Методическая разработка. Сборник дидактического материала «Игры для детей с расстройством аутистического спектра»

Калиянц Инна Владимировна

Данный сборник дидактического материала поможет подобрать любому педагогу оптимальный набор игр для детей с расстройством аутистического спектра.

С помощью представленных в сборнике игр педагог может расположить ребенка к себе и окружающим, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать у ребенка нравственные качества и интеллектуальные способности, корректировать коммуникативные и поведенческие умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Методическая разработка

Сборник дидактического материала

«Игры для детей с расстройством аутистического спектра»

Подготовил:

Педагог-психолог

Калиянц И.В.

г. Кропоткин, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

Игры для налаживания контакта

5

Пальчиковые игры

8

Развивающие игры

10

Ритмические игры

15

Игры с крупами

17

Игры с песком

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

24

Приложение

25

АННОТАЦИЯ

Данный сборник дидактического материала поможет подобрать любому педагогу оптимальный набор игр для детей с расстройством аутистического спектра.

С помощью представленных в сборнике игр педагог может расположить ребенка к себе и окружающим, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать у ребенка нравственные качества и интеллектуальные способности, корректировать коммуникативные и поведенческие умения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС) -  нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития.

Синдром детского аутизма впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Это особое раннее нарушение психического развития ребенка.

Выделяется три основных признака данного синдрома: дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия.

Основная характеристика: перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии.

        Частота встречаемости РАС у детей за последнее десятилетие значительно увеличилась. Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении, социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Таких детей часто называют особенными, соответственно и подход к ним должен быть особенным.

        В настоящее время ФГОС НОО предъявляет определенные требования к умениям учеников начальных классов, например, способность доносить и аргументировать свою точку зрения относительно того или иного события. Именно с проблемой отсутствия нагого навыка могут столкнуться дети с РАС. Данный сборник может помочь развить у ребенка нужные умения, в частности коммуникативные и, как следствие, освоить НОО на достаточном уровне.

Значение игры в жизни любого ребенка нельзя недооценивать. Игры помогают развивать моторные навыки, когнитивные и коммуникативные способности. Однако для детей с расстройством аутистического спектра стандартная игра может оказаться сложной. Как родители, так и педагоги должны уделять особое внимание тому, какие игры используются для обеспечения взаимодействия и общения с ребенком с РАС.

        Целью сборника является подбор разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на развитие и коррекцию поведения детей с расстройством аутистического спектра.

ИГРЫ ДЛЯ НАЛАЖИВАНИЯ КОНТАКТА

Ритуал приветствия и прощания «Привет! Пока!»

        Цель: развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, формировать умение использовать невербальные приёмы общения совместно со взрослым и по подражанию, способствовать накоплению словаря.

        Ход игры: Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. - Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться. Помаши рукой! Привет! При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой -Пока! Пока! Затем предлагает ребенку попрощаться. -Помаши ручкой на прощание. Пока!

        Этот ритуал встречи и прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Игра «Отойди и подойди»

Цель: налаживание контакта.

Ход игры: взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок приблизиться, то взрослый обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, - старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.».

Игра «Дай ручку!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Игра «Ручки»

Цель: наладить тактильный и эмоциональный контакт с ребенком.

        Ход игры: ребенок располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки педагога по руке ребенка по типу.

Игра «Хлопаем в ладоши!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

        

Игра «Гость»

        Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта, привлечение внимания.

        Оборудование: игрушка – герой.

        Ход игры: педагог показывает малышу игрушку.

        – Ой! Кто это к нам пришел? Кто это там прячется? Кто там?

        Затем герой показывается со словами:

        – Ку-ку! Это я! Привет!

        Герой кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Мой кубик, твой кубик»

        Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, обучать соблюдению очередности и последовательности при выполнении задания.         Ход игры: Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

Игра «Закружились, завертелись»

        Цель: формировать положительные эмоции, формировать способность к подражанию, развивать координацию.1

        Оборудование: вата, коробка.

        Ход игры: педагог побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: учить ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с взрослым.

Оборудование: кукла.

Ход игры: ребенок сидит на стуле перед педагогом. Педагог берет в руки куклу и показывает, как можно ее обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какая хорошая куколка. Я ее обниму, вот так. Посмотрю ей в глазки, улыбнусь вот так. Посмотри Анечка, как я ее обнимаю, вот так. Я смотрю ей в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Далее педагог вызывает к себе ребенка. «Ах, какая хорошая Анечка, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Взрослый предлагает ребенку повторить все свои действия только с куклой, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания педагог подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Анечка обняла куклу, посмотрела ей в глазки, улыбнулась. Вот какая Анечка ласковая девочка!».

