ДООП Каисса Дамдинцыренов А.У

Дамдинцыренов Аюша Уржинович

ДООП  Каисса  Дамдинцыренов А.У 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_kaissa_damdintsyrenov_a.u_2_1.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Забайкальского края

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дульдургинский Дом детского творчества»

Рассмотрена на заседании                                                                                        Утверждаю

педагогического совета                                                                                Директор МАУ ДО

от «___»_________202__г                                                                                                «ДДДТ»

протокол №_______________                                             ___________ Балданжамсоева Х.Б.                                                      

                                                                                                            Приказ № «__»_____202__г

   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

спортивной направленности

 «Каисса»

                                               Возраст учащихся:  7-  12  лет

Программа рассчитана н ппограмма рассчитана:  на 2 года.

Программу разработал:

Дамдинцыренов Аюша Уржинович

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

с. Дульдурга

Содержание программы:

I. Комплекс основных характеристик программы……………………..

3

  1. Пояснительная записка…………………………………………...

3

  1. Цель и задачи программы………………………………………..

6

  1. Содержание  программы…………………………………………

7

  1. Планируемые результаты………………………………………...

21

II. Комплекс организационных педагогических условий……………..

22

2.1.  Условия реализации программы…………………………………..

22

2.2.  Формы аттестации………………………………………………….

23

2.3. Оценочные материалы……………………………………………...

23

2.4. Методические материалы…………………………………………..

23

2.5. Список литературы………………………………………………….

25

Приложения………………………………………………………………

28

РАЗДЕЛ I.  Комплекс основных характеристик программы.

1.1. Пояснительная записка.

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Каисса» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

-Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р (вместе с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, Планом мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы))"

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11. 2015г. № 09-3242 «О направлении информации»

-Приказ Минобрнауки России от 23.08. 2017г №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017г № 48226)

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных -общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы); приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. № 09-3242;

-Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дульдургинский Дом детского творчества»  от 12.11.2015г.   № 640-п

-Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 156 от 25.03. 2016г.

В дополнительном образовании происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Дополнительное образование призвана давать подрастающему поколению глубокие прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности.  Так как формирование разносторонней развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию в воспитании школьника. Шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Направленность программы:  физкультурно-спортивная

Актуальность программы:

Актуальность данной программы заключается в том, что шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.

При организации обучения шахматам необходимо учитывать актуальность совершенствования у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, соответствует потребностям времени. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям проявить знания и навыки по некоторым предметам, таких  как история, геометрия, математика.

Работа с детьми по данной программе, наряду с теоретическими и практическими занятиями в группе, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Отличительные особенности программы: Творческое и интеллектуальное развитие детей средствами игры в шахматы.

Данная программа составлена на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин и имеет ряд отличительных особенностей:

  • Дети разной шахматной силы общаются между собой для передачи шахматных навыков от более опытных к менее опытным обучающимся;
  • Активное использование компьютерных средств обучения шахматам, в том числе использование авторских методик и разработанной автором шахматной обучающей программы, обучает детей методам самосовершенствования, что необходимо для жизненного успеха в дальнейшей интеллектуальной деятельности;
  • Для каждого обучающегося подбирается оптимальная (максимально допустимая по здоровью)  учебная нагрузка во время занятий и в процессе домашней работы над шахматами, что позволяет добиваться максимальных творческих и спортивных результатов.

Особенностью преподавания шахмат детям с ОВЗ являются постепенность и многократная повторяемость прохождения тематического материала. Это позволяет детям лучше усваивать шахматные умения и навыки.

Адресат программы:  Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 12 лет. Общеразвивающая программа дополнительного образования детей составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями, задатками, характером.

Объем и срок освоения программы: 

1 год обучения – 144+72ч

2 год обучения – 216ч

Срок реализации прпограммы – 2 года.

Форма обучения: очная, очно-заочная,  дистанционная.

        Наполняемость групп: 8-15 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят индивидуальный характер. При неизбежным являются занятия в смешанной группе, предполагающий разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учащихся. В ходе занятий в смешанной группе учащихся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания. Принимаются все желающие. При реализации программы отводятся место методу проектов для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, эконимических, экологических и технологических ситуаций.

Особенности организации образовательного процесса: разновозрастная группа. Состав группы: постоянный, переменный.

Режим занятий: Количество часов в неделю -18 ч.

