Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории как способ повышения функциональной грамотности

Илясова Олеся Валериевна

Целью моей работы является повышение функциональной грамотности через  использование проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе как эффективного метода развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya-issledovatelskaya_deyatelnost.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Целью моей работы является повышение функциональной грамотности через  использование проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе как эффективного метода развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В ходе организации проектной деятельности учащихся реализуются следующие задачи:

1) Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности учеников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;

2) Развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой, расширение кругозора, эрудиции;

3) Воспитание личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Проектно-исследовательская деятельность по своей сути является универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Образовательный проект представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

         исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

         творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

         приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

         информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

         практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

Учебные проекты могут отличаться по времени, затраченного на их реализацию. По этому критерию можно выделить такие виды учебных проектов, как:

1) краткосрочные (1-6 уроков/часов);

2) среднесрочные (12 – 15 уроков/часов);

3) долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа (индивидуальный итоговый проект).

По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными.

Обычно в работе над проектом выделяют несколько эпатов:

  • подготовка (формулирование темы и целей проекта);
  • планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
  • исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
  • Подведение итогов и презентация. В большинстве случаев это наиболее сложный для учащихся этап, поскольку предполагает аналитическую работу по формулированию выводов, оформления результатов работы, а также наличие навыков публичного выступления.
  • Этап рефлексии. Этот этап завершающий, но именно он предполагает самооценку каждого участника коллективного действия, выявление сильных и слабых сторон деятельности).

Добрый день, уважаемые коллеги!

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие типы проектов, как информационные, исследовательские, творческие, прикладные. Основное предпочтение при выборе темы учащиеся отдают истории России, краеведению, истории своей семьи. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

Например, для учащихся 5-6 классов наиболее приемлемы следующие типы проектов:

- информационные: «Загадки египетских пирамид», «Олимпийские игры в древности и современности», «Семь чудес света»; «Рыцарский замок», «Непростая история простых предметов», «Археологические находки – свидетели истории», «Великие личности в истории».

- творческие: «Жизнь первобытных людей», «Средневековая деревня и ее обитатели», «Средневековый монастырь»;

- кроссворды по темам или разделам.

- прикладной: «Макет Акрополя», «Макет средневекового замка».

По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результаты данной работы: красочно оформленные презентации, доклады, выставки рисунков.

Проекты в 7-8 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощёнными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Метод проектов используется и во внеурочной деятельности. На факультативных занятиях «История родного края», «Мир музея», «Истоки памяти» учащиеся занимаются тем, что:

- Составляют генеалогическое дерево. Проект «Моя родословная»;

- Оформляют фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

- Осуществляют Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях. Проект «Семейная реликвия»;

- Пишут сочинения по темам: «Моя семья», «Наши имена», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Боевой путь моего прадедушки», «Великая Отечественная война в судьбе семьи»,

Проектно-исследовательская деятельность в 9-11 классах приобретает характер научно-исследовательской работы. Учащиеся знакомятся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой. Ученики учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить социологический опрос, анкетирование, писать тезисы, выступать с докладом, готовить и представлять публике презентацию по выбранной теме.

В нашей школе большому развитию исследовательской деятельности способствует школьный историко-краеведческий  музей. 

Именно музей воспитывает любовь к малой родине, его истории и настоящему, чувства уважения к знаменитым людям, их вкладу в историю своего края. Безусловно, главная роль здесь принадлежит урокам краеведения, целенаправленным экскурсиям и беседам о родном крае, знакомству с выдающимися людьми своей малой родины. Я убеждена, что важным направлением этой работы является исследовательская деятельность учащихся по изучению истории и культуры родного края.

На разных этапах организации  исследовательской деятельности выполняю следующие функции:

  1. На первом диагностико-мотивационном этапе я помогаю обучающимся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Содействую в формулировании цели и задачи работы, её актуальности, в выборе методов исследования, источников  и литературы. Составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.

Методы и приёмы, используемые мной на первом этапе: анкетирование, тестирование, беседа, консультирование. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме.

