Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями

Капбасова Айнура Серекжановна

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями

Выполнила: Капбасова А.С.

группа № 138

Челябинск

2023 г.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями

Возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Глава 2. Изучение состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Организация и методики проведения констатирующего эксперимента

Описание проводимых методик

Заключение

Список литературы

Введение

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка.

И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Как, мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.

Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности.

Цель исследования: теоретическое обоснование, подбор и апробация серии пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у дошкольников.

Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи данного исследования таковы:

1) изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

2) изучить методику развития мелкой моторики у дошкольников;

3) выяснить роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

4) выявить начальный уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

5) провести формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр;

6) сравнить и проанализировать результаты проведенного исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями

Возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. (Е.А. Стребелева)

Психологи выделяют три основных вида моторики: 1. Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Например – бег или приседание. 2. Артикуляционная моторика отвечает за координацию работы речевого аппарата, то есть процесс говорения. 3. Мелкая моторика координирует движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам выполнять бытовые действия, например, шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от захвата объектов, до очень мелких движений. Физиологи считают, что движение является важным фактором развития ребенка начиная с эмбрионального периода. Движение плода во время беременности влияет на темпы общего развития ребенка, а после рождения приобретает еще большее значение. Возможность познания окружающего мира во многом зависит от степени развития движений пальцев рук и кисти, то есть мелкой моторики, для которой и характерны различные по сложности целенаправленные движения пальцев рук и кисти.

Исследования развития мелкой моторики и пальцев рук в целом изучались не только педагогами и психологами, но и такими специалистами, как биологи, историки, философы и другие. А. Р. Лурия [32], С. С. Ляпидевский [34], И. П. Павлов [38], И. М. Сеченов [43] в своих исследованиях указывают, что нормально развивающийся ребенок, в психомоторном отношении, проходит несколько этапов развития. Все начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до целенаправленной деятельности, осознанного восприятия и преобразования окружающей действительности посредством своих действий. В сознательную деятельность также включается вторая сигнальная система – речь, которая совершенствует развитие ребенка и его деятельность. Несформированность психомоторики негативно сказывается на характере общения, двигательного поведения и возможностях осуществления большого количество видов деятельности, требующих некоторого уровня моторного развития. В своих работах И. П. Ильин выделял, что поэтапное становление двигательной функциональной системы, характеризующейся определенными закономерностями развития на разных возрастных этапах онтогенеза во многом определяет первые поведенческие реакции и последующее психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Н. А. Бернштейн писал, что анатомическое дозревание заканчивается к 2-2,5 годам и выделял две фазы развития моторики: «Естественный онтогенез моторики складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания – это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями».

И. М. Сеченов, говоря об онтогенезе действий рук ребенка, предполагал, что движения рук возникают в процессе обучения и воспитания, а не предопределены заранее. Он считал, что действия рук возникают как результат ассоциативных связей между сенсорными органами и мышечными изменениями в процессе взаимодействия с окружающей ребенка средой. Развитие моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие всех сфер высшей нервной деятельности ребенка и влияет на все его развитие.

В своих исследованиях Л. В. Фомина и М. М. Кольцова [55] выделяют несколько этапов формирования моторики кисти и пальцев рук: Первый двигательный рефлекс руки – хватание, схватывание – проявляется как врожденный рефлекс. Другое название этого рефлекса ладонный, так как он проявляется, как ответ на тактильное раздражение ладони. Новорожденный ребенок может не только схватить предмет, но и повиснуть на нем.

Хватание развивается очень рано, как только к ребенку в руку попадают предметы. Движение рук у ребенка являются безусловным рефлексом вплоть до 3,5 месяце, они выполняются, как относительно постоянные, стереотипичные реакции организма ребенка на внешнюю среду, также они не требуют создания специальных условий.

В 4-4,5 месяцев ребенок начинает притягивать задетые им предметы и ощупывать их, это простые движения рук. У ребенка появляется локтево-ладонная хватка, удержание предмета безымянным пальцем, мизинцем и средним пальцем.

