Курсовая работа

Булатов Андрей Александрович
Курсовая работа про технику футболистов 13-14лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа76.54 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)

Институт естественных наук и математики

Кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности

Направление подготовки Педагогическое образование,

профиль «Физическая культура»

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ

Курсовая работа

по дисциплине Методика обучения и воспитания физической культуре

Выполнил(а) Булатов А.А.

Группа ФК-41

Курс 4

Форма обучения заочная

Научный руководитель:

доцент кафедры ФКСиБЖ

Михеева О.С.

Абакан, 2023


Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования……………………………………………………………..……..8

Особенности возрастного развития футболистов 13-14 лет…………....8

Определение понятий «техника», «техническая подготовка» ..............16

Задачи, средства и методы технической подготовки футболистов 13-14 лет .......................................................................................................................25

Глава 2. Методы и организация исследования ……………………………..39

Методы исследования …………………………………………………...39

Организация исследования ……………………………………………...42

Заключение………………………………………………………………..…...44

Библиографический список………………………………………………......45

Приложение .....................................................................................................48


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Большую роль в футболе, как в игровом виде спорта, играет техническая подготовка. Она является основополагающей частью общей подготовки футболиста, так как включает в себя знания о двигательных действиях, характерных только для этой игры, и о способах их выполнения. Владение разнообразными техническими приемами позволит игроку полно и вариативно использовать их, решая разнообразные двигательные задачи. Техническая подготовка тесно связана с физической подготовкой и ее очень сложно разграничить с тактической подготовкой, что также подтверждает ее значимость для футболиста. На этапе технической подготовки лежит большая ответственность за приобретение тех самых базовых навыков, которые будут в последствии быстро, точно и ценно реализовываться в игре.

Несмотря на то, что на сегодняшний день существует большое количество научно-методических разработок по футболу, проблема совершенствования базовой техники подготовки футболистов остается актуальной. К сожалению, методологической основой многих работ изученных нами авторов является далеко не современные данные и разработки. Большинство использует в основе своих работ советскую школу. Такая же ситуация не только среди теоретиков, но и в практике. Сохраняется инертность в развитии российского футбола, что отражается как противоречие по отношению к изменчивости характера игры с течением времени, его технической оснащенности. Современный футбол – это достаточно быстрая игра, спортсмен должен мгновенно принимать решения и наиболее эффективно реализовывать игровую задачу. Он требует мобильности от игроков и наиболее полное их владение техническими приемами. Некоторые технические приемы устаревают и в футболе мало используются, так как являются не целесообразными и энергозатратными. Но с другой стороны – появляются новые приемы, которые отвечают таким критериям, как надежность, быстрота, результативность и простота, а также экономичность с точки зрения биомеханической системы.

Именно поэтому, проблема совершенствования техники футболистов во все времена подлежит должному изучению. Она рассматривалась в работах следующих авторов: П. Н. Казаков, С. Н. Андреев, А. Чанади, С. Голомазов, Б. Чирва, М. С. Полишкинс, В.А. Выжигин, Х. Вайн, В.П. Губа, А. В. Лексаков, В. Н. Селуянов. Эти и многие другие авторы пытались понять, как повысить эффективность технической подготовки, подбирали средства и методы наиболее результативные, по их мнению, и выделяли недостатки уже существующих систем подготовки.

Футбол - самая популярная и любимая игра в большинстве стран мира. Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению физических качеств и выполнением технико-тактических действий в постоянно меняющихся игровых ситуациях. И от того насколько уверенно и точно футболист выполняет технические приёмы в конкретном игровом моменте зависит командный успех. При всём многообразии технико-тактических действий, выполняемых в соревновательной деятельности основными, определяющими конечный результат - выигранный матч, являются передачи, удары по воротам.

Специалистами отмечается отставание в технике владения мячом игроков российских профессиональных команд по футболу от зарубежных при выполнении индивидуальных технико-тактических действий, выражающееся в неточных передачах, нереализованных голевых моментах. Индивидуальное мастерство игрока складывается из таких компонентов, как физическая, техническая, теоретическая и волевая подготовленность, но основой спортивного мастерства футболистов по праву является техническая подготовленность. На протяжении многолетнего процесса занятий футболом происходит совершенствование выполнения отдельных элементов технико-тактических действий, которое строится на достаточно высоком уровне развития технической подготовки, заложенной на начальном этапе обучения.