Продолжительность занятий 40 минут с обязательным применением физкультминутки. По расписанию.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель: организация полноценного досуга обучающихся через обучение игре в шахматы.

Обучающие: познакомить с историей шахмат; изучить детально силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровые возможности; дать учащимся общие теоретические знания по шахматной игре;

 Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением и др. положительные качества личности; расширять круг общения и возможности полноценного самовыражения и самореализации, а также представления об окружающем мире;

Воспитывающие: привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом; научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственное правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно; научить уважать соперника.

1.3. Содержание программы.  

1.3.1. Учебно-тематический план 1 года обучения (144 у.ч.) +72ч

№ п\п

Наименование разделов, темы занятий

Количество часов

ОВЗ

(VIII вид)

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

итого

1.

Шахматная доска.

2

2

4

1

2.

Шахматные фигуры.

1

1

2

1

Анкетирование

3.

Начальная расстановка фигур.

1

1

2

1

Беседа

4.

Ходы и взятие фигур.

6

12

18

1

Мастер класс

5.

Цель шахматной партии.

3

6

9

1

Тренинг

6.

Игра всеми фигурами из начального положения.

4

20

24

1

Диагностика

Анализ позиции

7.

Краткая история шахмат.

2

2

4

1

Театрализованное представление

8.

Шахматная нотация.

2

2

4

1

Наблюдение

9.

Ценность шахматных фигур.

2

2

4

1

Тестирование

Анкетирование

10.

Техника матования одинокого короля.

3

6

9

1

Фото отчет

11.

Достижение мата без жертвы материала.

3

6

9

1

Онлайн турнир

12.

Шахматная комбинация.

15

40

55

1

Турнир

Итого:

44

100

144

+72

1.3.2.Содержание учебно-тематического плана.

  1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Знакомство с шахматной доской. Белые, чёрные поля. Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная, вертикальная линии. Количество полей в горизонтали и вертикали. Количество горизонталей и вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрные диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
  2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая, маленькая».
  3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
  4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Ладья, её место в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Слон, его место в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные, чернопольные слоны. Одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигура. Термин «Стоять под боем». Ферзь, его место в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжёлая фигура. Конь, его место в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Пешка, её место в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Король, его место в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
  5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах. Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания и игры «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Дай открытый шах», «Дай двойной шах», «Первый шах». Мат. Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ладьёй, ферзём, слоном, конём, пешкой (простые примеры). Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактические задания и игры «Мат или не мат», «Мат в один ход», «Дай мат в один ход». Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
  6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические задания и игры: «Два хода» на каждый ход делается два хода.

  1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
  2.  ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические задания и игры: «Назови вертикаль». «Назови горизонталь». «Назови диагональ». «Какого цвета поле». «Кто быстрее». «Вижу цель».
  3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические задания и игры: «Кто сильнее». «Обе армии равны». «Выигрыш материала». «Защита».
  4.  ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и два слона против короля (простые случаи). Король, слон и конь против короля. (простые случаи).Дидактические задания и игры: «Шах или мат». «Мат или пат». «Мат в один ход». «На крайнюю линию». «В угол». «Ограниченный король».
  5.  ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Защита от мата. Дидактические задания и игры: «Объяви мат в два хода». «Защитись от мата».
  6.  ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала. Типы матовых комбинаций: темы разрушения пешечного прикрытия короля, отвлечения, завлечения, блокировки, уничтожения защиты, освобождения пространства и т.д. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и т.д.). Дидактические задания и игры: «Объяви мат в два хода». «Сделай ничью». «Выигрыш материала».

1.3.3. Учебно-тематический план 2 года обучения (216 у.ч.)

№ п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

теория

практика

итого

1.

Основы дебюта.

Двух и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

3

10

13

Анкетирование

Игра на мат с первых ходов. Детский мат и зашита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки».

3

8

11

Беседа, встреча с интересными людьми

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».

3

8

11

Решение задач

Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

3

8

11

Защита проектов

2.

Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.

3

10

13

Соревнование

Решение этюдов

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

3

8

11

Фото отчет

Решение задач

Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского пешечного прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др.

3

8

11

Решение шахматных задач

Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания: «Выигрыш материала». «Мат в 3 хода». «Сделай ничью».

3

8

11

Решение шахматных задач

3.

Основы эндшпиля. Элементарные окончания.