В 5 месяцев у ребенка развиваются исследовательские движения рук за счет того, что он уже может относительно долго лежать на животе, подняв корпус тела и упираясь на ладони выпрямленных рук. В этом возрасте у ребенка появляется доминирующее положение большого пальца и активное участие пальцев при хватании.

К 6-7 месяцам ребенок уже умеет брать предмет в любом положении тела и крепко держать его в руке. Также он уже может перекладывать предмет из руки в другую руку, ритмически взмахивать им. Ребенок осуществляет уже целенаправленный захват, упражнения носят активный характер. При хватке игрушка находится между большим, указательным и средним пальцем.

В 7-8 месяцев ребенок умеет соотносить предмет и его место в пространстве, этот этапом развития называется этапом «соотносящего» действия с предметом. Он начинает пальцами двигать предмет в ладошку. Ребенок достает и складывает предметы, нанизывает крупные предметы с отверстиями, закрывает крышку коробки, вызывает звуки из предметов, стучит игрушкой об игрушку, активно манипулирует предметами.

В 9 месяцев у ребенка начинает появляться пинцетный захват мелких предметов, иногда четырьмя пальцами, он может сжимать игрушку и брать большие предметы с помощью всей ладони. В этот период уже начинает доминировать одна рука, ребенок начинает выполнять более тонкие движения с помощью пальцев. Ребенок может открывать коробочки разной формы, доставать игрушки из тканевого мешочка и складывать их туда. Ребенок начинает подражать предметным действиям взрослых, манипулировать двумя предметами. Развиваются тонкие дифференцированные движения руки, а за ними появляется произнесение первых слов.

В 10-11 месяцев можно тренировать действия рук и глазомер ребенка с помощью пирамидки из трех-пяти колец. У ребенка формируется щипковый захват двумя пальцами – большим и указательным.

С 12 до 15 месяце идет развитие мелких, точных движений всех пальцев, активизация кончика большого и указательного пальца. Ребенок начинает целенаправленно играть и использовать игрушки. Пальцы начинают действовать самостоятельно, не сжиматься в кулачек. Ребенок начинает рисовать, удерживая карандаш вертикально и используя всю руку. Интенсивное развитие пальцев продолжается все ранее детство ребенка.

Г. Е. Сухарева [53], М. С. Певзнер [10], Е. М. Мастюкова [47] выделяли некоторые возрастные особенности развития мелкой моторики и зрительной координации дошкольников. Ребенок в возрасте от года до двух лет открывает крышки, переворачивает страницы, ставит кубики друг на друга и нанизывает кольца пирамидки, по показу рисует прямые и волнистые линии. В возрасте двух-трех лет раскрашивает пальцем, рисует круги, расстегивает пуговицы, нанизывает бусы, строит фигуры из кубиков. В трех-пяти – летнем возрасте рисует мелками, лепит, шнурует обувь, определяет предметы на ощупь, режет ножницами, рисует квадрат. Физиологи и психологи отмечают, что у некоторого числа детей младшего дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика, координация движений, не завершен процесс окостенения фаланг пальцев и запястий. Пальцы детей малоподвижны, движения неточны и несогласованны.

Двигательные функции развиваются до пяти-шести лет. У большого количества детей пятилетнего возраста есть проблемы с тем, чтобы правильно держать кисточку, ножницы, фломастеры, ручку. Они не могут выполнять мелкие движения с пуговицами, шнуровкой ботинок, молниями на одежде. К шести-семи годам заканчивается развитие мелких мышц кисти. Вся дальнейшая жизнь ребенка требует согласованного взаимодействия рук и глаз, координации своих движений, их точности. Зрение и движения рук – основной способ познания окружающего ребенка мира. Важным в этом возрасте является – подготовка руки ребенка к письму, ее следует проводить систематично и регулярно и приносить ребенку удовольствие. При таких условиях можно достигнуть наилучшего результата работы.

Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Г. Е. Сухарева ввела термин «задержка психического развития» в отечественную психологию. Она выделяла такие характеристики феномена, как замедленный темп психического развития, инфантилизм, небольшие нарушения в темпе познавательной деятельности, тенденция к компенсации.

