Программа «КРАСКИ ЭМОЦИЙ» для развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Предварительный просмотр:
Департамент Образования г. Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №657 дошкольное отделение
ПРОГРАММА
«КРАСКИ ЭМОЦИЙ»
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ.
Автор составитель:
Смирнова Анастасия Олеговна
Утверждаю:
Директор ГБОУ Школы №657
________ А.А. Говорунов
01.09.2022
Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста: «Краски эмоций».
Паспорт программы
Наименование программы | Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста |
Основная цель программы | Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством дидактических и подвижных игр, психогимнастики, бесед и арт-терапии |
Сроки реализация программы | Долгосрочная (1 учебный год). |
Ожидаемые результаты |
|
Средства мониторинга эффективности реализации программы |
|
Пояснительная записка
Эмоции являются основой психосоматического здоровья, первым проявлением психики в онтогенезе, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности.
Изучение медико-педагогической литературы, анализ ежегодной диагностики особенностей эмоциональной сферы детей свидетельствует о том, что на данный момент актуальна развивающая и коррекционная работа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, акцентируя при этом внимание на особенностях безусловного принятия ребенком себя и другого человека.
Остается проследить актуальность и особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда, по словам А.Н.Леонтьева, происходит первоначальное фактическое становление склада личности. Актуальность данной проблемы, а также ее частичная трактовка, нашли свое отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, совершенно очевидно, что авторы ФГОС дошкольного образования в качестве фундамента «гладкого» и успешного вступления в школьную жизнь и прохождения данного этапа предлагают именно позитивную социализацию, что по своей сути и является основным признаком проявления эмоционального интеллекта.
Программа «Дом эмоций» направлена на развитие эмоционального интеллекта, на сохранение психоэмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей. Очень важно подключать к программе всю семью, а также приемы активного слушания, значительно повышают эффективность программы.
Основной целью программы является создание условий для эмоционально-личностного развития детей.
Задачи:
- развитие самосознания детей;
- способствовать снятию напряжения;
- умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
- развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
- нивелировать механизмы психологической защиты в виде негативизма, демонстративности, замкнутости, повышенной тревожности;
- развивать у детей чувство собственной значимости;
Основные формы реализации программы:
- Разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры.
- элементы сказкотерапии
- беседы для закрепления пройденного материала.
- дыхательная и пальчиковая гимнастика
- ролевые игры.
Целевая группа: Дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Организационные условия:
- Продолжительность каждого занятия 15 минут; 34 занятий.
- Режим проведения занятий 1 раз в неделю.
- Каждое упражнение заканчивается рефлексией.
Этапы реализации программы:
- I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик: Методика «Три желания» (Т.И.Шульга), Методика «Лесенка» (В.Г. Щур); а также посредством наблюдения и опросника для родителей.
- II этап. Профилактический. Развивающие занятия проводятся с воспитанниками в рамках целостного подхода реализации программы. Проведение работы, направленную на развитие эмоционального интеллекта детей в группе, на развитие коммуникативных навыков. Развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач.
- III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.
Структура занятий
- Теоретическая часть (беседа, обыгрывание ситуаций)
- Игровая часть (дидактические и подвижные игры)
- Практическая часть (работа в тетрадях, рисование, аппликация, лепка и т.д.)
№ | Раздел | Цель | Количество часов |
1 | «Кодекс правил» | Создание условий для дальнейшей работы | 1 занятие |
2 | «Идентификация эмоций по фотографиям и рисункам» | Обучить детей распознавать базовые эмоции | 2 занятия |
3 | «Медвежонок» | Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния | 1 занятие |
4 | «Выражение и распознавание эмоций» | Активация произвольной экспрессии; расширение способов идентификации эмоций. | 1 занятие |
5 | «Восприятие и понимание эмоций» | Развитие декодирования базовых эмоций; формирование представлений о мимических средствах выражения эмоций. | 2 занятие |
6 | «Радость» | Расширение представлений детей о радости как эмоции, имеющей свои причины возникновения. | 1 занятие |
7 | «Печаль» | Расширение представлений детей о печали как эмоции, имеющей свои причины возникновения. | 1 занятие |
8 | «Страх» | Расширение представлений детей о страхе как эмоции, имеющей свои причины возникновения. | 1 занятие |
9 | «Гнев» | Расширение представлений детей о гневе как эмоции, имеющей свои причины возникновения. | 1 занятие |
10 | «Зависть» | Расширение представлений детей о зависти как эмоции, имеющей свои причины возникновения. | 1 занятие |
11 | «Отвращение/Презрение» | Расширение представлений детей о зависти и отвращении как эмоциях, имеющих свои причины возникновения. | 1 занятие |
12 | «В мире эмоций» | Закрепление навыков идентификации базовых эмоций | 2 занятия |
13 | «Дневничок моего настроения» | Научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние | 3 занятия |
14 | «Идентификация эмоций по мимическим признакам» | Закрепление навыков идентификации базовых эмоций по признакам мимической экспрессии. | 2 занятия |
15 | «Азбука настроений» | Снятие эмоционального напряжения, умение чувствовать настроение персонажей игры. | 1 занятие |
16 | "Пиктограммы-эмоции" | Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнать эмоции | 1 занятие |
17 | «Путешествие в мир эмоций» | Научить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическим изображением | 1 занятие |
18 | «Веер эмоций» | Создание положительного эмоционального настроя в группе | 1 занятие |
19 | «Театр настроения» | Научить различать основные внешние черты основных (базовых) эмоций. | 1 занятие |
20 | «Зоопарк настроений» | Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния | 1 занятие |
21 | «Домик эмоций» | Научить детей соотносить эмоции с их энергией (высокой/низкой) и зарядом (+/-) | 1 занятие |
22 | «Понимание ситуативно обусловленных эмоций» | Научить детей распознаванию эмоций в ситуативном контексте и пониманию ситуативных причин базовых эмоций. | 2 занятие |
23 | «Понимание причин эмоций по внутренним состояниям (желания, мысли)» | Развитие понимания связи между нашими внутренними ментальными состояниями и эмоциями, которые мы испытываем. | 1 занятие |
24 | «Понимание согласованности и несогласованности эмоций и ситуаций» | Развитие представлений о согласованности/рассогласованности эмоций и ситуаций, в которой эти эмоции возникают. | 2 занятие |
25 | «Распознание эмоций по действиям» | Научить детей распознавать эмоции по действиям других людей. | 1 занятие |
26 | «Распознавание эмоций в музыке» | Активация, осознание актуального переживания. Расширение словаря эмоций. | 1 занятие |
Итог | 34 занятия |