Программа «КРАСКИ ЭМОЦИЙ» для развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Смирнова Анастасия Олеговна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_emotsiy.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа 657 дошкольное отделение

ПРОГРАММА

«КРАСКИ ЭМОЦИЙ»

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ.

Автор составитель:

Смирнова Анастасия Олеговна  

Утверждаю:

Директор ГБОУ Школы 657

________ А.А. Говорунов

01.09.2022

Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста: «Краски эмоций».

Паспорт программы

Наименование программы

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Основная цель программы

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством дидактических и подвижных игр, психогимнастики, бесед  и арт-терапии

Сроки реализация программы

Долгосрочная (1 учебный год).

Ожидаемые результаты

  • Развитие самосознания детей; (умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей),
  • Развитие самоконтроля (умения регулировать свои состояния);
  • Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
    Управление отношениями (воспитание межличностного доверия и группового с сотрудничества.)
  • Коррекция эмоциональных нарушений у детей (снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, тревоги, агрессии).
  • Формирование уверенности.

Средства мониторинга эффективности реализации программы

  • Наблюдение.
  • Опросник для родителей
  • Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
  • Методика «Три желания» (Т.И.Шульга);

Пояснительная записка

Эмоции являются основой психосоматического здоровья,  первым проявлением психики в онтогенезе,  фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности.

Изучение медико-педагогической литературы, анализ ежегодной диагностики особенностей эмоциональной сферы детей  свидетельствует о том, что на данный момент актуальна развивающая и коррекционная работа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, акцентируя при этом внимание на особенностях безусловного принятия ребенком себя и другого человека.

Остается проследить актуальность и особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда, по словам А.Н.Леонтьева, происходит первоначальное фактическое становление склада личности. Актуальность данной проблемы, а также ее частичная трактовка, нашли свое отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 

Таким образом, совершенно очевидно, что авторы ФГОС дошкольного образования в качестве фундамента «гладкого» и успешного вступления в школьную жизнь и прохождения данного этапа предлагают именно позитивную социализацию, что по своей сути и является основным признаком проявления эмоционального интеллекта.

Программа «Дом эмоций» направлена на развитие эмоционального интеллекта, на сохранение психоэмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей. Очень важно подключать к программе всю семью, а также приемы активного слушания, значительно повышают эффективность программы.

Основной целью программы является создание условий для эмоционально-личностного развития детей.

Задачи:

  • развитие самосознания детей;
  • способствовать снятию напряжения;
  • умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
  • развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
  • нивелировать механизмы психологической защиты в виде негативизма, демонстративности, замкнутости, повышенной тревожности;
  • развивать у детей чувство собственной значимости;

Основные формы реализации программы:

  • Разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры.
  • элементы сказкотерапии
  • беседы для закрепления пройденного материала.
  • дыхательная и пальчиковая гимнастика
  • ролевые игры.

Целевая группа: Дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Организационные условия:

  • Продолжительность каждого занятия 15 минут; 34 занятий.
  • Режим проведения занятий 1 раз в неделю.
  • Каждое упражнение заканчивается рефлексией.

Этапы реализации программы:

  • I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик: Методика «Три желания» (Т.И.Шульга), Методика «Лесенка» (В.Г. Щур); а также посредством наблюдения и опросника для родителей.

  • II этап. Профилактический. Развивающие занятия проводятся с воспитанниками в рамках целостного подхода реализации программы. Проведение работы, направленную на развитие эмоционального интеллекта детей в группе, на развитие коммуникативных навыков. Развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач.

  • III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.

Структура занятий

  • Теоретическая часть (беседа, обыгрывание ситуаций)
  • Игровая часть (дидактические и подвижные игры)
  • Практическая часть (работа в тетрадях, рисование, аппликация, лепка и т.д.)

Раздел

Цель

Количество часов

1

«Кодекс правил»

Создание условий для дальнейшей работы

1 занятие

2

«Идентификация эмоций по фотографиям и рисункам»

Обучить детей распознавать базовые эмоции

2 занятия

3

«Медвежонок»

Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния

1 занятие

4

«Выражение и распознавание эмоций»

Активация произвольной экспрессии; расширение способов идентификации эмоций.

1 занятие

5

«Восприятие и понимание эмоций»

Развитие декодирования базовых эмоций; формирование представлений о мимических средствах выражения эмоций.

2 занятие

6

«Радость»

Расширение представлений детей о радости как эмоции, имеющей свои причины возникновения.

1 занятие

7

«Печаль»

Расширение представлений детей о печали как эмоции, имеющей свои причины возникновения.

1 занятие

8

«Страх»

Расширение представлений детей о страхе как эмоции, имеющей свои причины возникновения.

1 занятие

9

«Гнев»

Расширение представлений детей о гневе как эмоции, имеющей свои причины возникновения.

1 занятие

10

«Зависть»

Расширение представлений детей о зависти как эмоции, имеющей свои причины возникновения.

1 занятие

11

«Отвращение/Презрение»

Расширение представлений детей о зависти и отвращении как эмоциях, имеющих свои причины возникновения.

1 занятие

12

«В мире эмоций»

Закрепление навыков идентификации базовых эмоций

2 занятия

13

«Дневничок моего настроения»

Научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние

3 занятия

14

«Идентификация эмоций по мимическим признакам»

Закрепление навыков идентификации базовых эмоций по признакам мимической экспрессии.

2 занятия

15

«Азбука настроений»

Снятие эмоционального напряжения, умение чувствовать настроение персонажей игры.

1 занятие

16

"Пиктограммы-эмоции"

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнать эмоции

1 занятие

17

«Путешествие в мир эмоций»

Научить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическим изображением

1 занятие

18

«Веер эмоций»

Создание положительного эмоционального настроя в группе

1 занятие

19

«Театр настроения»

Научить различать основные внешние черты основных (базовых) эмоций.

1 занятие

20

«Зоопарк настроений»

Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния

1 занятие

21

«Домик эмоций»

Научить детей соотносить эмоции с их энергией (высокой/низкой) и зарядом (+/-)

1 занятие

22

«Понимание ситуативно обусловленных эмоций»

Научить детей распознаванию эмоций в ситуативном контексте и пониманию ситуативных причин базовых эмоций.

2 занятие

23

«Понимание причин эмоций по внутренним состояниям (желания, мысли)»

Развитие понимания связи между нашими внутренними ментальными состояниями и эмоциями, которые мы испытываем.

1 занятие

24

«Понимание согласованности и несогласованности эмоций и ситуаций»

Развитие представлений о согласованности/рассогласованности эмоций и ситуаций, в которой эти эмоции возникают.

2 занятие

25

«Распознание эмоций по действиям»

Научить детей распознавать эмоции по действиям других людей.

1 занятие

26

«Распознавание эмоций в музыке»

Активация, осознание актуального переживания. Расширение словаря эмоций.

1 занятие

Итог

34 занятия