  1. На исследовательском  этапе  я провожу  консультации, помогаю в проведении теоретической и практической частей исследования. Особое внимание уделяю правильному оформлению исследовательской работы. Здесь моя основная задача - поддержка самостоятельности и активности обучающихся.
  2. На обобщающем  этапе обучающиеся представляют полученные результаты исследования, готовят доклад для выступления, мультимедийную презентацию.

Перед защитой исследовательской работы я поддерживаю ученика, сопереживаю вместе с ним. Чтобы ученик выглядел достойно, прорабатываю с ним основные моменты выступления, определяем круг возможных вопросов и предполагаемых ответов по проблеме исследования. Также информирую о процедуре проведения мероприятия, отвечаю на возникающие вопросы, чтобы снять волнение перед выступлением. 

  1. На последнем аналитическом этапе основной моей задачей является организация рефлексии учащихся по поводу их  деятельности в исследовании. На этом этапе организуется беседа по итогам защиты.

Для обучающегося особенно важно дать собственную оценку работе: проанализировать, что нового он сделал, какие новые знания приобрел, каковы могут быть дальнейшие интересы исследования, где были допущены ошибки, и почему не все получилось? Такой анализ позволяет закрепить полученные знания и сформированные умения, создает возможности для дальнейшего развития активной и творческой личности.

В своей педагогической работе выработала правила, по которым строю исследовательскую деятельность учащихся:

  • Подхожу творчески к исследовательской работе моего ученика.
  • Не сдерживаю, а поощряю инициативу учащихся.
  • Развиваю самостоятельность в поиске информации.
  • Избегаю прямых инструкций.
  • В процессе работы обучаю школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

Ежегодно учащиеся принимают в конкурсах разного уровня: районных, региональных, федеральных. Дипломы, грамоты, свидетельства – еще один вид оценки результативности исследовательской деятельности наших обучающихся со стороны независимого жюри. (Мероприятия с уровнем участия и результатами представлены на слайде).

При оценивании проектов необходимо учитывать следующие критерии:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
  • коллективный характер решений;
  • творческая самостоятельность авторов проекта;
  • использование дополнительной информации: СМИ, материалы интервью, источники и документы;
  • доказательность решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
  • оформление результатов проекта;
  • форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонента.

Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории, а также во внеурочное время удается:

• Повысить творческую активность учащихся на уроке;

• развивать их логическое и критическое мышление;

• опыт проведения презентации;

• умение оценивать ситуацию и принимать решения;

• умение работать в команде;

• умение структурировать информацию;

• умение индивидуально планировать работу;

• расширить кругозор школьников.

Главный результат – повышение функциональной грамотности.

В заключении хочется сказать, что проектная и исследовательская деятельность – это технология настоящего и будущего. Она формирует в учащихся умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества позволят им быть успешными в дальнейшей жизни.

Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе) способствуют развитию интереса, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

В заключение с уверенностью могу отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность. Так, например, в этом году с учащимися из 6 класса мы успешно представили свои проекты как на районном, так и на городском уровне. А все начиналось с мини-проектов на уроках. Таким образом, можно сделать вывод, что опыт применения проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизирует познавательную деятельность, стимулирует инициативу, отрабатывается навык публичного выступления.

Проекты обществоведческой тематики на всех ступенях образования носят практико-ориентированный характер. Особенно привлекает ребят экономическая тема. При изучении темы «Реклама – двигатель торговли», семиклассники выполняли индивидуальные, парные и групповые проекты собственных рекламных предложений. Представление и защита проектов происходит по следующему плану (название, цель, задачи, актуальность, содержание, вывод, трудности при выполнении работы). В последнее время в системе образования успешно реализуется проект «Дни финансовой грамотности», Всероссийская акция «Уроки финансовой грамотности», в мероприятиях которого учащиеся нашей школы принимают самое непосредственное участие. Это не только просмотр онлайн-уроков, но и участие в конкурсах, олимпиадах, выполнение финансовых задач. Поэтому создание таких проектов, как «Бюджет моей семьи»,  «Деньги и их виды», «Как накопить на мечту?», «Финансовый блогер» вызывает интерес у подростков.