Статья "Терапевтические приемы в коррекции агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями"

Голоденко Елена Александровна

Сборник по итогам международной научно-практической конференции: «Диагностика, коррекция, сопровождение при аутизме: поиск общих решений Россия Франция» // Под ред. Ригиной Н.Ф., Танцюры С.Ю. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 246 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golodenko_e_a.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Терапевтические приемы в коррекции агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями

Голоденко Е.А.,

воспитатель ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва

Аннотация: автор делится опытом работы с агрессивным поведением ребенка с нарушением интеллекта через использование современных методов

Ключевые слова: агрессивность, эмоции, нерефлексивное слушание, коррекция, музыкотерапия, арт—терапия, игротерапия.

Утверждение о повышенной агрессивности подростков давно стало прописной истиной возрастной психологии. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются, но обычно с усвоением правил и норм пове дения эти непосредственные проявления агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. А у подростков с ментальными нарушениями развития повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе, частые конфликты с окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий характер и сложнее поддаются коррекции. Такие дети не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они неспособны конструктивно разрешать конфликты. [4]

Наши воспитанники имеют ряд психологических особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение:

— неразвитость коммуникативных навыков;

— повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин, восприятие большого круга ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним.

— не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

— в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствие чувство вины либо чувство вина проявлена очень слабо.

— низкий уровень эмпатии.

— слабо развитый / отсутствие контроля над своими эмоциями.

— наличие неврологических недостатков: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

— неумение прогнозировать последствия своих действий.

Знание особенностей восприятия, поведения подростков с ОВЗ позволяет противостоять агрессии:

  1. Внимание особых детей отличается высокой подвижностью и низкой концентрацией, поэтому они легко отвлекаются и быстро переключаются на другой объект или вид деятельности.
  2. Усвоение детьми новых форм поведения основано преимущественно на подражании (чаще всего подражают взрослым), поэтому они часто копируют и передразнивают чужие действия и слова.
  3. Дети очень чувствительны к малейшей несправедливости, поэтому необходимо тщательно вникать во все обстоятельства детских конфликтов и ссор.
  4. Дети обожают состязательные виды деятельности («кто быстрее»,

«кто больше», «кто лучше»), но при этом не любят проигрывать, поэтому соревнование — эффективный способ вырабатывания нужных форм поведения, но требующий особых мер коммуникативной безопасности.

Обучать конструктивному поведению и доброжелательному общению надо с самого раннего возраста и делать это целенаправленно и непрерывно. Последовательность, целенаправленность и непрерывность — основные дидактические принципы, следуя которым можно сформировать ос- новы доброжелательного общения в коллективе. [3] В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

• полное игнорирование реакций подростка—весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

• выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);

• переключение внимания, предложение какого—либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

• позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликт- ной ситуации.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. [2].

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

• нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать — так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно — иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

• пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

• внушение спокойствия невербальными средствами;

• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

• использование юмора;

• признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

В нашей группе дети в основном дети младшего школьного возраста, безречевые, но мы активно используем музыкотерапию. Психологические механизмы коррекционного воздействия данного метода — катарсис, то есть эмоциональная разрядка, которая позволяет отрегулировать эмоциональное состояние, повышение социальной активности и усвоение новых способов выражения своих чувств и эмоций. Мы подобрали с музыкальным руководителем мелодии, которые оказывают положительное влияние на психику детей, улучшают эмоциональное состояние, снимают напряжение, повышают эмоциональный тонус. Например, быстрые и веселые композиции мы используем для поднятия настроения, активизации внимания ребенка-инвалида, а танцевальные композиции применяем в качестве физкультминуток для снятия усталости на занятиях с высокой умственной утомляемостью и малой подвижностью. А для детей, проявляющих тревожность и беспокойство, испытывающих страхи и напряжение, проводим простое слушание спокойной музыки.

Арт-терапия — эффективный способ коррекции эмоциональной и

поведенческой сфер личности ребенка Данный метод мотивирует ребенка на работу, что весьма кстати, так как ребенок, в отличие от взрослого, не готов обсуждать и решать свои трудности. Этот способ позволяет увлечь и заинтересовать ребенка, помочь ему раскрыться и довериться педагогу. В рамках данного метода обсуждение психологических проблем проходит на заднем фоне. А основная деятельность — изобразительная или творческая. Выходит так, что ребенок одновременно преодолевает свои психологические трудности и получает удовольствие.

Наши дети с удовольствием занимаются творчеством. Помимо изобразительного творчества, арттерапия подразумевает изготовление лепку из пластилина, глины, другие виды творчества.

Как показал опыт работы, наиболее эффективной будет групповая форма работы, так как ребенок сможет показать свой рисунок не только взрослому, но и своим сверстникам, что вызовет интерес к рисованию и желание совершенствовать свои навыки. Особое значение в психолого-педагогической коррекции детей с ментальными нарушениями имеет метод игротерапии. Это самый эффективный метод коррекции, ведь при этом дети приемлемым образом выражают свои переживания, чувства и эмоции. Так как игра свободно от влияния взрослых, то она дает ребенку свободу действий, свободу само- выражения и само исследования чувств и переживаний, позволяет вытеснить эмоциональное напряжение и справиться с фрустрацией. В процессе игры ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, развивает интеллектуальные, волевые и нравственные качества. [1]. В игре дети выражают свои переживания более свободно, нежели на словах. Для наших детей важна сама игра — ее процесс, а не результат. При этом расширяется диапазон общения и жизненного кругозора, перестраиваются отношения с окружающими, идет успешнее социализация. Здесь игра, как мы считаем, дает ребенку возможность научиться тому, чему его не научит никто. Среди этих методов и игры с песком и игры с водой, которые полу- чили широкое признание у всех воспитателей и широко используются в коррекции эмоционального дискомфорта у детей.

Надо отметить, групповая форма игровой коррекции является как психологическим, так и социальным процессом, в котором дети взаимодействуют друг с другом и приобретают новые знания о себе и о других. В рамках данного метода игра идет как средство коррекции нервно— психических расстройств и психосоматических заболеваний. [5]. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Групповая форма работы позволяет детям идентифицироваться с други- ми формами поведения, а также лучше смоделировать реальные условия взаимодействия. Наблюдая за другими детьми, ребенок учиться брать на себя ответственность и обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать что-то новое для себя.

Таким образом, работа по проблеме коррекции агрессивного поведения детей позволило сделать заключение о том, что коррекция агрессивного поведения ребенка с ОВЗ носит комплексный характер и предполагает работу не только с самим ребенком, но и с его непосредственным окружением: специалистами, педагогами, сверстниками.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Бютнер К. жить с агрессивными детьми / К. Бютнер.—М.: Педагогика, 1991
  2. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»)—СПб.: прайм—Еврознак, 2002
  3. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка.—СПб.: Питер,1997
  1. Советы психолога—родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) Сост.— Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., шипилова Е.В.— Москва, 2014

Щербинина Ю.В. Речевая защита: Учимся управлять агрессией. М.:— Неолит,2016—304

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Бютнер К. жить с агрессивными детьми / К. Бютнер.—М.: Педагогика, 1991
  2. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»)—СПб.: прайм—Еврознак, 2002
  3. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка.—СПб.: Питер,1997
  1. Советы психолога—родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) Сост.— Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., шипилова Е.В.— Москва, 2014
  2. Щербинина Ю.В. Речевая защита: Учимся управлять агрессией. М.:— Неолит,2016—304