4

8

12

Решение шахматных задач

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).

3

7

10

Решение шахматных задач

Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами. Матование слоном и конем.

3

7

10

Решение шахматных задач

Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило квадрата. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.  Оппозиция. «Толкание плечом». Пешка на 7,6,5,4,3,2-ой горизонтали. Ключевые поля.

3

7

10

Решение шахматных задач

Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том как играть в эндшпиле.

3

7

10

Решение шахматных задач

Итого

40

104

216

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)
  1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и зашита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.  Дидактические задания и игры:  «Мат в 1 ход». «Поймай ладью». «Защита от мата». «Выведите фигуру». «Поставь мат в 1 ход «повторюшке»». «Мат в 2 хода». «Выигрыш материала». «Можно ли побить пешку». «Захвати центр». «Можно ли сделать рокировку». «В какую сторону можно рокировать». «Чем бить черную фигуру». «Сдвой противнику пешки».
  2. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского пешечного прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания: «Выигрыш материала». «Мат в 3 хода». «Сделай ничью».
  3. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами. Матование слоном и конем. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило квадрата. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.  Оппозиция. «Толкание плечом». Пешка на 7,6,5,4,3,2-ой горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том как играть в эндшпиле. Дидактические задания: «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры», «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или ничья», «Куда отступить королем», «Путь к ничьей».

1.4.Планируемые результаты.

Обучающие результаты: ознакомлены с историей шахмат; должны знать  детально силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровые возможности; изучены основные исторические этапы развития игры шахмат.

Развивающие результаты: развито логическое мышление, память, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением и др. положительные качества личности; расширен круг общения и возможности полноценного самовыражения и самореализации, а также представления об окружающем мире;

Воспитывающие результаты: умеют анализировать свои и чужие ошибки, научились выбирать из множества решений единственное правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно; научить уважать соперника.

К концу учебного года дети способны применять и знать: шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей, шахматных фигур. Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети способны применять и уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать; объявлять шах; ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

- записывать шахматную партию

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей, королем и двумя слонами, королем, слоном и конем.

- проводить элементарные комбинации.

Раздел II. Комплекс организационных педагогических условий.

2.1 Календарно-учебный график 1 – года обучения.

Месяц

Число

Время проведения занятия

Кол-во часов в неделю

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

1-я неделя,

2 -неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Шахматная доска.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Анкетирование

2

Сентябрь

2-я неделя,3 - неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Шахматные фигуры.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Беседа

3

Октябрь

4-я неделя,  5-я неделя, 6-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Начальная расстановка фигур.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Мастер класс

4

Октябрь, ноябрь

7-я неделя,  8-я неделя, 9-я неделя, 10-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Ходы и взятие фигур.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Тренинг

5

Ноябрь, декабрь

11-я неделя,  12-я неделя, 13-я неделя, 14-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Цель шахматной партии.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Диагностика

Анализ позиции

6

Декабрь,  январь

15-я неделя,  16-я неделя, 17-я неделя, 18-я неделя, 19-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Игра всеми фигурами из начального положения.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Театрализованное представление

7

Январь

20-я неделя,  21-я неделя,  22-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Краткая история шахмат.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Наблюдение

Февраль

23-я неделя,  24-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Шахматная нотация.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Тестирование

Анкетирование

Март

25-я неделя,  26-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Ценность шахматных фигур.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Фото отчет

Апрель

27-я неделя,  28-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Техника матования одинокого короля.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Онлайн турнир

Апрель

29-я неделя,  31-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Достижение мата без жертвы материала.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Турнир

Май

32-я неделя,  33-я неделя, 34-я неделя, 35-я неделя, 36-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Шахматная комбинация.

МАОУ «Токчинская СОШ»

2.1.2  Календарно-учебный график 2 – года обучения.

Месяц

Число

Время проведения занятия

Кол-во часов в неделю

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

1-я неделя,

2 -неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Основы дебюта.

Двух и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Анкетирование

2

Сентябрь

2-я неделя,3 - неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Игра на мат с первых ходов. Детский мат и зашита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки».

МАОУ «Токчинская СОШ»

Беседа

3

Октябрь

4-я неделя,  5-я неделя, 6-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».