Популярность футбола известна, особенно среди молодежи. Систематические занятия футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывает всестороннее влияние на будущих футболистов: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятие футболом способствует воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: выдержке, настойчивости, активности, чувства ответственности, умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх и др.

Однако, чтобы не просто гонять мяч по полю, а делать это профессионально, со знанием дела, необходимо обучиться элементам футбола. В связи с этим особый интерес вызывает проблема технической подготовки футболиста. Техническая подготовка составляет совокупность способов выполнения футболистами разнообразных движений, применяемых в игре. Техника игры в футбол включает передвижения, остановки, повороты и прыжки, удары по мячу, остановки мяча, ведение, финты, вбрасывание, отбор мяча, а также специфические технические приемы, применяемые в игре вратарем. Техническое мастерство игрока в футболе характеризуется как количеством приемов, которые он использует на поле, так и вариативностью их выполнения, умением выполнять технические приемы при активном сопротивлении соперников. Для современного футбола характерен универсализм в техническом оснащении игроков. Это в первую очередь проявляется в умении хорошо владеть всеми техническими приемами и на высоком уровне выполнять те, которые характерны для конкретного амплуа.

Что же качается футбола, то методологически он в своем развитии он остается далеко позади. В большинстве учебно-методических пособиях категория футбола и особенностей их подготовки либо не рассматривается вовсе, либо представлена, как общий раздел без учета отличий в темпе и уровне развития.

В данном исследовании определяется проблема развития базовой техники футболистов.

Цель исследования —выявить средства и методы, эффективно влияющие на совершенствование техники футболистов 13-14 лет.

Объект исследования – техническая подготовка футболистов 13-14 лет.

Предмет исследования – средства и методы технической подготовки футболистов 13-14 лет.

Задачи исследования

1. Изучить научную литературу по данной проблеме.

2. Выявить средства и методы, направленные на совершенствование техники футболистов 13-14 лет.

3. Выявить эффективные упражнения, направленные на совершенствование техники футболистов 13-14 лет.

Гипотеза - предполагается, что выявленные средства и методы, будут эффективно влиять на совершенствование техники футболистов.

Методы исследования

  1. Анализ научно-методической литературы, по теме исследования.
  2. Педагогическое тестирование.

Методологическая основа курсовой работы: были изучены и проанализированы труды следующих авторов: Ю.М. Портных, Былеева Л.В., Коротков И.М, Григорьев О.А., Журов М.Н.

Теоретическая значимость: заключается в обогащении знаний о средствах и методах, направленных на совершенствование техники футболистов.

Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 35 источников, приложения, объем работы составляет 53 страницы.


Глава 1. Анализ научно-методической литературы

  1. Анатомо-физиологические особенности юношей 13-14 лет

В процессе онтогенеза происходит неравномерное развитие физических качеств. По мнению учёных если особенности определённого периода будут совпадать с определённой программой развития физических качеств, то эффективность этих тренировок будет значительно выше. Периоды снижения или остановки развития уровня физических качеств получили название «критические». А более благополучные периоды, при которых организм в определённом возрасте наиболее чувствителен к педагогическим воздействием тренера называют «сенситивными» периодами. В следствии этого можно сделать вывод, должно быть строгое дифференцирование тренировок в воспитании физических качеств, в определённые периоды онтогенеза. Так как установлено что в определённые возрастные этапы при неверной программе тренировок уровень физических возможностей может снижаться.

Основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды: координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет; быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет; сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет; скоростно-силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет; гибкость – развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 –8 лет, 9-10 лет, 11 –12 лет, 14 –17 лет (девочки); выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности – и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет [7; С.56].

Проанализируем юношей в возрасте 15-16 лет и относящиеся к ним анатомо-физиологические особенности. В данном возрасте глубокие изменения происходят в центральной нервной системе, повышается работа сердца, а также увеличивается объем грудной клетки. Именно в данном возрасте вследствие усиленного роста тела в длину и увеличении мышечной массы активно растёт масса тела. У мальчиков в этом возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения в следствии с началом периода полового созревания, потому этот возрастной период называется подростковым.

