Методическая разработка. Сборник дидактического материала "Игры с песком для детей дошкольного возраста"

Калиянц Инна Владимировна

Данный сборник дидактического материала поможет подобрать любому педагогу оптимальный набор игр с пеком для детей дошкольного возраста с различными статусами здоровья, от нормотипичных до детей с ОВЗ.

С помощью представленных в сборнике игр педагог может наладит контакт с ребенком, расположить его к себе и окружающим, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать у ребенка нравственные качества и интеллектуальные способности, корректировать коммуникативные и поведенческие умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Методическая разработка

Сборник дидактического материала

«Игры с песком для детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин

        2023        

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

Вводные игры с песком

5

Дидактические игры с песком

7

Сенсорные игры с песком

12

Игры с песком на развитие мелкой моторики

14

Игры с песком на развитие различных видов памяти

16

Игры с песком, направленные на коррекцию страхов и тревожности

18

Игры с песком на развитие творческого воображения

21

Игры для организации прощания с песком

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

26

Приложение

27

АННОТАЦИЯ

Данный сборник дидактического материала поможет подобрать любому педагогу оптимальный набор игр с пеком для детей дошкольного возраста с различными статусами здоровья, от нормотипичных до детей с ОВЗ.

С помощью представленных в сборнике игр педагог может наладит контакт с ребенком, расположить его к себе и окружающим, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать у ребенка нравственные качества и интеллектуальные способности, корректировать коммуникативные и поведенческие умения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов к специально организованным занятиям с детьми с использованием игр с песком. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.  Общеизвестен также психотерапевтический эффект от взаимодействия с песком.

Применение игр с песком подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития.

Формы и варианты игр с песком очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью.

Песочная терапия может применяться в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития высших психических функций, совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности. А если учесть, что песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.

Цель - развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;

- совершенствование мелкой ручной моторики;

- развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности;

- совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков;

- гармонизация эмоционального состояния детей.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов;

2. Развитие произвольности поведения;

3. Освоение конструктивных способов поведения;

4. Снижение эмоционального напряжения.

Формы и методы работы:

- беседа;

-дидактическая игра;

- сюжетно-ролевая игра;

- арт-терапевтические методы;

- элементы сказкотерапии.

Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Оптимальная численность подгруппы – 2-4 человека. Продолжительность каждого занятия – от 15 минут до 25 минут, в зависимости от возраста ребёнка и цели занятия.

ВВОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры: ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Игра «Знакомство»

Цель: настрой на занятие, знакомство с правилами игры в песок.

Ход игры: Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в удивительную сказочную страну песка. И нас с вами уже ждет песочная Фея, которая хочет познакомить вас с правилами нашей страны. Давайте их послушаем:

Песком мы не кидаемся

Рисуем и стараемся

Друг другу не мешаемся,

А только улыбаемся!

А теперь все закрыли глазки, и с помощью волшебной палочки я превращу вас в настоящих волшебников, и вы сразу станете добрыми, отзывчивыми, послушными и у вас все будет получаться. А в нашу песочную страну нас отвезут три паровозика (дети берутся за плечи друг друга и отправляются к песочнице. Каждый паровозик подвозит ребят к своей песочнице).

Упражнение «Знакомство с песочницей»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Ход игры: Педагог: Давайте поздороваемся с нашим песком и погладим его: «Здравствуй песок!» А теперь давайте перемешаем его, пересыплем из руки в руку.

Что вы чувствуете, какой он на ощупь? Дети отвечают.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ход игры: в моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер»

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Ход игры: малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой. «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

Дидактическая игра "Отпечатки наших рук"

Цель: учить совместному действию.

Ход игры: на ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Дидактическая игра "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Ход игры: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки.

Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок.

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка:

Доброй силой волшебства.

  

Дидактическая игра «Песочный круг»

        Цель: развитие сенсорных эталонов.

        Ход игры: ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

 

Дидактическая игра «Узоры на песке»

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Ход игры: взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.


Дидактическая игра «Волшебное исчезновение»

Цель: развитие памяти и внимательности.

Ход игры: взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например: "А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять, увеличивая количество фигурок.


Дидактическая игра «Следы на песке»

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Ход игры: взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть, обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

 

Дидактическая игра «Разговор с руками»

        Цель: развитие сенсорных эталонов, развитие воображения.

         Ход игры: взрослый и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Дидактическая игра «Кто в домике живет»

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Ход игры: взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит: "Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочки нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа". Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.


