Учитель как субъект педагогической деятельности

Молчанова Анастасия Сергеевна

Проблема изучения деятельности учителя является одной из важнейших научно–практических проблем. От продвижения ее фундаментальных разработок в значительной степени зависит успешность организации мероприятий по повышению эффективности работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_kak_subekt_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова»

Педагогический институт

Реферат

Учитель как субъект педагогической деятельности

ПИ 44.03.01 начальное образование

Группа 07501з

Дисциплина: Введение в педагогическую профессию

Выполнила: Молчанова Анастасия Сергеевна

Проверила: Павлова Светлана Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент

г.Улан–Удэ

2023

Содержание

Введение        3

1.Профессиональная позиция учителя как субъекта педагогической деятельности        4

2. Способности учителя как субъекта педагогической деятельности        11

Заключение        13

Список литературы        14


Введение

Проблема изучения деятельности учителя является одной из важнейших научно–практических проблем. От продвижения ее фундаментальных разработок в значительной степени зависит успешность организации мероприятий по повышению эффективности работы учителя.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально–технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях и т.д.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально–педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Основным же субъектом педагогической деятельности является учитель.

1. Профессиональная позиция учителя как субъекта педагогической деятельности

Как субъект профессиональной педагогической деятельности педагог выполняет ряд функций: конструктивную, организаторскую, коммуникативную, информационную, исследовательскую, развивающую, коррекционную и др.

Конструктивная функция в педагогической деятельности обусловлена совместно-раздельным характером ее осуществления. С одной стороны педагог создаёт проект уроков, внеклассных дел, разрабатывает к уроку задания учащимся, с другой, организует совместную деятельность учеников.

Организаторская функция предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная функция профессиональной педагогической деятельности обусловлена «совместностью» ее осуществления и строится по законам общения.

Под профессиональным педагогическим общением понимают систему, приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание педагогической поддержки, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.

Информационная функция ориентирует педагога на обмен информацией с участниками педагогического процесса, анализ информации и ее поиск.

Исследовательская функция требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения методами педагогического исследования, развития у учащихся исследовательских умений и навыков.

Развивающая функция ориентирует педагога на организацию учебно-воспитательного процесса как процесса развития личности, постановку ученика в позицию активного субъекта собственной деятельности, развитие у учащихся активности и самостоятельности. Коррекционная функция состоит в том, что на основе результатов педагогической диагностики учитель оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся[1].

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В руках у современных педагогов находится обширный диапазон стратегий и средств воспитания – от гуманистических до крайне жестких, связанных с физическим воздействием и психологическим давлением. В связи с этим смысл приобретает выбор воспитателем профессиональной позиции[2].

Н.И. Зырянова под «позицией личности» понимает интеграцию доминирующих избирательных отношений человека, в каком – либо существенном для него вопросе, подчеркивая осознанность этих отношений.

Педагогическая позиция – устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем профессиональном поведении и поступках[3].

Позиция характеризует «место» человека в жизнедеятельности: является ли он истинным ее субъектом или живет, влекомый обстоятельствами.

Позиция определяет:

– субъективные отношения (ценностные ориентации, интересы, мотивы, установки и т. д.);

– устойчивые, типичные для субъекта способы осуществления своей жизни, отношений к окружающими людьми (уходит ли он от противоречий, сглаживает их или, наоборот, заостряет);

– направленность личности как отношения того, что личность получает и берет от общества, к тому, что она ему дает, вносит в его развитие.

Позиция учителя — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально–оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели учителя, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции учителя проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Социальная позиция учителя вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно – ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно – ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция учителя во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции учителя оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально–типологические особенности личности, темперамент и характер[4].

Е.А. Челнокова дала характеристику типичных педагогических позиций (по Л.Б. Ительсону).

Педагог может выступать в качестве:

– информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

– друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка"

– диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

– советчика, если использует осторожное уговаривание;

– просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;

– вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами[5].

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Профессиональная позиция – неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся в совершенствовании знаний, умений, навыков и особенностей человека и выработке на их основе отношения к профессии, принципов, правил поведения в трудовой деятельности, определенной устойчивой точки зрения на основные вопросы, касающиеся конкретной профессиональной деятельности.

То есть профессиональная позиция – это «устойчивая система отношений человека с определенным объектом деятельности, проявляющийся в соответствующей деятельности и поведении»[6]. На профессиональную позицию личности существенное влияние оказывает мировоззрение, система ценностных ориентаций, интересов человека, его отношение к окружающему миру.

