Разработка и реализация программы тьюторского сопровождения педагога дошкольной образовательной организации.

Мальнева Елизавета Анатольевна

Внедрение тьюторского сопровождения в процесс управления профессиональным развитием педагога дошкольной образовательной организации предполагает проведение работы по следующим этапам: организационный, подготовительный, диагностический, основной, аналитико-результативный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorstvo_v_dou.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мальнева Е.А.

Челябинск, Россия.

Разработка и реализация программы тьюторского сопровождения педагога дошкольной образовательной организации.

В современных условиях возникает необходимость анализа и отбора эффективных форм и методов работы с педагогами в ходе управления их профессиональным развитием. Одним из условий повышения эффективности управления профессиональным развитием педагога дошкольной образовательной организации является применение проектно-программного подхода. Управление профессиональным развитием педагога в рамках данного подхода подразумевает наличие следующих условий: обеспечение «роста» инновационных идей; стимулирование педагогического творчества субъекта для выработки инновационного способа решения возникшего затруднения; отбор наиболее эффективного решения возникшей проблемы или задач из перечня представленных способов. В качестве продукта проекта в контексте управления профессиональным развитием педагогов может быть определена программа развития профессиональных компетенций педагога. Она представляет собой модель, стратегию его дальнейшего развития и совершенствования. Для построения данной модели определяется портрет компетенций педагога, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

В работах Т.М. Ковалевой, А.Л. Пикиной, А.В. Золотаревой рассмотрена возможность применения тьюторского сопровождения педагога дошкольной образовательной организации в ходе управления его профессиональным развитием, описана сущность и специфика ее реализации в условиях ДОО.  В современных ДОО отсутствует должность тьютора, следовательно, субъектом тьюторского сопровождения в практике работы ДОО является методист, старший воспитатель, руководитель методической службы, непосредственно занимающийся вопросами профессионального роста педагогов.

В контексте тьюторского сопровождения профессионального развития педагога среди задач тьютора определены своевременная помощь в построении индивидуальной программы профессионального роста, определение внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленных результатов, создание мотивации к реализации личностного потенциала педагога. В рамках организации тьюторского сопровождения могут использоваться тренинговые технологии, средства ИКТ, что позволит повысить эффективность построения персонализированного образовательного пространства, облегчит процесс учета индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, повысит качество разработки индивидуальных учебных планов.

Внедрение тьюторского сопровождения в процесс управления профессиональным развитием педагога дошкольной образовательной организации предполагает проведение работы по следующим этапам: организационный, подготовительный, диагностический, основной, аналитико-результативный.

Для изучения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в качестве диагностического инструментария мы использовали методику Т.А. Сваталовой «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОО».  Оценка умений производилась отдельно по функциям: обучающая, воспитывающая и развивающая, организационно-педагогическая, планово-прогностическая, коммуникативная, диагностическая, исследовательская, аналитическая, корректирующая, гностическая.  

Результаты анализа обусловили необходимость оптимизации системы управления профессиональным развитием педагогов в данном ДОО. Наиболее низкие показатели были отмечены по результатам исследования коммуникативной и исследовательской функции.

Педагоги систематически проходят курсы повышения квалификации, прослушивают вебинары, участвуют в работе методических объединений. Однако в ходе анализа документации было обнаружено, что все педагоги прошли один и тот же курс повышения квалификации, что может свидетельствовать об отсутствии индивидуализации профессионального развития педагогов, учета конкретных образовательных запросов.

Применение метода включенного наблюдения за деятельностью руководителя ДОО, заместителя заведующего по ВМР, работой методической службы по управлению профессиональным развитием педагогов ДОО также подтвердило отсутствие индивидуального (личностно-ориентированного) подхода в управлении данным процессом. Педагогам предлагается один и тот же методический материал, без учета их образовательных запросов, индивидуальных возрастных и психофизиологических характеристик. Также было отмечено, что в рамках деятельности методических объединений педагогов проблемно-ориентированное обучение происходит. Тем не менее, в структуре его проведения отсутствует процедура формализации выводов и распространения опыта.

