимой.

В привычном образе жизни и нахождении постоянно дома — это стресс не только для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для самих ребят, ведь они нуждаются в усиленной поддержке и помощи близких людей. В период самоизоляции дети с ограничениями по здоровью испытывают дефицит движения. Выходя на прогулку в зимнее время с детьми, нужно обязательно продумать, в какие подвижные игры мы будем играть, в какие игры дети будут играть сами, и обязательно нужно взять с собой все необходимое для этого.

      Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость. Подвижные игры обогащают содержание прогулок увеличивают их продолжительность.                                    Какие же есть зимние развлечения и забавы: ну например катание на коньках, санках,игры в снежки! А если прихватить на прогулку лопатки, совочки, ведерки и метелочки, можно построить целые города из снега!    Подвижные игры на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным респираторным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, способствуют более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку. А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие, они должны быть заняты интересным делом.

Подвижные игры в этом отношении занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Главная цель воспитателя – дать почувствовать ребёнку, что ему доверяют. Именно подвижная игра помогает ребёнку, выразить себя в интересной для себя деятельности. Во время проведения подвижных игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Задача воспитателя создать условия для реализации возможностей ребёнка, через подвижные игры. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными видами деятельности.

В ходе игры важно знать и обращать внимание на внешние признаки утомления у каждого ребенка он разный. Нормальным считается чуть возбуждённое лицо, немного сниженное внимание, но четкое выполнение заданий и, главное отсутствие жалоб в чём – либо! В том случае если движения детей нечётки, неуверенны, пробуждение конфликтности, отказ от участия в игре, необходимо перейти к другой деятельности и снизить нагрузку.

Подобрать специальные игры, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки, ледянки. Нужно следите за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

  • в деятельности должны принимать участие все дети;
  • не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети
    не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);
  • в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например: прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);
  • игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
  • для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
  • зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Игры со снегом

     Игры со снегом, достаточно просты. Дети могут раскапывать снег, накладывать в ведерко, крупные формы, а воспитатель в их присутствии выполняет несложную постройку, например вал для перелезания, домик.

Дети могут приносить снег педагогу.

Также детей можно привлечь к лепке несложных снежных построек, с которыми потом они будут играть. Дети подвозят, подносят снег, складывают в кучу, утрамбовывают его вмести с воспитателем. Эти попытки нужно обязательно поддерживать. Кроме того, дети могут лепить мелкие фигурки из снега, заранее подготовленного воспитателем. Такие игры рекомендуется проводить в безветренные дни при слабом морозе.

  Детей  можно научить детей делать снежные фигуры. Педагог чертит на слежавшемся снегу разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. д.), дети по линиям надрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру. Для игры дети самостоятельно лепят мелкие фигурки.

     На прогулке с детьми можно заняться не только подвижными играми, но и развитием наблюдательности, внимания, умения ориентироваться.

    Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогут вам содержательно и весело провести с детьми прогулки.

    После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме.

      Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увеличивают их продолжительность.

Почему же так важны подвижные игры с особыми детьми?

  • Потому, что у особого ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание.
  • Повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.
  • Во время подвижных игр ребенок учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих детей, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание.
  • Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается. 

Картотека зимних подвижных игр:

Игра "Прятки"
Возьмите из дома, группы различные предметы белого цвета и разложите их на площадке. Назовите детям предметы, которые замаскировались среди снега, и попросите их найти.

Игра "Лабиринт"
Проложите в снегу извилистую тропинку и предложите ребенку пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.

Игра "Ловишки со снежком"
Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается  играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль круга. В руках у него корзинка со снежками. По сигналу взрослого ловишка старается снежком попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Взрослый следит за тем, какой по счету снежок окажется метким и ловишка запятнает им одного из игроков. Игра повторяется 2-3 раза, после этого выбирается новый ловишка.

Игра "Кто выше подбросит снежок"
В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.



Предварительный просмотр:

Советы для родителей из опыта работы с особыми детьми.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

имеет то же значение, какое у взрослого имеет

деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Макаренко А. С.

        У многих детей отмечаются проблемы в развитии, чрезмерная подвижность и возбудимость. Все это требует создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка. Сегодня я учу своих воспитанников самым простым вещам: учу дружить, играть, улыбаться друг другу, говорить. Я считаю, очень важно лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Воспитание ребенка - сложный процесс, главным из которых я считаю игру. В игре он учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Впоследствии он переносит эти умения в другие виды деятельности.

 При этом незаметно происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи,  без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии   личности. Особенно это относится к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, для которого все гораздо сложнее. Так ребенок усваивает цвета, величины, формы, учится  выполнять разнообразные  действия с предметами  с учетом их свойств и качеств.

          Игра является эффективным средством формирования его поведения. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.  Таким образом, коррекцию  психических свойств личности ребенка, моторики, общения мы можем провести через  игру.

 В  процессе работы я выделила для себя определенные Правила, соблюдение которых необходимо в работе с особыми детьми:

– в игре не должно быть много информации;

- игра должна быть доступной;

-нужно  создавать игровую среду;

- максимально раскрывать возможности ребенка;

- больше общаться между собой в игре;

- взрослому оказывать разумную помощь ребенку;

- не мешать детям в самостоятельной игре.

       Ни одно, из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху - только их   совокупность даст определенные результаты.