МБОУ «Токчинская СОШ»

Мастер класс

4

Октябрь, ноябрь

7-я неделя,  8-я неделя, 9-я неделя, 10-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Тренинг

5

Ноябрь, декабрь

11-я неделя,  12-я неделя, 13-я неделя, 14-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Диагностика

Анализ позиции

6

Декабрь,  январь

15-я неделя,  16-я неделя, 17-я неделя, 18-я неделя, 19-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Театрализованное представление

7

Январь

20-я неделя,  21-я неделя,  22-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского пешечного прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Наблюдение

Февраль

23-я неделя,  24-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания: «Выигрыш материала». «Мат в 3 хода». «Сделай ничью».

МАОУ «Токчинская СОШ»

Тестирование

Анкетирование

Март

25-я неделя,  26-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Основы эндшпиля. Элементарные окончания.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Фото отчет

Апрель

27-я неделя,  28-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).

МАОУ «Токчинская СОШ»

Онлайн турнир

Апрель

29-я неделя,  31-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами. Матование слоном и конем.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Турнир

Апрель

32-я неделя,  33-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило квадрата. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.  Оппозиция. «Толкание плечом». Пешка на 7,6,5,4,3,2-ой горизонтали. Ключевые поля.

МАОУ «Токчинская СОШ»

Решение задач Разыгрывание партий

Май

34-я неделя, 35-я неделя, 36-я неделя

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота

18ч

Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том как играть в эндшпиле.

МАОУ «Токчинская СОШ

Блиц-турнир

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  1. Комплекты шахматных фигур с досками – 25 шт.
  2. Шахматные часы – 12 шт
  3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
  4. Демонстрационная доска
  5. Компьютерные шахматные программы
  6. Ноутбук
  7. Проектор

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования детей

2.3.  Формы аттестации

    -Согласно учебному плану и учебно-тематическому плану:

  1. Зачет по тестам
  2. Творческая работа
  3. Решение шахматных задач и этюдов
  4. Шахматный турнир (школьный, районный и т.д.)
  5. Конкурс на решение этюдов и шахматных задач.
  6. Шахматный фестиваль

2.4. Оценочные материалы

      Для проверки знаний и умений воспитанников используется стандартное шахматное тестирование на занятиях (конкурсное решение позиций, проведение шахматных викторин и тестовые партии с компьютером) и принимаются во внимание результаты участия в соревнованиях. Также критерием успеваемости служит выполнение обучающимися нормативов спортивных разрядов по шахматам.

Диагностика освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы проводится в конце учебного года по двум показателям: теоретическая подготовка учащегося и практические навыки игры в шахматы.

2.5. Методические материалы

Занятия проходят в групповой форме, являются теоретическими и практическими.

Форма занятия: беседа, игра, творческое задание.

В программе используются следующие педагогические технологии:

- Здоровьесберегающие;

- Коммуникативные;

- Объяснительно-иллюстративные;

- Проблемно-поисковые;

- Игровые.

Любые воздействия на ребенка в своей основе имеют принцип здоровьесбережения. Используемые в программе здоровьесберегающие технологии направленны на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Целями здоровьесберегающих технологий являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В программе используются  методы обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми; коммуникативные технологии обучения здоровому образу жизни.

Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Педагог стремится создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Помимо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений большое значение придается развитию психических, физических, нравственных сфер личности. Отказ от авторитарной педагогики; обеспечение атмосферы комфорта; вера в занимающегося, его силы, возможности.

Объяснительно-иллюстративные технологии придают организационную четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности педагога на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности - показ и воспроизведение на практике изучаемого материала. В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, беседа.

Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность учеников протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит детей к выводам. Постановка проблемы побуждает детей к работе мысли, к попытке самостоятельно решить задачу, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание.

Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов. Один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся и высокой активности заключается в применении игровой технологии обучения. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игра выполняет ряд функций: развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес), коммуникативная (игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения), самореализация (игра важна как сфера реализации себя как личности).

2.6. Литература

  1. Сухин И. Первый год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2000.
  2. Сухин И. Второй год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2002.
  3. Сухин И. Третий год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  4. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных композиций. – М.: Астрель, АСТ,2001
  5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
  8. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  9. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  10. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  11. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
  12. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999

Интернет ресурсы

  1. https://worldchampionshipcycle.fide.com/
  2. http://www.russiachess.org/
  3. http://chessplanet.ru/
  4. http://www.64.ru/