Игра «Лови мячик!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта, развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковая игра «Кулачек с ладошкой»

        Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.

Ход игры:   Тук-тук - стучим кулачками,

Да-да- бьём в ладоши,

Можно к вам - кулачки?

Рад всегда – ладоши!

Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице»

        Цель игры: развитие мелкой моторики.

Ход игры:

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

(Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(хлопок «круглыми» ладошками)

Рыбка спинку изогнула,

(Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла,

(имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула,

(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла.

(спрятать ручки).

Пальчиковая игра «Ванька-встань-ка»

        Цель: развивает мелкой моторики.

Ход игры: читаем стишок, сопровождая его соответствующими движениями пальцев:

"Ванька-Встанька, Ванька-Встанька

(сжать руку в кулак, спрятав большой палец).

Просыпайся, улыбайся

(стучать по кулаку пальцем другой руки).

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-Встанька тут как тут!"

(высвобождаем большой палец).

Пальчиковая игра «Семья»

        Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: предложите ребенку согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик – батюшка.
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.

Пальчиковая игра «ладошка»

        Цель: развитие моторики.

        Ход игры: выполнять движения в соответствии с текстом, при необходимости взрослый помогает.

Ладошка вверх, ладошка вниз.

На бочок, и в кулачок.

Пальчиковая игра «Человечек»

        Цель: развитие моторики, побуждение к подражанию взрослому.

Ход игры: выполнять движения в соответствии с текстом, при необходимости взрослый помогает.

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимают и разжимают пальцы)

Будем вместе рисовать.

(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик,

(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек

(рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек.

(развести руки в стороны).

Пальчиковая игра «Коза»

        Цель: развитие моторики, побуждение к подражанию взрослому.

        Ход игры: выполнять действия в соответствии с текстом.

Идет коза рогатая,                        (Показывают «рога» с помощью

Идет коза бодатая.                         указательного пальца и мизинца)

За ней козленочек бежит,            (Имитируют движение 

Колокольчиком звенит.                 «звеним колокольчиком»)

Коза травушку пощипывает,        (Пощипывают правой рукой левую руку,

На козленочка поглядывает,          выглядывают из - под руки)

Чтобы волк не украл,                     (Грозит пальчиком одной руки,

Чтобы в ямку не попал.                   другой)

Пальчиковая игра «Пальчики-грибочки»

        Цель: развитие моторики, тактильный контакт.

        Ход игры: поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал,

этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,

потому и потолстел!

Пальчиковая игра «Домик-теремок»

        Цель: развитие моторики, побуждение к подражанию взрослому»

        Ход игры: повторять движения вместе с ребенком движения, соответствующие тексту:

Вот домик-теремок.

(складываем руки как крышу над головой)

Вот в домике дверь.

(одна рука согнута в локте, открываем-закрываем)

А на двери — замок.

(зажимаем на одной руке кулачок)

Ключик маленький возьми,

(на другой руке выставляем указательный палец-ключик)

Замочек чик-чик,

(вставляем-палец-ключик в кулачок и поворачиваем)

И отопри! (раскрываем кулачок)

РАЗВВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Игра «Кого не стало?»

        Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память.

Оборудование: карточки с дикими животными

Ход игры: раскладываем перед ребенком картинки с изображением диких животных (2-3 шт.), просим их запомнить. Ребенок закрывает глаза, педагог убирает одну из картинок. Ребенок должен назвать, кого не стало. Вариантом игры может быть следующий: педагог меняет картинки местами, а ребенок называет, что изменилось.

Игра «Кто спрятался?»

        Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

        Ход игры: педагог сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем педагог снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

        Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом педагог находится рядом или за спиной у ребенка. Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Покажи нос»

Цель: помочь ребенку ощутить и осознать свое тело. Побудить к подражанию взрослого.

Ход игры: взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Ребенок повторяет за ним движения, показывая на себе названные части тела. Усложнение: взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Игра «Прищепки»

        Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления, воображения, учить выделять основные цвета.

        Оборудование: вырезанные из картона заготовки основных цветов (синий, желтый, зеленый, красный), разноцветные прищепки.

        Ход игры: ребенку предлагается соотнести цвет заготовок с цветом прищепок, и прикрепить прищепки к соответствующей заготовке.