Дидактическая игра «Моя семья»

        Цель: анализ семейных отношений.

Ход игры: ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи, как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему.

 

Дидактическая игра «Мои друзья»

        Цель: анализ взаимоотношений ребенка с социумом.

Ход игры: ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

 

Дидактическая игра «Сказочные сюжеты»

        Цель: преодоление тревожности, снятие напряжения.

Ход игры: вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

Дидактическая игра «Норки для мышки»

        Цель: развитие моторики и сенсорных эталонов.

Ход игры: ребенок, вместе с взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Дидактическая игра «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Ход игры: взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Ход игры: по взмаху волшебной палочки левая часть песочницы превращается во фруктовый сад, правая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что, где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, размеру.

Дидактическая игра «Найди шарик»

Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Ход игры: Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Дидактическое упражнение «Дойди по дорожке»

Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.

Ход игры: один ребёнок закрывает глаза, другой (либо взрослый) в каком-нибудь квадрате в песок зарывает что-то интересное (пуговицу) и так же руководит действиями другого ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок найдёт в песке спрятанный сюрприз.

Дидактическая игра «Урок волшебства»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Ход игры: Педагог: сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

Упражнение "Угадай пальчик"

Цель: развитие сенсорных эталон и чувствительности.

Ход игры: набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и сыплем им песок на пальчики. Просим показать пальчик, на который попал песок.

Игра «Крабики»

        Цель: развитие сенсорики и моторики.

Ход игры: «пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Глубоко на дне морском краб гуляет босиком:

Он натер сегодня пятку- целый день плясал вприсядку.

Игра «Гладь»

Цель: развитие сенсорики и моторики.

Ход игры: разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками или осуществляя их симметрично, т.е. выполняя одновременно.

Тишь да гладь,

В море бури не видать.

Только легкая волна

Набежит издалека.

Игра «Щепотка»

        Цель: развитие сенсорных эталон и чувствительности.

Ход игры: брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцем второй ссыпать его обратно в песочницу щепотками.

Суп варить я маме буду,

Посолить я не забуду.

Поперчили, посолили

И на стол скорей накрыли.

Игра «Мина»

        Цель: развитие координации движений и сенсорики.

Ход игры: участвуют 2-4 чел. Один из игроков закапывает свою ладонь, а второй должен аккуратно ее откопать, не задев. Как только происходит касание, игрок, чья ладонь закопана в песке, может «взорвать мину», т.е. вытащить руку из песка. С малышами игра сначала упрощается. Все дети могут раскапывать руку педагога или игрушку.

Игра «Змейка и червячки»

        Цель: развитие сенсорики и моторики.

Ход игры: провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной и двумя руками.

- Я – змея! -сказал Червяк.

А Змея: - Какой чудак!

Подрасти бы надо

Да набраться яда.

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ход игры: предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. 

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Ход игры: Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

ИГРЫ С ПЕСКОМ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Игра «Сжать, разжать»

Цель: развитие моторики рук.

        Ход игры: взаимодействие ребенка с песком: сжать, затем разжать кулак с песком, захватить песок в щепотку, насыпать дорожки из песка, перебирать песок мелкими движениями пальцев, перетирать песок между ладонями и т.д.

Игра «Рисовалки»

        Цель: развитие моторики пальцев, координация движений.

        Ход игры: Дорожки. Начинаем с простых коротких прямых линий, затем переходим к ломаным, прерывистым, волнообразным, удлиненным линиям.

        Заборчики, которыми можно ограждать все, что лежит в песочнице.

        Лесенки. Помогут научиться совмещать горизонтальные и вертикальные линии.

        Следы. Можно предложить оставить на песке следы своих рук, либо различных животных, например, следы слона и паука. Затем, развивая еще и воображение детей, можно предложить оставить следы несуществующих животных.

Игра «Я пеку, пеку»

Цель: развитие мышления, моторики.

Ход игры: ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

Игра «Угадайка»

Цель: развитие мышления, моторики.

Ход игры: малыш отворачивается, а взрослый в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем можно поменяться ролями.

Игра «Воздушные шарики»

        Цель: учить рисовать предметы круглой формы, разным способом. Развивать мелкую моторику рук.

        Ход игры: взрослый берет палец ребенка и вместе с ним рисует круги разных размеров. Затем взрослый рисует круги на песке и просит ребенка нарисовать такие же по подобию. После ребенок сам без образца выполняет задание.

