Тренинг как один из инструментов управления профессиональным развитием педагога ДОУ.
Аннотация. Статья посвящена одному из инструментов управления профессиональным развитием педагога. Автором произведен анализ актуальных исследований по проблеме и раскрыты инструменты реализации управления профессиональным развитием педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trening.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг как один из инструментов управления профессиональным развитием педагога ДОУ.
Мальнева Е.А.
Челябинск, Россия.
Аннотация. Статья посвящена одному из инструментов управления профессиональным развитием педагога. Автором произведен анализ актуальных исследований по проблеме и раскрыты инструменты реализации управления профессиональным развитием педагогов ДОУ.
Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие, управление.
Training as one of the tools for managing the professional development of a preschool teacher.
Malneva E.A.
Chelyabinsk, Russia.
Annotation. The article is devoted to one of the tools for managing the professional development of a teacher. The author analyzes current research on the problem and reveals the tools for implementing the management of the professional development of preschool teachers.
Keywords: training, professional development, management.
Изучение состояния исследуемой проблемы позволило нам определить организационно-педагогические условия, которые, по нашему предположению, будут обеспечивать эффективность работы по управлению профессиональным развитием педагогов ДОУ.
Среди таких условий нами были определены:
- управление профессиональным развитием педагогов будет строиться на основе проектно-программного подхода;
- применение инновационных инструментов управления профессиональным развитием педагогов ДОУ.
Рассмотрим эти условия подробнее.
Первое организационно-педагогическое условие – управление профессиональным развитием педагогов будет строиться на основе проектно-программного подхода.
По А.Д. Новикову, управление профессиональным развитием педагога в рамках данного подхода подразумевает наличие следующих условий:
- обеспечение «роста» инновационных идей;
- стимулирование педагогического творчества субъекта для выработки инновационного способа решения возникшего затруднения;
- отбор наиболее эффективного решения возникшей проблемы или задач из перечня представленных способов [1].
В качестве продукта проекта в контексте управления профессиональным развитием педагогов может быть определена программа развития профессиональных компетенций педагога. Она представляет собой модель, стратегию его дальнейшего развития и совершенствования.
Для построения данной модели необходимо определить портрет компетенций педагога, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.
По Б.С. Гершунскому, модель педагога-профессионала включает в себя высокий уровень развития профессионального мастерства, определяемый оценочно присвоением квалификационной категории, личностные качества (например, высокая коммуникабельностью, мобильность, конкурентоспособностью в профессиональной среде), исследовательские навыки.
Среди форм реализации модели могут быть использованы: курсы повышения квалификации в различных форматах (онлайн и офлайн) как по общепедагогическим проблемам, так и по более узким вопросам – овладению конкретными технологиями, методиками работы; областные и городские научно-практические конференции, семинары, консультации, проблемные лаборатории, мастер-классы, «круглые столы», семинары-практикумы, творческие группы, стажировки.
Второе организационно-педагогическое условие – применение инновационных инструментов управления профессиональным развитием педагогов ДОУ.
Среди таких инструментов могут быть использованы:
- тьюторское сопровождение как инструмент индивидуализации профессионального развития;
- тренинговые технологии;
- информационные технологии.
Рассмотрим возможности применения тренинговой технологии.
Тренинг понимается как форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития конкретных компетентностей, формирования конструктивного поведения респондента. В рамках проведения тренинга используются различные методы и техники активного обучения. К ним относятся деловые, ролевые и имитационные игры, проблемные дискуссии, решение кейсов. В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга.
Тренинги могут быть использованы и в рамках тьюторского сопровождения педагогов. Среди видов тренинга, используемых в рамках данной деятельности, определены коммуникативные, мотивационные и социально-психологические тренинги.
Коммуникативные тренинги направлены на решение коммуникативных проблем, развитие ораторских способностей. Мотивационные тренинги призваны решать проблемы мотивации педагогов к осуществлению ими профессиональной деятельности, к развитию профессионализма.
Социально-психологические тренинги используются на начальном этапе сопровождения – они направлены на выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения.
Информационные технологии сегодня используются на всех этапах управления профессиональным развитием педагогов. Качественные цифровые инструменты, по мнению ряда ведущих исследователей, могут позволить повысить эффективность организации образовательных процессов, создавая те возможности, которые ранее не были доступны – обеспечить возможность участия в образовательном процессе всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; автоматизировать рутинные процессов, возникающих в процессе педагогической деятельности и других [2].
Подобные инструменты используются и в управлении профессиональным развитием педагогов. Современные исследователи подчеркивают эффективность использования информационных технологий в организации тренингового сопровождения молодых педагогов – они владеют ПК, знакомы с функционированием сети Интернет, что снижает или вовсе исключает затраты на обучение пользованию тем или иным сервисом и позволяет как можно быстрее получить необходимую профессиональную помощь.
Среди форм использования информационных технологий в управлении профессиональным развитием могут быть определены: организация прохождения онлайн-курсов, вебинаров, методического сопровождения педагогов через сетевые методические объединения. Подобные сетевые формы работы позволяют территориально удаленным друг от друга специалистам коллективно решать проблемные вопросы касаемо профессиональной деятельности, повышать свою компетентность по многим профессиональным вопросам.
Литература
1. Никольская, Е. В. Управление педагогическим персоналом дошкольного образовательного учреждения в контексте профессионального стандарта «педагог» / Е. В. Никольская, Л. А. Ваганова-Наймушина, В. В. Литвиненко // Индивидуализация обучения и воспитания бакалавров и магистрантов: теория,
2. Сазонова Н.П. Интерактивные формы сопровождения профессионального развития молодых специалистов дошкольного образования в современной социально-педагогической среде [Текст] / Н.П. Сазонова, Е.В. Колтыгина, Н.В. Новикова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 5 (66). - С. 120-123.
3. Шагарова, Е.Д. Профессиональное развитие педагога: концепции управления [Текст] / Е.Д. Шагарова // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы, перспективы. – Курган: Курганский государственный университет, 2018. – С. 96-100.
4. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – Москва : Медиа, 2019. – 423с.