Программа «Наставники Хадай» как инструмент для самореализации обучающихся в сфере предпринимательской деятельности.

Павлова Наталья Матвеевна

В докладе содержится информация о реализации инновационного проекта "Наставники-Хадай"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлова Наталья Матвеевна

Учитель истории и обществознания

http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/  - сайт МБОУ Хатар-Хадайская СОШ

Программа «Наставники Хадай» как инструмент для самореализации обучающихся в сфере предпринимательской деятельности.

Современное общество, в котором знания, интеллект человека становятся важнейшими факторами его развития, не может не придавать нового статуса образованию, не предъявлять к нему новых требований.

Постоянно нарастающие темпы обновления знаний, модернизации техники и технологий стали намного опережать динамику смены поколений людей. Необходимость поддержания постоянного уровня готовности к выполнению усложняющихся социальных и профессиональных функций обусловила переход к системе непрерывного образования, реализации новой парадигмы образования - «образование через всю жизнь».

Ориентация на новые цели и образовательные результаты в школе - это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований - быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.

Говоря о возможностях, которые можно использовать для достижения поставленных целей, а также для самореализации школьников, можно привести в пример программу «Наставники Хадай».

С декабря 2020 года МБОУ Хатар-Хадайская СОШ осуществляет инновационный проект «Наставники Хадай». Основная идея инновационного проекта заключается во внедрении формы наставничества «работодатель-ученик», она направлена на раскрытие потенциала личности ученика-наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в агробизнес направлении, а также создание условий для формирования эффективной поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся школы в возрасте от 10 лет, ориентированной на закрепление молодого поколения на своей малой родине.

В рамках проекта под наставником мы понимаем участника программы наставничества, имеющего успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готового поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.  

Основная идея проекта заключается в привлечении наставников в лице представителей местного сельхозпредприятия ООО «Хадайский», представителей КФХ для передачи опыта обучающимся школы по реализации успешных агробизнес проектов, внедрение успешных практик агробизнес-наставничества в образовательный процесс школы, реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся в направлении агробизнес образования. Апробация формы наставничества «работодатель-ученик» позволит также расширить социальное партнерство школы, включить обучающихся в реальные агробизнес процессы на базе местных сельхозпредприятий Баяндаевского района.

В рамках организации образовательного процесса в школе особое внимание уделяется внедрению новых форм, методов и содержания образования, в частности:

- элективные курсы, направленные на знание основ экономики и предпринимательства: 7 класс – элективный курс «Хозяйка земли», 9 класс – элективный курс «Основы бизнес-планирования», 10 и 11 классы – элективные курсы «Экономика без тайн» и «Предпринимательское право»;

- реализуется модульное изучение агротехнологического материала в учебных предметах начального и среднего образования;

- проведение внеурочных занятий на базе школы и сельхозпредприятия ООО «Хадайский», позволяющих ученикам школы познакомиться с новой техникой и технологиями по выращиванию сельскохозяйственных культур, разведению крупнорогатого скота;

- изучение традиционных ремесел, истории, быта и культуры поможет детям не терять свои корни, даст возможность успешного внедрения традиционных ремесел в современную жизнь.

Школа создает условия для изучения теоретического материала и практического внедрения полученных знаний на пришкольном и личном приусадебных участках.

Таким образом, в школе созданы все предпосылки для апробации формы наставничества «работодатель-ученик» в направлении агробизнес образования.

Целью такой формы наставничества является успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся.

Среди основных задач деятельности наставника-профессионала в отношении ученика: помощь в раскрытии и оценке своего личного, профессионального потенциала, своих предпринимательских способностей; повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров; развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метокомпетенций; помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными задачами внутри профессии.

 Согласно календарному плану реализации инновационного проекта в течение 2020-2021 гг. мы сформировали базу наставников и наставляемых. Летом этого года организовывали наставнические пары: ООО «Хадайский» и 11 класс, КФХ Шабаев В.К. и 10 класс. Для каждой пары был разработана программа работы до декабря 2021 года. В программах предусмотрено:

- изучение наставляемыми теории на элективных курсах;

- знакомство с учредительными документами наставников;

- составление наставляемыми бизнес-планов;

- обсуждение бизнес-планов с наставниками;

- вердикт наставника о целесообразности бизнес-плана и его реализации на предприятии.

В течение года в рамках школьной учебной программы обучающиеся на элективных курсах «Экономика без тайн» и «Предпринимательское право» углубляли знания о понятиях «индивидуальный предприниматель», «физическое лицо», «юридическое лицо», об этапах регистрации предприятия, о налогообложении, о найме рабочих и заключение с ними трудовых договоров.  

В сентябре 2021 года была организована онлайн-встреча с ООО «Хадайский», где 11 класс ознакомился с копиями учредительных документов ООО «Хадайский». Обучающиеся 10 класса отправились на экскурсию в КФХ Шабаев В.К., где дети ознакомились с копиями документов для организации КФХ. Наставниками были даны рекомендации как организовать сельхозпредприятие.

В настоящее время наставляемые начали составлять бизнес-планы «Рациональное использование ресурсов в КФХ», «Кроличья мини-ферма», «Разведение перепёлок».

В марте-апреле следующего года планируем обсуждение бизнес-планов с наставниками.

Готовность к предпринимательской деятельности не является самоцелью подготовки всех обучающихся. Однако в условиях рыночной экономики, у каждого гражданина должны быть сформированы устойчивые компетенции в области предпринимательства. Особенно актуальным это становится в сельской местности, в условиях агробизнес образования. Научить детей быть хозяевами земли. На конкретных примерах КФХ показать, что при правильном использовании ресурсов, знании закономерностей рыночного механизма можно построить свой успешный бизнес в агронаправлении.