Отечественные ученые, которые изучали данную проблему: Т. А. Власова [8], Г. Е. Сухарева [53], М. С. Певзнер [10], В. И. Петровский, К. С Лебединская [9]. Отечественные коррекционные педагоги употребляют понятие «задержка психического развития» в отношении детей у которых имеются минимальные органические повреждения, функциональная недостаточность центральной нервной системы или переживших условия длительной социальной депривации.

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание во всех сферах психического развития.

Такие исследователи как: М.М Кольцова, Е.И Исенина, Л. А Атакова-Фомина подтверждают, что мелкая моторика влияет на интеллектуальное развитие, а также на речевое развитие. Значит, что развитие мелкой моторики играет огромную роль на подготовку к обучению в школе и на развитие бытовых навыков. У большого количества детей с диагнозом задержка психического развития нарушены двигательные способности – они неловки, не контролируют свои движения и наблюдается несогласованность движений рук и глаз. Большие проблемы наблюдаются с развитием мелкой моторики пальцев рук. Это вызывает проблемы в разных сферах жизни – самообслуживании, труде, продуктивных видах деятельности, игре, обучении.

Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания – многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. В дошкольном возрасте их моторика, особенно тонкая, значительно отстает. Страдают такие качества мелкой моторики как: быстрота, ловкость, сила, точность и координация движения.

Грубых двигательных нарушений у таких детей не наблюдается, однако их уровень развития моторики ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Наблюдается сложность в выполнение таких видов деятельности, как лепка, рисование, письмо, аппликация. Им сложно регулировать силу нажима, держать кисть, пользоваться ножницами. При письме или рисовании карандашом у детей с задержкой психического развития слабый нажим, его нет, или же наоборот нажим слишком сильный, движения резкие, что рвет бумагу.

В наше время проблеме обучения и воспитания дошкольников с диагнозом задержка психического развития уделяется большое внимание, как в теории, так и в практике. Причиной тому является увеличение количества детей с данным диагнозом. Большое количество исследований указывает, что моторное и психическое развитие взаимосвязано. Отмечается связь между развитием тонких движений пальцев рук и развитием психических функций.

В это же время другие исследователи выделяют то, что у большого количества детей с задержкой психического развития можно наблюдать моторное беспокойство и высокую двигательную активность. Как наиболее характерные черты для двигательной сферы детей с задержкой психического развития указывают нарушение координированной непроизвольных движений, нарушение произвольной регуляции, сложность переключаемости, недоразвитие тонкой моторики рук, истощаемость. Нарушения развития моторной сферы создают у детей с диагнозом задержка психического развития трудности в учебной и трудовой деятельности. Наблюдаются трудности при письме и рисовании. Степень развития и недоразвития моторной, двигательной, сферы у детей с задержкой психического развития можно определить многими способами. Своевременное развитие мелкой моторики рук оказывает огромное положительное влияние на развитие психики ребенка.

С помощью разностороннего изучения детей с диагнозом задержка психического развития ученые получили информацию об особенностях их развития. Например, такие как: незрелость многих психических функций, таких как эмоционально-волевая, речевая, познавательная, недоразвитие в психомоторной сфере. У большого количества детей с задержкой психического развития при нейропсихологическом обследовании обнаружили легкие или скрытые формы двигательных нарушений, нарушений мелкой и тонкой моторики. Необходимо найти вид деятельности, который будет развивать мелкую моторику, но не будет сильно нагружать ребенка в физическом и моральном плане. Изобразительная деятельность будет способствовать развитию мелкой моторики и позволять корректировать ее, но при этом не будет оказывать сильного давления на ребенка.

Дети пяти-шести лет с задержкой психического развития также неохотно выполняют задания по конструированию, составлению мозаики или прорисовки узора. При рисовании такие дети рисуют стереотипно, по шаблонам.

Все эти проблемы вызывают трудности у дошкольников с задержкой психического развития при овладении различными видами деятельности. У таких детей из-за высокой утомляемости движения пальцев рук становятся неточными, слишком крупными, либо же наоборот, слишком мелкими.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики и моторики в целом связана главным образом с совершенствованием произвольной регуляции движений, их осознанностью, выполнении упражнений, которые позволят развивать аналитико-синтетические процессы, которые обеспечивают произвольную регуляцию пальцев рук.