Игра «Песочные горки»

        Цель: развитие координации движения рук и пальцев.

Ход игры: построить в песочнице несколько песочных горок. На вершину горки посадить (поставить) мелкие грушки.

Игра «Дорожки из песка»

Цель: развитие координации движения рук и пальцев.

Ход игры: попросить ребенка на песочном столе нарисовать (насыпать) дорожу для машины, радом с ней нарисовать дорожку для пешеходов, рядом дорожку для велосипедов. Важно чтоб дорожки были ровными и не пересекались.

Игры «Пересыпание»

Цель: развить координацию движений рук и моторику.

Ход игры: предложить ребёнку пластмассовые бутылки с широким горлышком, показать пример наполнения бутылочки песком из кулачка и совочком.

Игра «Сеем, сеем»

        Цель: развитие моторики и тактильных ощущений.

        Ход игры: взрослый показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»).

Игра «Путешествие в сказочный город»

        Цель: развитие координации пальцев рук, развитие сенсорики.

        Ход игры: взрослый предлагает детям отправиться в сказочный город, но

путешествие будет не простое, а по песочной пустыне, дойдет тот, кто строго будет

следовать инструкции (шаг вправо, два шага вверх и т.д.). Дети «шагают» пальчиками.

Игра «Песочный телеграф»

Цель: развитие сенсорики и моторики пальцев рук.

Ход игры: дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Взрослый, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму пальцем на песке.

ИГРЫ С ПЕСКОМ НА РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ

Игра «Повтори»

Цель: развитие памяти.

Ход игры: перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого педагог просит разложить предметы по памяти в песочнице.

Игра «Запоминайка»

Цель: развитие способности запоминать последовательность.

Ход игры: в песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ребенок отворачивается, педагог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.

Игра «Слушарики»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ход игры: ребенку зачитываются 5 слов в определенной последовательности. Он их запоминает и затем выбирает из набора различных игрушек только те, которые были озвучены. Затем выкладывает их на песке в той же последовательности.

Игра «Запомни и нарисуй»

        Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: педагог рисует картинку, состоящую из 2-3 предметов, предлагает ребенку запомнить. Затем педагог ее стирает, и ребенок рисует точно такую же картинку. (Например: дом, солнце, дерево).

Игра «Запомни фигуры и их последовательность»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: педагог выкладывает перед ребенком картинки или геометрические модули в любой последовательности. Задача ребенка запомнить, после того как педагог убирает картинки (фигуры), ребенок по памяти их рисует в той же последовательности.

Игра «Цифры»

        Цель: развитие слуховой памяти.

Ход игры: педагог начинает говорить цифры, начиная с трех. Прослушав, ребенок пишет их на песке. (Педагог увеличивает количество цифр, которые должен запомнить ребенок)

Игра «Картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: ребенок рассматривает 5 картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен нарисовать на песке предмет, изображенный на картинке. (Например: стол, груша, стакан, шапка, банан).

Игра «Найди игрушки»

Цель: развитие памяти и внимания.

Ход игры: педагог вместе с ребенком закапывает каждую игрушку в песочную кучку. Ребенок должен запомнить, в какой кучке, какая игрушка и на следующем занятии вспомнить.

Игра «Кто в песке?»

        Цель: развитие памяти.

Ход игры: педагог выставляет игрушки небольших животных на столе в один ряд. Ребенок должен запомнить их. Затем ребенок отворачивается, а педагог засыпает песком одну игрушку. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто в песке?»

Игра «Песочные строители»

Цель: развитие памяти и сенсорики.

Ход игры: Педагог: жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Нарисуй нужную фигуру. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра «Веселая гусеница»

        Цель: развитие способности запоминать последовательность.

Ход игры: педагог выкладывает гусеницу из разноцветных крышек, начиная с трех. Ребенок запоминает и выкладывает свою гусеницу в той же цветовой последовательности, как и педагог. Затем гусеница будет выкладываться из 3,4,5 крышек.

ИГРЫ С ПЕСКОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ.

Игра «Нарисуй портрет своего страха»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: ребенку предлагают нарисовать свой страх на световом столе. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?» Если ребенку сложно нарисовать свой страх, он может даже отказываться рисовать. Ребенок может стыдиться своего страха или просто не признаваться. Тогда можно предложить порисовать на другую тему или нарисовать то, чего боялся, когда был маленьким.

Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Предложить дорисовать образу страха смешные детали – бантики, косички, нелепые шляпки и пр.

