Презентация "Методы и технологии коррекции нарушения аналитико-синтетической деятельности у детей с ЗПР"

Чиянова Анна Дмитриевна

Презентация "Методы и технологии коррекции нарушения аналитико-синтетической деятельности у детей с ЗПР"

 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель-логопед Чиянова Анна Дмитриевна Методы и технологии коррекции нарушения аналитико-синтетической деятельности у детей с ЗПР

Слайд 2

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Слайд 3

Особенности операций анализа и синтеза у старших дошкольников с ЗПР Анализ: 1) отмечаются трудности выделения частей из целого; 2) не могут выделить главное, выделяют незначительные признаки; 3) анализ объектов отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью; 4) анализ характеризуется непланомерностью , недостаточной тонкостью, односторонностью; 5) не учитывают малозаметные детали; 6) не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия.

Слайд 4

Синтез: 1) отмечается сложность создания целого из частей; 2) детям тяжело установить особенности расположения частей в объекте; 3) затруднено мысленное объединение определенных частей, свойств объекта; 4) не учитывают малозаметные детали; 5) не могут обозначить группу свойств или предметов одним словом; 6) замечены трудности в пространственном оперировании образами.

Слайд 5

I этап: переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т. д.; различные виды задач на группировку – «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи первого типа с прямым утверждением.

Слайд 6

«Исключи лишнее»

Слайд 8

II этап: развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейшие обобщения типа "Продолжи числовой ряд", "Продолжи закономерность", "Дорисуй девятое", несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением одной-двух особенностей, лежащих в основе выбора, "Противоположное слово", «Подбери пару»

Слайд 9

«Дорисуй»

Слайд 10

Найди пару»

Слайд 11

III этап: продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух-трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой.

Слайд 12

«Найти сходства и различия» Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей — воробей, лето —зима, стул—диван, береза —ель, самолет—автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик.

Слайд 13

«Продолжи ряд»

Слайд 14

IV этап: формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования Упражнения на поиск закономерности, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи третьего типа с построением "логического квадрата"); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, с нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях ('Подбери пару","Угадай слово", "Дорисуй девятое", "Продолжи закономерность").

Слайд 15

«Дорисуй»

Слайд 17

«Достань шарик» Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены которой шкаф, на нем воздушный шарик. На некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар. Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и просит сказать, как мальчик может достать шар. Если ребенок затрудняется ответить, педагог говорит: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он шар не достанет. Что поможет ему достать шар?» При необходимости можно создать реальную ситуацию и попросить ребенка достать шар. После выполненного действия показать картинку и вновь предложить ребенку сказать, как мальчик достанет шар.

Слайд 18

«Как достать» Оборудование. Картинка с изображением стеклянной банки, в ней морковь, картинки с изображением предметов-орудий (вилка, ложка, сачок, палочка). Ход занятия. Педагог раскладывает перед ребенком все картинки и просит внимательно рассмотреть картинки и сказать, как можно достать морковку зайчику. Ребенок должен подложить картинку с изображением предмета-орудия к основной картинке. В случае затруднения можно создать реальную ситуацию и проверить свойство выбранного орудия.

Слайд 19

«Что случилось» Оборудование. Картинка, на которой изображена игрушечная машина без одного колеса – оно откатилось в сторону, в машине сидит мишка, около машины стоит мальчик, у него расстроенный вид. Ход занятия . Педагог говорит: «Мальчик хотел покатать мишку, но что-то случилось, мишка чуть не упал. Расскажи, что случилось». Если ребенок не может объяснить, надо создать реальную ситуацию и попросить ребенка покатать мишку. Затем обратить внимание на то, почему машина едет. Когда ребенок найдет причину, педагог предлагает вновь объяснит, что же случилось с машиной у мальчика и как устранить причину поломки машины.

Слайд 20

«Кому какое угощение» Оборудование . Картинки с изображением зайчика, ежа, картинки с изображением банок – в них морковь, яблоко, картинки с изображением предметов-орудий (вилка, ложка, сачок, палочка). Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком все картинки и просит рассказать, кому какое нужно достать угощение. После этого он должен взять картинку с изображением орудия и подложить ее к основной картинке с рисунком банки.