Жизнеутверждающая сила искусства

Каулина Мария Викторовна

Профилактика психоэмоционального состояния выгоранияпедагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizneutverzhdayushchaya_sila_iskusstva.odt20.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ. ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА.

Каулина М .В.,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Пушкино

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профессионального выгорания педагога. Определены причины появления данного синдрома, намечены пути его устранения.

Ключевые слова: выгорание, эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, виды искусства, социально-психологические симптомы выгорания

«На 18 часов есть нечего, а на две ставки некогда...» Последний урок заканчивается в Работа нон-стоп, даже особо времени нет на обед. Отчеты, программы, мониторинги. И все не сегодня, а надо было вчера. ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Приходишь домой, готов рухнуть, а нужно еще к урокам подготовиться, тетради проверить. Родители учеников выясняют отношения ближе к ночи. А у меня тоже ребенок, хочется нормально функционировать как матери… Такие мысли-первый звонок профессионального выгорания. Психологи говорят, что важно вовремя заметить у себя признаки этого явления и признать проблему.

В конце XIX века стремительно развивается производство. Возникает необходимость в проведении профилактических мероприятий , направленных на повышение качества труда, сокращение несчастных случаев. Врачи Е. М. Дементьев, С. М. Богословский , Ф.Ф. Эрисман занимались вопросом причины профессиональных заболеваний. И. М. Сеченов подтвердил гипотезу о том, что центральная нервная система руководит процессом нашего «утомления». Был провозглашен принцип «активного отдыха».

На рубеже XIX-XX веков начинает развиваться психология труда, которая ставила перед собой задачу- разобраться в адаптации человека в профессиональной среде.

В 1968 году советский психолог Б. Г. Ананьев употребляет словосочетание «эмоциональное сгорание». Так он обозначил отрицательный настрой людей, занятых в системе « человек-человек». А в 1969 году Г. Бредли говорит о о психологическом явлении выгорания.

Термин « burnout» - « выгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий « человек-человек». Эмоциональное выгорание-это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Можно выявить симптомы профессионального выгорания:

1. Хроническая усталость. Состояние постоянного недосыпания. Если вы просыпаетесь и не чувствуете себя отдохнувшим, то пора задуматься: почему?

2. Снижение работоспособности. Вопросы, которые вы решали быстро и легко раньше, требуют больше времени и усилий. Незапланированные задачи вызывают стресс.

3. Частое физическое недомогание : головные боли, обострение хронических заболеваний, частые простуды. Это говорит о том, что пора остановиться, ведь организм таким образом сигнализирует о переутомлении.

4. Потеря энтузиазма в работе. Интерес к профессиональным вопросам, которые раньше привлекали, исчезает.

#1091;величение количества ошибок. Сначала это оплошности, а потом серьезные недоработки. Синдром выгорания ведет с замедлению умственных способностей.

6. Страх перед нововведениями. Инновации пугают. При выгорании энергия для изучения нового просто отсутствует : справиться бы со старым, а тут еще и новое…

7. Повышенная раздражительность, частые вспышки гнева.

#1057;окращение контактов с существующим окружением.

#1054;тсутствие оптимизма по поводу своего профессионального развития.

10. Желание сменить направление деятельности.

Если вы обнаружили у себя хотя бы один из перечисленных признаков , это может сигнализировать о возникновении синдрома. Если же проявляются несколько, то это уже профессиональное выгорание.

Почему мы выгораем? Ускоренный темп жизни, когда хочется все успеть. Все начинается позитивно, но потом начинаются последовательные этапы выгорания:

1. Вы полны энтузиазма, хотите заниматься работой целые сутки.

2. Вы начинаете доказывать -можете сделать это, это и еще вот это. Это стадия утверждения, что свое дело вы делаете хорошо и не зря.

#1042;ы постепенно переходите в график работы завода военного времени. Вы думаете, что не устали. Но родные вас практически не видят, ведь вы приходите домой только спать.

4. Вы забываете поесть и не замечаете сигналов организма об истощении.

#1042;ами овладевает апатия, но вы продолжаете работать. Вы начинаете забывать, что же так нравилось в работе.

#1042;ы не хотите ничего делать и ни с кем общаться. Происходит деперсонализация. Возникают мысли о своей бесполезности.

7. Вы функционируете на автомате. Возникает депрессия. Проявляются физические заболевания.

Выгорание связано с работой в « помогающей» среде. Учителя, врачи, психологи, священники- те люди, которые находятся в зоне риска.

Остановимся на профессии педагога. Требования к учителям с каждым годом меняются. В современном мире педагог- это не только хороший специалист, который понимает учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью, думать о рейтинге школы и др. Повышение интенсивности и сложности работы приводит к увеличению нервно-психического напряжения. У человека пропадает тяга к работе, настроение падает до нулевых отметок или имеет отрицательную направленность, а нервное напряжение грозит выйти из-под контроля. Является ли выгорание неизбежным? Одни полагают, что это только вопрос времени. Другие считают, что его можно предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Что же может помочь в создавшейся ситуации?