Игра «Попросим помощи у Песочной феи»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: нарисовать свой страх на световом столе и попросить: «Песочная фея, помоги превратить мой страх в (глобус, конфету, радугу, стрекозу.). Превращаем изображение страха в тот предмет, который назвали.

Игра «Страна наших чувств»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: для этого игрового упражнения необходима лейка с водой. Ребенку предлагается на мокрой и ровной поверхности речного песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не «смоется») и вновь – чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает «веселую картинку» из материала и фигурок.

Игра «Угощу свой страх»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: дети повторяют за психологом специальное стихотворение.

Когда дети повторят стихотворение, попросите вылепить из цветного песка портрет страха, угощения для него и изобразить, что случилось со страхом потом.

Игра «Закапываем страх»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: подготовьте небольшие коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из кинетического песка несколько плоских кругов. Спросите детей: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «что меня не заберут из сада» и т. д.). Получив ответ, предложите закопать этот страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите детям нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.

Игра «Обидчик больше не обидит»

        Цель: коррекция страхов и обид.

Ход игры: просим ребенка вылепить из мокрого речного песка вылепить своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все – негативных эмоций и переживаний нет, а значит «обидчик» больше не обидит и бояться нечего. В конце работы ребенок

выравнивает поверхность песочницы.

Игра «Придумываем и рисуем друга»

        Цель: коррекция страхов и социальных отношений. 

Ход игры: просите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, предложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать на песочном листе или выбрать такого героя в коллекции игрушек».

Игра «Замок трех смельчаков»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: предложите детям выбрать из миниатюрных фигурок трех смельчаков. Входе обсуждения обязательно выясняется, какие качества характера были необходимы героям, чтобы победить страх. Спросите: «Почему вы считаете, что эти герои смелые?» Когда дети ответят, предложите им всем вместе построить в песочнице замок для смельчаков.

Игра «Любимый цвет героев»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: психолог спрашивает у ребят, как они считают, какие любимые цвета героев и предлагает создать волшебные письмена, которые придадут им сил для того, чтобы победить страх: выбрать песок этих цветов и пальцем нарисовать на нем узоры.

Игра «Придумываем сказку»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей выбрать из коллекции волшебные предметы, которые помогут победить страх (волшебные кристаллы, волшебная палочка, волшебный цветок и т. д.). Положить волшебные предметы в сундучок. Постройте в песочнице пещеру. Поместите туда сундучок на 5 мин «набираться волшебства». Выучите «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота – ну и пусть!

Предметы волшебные мне помогают,

Я – самый смелый, я это знаю!

Произнести «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «сундучком с волшебными предметами».

Игра «Веселый страх»

        Цель: коррекция страхов.

Ход игры: психолог рассказывает сказку, а дети по ходу истории иллюстрируют её на световом столе. «Жил-был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него.

Дети обсуждают, как звали Страх, как он выглядел, кого пугал. Затем они рисуют на песочном столе с подсветкой, каким был Страх в начале сказки, как он грустил в одиночестве. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело…». Дети придумывают смешные детали и изменяют рисунок, помогая Страху стать весёлым. Можно обсудить с ребятами, с кем мог бы подружиться Страх, и нарисовать ему друга.

ИГРЫ С ПЕСКОМ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Играем в кулинара»

Цель: развитие творческого воображения, внимательности, мелкой моторики.

Ход игры: Психолог просит ребенка достать из баночек радужный песок жёлтого и красного цвета и слепить из желтого цвета длинные колбаски. Затем порезать колбаски на несколько частей детским ножом, так получились макароны. Сейчас нужно положить макароны в кастрюлю с водой и обязательно воду подсолить (макароны варятся). А сейчас к макаронам мы приготовим «сосиски» (красные колбаски) и положим их обжаривать в сковородку (детскую). После того, как все блюда приготовились, накрываем на стол и угощаем мишку (собачку) и т.п. А из песка синего цвета с помощью формочки можно вылепить (рыбок) дельфина, и поджарить на сковороде.

Игра «Забавные рожицы»

Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать различные образы.

Игра «По мотивам сказок»

Цель: развивать воображение, активизировать речь, выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.

Ход игры: лепим из кинетического песка героев сказки В. Сутеева «Под грибом». Для шляпки и ножки гриба берем подходящие по форме стакан и крышку детской кастрюли. Зверей лепим и с помощью имеющихся формочек, но и руками тоже. Все персонажи пошли на выручку друг другу и переждали сильный дождь вместе. В награду им выглянуло солнышко, и оказалось, что гриб — всё это время стремительно рос под дождём. Шляпу гриба несколько раз увеличиваем, налепляя новые кусочки радужного песка, чтобы всем персонажам хватило места.

