Тема «Основные подходы к классификации проектов»

Ковалева Тамара Владимировна

Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:

1.Обучить учащихся:

· выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;

· находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

· находить конкретные собственные пути решения проблем;

· применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2.Развивать у школьников исследовательские умения.

3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.

4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.

5.Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.

6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Основные подходы к классификации проектов» Ковалева Т.В

Слайд 2

Проектирование (от лат. « projectus » — брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей. Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Слайд 3

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них. По А.С. Сиденко: Типы проектирования: · Репродуктивное проектирование. · Продуктивное проектирование. · Инновационное проектирование.

Слайд 4

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.). 2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера). Классификация проектов

Слайд 5

· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Приведем более подробное описание

Слайд 6

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др . 3. По характеру доминирующей в проекте деятельности ( поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

Слайд 7

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet .

Слайд 8

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Слайд 9

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Слайд 10

4.По профилю знаний ( монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные – по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева , Е.С.Полат , И.Д. Чечель . 5.По характеру координации ( с открытой, или явной, координацией : · в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

Слайд 11

6.По уровню контактов ( внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные : участники проекта являются представителями разных стран). Приведем более подробное описание: · Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими , спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Слайд 12

Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы. · Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Слайд 13

По характеру контактов проекты могут быть: · внутриклассными , · внутришкольными , · региональными (в пределах одной страны), · международными. Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Слайд 14

7.По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые). 8.По продолжительности ( минипроекты ; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года). Приведем более подробное описание: · Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Пример: проект «Расчет стоимости покупки автомобиля в кредит», курс экономики 10-11 класс. Работа над проектом ведется в группах по вариантам, в зависимости от суммы на покупку автомобиля и его марки. Продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). (Другие примеры: расчет затрат на организацию путешествия, расчет затрат на питание семьи на месяц, открытие своего бизнеса и т.д.).

Слайд 15

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Чудеса России» об уникальных природных объектах, курс географии, 8 класс. Может проводиться в виде заключения, обобщения знаний по разделу «Общая характеристика природы России». Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам, например: Реки России, Озера России, Горные системы России, Уникальные памятники природы России, рекомендации подготовке готового продукта). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, и, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, например – электронных туристических буклетов их обсуждение и оценка.

Слайд 16

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты. · Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Например, космические проекты, социально значимые проекты «Ветеран живет рядом», «Дети – детям сиротам» и т.д.

Слайд 17

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты. · Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Например, космические проекты, социально значимые проекты «Ветеран живет рядом», «Дети – детям сиротам» и т.д.

Слайд 18

9.По типу объекта проектирования ( морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»). Виды проектов: · Образовательный проект. · Воспитательный проект. · Управленческий проект. · Организационный проект. · Нормативно-правовой проект. · Социально значимый проект. · Политический проект. · Законотворческий проект. · Проект – иллюстрация учебной темы. · Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине. · Проект - постановка проблемы. · Обзорный проект. · Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий). · Текущий учебный проект. · Итоговый учебный проект.

Слайд 19

Е.С. Полат предлагает систему основных критерий, по которым различают типы проектов: 1.По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: · исследовательские, · творческие, · ролево -игровые, · информационные, · практико-ориентированные (прикладные). 2. По признаку предметно-содержательной области: · монопроекты , · межпредметные проекты. 3.По характеру контактов: внутренние или региональные, · международные. 4.По количеству участников проекта: · индивидуальные, · парные, · групповые. 5.По продолжительности проекта: · краткосрочные, · средней продолжительности, · долгосрочные. 6.По результатам: · доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; · макет, схема, план-карта; · видеофильм;выставка ; и др.

Слайд 20

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов: 1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты ( Information and Research projects). 2. Проекты-интервью ( Survey projects). 3. Проект-производство ( Production projects). 4. Проекты-ролевые игры и драматические представления ( Performance and Organisationalprojects ).

Слайд 21

По америк.профессору Э.У. Коллингсу : ( Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35 : /…. в 1910-е гг. Коллингс , организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов на четыре группы…/): 1. «Проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д. 2. «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообраз­ное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Один из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название «Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний» . 3 . «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д. 4 . «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра

Слайд 22

Еще один пример классификации проектов : По предмету труда · Человек – человек. Человек – природа. · Человек – техника. Человек – художественный образ. · Человек – знаковая система . По сфере применения · Школа. Семья. Досуг. · Производство. Профессиональное самоопределение. По интересам · Познавательные. Экологические. · Коммерческие. Игровые. Профессионально –трудовые. · Научные. Комплексные. . По материальному воплощению · Интеллектуальные. · Информационные. · Комплексные. По преобладающим технологическим процессам · Архаичные (ручные технологии), · Традиционные (машинные технологии), · Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики) По цели проектной деятельности · Гностические. · Изыскательские. · Преобразующие. .

Слайд 23

По продолжительности выполнения · Долгосрочные (от 20 до 60 часов), · Среднесрочные (блок 8 – 10 часов), · Кратковременные (2 – 4 часа) . По организации проектной деятельности · Индивидуальные. · Звеньевые. · Групповые. · Школьные. По структуре содержания · Мономодульные (охватывают один модуль программы ) · Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей) · Интегрированные ( межпредметные ) . По уровню творчества · Репродуктивные. · Творческие задания. · Творческий проект. .

Слайд 24

Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно: 1.Обучить учащихся: · выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; · находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы; · находить конкретные собственные пути решения проблем; · применять полученную информацию для решения поставленных задач. 2.Развивать у школьников исследовательские умения. 3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи. 4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала. 5.Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать. 6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.