Джон Дьюи(1859-1952) Педагогический проект

Молчанова Анастасия Сергеевна

Прожив яркую и долгую жизнь продолжительностью почти в сто лет, основатель философии и педагогики прагматизма сохранял неиссякаемую работоспособность до последних дней и оставил наследие, по самым разным отраслям знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dzhon_dyui.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова

Педагогический институт

Джон Дьюи(1859-1952)

Педагогический проект

        

ПИ 44.03.01 начальное образование

Группа 07501з

Дисциплина: История образования

и педагогической мысли

Выполнила: Молчанова Анастасия Сергеевна

Жизнь и педагогические идеи педагога

Дьюи Джон - американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории. К 1903 т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 "школах-лабораториях", стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США. С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930, впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе "Лиги независимого политического действия". Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952.

Основные педагогические идеи Джона Дьюи

1. Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями.

Усвоение знаний – есть стихийный, неуправляемый процесс. Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается внутри ученика, а это в большинстве случаев вне контроля учителя.

Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности. Только при исследовании окружающего мира у учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительности у учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.

Взамен традиционной модели образования Дьюи предложил новую, целью которой должно стать обучение методам решения проблем. Опыт, как говорит Дьюи, имеет практический и взаимный характер. По сути это означает, что в опыте человечество строит «диалектические отношения» с окружающим миром и через него же создает определенные идеи и пути их решений.

2. Истинным и ценным является только то, что дает практический результат.

Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия.

3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

Интересами ребенка следует пользоваться, направляя их по пути, который может привести к ценным результатам; в противном случае, они будут идти вкривь и вкось.

4. Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе.

Назначение практической работы состоит не только в приобретении конкретных знаний, но и в соприкосновении школы с социальной деятельностью общества. В процессе практических занятий дети много узнают о разных профессиях, что не только дает им определенные навыки, но способствует их развитию и учит уважать любой труд, который идет на пользу обществу.

5. Метод учебных проектов

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Положительные стороны метода проектов – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Дьюи выдвинул идею универсального, непрерывного образования для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения.

Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность. Игру нельзя отождествлять со всякой внешней деятельностью ребенка. Она, скорее, является указанием на его умственную деятельность во всей ее полноте и единстве.

Школа, по мысли Дьюи, являлась, прежде всего, общественным институтом. Он считал воспитание и образование основным двигателем общественного прогресса, определяющим фактором социальных преобразований. «В школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Все необходимые средства, содействующие росту ребенка, здесь центр. Обучение? Конечно, но жизнь на первом плане, а обучение только при содействии этой жизни для нее».

В школе должно приветствоваться проявление свободной воли, как признака самостоятельного, самоуглубленного анализа, опирающегося на личную заинтересованность. В то же время, по замыслу Дьюи, основным элементом воспитания гражданина демократического государства должно стать формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе и сопричастности жизни общества в целом.

Основной задачей учебного процесса являлось сохранение равновесия между социальными задачами воспитания и индивидуальными потребностями ребенка.

В соответствии с этой задачей Дьюи сформулировал основные принципы организации школы:

— во-первых, приучение детей к сотрудничеству и взаимопониманию,

— во-вторых, развитие у них сознания взаимной зависимости, формирование стремления сохранить этот дух сотрудничества в их будущей общественной деятельности.

Свою дидактическую концепцию Джон Дьюи реализовал в школе-лаборатории при Чикагском университете.

Школа стала исконным местом для проведения всякого рода научных экспериментов, апробирования различных теорий, исследования общественно-политических моделей и идеологий с позиции прагматизма.

Результатом образовательного процесса Дьюи считал:

— активность, инициативность, самостоятельность;

— ответственность;

— готовность к планированию собственной познавательной деятельности;

— гибкость мышления;

— настойчивость в достижении результатов;

— готовность исправлять свои ошибки;

— осознание процесса познания (метапознание);

— умение находить компромиссные решения.

Значение эксперимента для практики обучения

Большой вклад внес Дьюи в разработку принципов и методов проблемного обучения, которое, по его утверждению, имеет неоспоримые преимущества по сравнению с объяснительно-иллюстративным.

«Инструментальная педагогика» Джона Дьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых методов обучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики.

Джон Дьюи создал педоцентрическую теорию и методику обучения, направленную на формирование личности, умеющей приспособиться к различным жизненным ситуациям. Концептуальные взгляды на образование он изложил в книге «Школа и общество»

Цель: изучение особенностей педагогического опыта воспитания и обучения Джона Дьюи

Задачи:

  1. Рассмотреть педагогические взгляды Джона Дьюи;
  2. Реализовать игровую деятельность в школе
  3. формировать чувства ответственности за свое поведение у учеников

Календарный план и механизмы реализации

 «Игровая деятельность школьников» (34ч)

Тема занятия

Кол-во часов

Встреча с игрой

2

Радость и огорчение в игре.

1

Правила игры.