Проведя анкетирование педагогов на предмет их удовлетворенности качеством управления их профессиональным развитием, были выявлены основные проблемы в управлении профессиональным развитием педагогов ДОО – они заключаются в отсутствии индивидуализации профессионального развития педагогов, учета конкретных образовательных запросов, индивидуальных возрастных и психофизиологических характеристик; в необходимости повышения уровня педагогической компетентности педагогов (коммуникативной и исследовательской функций).

В рамках формирующего этапа было предложено оптимизировать систему управления профессиональным развитием педагога ДОО, у которого было выявлено наибольшая потребность в тьюторском сопровождении (молодой специалист), с целью обеспечения индивидуализации процесса его профессионального развития. В качестве методологической основы нами был выбраны этапы, разработанные А.В. Золотаревой: организационный, подготовительный, диагностический, основной, аналитико-результативный.

На организационном этапе проводилась работа по формулированию образовательных запросов педагога, определению темы тьюторского сопровождения. Для этого была организована беседа с педагогом-психологом (в целях четкого определения желаний и потребностей педагога), заместителем заведующего по ВМР.

На подготовительном этапе продолжались консультации педагога-психолога и заместителя-заведующего по ВМР. Данный этап предполагал обеспечение готовности педагога к тьюторскому сопровождению, конкретизацию темы, целей и задач тьюторского сопровождения, разработку персонифицированной образовательной программы. Были учтены такие факторы, как уровень базового образования; индивидуальные особенности личности; наличие практического опыта общения с участниками образовательных отношений.

В ходе основного этапа происходила реализация индивидуальной образовательной программы. В таблице представлен примерный комплекс мероприятий, направленный на повышение профессиональной компетентности педагога в области его коммуникативных и исследовательских навыков. Корректировка тем осуществлялась индивидуально субъектами тьюторского сопровождения.

Таблица – Комплекс мероприятий в рамках основного этапа тьюторского сопровождения по развитию коммуникативных и исследовательских навыков педагога ДОО

Мероприятие

Цель

Методические продукты

1

Консультация тьютора

Помощь в подборе методических материалов для самообразования, составления плана самообразования

Банк методических материалов, план самообразования

2

Вебинар «Самообразование педагога в условиях информационной образовательной среды»

Актуализация знаний о необходимости самообразования педагогов в условиях современной ДОО

Видеоролик, дополнительные методические материалы

3

Посещение научной конференции «Теории коммуникации»

Формирование знаний о теориях коммуникации, коммуникативных стратегиях, знакомство с опытом коллег

Методические материалы выступающих

4

Посещение мастер-класса «Применение разных коммуникативных стратегий в практике современной ДОО»

Знакомство с опытом ведущих педагогов о применении разных коммуникативных стратегий в практике работы в ДОО

Методические материалы спикера

5

Консультация тьютора

Помощь в обобщении информации, полученной на мастер-классе

План выступления на педагогическом совете

6

Выступление педагога на педагогическом совете

Ознакомление педагогов ДОО с опытом работы коллег, полученным на научной конференции, мастер-классе в целях распространения позитивного педагогического опыта

План выступления на педагогическом совете

7

Вебинар «Исследовательская работа педагога ДОО как фактор развития его профессионализма»

Актуализация знаний о необходимости проведения исследовательской работы педагогами в условиях современной образовательной среды

Видеоролик, дополнительные методические материалы

8

Консультация тьютора

Помощь в выборе темы исследовательской работы, подборе диагностических методик, специализированной литературы, составлении плана исследования

План исследовательской работы

9

Участие в заседании методического объединения «Исследовательская деятельность в ДОО как факторы повышения качества образовательного процесса ДОО»

Обсуждение проблемных вопросов по организации исследовательской работы в условиях ДОО

Конспект заседания

10

Проведение исследовательской работы на группе ДОО на выбранную тему

Проведение диагностических мероприятий, реализация гипотезы, проведение контрольного среза

Методические материалы исследования (тесты, опросы), продукты детской деятельности

11

Систематизация полученных результатов

Оформление результатов исследования

Отчет о внедрении исследовательского опыта

12

Презентация своего исследовательского опыта на заседании педагогического совета

Ознакомление коллег с исследовательским опытом с целью обмена идеями, распространением педагогического опыта

План выступления на педагогическом совете

13

Подготовка отчета по результатам выполнения персонифицированной программы

Систематизировать результаты тьюторского сопровождения

Отчет по теме тьюторского сопровождения

Таким образом, были использованы следующие формы работы: консультации, посещение вебинаров, научных конференций, проведение исследовательской работы и другие.  Работа была нацелена на эффективное управление профессиональным развитием педагогов ДОО.  По данной программе, с добавлением корректировки, продолжается работа.