Исходя из вышеперечисленных особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития, можно сделать вывод о том, что тонкая моторика пальцев рук и мелкая моторика в целом у данной категории детей развита на низком уровне и обычно требует коррекции. А также данная группа детей довольно утомляема. Из чего следует, что нужно подобрать такой метод коррекции мелкой моторики у детей с задержкой психического развития, который позволит максимально сконцентрировать внимание и возможности ребенка на работе. Для дошкольников прекрасным методом является изобразительное искусство, которое позволяет не только корректировать мелкую моторику, но и развивать воображение, а также выполнять множество других полезных для развития ребенка задач.

Глава 2. Изучение состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Организация и методики проведения констатирующего эксперимента

Для решения поставленных задач необходимо провести констатирующий эксперимент. Его целью являлось оценка развитости мелкой моторики у всех детей изучаемой группы. Задачи констатирующего эксперимента заключались в изучение состояния развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития у изучаемой группы детей и выявление более слабой и более сильной группы, для проведения формирующего эксперимента на группе детей с более низко развитой мелкой моторикой. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 426 города Челябинска. В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет. 9 детей в возрасте 6 лет и один ребенок в возрасте 7. Все дети с особыми образовательными потребностями. Основными методами сбора данных в ходе констатирующего эксперимента являлись: - наблюдение; - беседы с детьми, воспитателями, психологами; - диагностические задания. На момент проведения эксперимента все дети соматически здоровы, находятся в хорошем настроении, физически не ослаблены. Эксперимент проводится в знакомом для детей месте (группе детского сада) и до проведения эксперимента уже знакомы с экспериментатором, с детьми налажен эмоциональный контакт. Эксперимент проводится в первой половине дня. Во время проведения методик в комнате находится воспитатель и наблюдатель (экспериментатор). Наблюдатель дает задания и фиксирует их результаты.

Для эксперимента использовались такие методики как: графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия); пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий); диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова), методика исследования произвольной моторики пальцев рук (Н. М. Трубникова), а также методики, предоставленные О. Н. Гончаренко.

Перед началом эксперимента была проведена беседа с воспитателем с целью выявить личные особенности детей, эмоциональное и психическое состояние, социальные условия и т.д. Также было проведено наблюдение на занятиях по изобразительному искусству, за детьми в игре, на завтраке, обеде и ужине, в процессе одевания на прогулку и т.д. Был проведен анализ продуктов изобразительной деятельности. Из беседы с воспитателем и наблюдения выявлялись следующие параметры: - особенности поведения; - особенности социального контакта с другими детьми и взрослыми; - активность на занятиях; - особенности изобразительной деятельности; - уровень освоения практических навыков по изобразительной деятельности; - темп приобретения новых знаний, умений и навыков; - степень развития навыков самообслуживания; - включенность семьи в работу с ребенком.

А также были исследованы следующие параметры: координация рук; переключение движений; самостоятельность выполнения; рабочая рука; удерживание ножниц, кисти, карандаша; согласованность движений глаз и рук.

Далее был проведен сам эксперимент. В его ходе всем детям были предложены одинаковые задания. Предлагаемые задания сопровождались показом и словесной инструкцией. Все методики и стимульный материал предоставлены в приложении. При проведении эксперимента были учтены особенности детей с задержкой психического развития. Такие как: быстрая утомляемость; снижение темпа работы; недоразвитие словесно-логического мышления; слабый эмоциональный контроль; необходимость развернутой инструкции и показа примера задания; слабый самоконтроль; своеобразие эмоциональной сферы; ограниченность словарного запаса; инфантилизм; преобладание игровой мотивации; несформированность познавательной, поисковой мотивации; способность принимать помощь взрослого; внимание у детей неустойчивое, переключаемость на другие виды деятельности замедленная; дети неусидчивы.