Игра «Кто это?»

        Цель: формирование умения узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

        Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

        Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (педагог с помощью жеста показывает на себя). Затем просит ребенка показать жестом на себя (и на педагога). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то педагог берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

        Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить: «Я».

Раз-два-три, посмотри

Раз-два-три, посмотри,

Это – я, это – ты.

        Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других.

Игра «Собери пирамидку»

Цель: развитие мышления.

Оборудование: 2 одинаковые пирамидки.

Ход игры: одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона. Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону. Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

Игра «Найди игрушку»

        Цель: научиться выполнять простейшие инструкции, развитие ориентации в пространстве.

        Оборудование: несколько игрушек.

        Ход игры: несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Педагог, определив какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины, где она примерно находится. Ребенок отправляется на поиски этой игрушки.

Игра «Круг, треугольник, квадрат»

        Цель: развитие мышления, изучение геометрических форм, цветов, размеров, развитие ориентации в пространстве.

        Оборудование: карточки с изображением геометрический фигур.

        Ход игры: ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображением геометрических фигур разных цветов и размеров. Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Собери все маленькие треугольники и положи на соседний стол и т.д. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

Игра «Найди пару»

        Цель: закреплять знания ребенка об овощах и фруктах, развивать внимание.

        Оборудование: парные карточки с изображением фруктов и овощей.

        Ход игры: ребенку предлагается найти парную картинку с изображенным фруктом или овощей, проговаривая его название несколько раз, тем самым побуждая ребенка к повторению. Педагог называет овощ или фрукт и просит ребенка найти его и дать ему в руки.

Игра «Кубики»

        Цель: сформировать имение действовать по образцу, развитие восприятия.

        Оборудование: 10 кубиков.

        Ход игры: взрослый садиться с ребенком за стол. Дает ему 5 кубиков, а остальные оставляет у себя. Затем, говорит: «Посмотри сюда!» - и складывает из кубиков простой образец (дорога, башня). Взрослый обращает внимание на то, смотрит ли ребенок на него и разглядывает ли образец. Взрослый указывает на свои кубики и говорит: «Сделай то же самое!» Потом берет руки ребенка и помогает ему сложить кубики в правильную позицию. Необходимо повторить это действие с тремя различными образцами. Взрослый должен ограничивать свою помощь, когда ребенок начнет самостоятельно складывать по образцу. Ребенка необходимо хвалить за каждое правильное действие.

Игра «Соотнесение предметов»

        Цель: научить соотносить предметы, выполнять инструкции взрослого, познавательное развитие.

        Оборудование: 4 пары одинаковых предметов (кубики, ложки, карандаши, палочки).

        Ход игры: педагог кладет на стол 4 различных предмета. Тот же состав предметов держит у себя на коленях, чтобы ребенок не мог видеть. Взрослый поднимает вверх один из предметов и просит ребенка найти такой предмет. Взрослый просит со словами: «Саша, дай мне карандаш!» Взрослый показывает на его предметы, если ребенок поднимает предмет или показывает на него, то взрослый хвалит его и кладет оба предмета в сторону. Повторять этот процесс следует, пока все предметы не окажутся в стороне.

Игра «Сделай так»

        Цель: научить понимать указания взрослого.

        Оборудование: 4 предмета (чашка, ложка, мяч, игрушечная машинка)

        Ход игры: педагог сажает ребенка на место, куда он должен будет возвращаться после выполнения каждого задания. Сначала взрослый дает ребенку лишь одно указание, как, например, «Принеси мяч!» Когда ребенок его выполнит, взрослый дает ему второе указание «Сядь сюда!». Если ребенок отвлекается, то взрослый подводит ребенка к стулу и повторяет просьбу. Два указания ребенок должен выполнить отдельно. Когда ребенок их поймет, взрослый объединяет оба предложения и выполняет их вместе с ребенком. Если ребенок ошибается при выполнении первой части задания, то взрослый спрашивает: «Что следующее?», - чтобы привлечь ребенка к заданию. В случае необходимости взрослый дает ребенку акустический или визуальный сигнал для второй части задания. Если ребенок следует указанию, вторая часть которого звучит «Потом сядь!», можно усложнить просьбу: «Принеси чашку и поставь ее на стол!» Необходимо следить за тем, чтобы ребенок понимал наименования предметов.

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Ритмическая игра «Черепаха»

Цель: развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Развитие слухового внимания, формирование схемы тела. Налаживание тактильного контакта.

Ход игры: касаться ребенка в соответствии со словами стихотворения.

Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи
(ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!

Речедвигательная игра «Мишка косолапый»

        Цель: побудить ребенка к подражанию взрослому, стимулировать речь.

Ход игры: выполнять действия в соответствии со стишком.

Мишка косолапый по лесу идет

(Педагог, переступая с ноги на ногу, проговаривает стихотворение)

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривает и одновременно топает ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Шишки собирает, в сумочку кладет.

(Поднять руки вверх - «шишки растут высоко», опустить руки вниз -

«сумочка стоит на земле»)

Щелк — щелк — щелк — щелк.

(Проговаривает и одновременно щелкает пальцами — в среднем темпе, ровными долями)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб

(Поднять плечи — удивиться, ук. палец правой руки приставить ко лбу)

Бом — бом — бом — бом.

(Проговаривает и ладошками постукивает по грудной косточке)

Мишка рассердился и ногою топ.

(Поставить собранные в кулачки кисти на пояс, проговорить стихотворение и, на слово «Топ», топнуть правой ногой)

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривает стихотворение и одновременно топает ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Речедвигательная игра «Ручки в стороны, в кулачок»

Цель: побудить ребенка к подражанию взрослому, стимулировать речь.

Ход игры: выполнять действия в соответствии с текстом.

Ручки вверх, в кулачок!

Разожми – и на бочок.

Ручки в стороны, в кулачок!

Разожми – и на бочок.

Ручки вниз, в кулачок!

Разожми – и на бочок!

Ритмическая игра «Рыбка плавала в пруду»

        Цель: развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта.

Ход игры: участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.

Рыбка плавала в пруду.

(складывают ладони вместе, изображая плывущую рыбку)

Папа выловил одну.

(изображают движения вытаскивания пойманной рыбки)

Мама жарила полдня.

(хлопают, держа ладони горизонтально и чередую их)

Ну а съел, конечно, я!

(показывают на себя)

        Речедвигательная игра «Зайка серенький сидит»

Взрослый выполняет упражнение вместе с ребёнком, или по подражанию.

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать. (Садятся на корточки. Приставляют поднятые ладошки к голове. Ритмично «шевелят ушками». Одной ладонью хлопают по тыльной стороне другой руки. Встают. Прыгают, держа согнутые руки, кисти перед грудью).

ИГРЫ С КРУПАМИ

Игра «Прячем ручки»

        Цель: сенсорное развитие.

        Оборудование: гречка, горох, манная крупа, фасоль, рис.

        Ход игры: выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?”

Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.

Игра «Покормим птичек»

        Цель: развитие активности.

        Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Пересыпаем крупу»

        Цель: развитие координации движений.

        Оборудование: крупа, емкости, ложки.

Ход игры: возьмите совочек, ложку, стаканчик и пересыпайте крупу из одной ёмкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.

Игра «Разложи по тарелочкам»

        Цель: научить сортировке, развитие координации мелкой моторики.

        Оборудование: тарелки, крупы.

        Ход игры: перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребёнка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: "Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту".

Игра «Рисование на манке»

        Цель: сенсорное развитие, развитие мелкой моторики и координации движений.

        Оборудование: яркий поддон, манная крупа.

Ход игры: на поддон тонким слоем насыпать манную крупу. Вместе с ребенком оставлять пальчиками следы и рисовать узоры, фигуры и простые сюжеты.

Игра «Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: макароны с отверстиями, шнурок.

Ход игры: показать ребёнку, как продеть шнурок в отверстия: «Ниточку в дырочку» и дать ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием.

Игра «Рыбалка»

Цель: развитие координации и моторики.

Оборудование: магниты с картинками, металлическая ложка.

Ход игр: заройте в крупу несколько магнитов с картинками, но неглубоко. Пусть ребёнок с помощью ложки из нержавейки или другого магнита «вылавливает» рыбу. Такое задание очень часто увлекает ребят. А отцепляя «рыбку» от «удочки», тоже приходится поработать пальчиками.

Игра «Сокровища»

Цель: сенсорное развитие, развитие моторики.

Оборудование: неглубокие стаканы, рисовая крупа, мелкие предметы.

Ход игры: в стаканы насыпать крупу и спрятать в ней «сокровища». Ребенок сможет достать спрятанный предмет только двумя пальцами, потому что весь кулачок в емкость не пролезет.

Игра «Золушка»

Цель: развитие интереса к игре, развитие координации.

Оборудование: манная и рисовая крупы, сито, ложка.