В качестве важнейшего компонента профессиональной позиции обычно рассматривают рефлексивность, которая позволяет человеку осознавать и анализировать собственный профессиональный опыт и определять ресурсы по его совершенствованию. Профессиональная рефлексия позволяет человеку оценить свои профессиональные способности, соотнести их с целями и ожидаемым (планируемым) результатами своей профессиональной деятельности.

Профессиональная рефлексия как область самопознания возможна уже на первых этапах профессионального становления: в процессе профессионального обучения и на начальной стадии реализации профессиональных функций. По мере освоения профессионального пространства такая рефлексия становится более стабильной и глубокой. Она начинает включать в себя изучение опыта своего и не только профессионального настоящего, но и прошлого, что позволяет человеку лучше понять свои возможности и ресурсы, выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, осуществлять коррекцию на всех ее этапах: целеполагания, планирования, реализации и др.

По мнению Н.И. Зыряновой, профессиональная педагогическая позиция – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально – оценочных отношений у миру, педагогической деятельности и педагогической действительности, которые являются источником его активности в сфере воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиции ее представителей, и именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности[7].

Профессиональная позиция учителя как система его ценностно – смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространстве современного воспитания. Гуманизация воспитания в школе предполагает становление профессиональной позиции каждого учителя как воспитательной, имеющей деятельностно – утверждающую субъективную природу: не только ребенок, но и взрослые не могут рассматриваться как объект программирования со стороны общества. Лишь субъектно – авторская позиция учителя обеспечивает образование человека в целом, а не только его отдельных сторон.

Профессиональная позиция учителя представляет собой динамическое, структурно – уровневое образование. В ней выделяют три личностных блока:

1. Мотивационно – ценностный – включает в себя широкие социальные мотивы, мотивы социально – психологического плана и личностного престижа; профессиональные; познавательные; мотивы творческих достижений; мотивы, направленные на разрешение противоречий между индивидуальным опытом и внешними профессионально – образовательным нормам. Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационно – ценностного компонента профессиональной позиции будущего учителя в качестве критериев выступают два показателя: личностный смысл педагогических ценностей и познавательный процесс к педагогике и педагогической деятельности.

2. Интеллектуально – содержательный компонент представляет собой следствие познавательной деятельности студента, характеризуется объектом знаний, стилем мышления личности. Наличие системы методологических знаний, научно – педагогических понятий, теоретических принципов позволяет будущему учителю целостно воспринимать педагогический процесс, является условием эффективности педагогического мышления, обеспечивает методологическую рефлексию. Содержание интеллектуальной сферы определяет процесс педагогического поиска, позволяет решать сложные профессиональные задачи и выполняет ориентировочную роль в становлении профессиональной позиции будущего учителя, служит основанием для ее конструирования. В качестве критериальных показателей выделяются уровень методологических знаний и рефлексия в познании как главное проявление концептуальности мышления.

3. Организационно – деятельностный компонент характеризует практически действенный характер профессиональной позиции личности. Основным показателем развития этого компонента является способ осуществления педагогической деятельности[8].

В нем проявляется идентификация, своеобразие профессионального стиля, субъективность. В итоге способ осуществления педагогической деятельности является основным среди всех критериев оценки профессиональной позиции будущего учителя.


2. Способности учителя как субъекта педагогической деятельности

Следует выделить, чтобы с успехом справляться со своей работой, учитель обязан иметь выдающиеся общие и индивидуальные способности.

Выделяют два вида возможностей:

– к целостным возможностям можно зачислить те, которые устанавливают максимальные результаты в любой человеческой деятельности;

–   к специальным возможностям, принадлежат те, от которых зависит результат непосредственно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

Кроме основных способностей, которые связаны с педагогической работой, выделяют ряд специальных возможностей, которые можно отнести к следующим категориям:

– категория способности: наблюдать, чувствовать, и понимать изучаемый материал. Данная категория включает, определение уровня и характер подобного понимая;

– категория способности, в которой подбирается учебный материал без помощи иных лиц, которые помогают, определяют оптимальные средства и эффективные способы обучения;

– категория способности изложение учебного материала легкодоступным способом, обеспечение его представлений и овладение всеми обучающими;

– категория способности, изучение чего, заключается в разработке обучения с учетом особенностей обучающихся, обеспечивает тем самым быстрое и полное усвоение ими знаний, умений и навыков;

– категория умения и освоения значительного объема информации за ограниченное время, которое влияет на ускорение умственного и нравственного развития всех обучающихся;

– категория умения правильно строить урок, улучшая свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

– категория способности профессионально передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

– категория способности к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также её прямое применение в педагогической деятельности;

– категория умения, формировать у обучающихся, необходимую мотивацию и структуру учебной деятельности (учения)[9].