Игра «Нарисуй картинку»

Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Ход игры: педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым оборудованием. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

Игра «Строители на сказочном острове»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, сенсорного

восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Ход игры: взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый: ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем пост.

Игра «Цветные острова»

Цель: развитие фантазии, мышления, речи, моторики.

Ход игры: детям предлагается взять песок и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Игра «Рисуем на песке»

Цель: развитие воображения, внимания и тактильной чувствительности.

Ход игры: хорошо прихлопываем песочек, создавая ровную поверхность, вооружаемся палочкой или другим подходящим материалом и начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие – учим геометрические фигуры (цифры). В игре малыш быстрее их запомнит.

Игра «Найди отличие»

Цель: развитие воображения, внимания тактильной чувствительности.

Ход игры: ребенок рисует на поверхности песка любую несложную

картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается.

Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Игра «Готовим печенья и кексики»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, речи.

Ход игры: предложите ребенку раскатать кинетический песок как тесто. При помощи форм вырубок можно изготовить печенье различной формы и устраивать чаепитие для кукол и игрушек. Аналогично из песка можно сделать «хлеб», «масло» или «колбаски», вручить ребенку пластиковый нож и предложить «нарезать хлеба» или «приготовить бутерброды» для гостей.

Игра «Найди отличие»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, внимания.

Ход игры: ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается.

Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Игра «Волшебные узоры»

Цель: развитие воображения, творческих способностей, речи.

Ход игры: Взрослый и ребёнок перед началом игры рассматривают стеки для пластилина (с их помощью на поверхности песка получаются различные узоры, а затем рисуют стеками узоры, придумывают, на что они похожи. Придумают сюжет.

ИГРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЩАНИЯ С ПЕСКОМ

Игра «Сердечный шарик»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

        Ход игры: Педагог: теперь мои милые, друзья, протяните руки над песочницей и сделайте движение как будто вы   скатываете шарик. Теперь, приложите этот «шарик» к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!» «До следующей встречи!»

Игра «Мудрые ладошки»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Ход игры: взрослый предлагает посмотреть на свои ладошки и произнести всем вмесите слова:

В ладошки наши посмотри:

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Игра «До свидания»

        Цель: прощание с песком.

Ход игры: Педагог: теперь друзья давайте встанем в круг над песочницей, возьмемся за руки и скажем нашей песочнице спасибо и до свидания!

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы –

В группу нам пора идти.

Игра «Ритуал прощания»

        Цель: плавный выход из игры.

        Ход игры: педагог мягко подготавливает ребенка к завершению занятия. Обозначает, что занятие подходит к концу. Ребенка следует похвалить, спросить, какие из сегодняшних упражнений ему понравилось больше всего. При необходимости объясняет, что сегодня он узнал много нового и теперь ему следует передохнуть. Вместе проговаривают стихотворение:

Вот мы дружно поиграли —
И игрушки все убирали,
А потом помоем руки.
Наш песок нам будет другом.

Ему помашем мы рукой,
Прежде чем пойти домой.
С нам нам было хорошо,
Мы придем к нему еще!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являясь эффективным способом подачи материала. Во время игры с песком закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

        Игры с песком - это тактильные ощущения, релаксация, снятие зажимов и напряжения. В одной игровой локации воздействие идет сразу на три анализатора: зрительный, тактильный и слуховой.

        Игры с песком являются очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе с детьми любого статуса здоровья. Они вызывают положительные эмоции у детей и помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально.

        Возможные варианты игр, представленные в данном сборнике, дадут ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные, положительные эмоциональные впечатления, которые в дальнейшем станут основой его положительного взаимоотношения с окружающим миром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017.
  2. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы

детей раннего и младшего дошкольного возраста /Н. Ф. Бережная//Дошкольная

педагогика. -2006.

  1. Воронова А. А. Песочная терапия в работе педагога: Учеб.-метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
  2. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2014.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная

игротерапия». - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по

песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017.
  2. Жителева С. С. «Песочная терапия» / С. С, Жителева/ /Ребёнок в

детском саду. -2006.

  1. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3 - 7 лет. / Под редакцией Федосеевой М.А. / Издательство «Учитель», 2016.
  2.  Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2010.
  3. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
  4.  Тинникова О. А., Хакимова М. Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016.
  5.  Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.