Наблюдая за осуществлением действий посредством использования мелкой моторики детьми с задержкой психического развития в различных видах деятельности, можно обратить внимание на то, что у многих из них в возрасте 6-7 лет плохо скоординированы действия обеих рук, и действия глаз и рук, при выполнении действий руками и пальцами рук они не точные, есть сложность с установлением нужной амплитуды движений. В процессе рисования и письма большое количество детей с задержкой психического развития неправильно держат карандаш, кисточку, имеют проблемы с осуществлением работы по штриховке, закрашиванию определенной формы или плоскости. Выполняя действия дети 6-7 лет с задержкой психического развития долго сосредотачиваются, их движения становятся неловкими, суетливыми, пальцы непослушными, одна рука иногда опережает действия другой.

Таким образом была уточнена организация констатирующего эксперимента: место проведения, количество участников и их возраст; принимающие участие в исследовании; используемые материалы; используемые методики.

Описание проводимых методик

#1043;рафомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия) С помощью графомоторной пробы Лурия исследовалась возможность правильно распределить двигательные импульсы и контролировать свои движения. Детям давалась словесная инструкция и бланк, на котором они выполняли задания. В бланке посредине листа нарисован заборчик, состоящий из последовательности треугольника и квадрата без нижней стороны. Вначале эксперимента с детьми обговаривается откуда начинать рисовать и где заканчивать, если понадобится, то сначала прорисовать нужную линию пальчиком на бланке. Дети по сигналу проводят одну линию, не отрывая фломастера от листа. После оценки продуктов трудовой деятельности происходила обработка результатов и выставлялись баллы.

Обработка результатов: Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения при рисовании заборчика отсутствуют; темп деятельности высокий. Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения при рисовании; темп деятельности средний. Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности низкий. Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности очень низкий».

2. Пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий). Пробы моторной одаренности позволяют определить уровень развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости. Состоит из шести проб, которые позволяют определить уровень общей моторики и мелкой моторики рук и пальцев. Пробы проводились индивидуально с каждым ребенком. Давалась словесная инструкция и, если это было нужным, показ действия. Для проведения проб нужно было такое оборудование, как секундомер, бумажные салфетки 5 на 5 сантиметров, катушка с нитками, примерно 2 метра и коробок со спичками 20 штук. После каждой пробы ребенок отдыхал примерно минуту. За успешное выполнение каждой пробы ребенку давался один балл. Первая проба. Ребенку нужно с открытыми глазами простоять на цыпочках 10 секунд, удерживая руки вдоль тела, не коснувшись пола пятками. Вторая проба. Ребенку выдавалась бумажная салфетка и задание – скатать ее в шарик пальцами правой руки, затем выполнялось тоже самое, но пальцами левой руки. Время на выполнение задания 15 секунд для скатывания шарика правой рукой и 20 секунд для левой руки, если ребенок правша. И наоборот, если ведущая рука – левая. Задание засчитывалось, если ребенок не помогал себе другой рукой при скатывании шарика и скатал их компактно, чтобы они не развернулись.

Третья проба. Отмеряется расстояние 5 метров по прямой и ребенку нужно пропрыгать на правой ноге этот промежуток, после, отдохнув секунд 30 на левой ноге пропрыгать обратно. Ребенок не должен отклоняться от линии более чем на полметра, размахивать руками и касаться пола согнутой ногой.

Четвёртая проба. Ребенку дается катушка с размотанной нитью, длинной 2 метра. Один конец нитки закреплен на катушке. Проба выполняется сначала 32 пальцами одной руки, затем пальцами другой. Ребенок должен использовать кончики большого и указательного пальца наматывая пить на катушку, он не должен крутить рукой, которой держит катушку. В случае невыполнения требований задание прерывается и не засчитывается.

Пятая проба. Перед ребенком выкладывается коробок и по 10 спичек с левой и правой стороны. Действовать нужно обеими руками одновременно, беря их большим и указательным пальцем каждой руки и складывать в коробочку. Задание выполняется по сигналу, дается 20 секунд. За это время ребенок должен одновременно обеими руками положить в коробок не менее 10 спичек, 5 с одной стороны и 5 с другой.

Шестая проба. Ребенок должен оскалить зубы, не выполняя лишних мимических движений, таких как движение бровей, надутие щек, высовывание языка, нахмуривание лба и прочие. После выполнения всех проб записываются баллы за каждую. 1 – выполнение задания, 0 – не выполнение, выполнение с ошибками. Баллы подсчитываются и выявляется уровень сформированности навыка. Для детей 6-7 лет высоким уровнем будет являться, если ребенок наберет 6 баллов; средним – 5 баллов; низким – 0-4 балла.