В четырнадцатилетнем возрасте функции центральной нервной системы активно развиваются. Мало чем отличаются от взрослых функции вестибулярного, зрительного и двигательного аппарата. Усиливается функция головного мозга, нацеленная на синтез и анализ высших раздражителей, воспринимаемых анализаторами (вестибулярным, зрительным, двигательным и другими).

Созревание всех сенсорных систем заканчивается в возрасте 14 лет, по мере взросления их функция совершенствуются. в пубертатном периоде у школьников и третичные поля ассоциативных зон зрительного анализатора позволяют формировать хотелось на зрительную картину, сопоставлять в пространстве предметы, определять расстояние с другим зонами корызапятая я в результате чего у школьников появляется возможность обобщать зрительные впечатления в общую схему регуляции поведения. к заканчивается период роста глазных яблок и фокусирование поступающих лучей происходит непосредственно на сетчатке: исчезает детская близорукость. Однако привычка рассматривать предметы с близкого расстояния сохраняется и может постепенно вновь привести к развитию близорукости. [11; С.138].

Начиная 13-14 лет может, осуществляться одновременный анализ движений по временным и пространственным признакам, в то время как до этого возраста он непосилен. В 14 лет у юношей может достигать наивысшая степень совершенства тонкая координация движений, как в точности, так и во времени.

Организм подростков активно включается в работу, вследствие чего разминка должна проводиться больше 10-12 минут. Наиболее быстрой, чем у взрослых врабатываемостью дыхательной, сердечнососудистой, мышечной и других систем обуславливается возрастными морфофункциональными особенностями. Быстрой врабатываемостью организма способствует большая по сравнению со взрослыми подвижности и возбудимости нервных процессов, что является главной особенностью центральной нервной системы подростков.

В этом возрасте очень часто берут верх процессы возбуждения что приводит к скорой физической и нервной утомляемости из-за того что устойчивость процессов возбуждения и торможения низкая, но вполне возможен контроль над эмоциональными и инстинктивными реакциями. А так же продолжают развиваться и совершенствоваться регуляция функций вегетативной системы.

Что касаемо нервной системы: подростки не терпят длительных поучений, грубо реагируют на ущемление их достоинства и очень щепетильны к оценкам взрослых. Внешние раздражители оказывают меньшее влияние, чем проявляемая ими реакция. Решения и действия, которые они считают несправедливыми, сильно сказываются на них самих. Для возраста от 13 лет характерна вспыльчивость, переоценка своих способностей, необоснованные действия, нестабильное настроение, плохой сон, высокая утомляемость. Под усиленным влиянием желез внутренней секреции находится функциональное состояние нервной системы.

Вестибулярный аппарат сенсорной системы созревает в возрасте 14 лет. Однако даже 14-16 лет половина подростков очень чувствительна к ускоряющим нагрузкам, у них отмечается низкая способность к сохранению равновесия. В результате вестибулярных нагрузок у школьников могут появиться различные положительные и отрицательные эмоциональные реакции, на которые необходимо обращать внимание в процессе физического воспитания школьников данного возраста. К 12-13 годам достигает полной зрелости корковый отдел двигательной сенсорной системы. К 15-16 годам завершается созревание периферического отдела двигательного анализатора. К этому времени под воздействием нервный импульсации, поступающие от от рецепторов кожи по афферентным путям в двигательные центры, формируется комплексная кинетическое чувствительность[ 11; С.142].

В подростковом возрасте положительное влияние на формирование организма подростка оказывает правильная методика занятия физической культурой. В первую очередь это прирост антропометрических данных, во вторую очередь это повышенная работоспособность.

В подростковом возрасте ощутимо увеличиваются темпы прироста массы тела- до 4,6-9 кг в год, роста скелета 8-10см в год, окружности грудной клетки 2,5 см.

Скелет верхних и нижних конечностей у детей формируется по разному, так формирование пястных и запястных отделов рук завершается к 13 годам. В 13-14 лет хрящ межпозвоночных суставов становится меньше, в поясничной части стабилизируется постоянность кривизны позвоночника. В следствии этого позвоночный столб подростка является основной частью опорно-двигательного аппарата.