Ход игры: смешать манку и рис. Дать ребенку небольшое сито. Показать, как ложкой или совочком насыпать смесь крупы на сито. Манка просеется, а зернышки риса останутся на сетке.

Игра «Вдавливание»

Цель: развитие моторики и координации.

Оборудование: фасоль или горох, пластилин.

Ход игры: сделать лепешку из пластилина. Взять одно зернышко (фасоль, горох,) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком. От обратного процесса – вынимания зерен из теста дети получают огромное удовольствие.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

        Цель: развитие мелкой моторики, развитие сенсорного восприятия, подготовка руки к письму и рисованию, развитие фантазии, снятие напряжения.

        Оборудование: поддон для песка, песок, аксессуары (лопатки, гребешки, ложки, трафареты и т.д).

        Виды направлений:

        1. Песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, трамбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки, мелкие игрушки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

        2. Сенсорное восприятие. Песок - идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Дети любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться.

        3. Рисование и подготовка руки к письму. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, не подточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

        4. Развитие творческого мышления. Песок - материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив: «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

        5. Развитие речи. Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да-да!). Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт. Проговаривайте свои действия и стимулируйте на повторение ваших комментариев.

        6. Тренировка внимания. Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе!

        7. Спокойствие и расслабление.

Упражнение 1

        Поскользить ладонями по песку линейно, зигзагообразно, круговыми движениями, ладонью, ребром ладони и тыльной стороной руки.

Упражнение 2

        Набрать песок в ладони и высыпать его тонкой струйкой. Сделать это сначала правой, затем левой рукой, затем обеими руками одновременно.

Упражнение 3

        Закопать ладони в песок и потом «найти» их. Задается вопрос «куда делись наши ручки?», а затем показать радость от того, что ручки найдены «вот они!».

Упражнение 4

        Отыскивать наощупь в песочнице мелкие предметы (игрушки, пуговицы, бусины, камешки, макаронины и т.д)

Упражнение 5

        Дорожки. Начинаем с простых коротких прямых линий, затем переходим к ломаным, прерывистым, волнообразным, удлиненным линиям.

        Заборчики, которыми можно ограждать все, что лежит в песочнице.

        Лесенки. Помогут научиться совмещать горизонтальные и вертикальные линии.

        Следы. Можно предложить оставить на песке следы своих рук, либо различных животных, например, следы слона и паука. Затем, развивая еще и воображение детей, можно предложить оставить следы несуществующих животных.

        Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную готовит ребенка к овладению письмом.

Упражнение 6

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, идя в гости к животным.

Инструкция: «Мы идем в гости к барашку. Где живет барашек? В каком углу песочницы? Кто живет рядом с барашком? (Ребенок перемещается к животному, расположенному по соседству с барашком) Кто живет радом с кошкой? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? Аналогичным образом выполняются игры-задания: «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье). В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных или растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать картинки).

Упражнение 7

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.

Упражнение 8

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменение поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то - же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Упражнение 9

Любая картинка (мелкая игрушка) скрывается под слоем песка. Используя соломинку, ребенок сдувает песок с картинки, тем самым открывает изображение.

Упражнение 10

Ребенок вместе со взрослым "выпекает" из влажного песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого используете разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую (если действие недоступно ребенку, то выполняете его при совместном взаимодействии). Затем ребенок "угощает" пирожками взрослого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой ребенок любит играть, но не любая игра подходить для ребенка с расстройством аутистического спектра. Залогом успешного взаимодействия с ребенком с РАС является установление прочного и доверительного контакта, а игра, как ничто другое, в этом помогает.

Возможные варианты игр, представленные в данном сборнике, дадут ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные, положительные эмоциональные впечатления, которые в дальнейшем станут основой его положительного взаимоотношения с окружающим.

Данный сборник игр будет полезен любому педагогу, работающему с детьми с расстройством аутистического спектра, так как включает в себя и игры для установления контакта с данной категорией детьми, и развивающие игры, и игры с песком, которые способствуют снятию напряжения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горячева Т. Г, Никитина Ю.В. Расстройство аутистического спектра у детей. Метод сенсорной коррекции: Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2021. – 168с.

2. Ихсанова С.В. Система Диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 208с.

3. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017. 288 с.

5. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. Организация работы с ребенком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64с.

6. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. – М.: «Плэйт», 2001. – 112с.

7. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64с.

8. Ярушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия. – Изд. 9-е. – М.: Теревинф, 2019. – 128с.