Большая роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания принадлежит искусству, основополагающим принципом которого является творчество. На основе этого возник арт- терапевтический подход к психопрофилактике и психокоррекции. Термин « арт-терапия» в переводе с английского означает « лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или « использование искусства как терапевтического фактора».

Одним из основателей современного арт-терапевтического направления в России является А.И. Копытин , который учредил в 1997 году « Международный журнал арт-терапии « ИСЦЕЛЯЮЩЕЕ ИСКУССТВО». Арт- терапия-сравнительно новая область науки и практики, однако, то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом , известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения. Многие из нас знают, что творчество помогает нам избавиться от стресса , преодолеть тяжелые переживания и даже избавиться от каких-либо неприятных физических симптомов. Современная арт-терапия часто используется в ежедневной работе психологами. Во время сеансов обычно включается расслабляющая музыка, на стенах висят картины, создающие дополнительный уют, а некоторые упражнения выполняются с помощью просмотра фотографий и рисунков. Занятия искусством очень популярно в наши дни, обычно им занимаются для удовольствия, не задумываясь о том, насколько это полезно для психики.

Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств :

  1. Изотерапия- лечебное воздействие средствами изобразительного искусства : рисование, лепка, декоративно-прикладное творчество и др.
  2. Библиотерапия-лечебное воздействие чтением.
  3. Музыкотерапия-лечебное воздействие через восприятие музыки.
  4. Цветотерапия-лечение цветом
  5. Кинезитерапия (танцетерапия, вокалотерапия, хореотерапия).
  6. Фольклорная арт-терапия-лечение произведениями народного творчества.
  7. Имаготерапия- лечебное воздействие через образ, театрализацию.

Занятия искусством довольно популярно в наши дни, обычно им занимаются для удовольствия, даже не думая о том, насколько это полезно для психики. Положительное влияние на состояние здоровья, как физического, так и эмоционального ощущается сразу. Более того, видов творчества великое множество. Это позволяет найти занятие по душе. Творческие успехи благоприятно влияют на самооценку. Ведь так приятно, когда у тебя получается что-то красивое, и другие люди хвалят тебя. Также занятия помогают найти друзей по интересам, таких же талантливых, как ты сам.

Какие направления арт-терапии используем мы в нашем педагогическом коллективе для предотвращения профессионального выгорания?

Без умения читать книги невозможно личностное становление. Исследования психологов ( например, Л. И. Гордон и Е. И. Груздевой ) подтверждают, что только книга оставляет человеку большой простор для индивидуального воображения, открывает широкие возможности для восприятия. В книгах сосредоточено веками накопленное духовное богатство нации. Читая книги, мы соприкасаемся с историей, с традициями своего народа, и начинаем ощущать сопричастность общечеловеческим идеалам. Что может быть прекраснее хорошей книги? Читая, мы погружаемся в другой мир, мы радуемся и грустим вместе с героями, переживаем взлеты и падения, перемещаемся в пространстве и времени. Разве это не лекарство от нашего профессионального выгорания?

Многие члены нашего педагогического коллектива имеют дома великолепные библиотеки, которые собирались годами разными поколениями. Недавно был проведен фоторепортаж «Моя домашняя библиотека» (участвовали желающие). И книги не пылятся на полках шкафов. Опрос ( « Как часто вы читаете ») показал :

- время от времени- 15%

- один раз в неделю-5%

- по необходимости- 5 %

- каждый день- 60%

- через день- 15 %

Анкетирование ( «Книги каких жанров вы предпочитаете?») показало :

- фантастика-15 %

- приключенческая литература- 20 %

- любовные романы- 15 %

- триллеры- 15%

- детективы- 20 %

- исторические романы- 15 %

Кинематограф - относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства. Действительно, хорошее кино завораживает, удивляет, заставляет задуматься над происходящим в жизни человека явлениями. Иногда просмотр хорошего фильм, обсуждение его с коллегами является хорошим лекарством для души. На уроках литературы я использую просмотры фильмов или их фрагментов. К Дню Победы в каждом классе организуются классные часы с использованием художественных фильмов о Великой Отечественной войне. В такие моменты испытываешь наслаждение , погружаясь в мир искусства кино.

Снять напряжение или активизировать жизненные силы помогает созидание –просмотр музейных выставок, походы на концерты и спектакли, а также непосредственное участие в искусстве-выступление на сцене . В нашем школьном учреждении одним из способов борьбы с профессиональным выгоранием выступил театр. Педагоги часто бывают в театрах с семьей. Мы организуем и коллективные просмотры спектаклей.

Театрализованные постановки также приветствуются в нашей школе. Театр взрослых и детей. Актеры театральной труппы переживают яркие эмоциональные впечатления, связанные с ролью, возможностью проиграть незнакомую модель поведения. Перевоплощаясь, педагог получает заряд хорошего настроения, положительных эмоций, восстанавливает внутренние душевные силы. Традиционно к Новому году мы ставим спектакли, которые смотрят учащиеся начальных и 5-6 классов. Приятно вместе с коллегами, друзьями, родными пересматривать постановки, вспоминая репетиции, волнение перед премьерой, слова благодарности зрителей.