Заключение

Проведенный анализ теоретических источников показал, что дети с особыми образовательными потребностями являются сложной категорией детей. Они нуждаются в особых психологопедагогических условиях проведения коррекционной работы. Из проведенного анализа можно вывести несколько тезисов: 1. У данной категории детей наблюдаются проблемы в развитии двигательной сферы. Есть нарушения произвольной регуляции движений, координации и четкости непроизвольных движений. Более всего страдает мелкая моторика кисти и пальцев рук. Такие особенности затрудняют обучение школьными навыками, навыками самообслуживания и ручного труда; 2. Для предупреждения вторичных недоразвитий более сложных дифференцированных движений необходимо оказывать коррекционную помощь, которая должна быть целенаправленной и комплексной; Мелкая моторика очень важна для всех сфер жизни дошкольников с задержкой психического развития, она выполняет множество функций.

Развитие мелкой моторики во многом является залогом развития интеллекта дошкольника. От развития мелкой моторики также зависти и речевое развитие. Мелкая моторика является одним из показателей готовности ребенка к школе, его готовности овладеть учебными навыками. Умение совершать тонкие движения пальцами рук необходимо дошкольнику для овладения письмом. Важно, при подготовке к школе уделить внимание развитию мелкой моторики. На занятиях изобразительной деятельностью мышцы рук крепнут, развеивается речь, мышление, воображение. Творческая направленность такой деятельности позволяет развивать творческую, креативную личность с любовью к искусству.

Из всего этого складывается необходимость развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Одной из наиболее продуктивных сфер, позволяющих решить данную задачу, является изобразительная деятельность. В ходе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического расстройства на занятиях по нетрадиционным техникам изобразительного искусства. В результаты данного эксперимента удалось добиться положительной динамики развития мелкой моторики.

Таким образом, проведенный эксперимент можно считать успешным. По результатам контрольного, констатирующего и формирующего эксперимента можно считать поставленную цель реализованной и задачи выполненными.

Список литературы

1. Анохин, П. К. Жизнь, деятельность и научная школа [Текст] / П. К. Анохин АН СССР. - Москва Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1949. - 403 с.

2. Астахова, Т. В. Формирование графо-моторных навыков у младших школьников [Текст] / Т. В. Астахова– М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 96 с.

3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет [Текст] : практическое пособие / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова – М. : АРКТИ, 2006. – 87 с.

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн – М. : Наука 1966. - 349с.

5. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности [Текст] : научное издание / В. М. Бехтерев. - СПб : Алетейя, 1999. - 256 с.

6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие/ Л. Н. Блинова– М. : Школьная Пресса, 2005. -133 с.

7. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова– М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

8. Власова, Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления [Текст] / Т. А. Власова– М. : Просвещение, 1990 – 15 с.

9. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. – 1990 – №6 - С. 34-45.

10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер // Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо – М. : Просвещение, 1991. – 176 с. 62

11. Галкина, Г. Т. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики рук у детей [Текст] / Г. Т. Галкина, T. И. Дубинина– М. : ГНОМ и Д, 2005. – 78 с.

12. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова– М.: 2007, часть 2. – 69 с.

13. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А. О. Дробинская– М. : Школьная пресса, 2005. – 95 с.

14. Дудьев, В. П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / В. П. Дудьев // Вестник Томского государственного педагогического университета. –2006 – № 10. – С. 79–83.

15. Екжанова, Е. А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1991 – № 5. – С. 20–26.

16. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1989 – № 4. – С. 48–55.

17. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева – М. : Просвещение, 2005. – 271 с.

18. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – М . : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с.

19. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст] : книга для студентов / Л. В. Занков - М. : Государственное учебнопедагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939 - 69 с.

20. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у 63 детей 5–7 лет [Текст] : Пособие для логопеда. Комплект в 2-х частях. / О. Б. Иншакова– М. :ВЛАДОС, 2005. – 183 с.