Подросткам нежелательны высокие нагрузки, такие как приседания с весом превышающий собственный вес, прыжки с приземлением на твёрдую поверхность и в глубину более одного метра, тройной и пятерной прыжок в полную силу и другие подобные упражнения. Так как от этих нагрузок может ускорится процесс окостенения, что спровоцирует торможение роста трубчатых костей в длину. В этом возрасте позвоночник не укреплён в меру сильной мускулатурой и имеет достаточно большую гибкость в следствии чего подвержен всякого рода искривлениям.

Производительность работы на единицу времени у подростка составляет 65-80% от производительности взрослого примерно 20-30 лет, у девятилетнего 40%, у двенадцатилетнего это будет примерно 65% а у пятнадцатилетнего может достигать 90%. У подростка функциональные способности мышц ниже чем у взрослого, а мышцы по своим свойствам мало отличаются от мышц взрослого, имеют близкий по размерам диаметр волокон, главным образом за счёт этого и увеличивается масса мышц. У 15 летнего масса мышц составляет 34%, у 12 летнего это 28%, а у ребёнка 8 лет 26%, в следствии чего мы видим что с 13 лет появляется резкий скачок увеличения мышечной массы. Высокого уровня в скелетных мышцах к 15 годам достигает развитие суставно-связочного аппарата. Периодом полового созревания называется пубертатный период.

В следствии перестройки моторного аппарата, враждующий непропорционально возросшим весом и временном несоответствии мышечной силы, на фоне общего роста двигательной функции может быть значительно ухудшена координация движений и их точность. Однако мало чем отличаются по многим показателям от двигательной функции взрослых людей.

Особое внимание в этом возрасте первым делом уделяется слаборазвитым мышцам живота, приводящим мышцам ног, задней поверхности бедра, отводящих мышц верхних конечностей, косых мышц туловища, ну и конечно же гармоничное развитие всего двигательного аппарата. Используя кратковременные как динамические, так и статические силовые напряжения.

В подростковом возрасте масса тела увеличивается в 1,5 раза, а вот объём сердца увеличивается в 2 раза и более, следственно объем сердца не соответствует просвету в сосудах. По этой причине у подростков и происходит повышение кровяного давления, иногда даже систолическое давление доходит до 130-140 мм рт. ст.. Основной рост приходится на первые годы жизни и в период от 13 до 16лет, а как мы знаем, что до 16лет человеческое сердце увеличивается в 10 раз.

В четырнадцатилетнем возрасте при работе частота пульса значительно может подниматься до 190-200 уд/мин, в то время как в покое может ровняться 60-70 уд/мин. Это происходит в следствии увеличении силы сердечной мышцы, уменьшение частоты пульса, дыхания и возрастания ударного объёма.

Структура грудной клетки формируется окончательно в юношеском возрасте, лёгкие растут и дыхание ограничивает движение рёбер, потому дыхание в большинстве случаев поверхностное и учащается. Аэробную производительность организма отражает интенсивность окислительных процессов, точнее максимальное потребление кислорода. К 14 годам объём потребления кислорода на 1кг тела меняется не сильно, в отличии от 10-13лет где виден самый большой прирост потребления кислорода в минуту и составляет 1,8л. в минуту на 1 кг веса. Рассмотрим дыхательные и минутные объёмы в разных возрастах, например у новорожденного равен 15 и 730мл, в 6-8 лет 160 и 4000мл, в 15-16лет 360 и 6800мл. В подростковом периоде у мальчиков ЖЕЛ становится порядком больше чем у девочек. Так же растёт частота дыхания, что в свою очередь обеспечивает хорошую вентиляцию лёгких, наибольший её прирост наблюдается в возрасте 9-10 летнем возрасте. Но с возрастом она уменьшается, например частота дыхания у новорожденных равна 30-70 в минуту, в 5-7 лет 25-30 в минуту, в 15-16 18-20 в минуту. Также дыхание делится на типы, которые формируются в юношеском возрасте, у девочек преобладает грудной тип дыхания, а у мальчиков брюшной тип дыхания.