16.        Ковалёва Т. М. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой / Т. М. Ковалёва, Т. В. Якубовская // Антропопрактики : концепт и репертуар. - 2017. - N12. - С. 85-94.

25.        Пикина А.Л. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога /А.Л. Пикина, А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - № 4. – с. 85-92.

12.        Задворная М.С Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО [Текст]  / М.С/ Задворная // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №1-2 (17-18) – С.44-49. – С.1-9.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОО (Т.А. Сваталова)

Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 3 -балльной шкале: 3 балла – показатель присутствует в полной мере; 2 балла – показатель присутствует не в полной мере; 1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере; 0 баллов – показатель отсутствует.

Таблица 1.1 – Диагностическая карта

Показатели

Баллы

1

2

Профессиональные знания

1. Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним 2. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий 3. Знание особенностей содержания ООП ДО 4.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников 5. Знание основ преемственности между детским садом и школой 6. Знание частных методик развития детей 7. Знание содержания регионального компонента 8. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй

Профессиональные умения

Обучающая функция

1. Учитываю поло-ролевые различия детей 2. Использую в практической работе развивающие программы 3. Отбираю формы, методы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений 4. Строю процесс на основе диагностики освоения ООП 5. Самостоятельно проектирую процесс обучения 6. Создаю условия для самостоятельного познания детьми мира 7. Использую современные технологии обучения (проблемное обучения, моделирование и др.) 8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей 9. Владею способами оценки детской деятельности 10.Владею методикой поиска информации, умею её интерпретировать

Продолжение таблицы 1.1.

Воспитывающая и развивающая функция

1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации личности 2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми 3. Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития

Организационно-педагогическая функция

1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей 2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей

Планово-прогностическая (планирующая) функция

1.Умею соотносить собственное планирование с общими программами развития и планами ДОО 2. Умею формулировать цели и систему задач образовательной работы 3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей 4. Умею осуществлять связи в педагогическом процессе 5.Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми

Коммуникативная функция

1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями 2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям

Диагностическая функция

1. Владею методами педагогической диагностики 2. Использую результаты комплексной диагностики в определении задач, содержания различных форм работы с детьми

Исследовательская функция

1. Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития детей 2. Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты 3. Разрабатываю адекватную задачам исследования методику диагностики 4. Анализирую результаты своей деятельности 5. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики

Аналитическая функция

1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей  2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности 3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности

Корректирующая функция

1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики 2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка 3. Умею управлять поведением и активностью детей

Гностическая функция

1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования 2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность 3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки 4. Умею предвидеть последствия своих действий 5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка

Итого баллов

Приложение 2

Анкета

Удовлетворенность педагогов на предмет удовлетворенности качеством управления их профессиональным развитием

Цель: выявить качество управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации.

Вопросы

«да»

«нет»

«частично»

1.

Удовлетворены ли вы задачами образовательного процесса, указанными в программе развития детского сада?

2.

Удовлетворены ли вы системой учета ваших образовательных запросов?

3.

Удовлетворены ли вы характером индивидуализации вашего профессионального становления, организованного в условиях ДОО?

4.

Считаете ли Вы, что спланированная методическая работа в учреждении соответствует вашим профессиональным потребностям?

5.

Удовлетворены ли вы системой  обмена информации внутри детского сада?

6.

Удовлетворены ли вы помощью методиста в вашей адаптации, в решении профессиональных затруднений?

7.

Обеспечены ли вы методическими материалами для вашего профессионального развития?