Ему будет легче усвоить правила поведения в игровой ситуации, усвоить правила общения, если это будет происходить со своими сверстниками. Важным моментом является усвоение детьми логики развития игрового сюжета, когда   одно действие является подготовительным по отношению к другому. Для этого можно использовать два вида работы. Во-первых, совместное с ребенком наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни. Во-вторых, выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки.

   А подвижные игры направлены на удовлетворение двигательной активности ребенка, формирование двигательных умений и навыков, усвоение правил поведения: умение подчиняться правилам игры, действовать сообща и др.

Таким образом, через игру мы можем помочь ребёнку в формировании психических процессов, социально приемлемого поведения.



Предварительный просмотр:

Почему дети не прощают ЛЖИ?

Дети смотрят на родителей снизу вверх и принимают всё, что они говорят, за чистую монету. А родители беззастенчиво пользуются этим, привирая то там, то тут. Иногда они говорят неправду для собственного удобства, иногда потому, что хотят как лучше. Они даже не задумываются о том, что только что солгали, потому что это входит в привычку. Журналист и отец троих детей Майк Спор вспомнил 18 лживых фраз, которые каждый ребёнок слышал от своих родителей. Приведем пример некоторых этих фраз.

Например, приходя  на прививку мы обещаем ребёнку, что он не почувствует укола, но через секунду ему становится больно. Одного только этого достаточно, чтобы ребёнок перестал доверять и родителям, и врачам, и вообще всем.

Также, когда, вы зовете ребенка домой с игровой площадки, говоря ему: «Ну всё, я ухожу без тебя!». То обычно после такого ребенок ударяется в слёзы и бежит за вами, ведь ему очень страшно. Казалось бы, цель достигнута, и вы наконец уходите с детской площадки. Но ребёнок не знает, что ваша угроза пустая, и каждый такой случай лишает его уверенности в родительской любви.

       Каждый родитель, когда куда-то, едит с ноющим ребенком, очень долго либо стоит в бесконечной пробке на дороге, говорим ему: «Мы уже почти приехали!».  Брал на себя ответственность за эту маленькую ложь и говорил: «Ну что ты, осталось совсем немного». И это тот случай, когда ложь можно считать гуманным поступком. Ну почти.

        Так же, поощрять и удовлетворять их любопытство — вот что нам стоит делать, если мы хотим когда-нибудь заслужить звание лучшего родителя в мире. И уж точно не обрывать поток их вопросов сухим «не знаю» только потому, что нам не до них.

Как часто дети слышат это слово в ответ на свои просьбы! Мы говорим это ежедневно, а до этого слышали то же самое от своих родителей. И мы все знаем, что «посмотрим» — это эвфемизм для «этому не бывать». Ну так почему же просто не сказать «нет»?

         «Если ты допьёшь своё молоко, ты вырастешь сильным и высоким!». Мы знаем, что потолок роста на 95% определяется генетикой. Но молоко полезно детям. И если эта маленькая родительская ложь когда-то сделала наши кости и зубы немного крепче, мы можем только порадоваться этому и со спокойной душой врать о том же уже своим детям.  «Просто съешь это. Это курица». Обманом заставить ребёнка съесть то, к чему он бы даже не прикоснулся, пользуясь детской неопытностью, — родители считают это нормальным. И пусть рыба, съеденная под видом курицы, пойдёт ребёнку на пользу. Всё равно это не тот момент родительской биографии, которым стоит гордиться.

     Когда мы говорим ребенку о том что: «Я всегда знаю, когда ты мне врёшь». Это ложь, но от ваших слов дети чувствуют себя беззащитными. Если они настолько малы, чтобы верить в это, их детское враньё вряд ли стоит того, чтобы заставлять их жить в страхе.

        Говоря разу перед сном: «Пора в кровать!» (нужно говорить эту фразу за 30 минут до времени, когда действительно пора в кровать)

В чём здесь преступление взрослых? В том, что они хотят, чтобы их дети поспали подольше? Да бросьте. Во взрослом возрасте они ещё не раз будут мечтать о лишнем пол часике сна.

   «Пирожные закончились». Это естественно, хотеть, чтобы дети ели поменьше вредной еды. Но эта ложь требует немалых усилий: обычно дети точно знают, сколько печенья или пирожных вы купили при последнем походе в магазин. Поэтому в этой лжи во благо родителям нужно учиться быть очень убедительными. И уж точно позаботиться, чтобы дети не застали их в окружении фантиков от «закончившихся» конфет.

           Когда родители выбрасывают или прячут игрушки, а затем убеждают ребёнка, что они пропали по его вине, ему трудно это осмыслить. Он чувствует себя растерянным — особенно после того, как проведёт в поисках игрушек несколько дней.

       Говоря фразу:   «Мы вернёмся в другой раз!»

Мы не вернёмся, это же ясно. Или вернёмся, но очень, очень нескоро. Это обещание может заставить ребёнка затихнуть на минуту, но оно также даёт ему ложную надежду. И когда обман раскроется, он будет кричать ещё громче.

Причин для обид ребенка на взрослого может быть великое множество. Часть из них забывается очень быстро, не оставляя никакого следа. Часть из них запоминается надолго. Поэтому всем родителям очень важно представлять, какие именно действия, слова и эмоции (или их отсутствие) могут сказаться на всей будущей жизни ребенка, оставаясь причиной для серьезной обиды долгие годы.