1

Интеллектуально- познавательные игры

6

Викторина «Внимательный пешеход»

1

Викторина  «О правилах этикета»

1

КВН «Простые правила безопасности»

1

Викторина «Азбука вежливости»

1

Игра «Знайка»

1

Игра «Волшебная шкатулка»

1

Подвижные игры

6

Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты»

1

Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты  с баскетбольным мячом.

1

Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка».

1

Весёлые старты со скакалкой.

1

Игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде»

1

 Игра «Салки с мячом».

1

Настольные игры

6

Шашки

1

Шахматы.

1

Логическая Мозаика

1

Нарды

1

Игры на развитие внимания, памяти

1

Игры на развитие внимания, памяти

1

Игры- драматизация

5

Сюжетная игра «Приём гостей»

1

Сюжетная игра «В больнице»

1

Сюжетная игра « В магазине»

1

Сюжетная игра «Экстремальная ситуация»

1

Сюжетная игра «Театр»

1

Ситуативные игры- упражнения

4

«Экспромт-ситуация»

1

Ситуативная игра-история «Машина».

1

Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку»

1

Игра «Звери на болоте».

1

Игры на кооперацию

5

Игра «Неожиданные картинки»

1

Игра «Небоскреб»

1

Игра «Картонные башни»

1

Игра «Распускающийся бутон»

1

Игра «Сиамские близнецы»

1

 Актуальность использования игры обусловлена рядом обстоятельств.

Первое- это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых и виртуальных тренажёров, которые позволяют воссоздать значительное число условий решения тех или иных задач.

Второе – современному человеку нужно формировать особые условия, позволяющие сбросить напряжение, отвлечься от повседневных проблем, т. е. необходимо специально регулировать ситуации релаксации, развлечения и активного отдыха, осваивать соответствующие способы и воспроизводить их в повседневности.

Третье – исходит из современного осознания сложности, многомерности мира. Необходимо не просто передавать это знание  подрастающему поколению, а напрямую включать детей и подростков в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят собственную позицию и роль.

Четвёртое – снижение роли и значения общественных объединений и, как следствие, обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников.

Цель проекта: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

 Задачи направлены на:

- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Общая характеристика

Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Встреча с игрой. 

Радость и огорчение в игре. Правила игры.

Интеллектуально- познавательные игры.

Викторина «Внимательный пешеход». Викторина «О правилах этикета». КВН «Простые правила безопасности». Викторина «Азбука вежливости». Игра «Знайка».

Подвижные игры. 

Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна». Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с баскетбольным мячом. Игра с мячом «Охотник и утки», «Совушка», веселые старты со скакалкой. Игра «Не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде». Игра «Салки с мячом»

Настольные игры. 

Шашки. Шахматы. Логическая мозаика. Нарды. Игры на развитие внимания, памяти.

Игры- драматизация. 

Сюжетная игра «Прием гостей». Сюжетная игра «В больнице». Сюжетная игра «В магазине». Сюжетная игра «Экстремальная ситуация». Сюжетная игра «Театр».

Ситуативные игры- упражнения. 

«Экспромт-ситуация».  Ситуативная игра-история «Машина». Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку». Игра «Звери на болоте».

Игры на кооперацию.

Игра «Неожиданные картинки».  Игра «Небоскреб». Игра «Картонные башни». Игра «Распускающийся бутон». Игра «Сиамские близнецы».

                           

Ожидаемые результаты

Дети научатся:

Активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

знать:

- о способах и особенностях движение и передвижений человека;

- о системе дыхания в работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

 уметь:

- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Ожидаемый результат:

- у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе

Система оценки  результатов мероприятий - диагностирующая и корректирующая

Используемые методики диагностики:

1. Методика «Цветик-семицветик»

2. Методика «Самочувствие. Активность. Настроение»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прожив яркую и долгую жизнь продолжительностью почти в сто лет, основатель философии и педагогики прагматизма сохранял неиссякаемую работоспособность до последних дней и оставил наследие, по самым разным отраслям знания.

В сжатом виде основные положения теории Джона Дьюи выглядят следующим образом:

· Обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности;

· Истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

· В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка;

· Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе;

· Метод учебных проектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов;

· В школе должен меняться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо «сущностных» дисциплин вводятся «инструментальные», либо часть «сущностных» предметов следует значительно сократить;

· Необходимо непрерывное образование для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения;

· Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность;

· Задача педагога — создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию.

Условиями успешности обучения являются:

· Проблематизация учебного материала;

· Активность ребенка;

· Связь обучения с жизнью ребенка, игрой и трудом.

Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике ученого наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставлял развитие их индивидуальности.

Педоцентрическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.

Джон Дьюи был новатором, его идеи значительно отличались от традиционных. Он кардинально изменил процесс обучения, отношение к ученикам, содержание образования, сделав тем самым огромный вклад в развитие гуманистически направленного обучения.

Литература

1. Дьюи Джон. Школа и общество.- Москва, 1924.

2. Дьюи Джон. Школы будущего.- Москва, 1922.

3. Дьюи Джон. Как мы думаем.- Москва, 1997.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дьюи Джон.

5. www.i-u.ru (библиотека РГИУ) биография Дьюи.