Все вышеприведенные специальные способности касаются трех взаимозависимых сторон деятельности по получению знаний, умении и навыков: обучения, учения и научения. Трудно однозначно отметить, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе, и по каким законам формируются. Что – то в них является прирожденным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего определенного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и любые прочие способности, педагогические возможности прививаются, и их абсолютно осознанно можно формировать у ребенка.


Заключение

Таким образом, одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к учителю, является четкость его профессиональной позиции. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Педагогическая позиция – это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая и поведенческая. Мировоззренческая сторона выражается в основании общественной значимости профессии, принципов и смыслов воспитания и обучения. Система смыслов или видение, педагогом идеального педагогического результата, являясь основанием позиции как инварианта деятельности, определяет три педагогических типа: когнитивистский (когда в качестве ведущего педагогического результата видится овладение воспитанниками знаниями), бихевиористский (опыт поведения и деятельности, умения и навыки) и экзистенциальный (эмоционально – ценностные отношения, жизненная позиция). Поведенческая сторона профессиональной педагогической позиции выражается в особенности учителя принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка.

Современный педагог обязан хорошо разбираться в разных отраслях науки, основы которой он преподает, знать её возможности с целью постановления социально-экономических, производственных и культурных вопросов. Кроме этого, он обязан быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, наблюдать ближние перспективы, преподаваемой науки. Индивидуальные характерные черты преподавателя, его социальная точка зрения, нравственные качества обладают значительной ролью в его становлении.


Список литературы

  1. Акмеологические принципы педагогической деятельности / Н. А. Ефремова–Шершукова, Н. С. Шмакова, Г. М. Исмаилов [и др.] // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11–1. – С. 156–160.
  2. Зырянова, Н. И. Введение в профессионально–педагогическую деятельность / Н. И. Зырянова. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально–педагогический университет, 2019. – 153 с. 
  3. Педагог как субъект педагогической деятельности / Э. С. Таболова, О. В. Донева, К. А. Кознеделева, Ф. А. Хоконова // Университетская наука. – 2019. – № 1(7). – С. 156–162. 
  4. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве / Н. В. Антонов, Е. И. Бражник, Ю. М. Гибадуллина [и др.] // Вестник ТОГИРРО. – 2021. – № 1(46). – С. 1–192.
  5. Управленческая составляющая педагогической деятельности / Е. А. Челнокова, С. В. Булганина, А. С. Челноков, Е. В. Новожилова // Современный ученый. – 2020. – № 1. – С. 103–108. 


[1] Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве / Н. В. Антонов, Е. И. Бражник, Ю. М. Гибадуллина [и др.] // Вестник ТОГИРРО. – 2021. – № 1(46). – С. 1–192.

[2] Акмеологические принципы педагогической деятельности / Н. А. Ефремова-Шершукова, Н. С. Шмакова, Г. М. Исмаилов [и др.] // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 156-160.

[3] Зырянова, Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность / Н. И. Зырянова. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – 153 с.

[4] Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве / Н. В. Антонов, Е. И. Бражник, Ю. М. Гибадуллина [и др.] // Вестник ТОГИРРО. – 2021. – № 1(46). – С. 1–192.

[5] Управленческая составляющая педагогической деятельности / Е. А. Челнокова, С. В. Булганина, А. С. Челноков, Е. В. Новожилова // Современный ученый. – 2020. – № 1. – С. 103–108.

[6] Педагог как субъект педагогической деятельности / Э. С. Таболова, О. В. Донева, К. А. Кознеделева, Ф. А. Хоконова // Университетская наука. – 2019. – № 1(7). – С. 156–162.

[7] Зырянова, Н. И. Введение в профессионально–педагогическую деятельность / Н. И. Зырянова. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально–педагогический университет, 2019. – 153 с.

[8] Акмеологические принципы педагогической деятельности / Н. А. Ефремова–Шершукова, Н. С. Шмакова, Г. М. Исмаилов [и др.] // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11–1. – С. 156–160.

[9] Педагог как субъект педагогической деятельности / Э. С. Таболова, О. В. Донева, К. А. Кознеделева, Ф. А. Хоконова // Университетская наука. – 2019. – № 1(7). – С. 156–162.