Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ

Данная статья посвящена проблеме подготовки будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Говорится о плане подготовки будущих дефектологов к работе с детьми с ОВЗ, о совместной работе субъектов образовательной организации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376.352

Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме подготовки будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Говорится о плане подготовки будущих дефектологов к работе с детьми с ОВЗ, о совместной работе субъектов образовательной организации.

Ключевые слова:семья, личность, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, педагог-дефектолог.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема здоровья. Согласно сведениям, лишь 10 % молодого поколения обладает нормальным уровнем физического развития,  а вот 590 тыс.детей признаны инвалидами и входят в категорию детей с ОВЗ, которые нуждаются в специальном образовании. Таким «особенным» детям необходимо особое отношение, воспитание и развитие. Если правильно их развивать, то есть вероятность, что они могут стать полноценными членами общества.

Основной цельюРоссийского профессионального образования является подготовка специалистов, имеющих не только инновационные научные знания, но и способных использовать эти знания в решении  профессиональных задач.

Преподаватели ВУЗа становятся перед выбором плана социально-профессиональной подготовки студентов из-за проблем, с которыми они столкнутся в работе с детьми с ОВЗ.

Научно-методическая подготовка и предотвращение противоречия между теорией и практикой входят в решение проблемы будущих дефектологов.

Главная составляющая студентов – будущих дефектологов – это социальная составляющая. Дефектологи должны не просто выполнять функцию и быть профессионалами в своем деле, но должны быть гуманистами, обязаны прийти на помощьдетям и взрослым с ОВЗ по зову сердца в чрезвычайных ситуациях – глобального или локального масштаба.

Под социальной составляющей мы понимаем те отношения общества к ценностям и традициям в той или иной культурной среде, которые действенны в профессиональной подготовке студентов. Включение в общество человека с ОВЗ означаетпроцесс предоставления ему прав и реальных возможностей участия во всех формах социальной жизни в одном ряду с остальными членами общества, компенсировав его ограничения.

Современный дефектолог должен обладать необходимой степенью компетентности, быть готовым заняться любой  научно-экспериментальной и методической деятельностью не только в теории, но и в практике, которая, в свою очередь, ставит перед ними трудноразрешимые задачи.

Основной целью его работы является оказание своевременной специализированной помощи учащимся, имеющих проблемы в обучении, в освоении обязательного минимума образования.

На сегодняшний день многим школам необходимы специалисты, обладающие новым качеством подготовки, которое будет соответствовать сформированным  профессиональным компетенциям.Большая часть педагогов образовательных учреждений не готова работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они думают, что нежелание учиться и слабый контроль - основная причина плохих результатов ребенка в учебе. 

В последние годы замечено ощутимое увеличение числа детей с ОВЗ. В связи с этим растет количество коррекционных классов, специальных школ, внедряется инклюзивное обучение, которое обеспечивает равные права каждого ребёнка в получении соответственного образования.

Семья является самым главным участником процесса обучения.Если взрослые не занимаются с детьми, то становится очевидным, что у них речь становится малопонятной для окружающих.Потому что речь ребенка формируется на основе речи родных и близких ему людей. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Родители  благополучно смогут функционировать со своим ребенком и обучать их сами только в том случае, если хорошо будет установлена связь специалиста с семьей. Также требуется помощь в вопросах воспитания и развития своего ребенка даже тем семьям,  в которых родился ребенок без ограниченных возможностей здоровья.

В беседе с родителями, имеющие ребенка с ОВЗ можно понять, что у них есть проблемы. Родители не всегда знают результативные методы и приемы взаимодействия с ребенком и не умеют сопровождать развитие детей с ограниченными возможностями здоровья разного года жизни.

Для воспитания таких детей требуется специальная педагогическая работа, педагоги, способные работать с ними. Семейное благополучие, участие родителей в физическом и духовном воспитании ребенка с отклонениями играют немаловажную роль в его развитии. Семьям, имеющим детей данной категории важно проявить своевременную коррекционно-педагогическую и психологическую  помощь. Не учитывая потенциал семьи ребенка, его невозможно успешно развивать.

Несомненно, успех объединения общественного и семейного обучения во многом зависит от готовности профессионала признавать семью основной воспитательной силой, учитывать компетенции родителей, также передавать им возможности.

По мнению В.А.Сухомлинского, «Важнейшее условие духовного роста педагога– это, прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам…» [4, c.77].

Учитывая тот факт, что многие семьи, имеющие низкий уровень образования, не могут способствоватьполноценномуразвитиюсвоего ребенка. Родители часто испытывают трудности в воспитании детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль родителей высока в процессе развития ребёнка с отклонениями в развитии.Дети, родители которых окружают их вниманием, поддержкой и любовью, обладают значительными потенциальными возможностями полноценного развития.

В некоторых случаях прослеживается нежелание семьи контактировать и сотрудничать с педагогами-дефектологами. Поэтому главной целью подготовки будущих педагогов–дефектологов является их ориентация в концепциях и подходах, трансформирующих модель профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий.

Таким образом, взаимодействиепедагога-дефектолога с родителями детей,имеющих ограниченные возможности здоровья, не полностью реализуются в современном дошкольном образовании, поскольку педагоги недостаточно подготовлены, и у нихнедостаточно сформированы специальные компетенции, позволяющие успешно осуществить взаимодействие с семьей.

Список литературы

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии".[Текст] -СПБ.:Издательство "Питер", 2011. 459 с.
  2. Заболотских, О.П., Шишкина О.В. Взаимодействие психолого-педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал.2016.№2-1(115).стр.183-187.
  3. Проект «Профессионального стандарта учитель-дефектолог» [Электронный ресурс] URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1597993 (дата обращения 28.12.2019).
  4. Сухомлинский, В.А. Учитель - методист - наставник.[Текст]  - М.: Просвещение, 1988. 289 с.