В подростковом возрасте охранительное торможение не может справиться с возбуждением, поэтому подростки часто переоценивают свои физические возможности. Так же в ходе занятий физической культурой, необходимо менять характер упражнений, так как однообразная работа порядком быстрее утомляет подростка. Но не смотря на это подростки быстрее взрослых восстанавливают силы (что нужно учитывать при дозировке отдыха в нагрузке).

Для восприятия скоростных и скоростно-силовых качеств, подростковый возраст является наиболее благоприятным. К примеру, нагрузки связанные с проявлением силы и выносливости подросткам даются значительно труднее. Из чего мы можем сделать вывод что организм подростка по разному реагирует на разные по характеру нагрузки.

На педагога возлагается ряд требований к качественной стороне самообучения, так как они стараются крайне осознать сущность знаний, не просто запомнить, но и понять, объяснить его истину и выбрать к ним собственное отношение. В процессе всего этого у подростка появляется способность организовывать своё восприятие в учебном процессе, что в своём роде приближает его к уровню взрослого.

Гипофиз, как стимулятор, действует на половые железы. Он является главным органом эндокринной системы. Это железа небольшого диаметра и округлой формы. Несет ответственность за все железы, которые есть у человека. Находится гипофиз нижней части головного мозга. Он отвечает за выработку гормонов различных органов: щитовидную железу; надпочечники; паращитовидную железу; половые органы; гипоталамус поджелудочную железу.

Половые гормоны оказывают своеобразное действие на все клетки тела, а также - на клетки головного мозга. Такая перестройка ведет к большим изменениям состояния подростков, их самочувствие и настроение. Все это отражается на его поведении в жизненных ситуациях.

Подростки менее раздражительны, настроение у них чаще хорошее. На смену неуверенности в себе приходит повышенная, зачастую и завышенная самооценка. Они способны к увеличению концентрации внимания, усилиям, как умственного, так и физического характера. Также наблюдаются эмоциональная лабильность и адекватность поведения в различных ситуациях. В связи с этим, старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход. В работе с ними важно и необходимо, в первую очередь, определять правильную организацию и содержательное наполнение их повседневной деятельности. В это возрасте за подростками важен контроль с разных сторон: со стороны родителей, школы, социального работника, сверстников [38].

С 14 лет появляются очаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура. К 14-15 годам телосложение у юношей становится гармонично слаженным. Размеры плечевого и тазового пояса увеличиваются, мышцы становятся крепче, сильнее и выносливее. Суставно-связочный аппарат практически достиг пика совершенства, как у взрослого человека: мышцы, сухожилий и тканевая дифференциация скелетных мышц. Также происходит усиленный рост тела - годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях – 18–20 см . Вес увеличивается до 14–15 лет на 1–2 кг. Увеличивается грудная клетка в переднезаднем и боковом размерах, но если сравнить с ростом в длину, то она отстаёт [38].

  1. Определение понятий «техника», «техническая подготовка»

В футболе немаловажную роль занимает техническая подготовка спортсмена. Согласно приказу Минспорта России от N 880 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол", в среднем техническая подготовка составляет 23-30% подготовки футболиста за весь период обучения [19]. Она тесно связана с другими видами подготовки (физической, тактической, психологической). Также она входит в технико-тактическую подготовку футболистов. Под технической подготовкой в учебнике Губа В.П. понимается педагогический процесс, направленный на овладение приёмами игры [12]. Она обеспечивает овладение спортсменами техническими приемами, характерными только для игры футбол, и надежность реализации навыков в разных условия игровой деятельности.

В основе технической подготовки лежит понятие техника. Данное понятие представлено в научно-методической литературе ряда авторов: Казаков П. Н., Железняк Ю. Д., Губа В. П., Лексаков А. В., Полишкис М. С., Выжгин В. А. и т.д. Большинство из них пришли к единому определению понятия техника игры, заключающееся в совокупности игровых приёмов, которые применяются в различных вариациях в условиях игры. В учебном пособии «Футбол» под редакцией Казакова П. Н. дается определение технике футбола как «совокупность специальных приёмов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели» [15]. Отсюда следует, что техника игры включает в себя различные приемы и наиболее эффективные и рациональные способы достижения игровой и соревновательной цели.