Музыка...Звуки, которые проникают глубоко в сердце и трогают какие-то забытые струны души… существует даже такой термин « музыкотерапия». Это метод нормализации психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки , который обеспечивает выход человека из отрицательных переживаний, способствует наполнению его положительными эмоциями, корректирует эмоциональное состояние, устраняет страхи, психосоматические заболевания. Согласно проведенным исследованиям , каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему : звуки фортепиано и скрипки успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Полезны минуты релаксации с использованием записей шума дождя, моря, звуков леса, пения птиц. Некоторые педагоги регулярно применяют данную методику расслабления дома. А есть и те, кто использует это на уроках вместе с ребятами.

МБОУ СОШ №2 богата своими традициями. Мы их бережно храним и очень ценим.

В нашей школе на протяжении десятилетий существует хор. Сейчас он носит название « Юность». Это не просто хор, который исполняет музыкальные произведения. Это некое объединение театрального и музыкального искусства. Мы готовим представление по определенной тематике. Например, композиции, посвященные космосу, великой Победе, весне и любви. Направления очень разнообразны. Мы долго репетируем, собираясь вместе после уроков, волнуемся, выступая на сцене, радуемся, одерживая победу, планируем дальнейшие выступления. У нас есть свой режиссер Буланова Ольга Владимировна, учитель математики. Она выбирает тему и сюжет, пишет сценарии. Мы очень благодарны ей . Порой замыкаемся в себе, проявляем недовольство , испытывая желание отдохнуть дома, а не бежать на репетиции. Но, оказываясь в нашем волшебном мире школьного театра, отступает усталость, раздражение, хандра. Улыбаешься, смеешься, поешь и танцуешь, перевоплощаясь в необычные образы. Вот оно- лекарство от профессионального выгорания! У нашего хора благодарные слушатели и зрители. Это наши воспитанники и их родители. Именно им, первым, мы показываем выступления. И самое удивительное, что в состав хора входит практически весь коллектив, включая технический персонал.

Чтобы лечить душевные раны искусством, необходимо освободиться от зажимов, разрешить себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и разузнать о себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное. «Свободное время педагога- это корень, питающий ветви педагогического творчества», -писал В. А. Сухомлинский. В нашем коллективе мы находим время для общения с искусством. Ежегодно на День Учителя наш коллектив отправляется на экскурсии . Коломна, Ярославль, Суздаль, Дмитров, Владимир и многие другие города с великолепными музеями и памятниками архитектуры дарят нам незабываемые впечатления. Поездки в дальние города ( Санкт-Петербург, Калининград, Великий Устюг и другие) учителя организуют заранее и ждут с нетерпением. Воспоминания согревают наши сердца в течение всего года.

Искусство и творчество связаны неразрывно. Погружаясь в творческий процесс, мы чувствуем себя приобщенными к искусству. Многие наши педагоги создают удивительные вещи : стихотворения, рассказы, картины, вышивки, игрушки и многое другое. Очень важно иметь хобби, которое будет нас успокаивать и радовать. Часто в школе проходят разные по направленности мастер-классы. Их проводит наша завхоз Кяримова Зоя Шамилевна. В ее руках самые обычные вещи превращаются в произведения искусства. Под ее руководством и у нас получаются удивительные цветы, вазочки, фигурные куски мыла. Исцеление творчеством давно доказано наукой.

Папки для тетрадей и сами тетради, блокноты, коврики для мышки, магнитики и многие другие вещи с изображениями картин великих художников… Мы специально выбираем такие вещи. « Московский дворик» Поленова и « Девятый вал» Айвазовского , « Восходящее солнце» Моне и « Звездная ночь» Ван Гога… всегда перед глазами. Музыка великих композиторов –мелодия для телефона. И слух услаждают Бетховен и Моцарт, Чайковский и Штраус. Это искусство в мелочах.

Согласно исследованиям , синдром выгорания не исчезает просто так. Его необходимо « лечить». Вероятность повторного появления тоже присутствует. Поэтому необходима профилактика. Техника саморегуляции и самовосстановления поможет в этом случае.

Таким образом, в контексте синдрома эмоционального выгорания неизбежно возникает вопрос : « Как предупредить данное явление?» Педагог должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данное явление. И искусство в этом помогает. На примере педагогического коллектива нашей школы мы убедились в жизнеутверждающей силе искусства.

Отнеситесь к профессиональному выгоранию со всей серьезностью. Это тревожный звонок вашего организма , который может привести к болезни. Поэтому необходимо соблюдать разумный баланс между работой и отдыхом, не забывать о своих успехах, анализировать проблемы. Найдите интересное хобби, общайтесь с родными, коллегами, друзьями. Распределяйте нагрузку. Любите работу , не выгорайте!

Литература:

1 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /Спб.: Питер, 1999.

2. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. СПбГУ,.

3. 2011 фСтресс, выгорание, совладение в современном контексте/ под.ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко . М : Институт психологии РАН, 2011.

4. Лапина И. А. Эмоциональное выгорание : причины, последствия/ Молодой ученый.-2016.