Под техническими приемами игры понимаются рациональные средства, способствующие решению игровой задачи. В современном футболе технические приемы обусловлены биомеханической характеристикой системы движений, что определяет их результативность. Чтобы достичь результата в игровой и соревновательной деятельности футболист должен в условиях постоянного выбора действий при нарастающем утомлении эффективно применять и разнообразно использовать данные приемы. Для этого осуществляется техническая подготовка в учебно-тренировочном процессе.

Рядом авторов выделяются критерии техники футбола, которые являются условием ее результативности. Число приемов и способов, применяемых игроком и их комбинирование, характеризуют такой критерий техники, как объем и разносторонность. Немаловажно, чтобы техника игры способствовала оптимальному и безошибочному решению поставленных в определенной ситуации задач, то есть была эффективна. В процессе игровой и соревновательной деятельности техника футболиста должна быть надежной [4].

Техника футбола подразделяется на группы технических приемов с учетoв наличия сходных отличительных признаков. Она делится по разделам, которые содержат подразделы, включающие в себя группы приемов. Существует большое число разновидностей и способов приемов, использующихся в разнообразных игровых условиях. Классификация техники футбола включает в себя два раздела: техника пoлевoгo игрoка и техника вратаря, в которых в свою очередь выделяются подразделы: общий – техника передвижения и отличные друг от друга – техника владения мячом. Они выделяются по характеру игровой деятельности, которая отличает вратаря от полевого игрока.

Техника передвижения. Характеристика техники футбола начинается с общего подраздела. Oн сoдержит группу приемoв, которые используются не зависимо от амплуа игрока: бег, прыжки, остановки, пoвoрoты. Эти приемы используются в футболе в разнообразных комбинациях в игровой и соревновательной деятельности. Таким образом, игра футболиста отличается частой и резкой сменой скорости передвижения, направления бега и его ритма, а также комбинирование бега с остановками, поворотами.

Бег – средство передвижений в футболе, с помощью которого реализуются различные перемещения футболистов с мячом и без мяча. Бег является составляющей частью техники владения мячом. Существуют следующие приемы бега: обычный бег, бег спиной вперед, скрестным шагом, приставными шагами.

Один из приемов бега – это обычный бег, который широко используется в игровых взаимодействиях во время ухода игрока в открытую для паса зону, преследования противника и т.п. Он подобен легкоатлетическому, разнятся лишь длина, темп и ритм шагов.

Бег спиной вперед применяется в основном защищающей стороной при отборе мяча у нападения и защите ворот. Бег характеризуется цикличностью, малой длинной и высокой частотой шага. В процессе игровой деятельности темп движения спиной вперед может возрастать с учетом требования ситуации за счет увеличения частоты шагов. Во избежание потери равновесия футболист должен обладать высокой координированностью движений [4][12].

Известно, что спортивные игры характеризуются частой и быстрой сменой направления движения игроков, резким началом движений в разные стороны, поворотами. Нередко для этого в футболе применяется бег скрестным шагом. Этот прием не используется как самостоятельное средство передвижения, так как является специфическим. Он комбинируется с другими приемами бега.

Еще одним приемом выступает бег приставным шагом. Используется для выбора тактически целесообразного положения, либо как фаза начального движения в сочетании с другими способами передвижения. Во время движения приставным шагом ноги незначительно сгибаются в коленных суставах. Выполняется шаг одной ногой в сторону, вторая приставляется к ней.

Ко второй группе приемов относят прыжки. Они могут выступать как способ остановок и поворотов, а также элементом техники некоторых способов ударов, способов остановок мяча, финтов. Для результативного выполнения этого приема необходимо, чтобы футболист был высоко координирован. В футболе прыжки могут различаться направлением, высотой и длинной в зависимости от конкретной ситуации.

Выделяется следующие приемы прыжков: толчком одной и двумя ногами. Они могут выполнятся в различных направлениях.

Прыжок толчком одной ногой выполняется с резким отталкиванием одной ноги и махом другой, одновременно происходит перенос общего центра тяжести по направлению движения. Игрок может приземлиться на одну, либо на две ноги. При приземлении осуществляется жесткая амортизация, что способствует оптимальной смене действия футболиста.

Чтобы осуществить удар головой по мячу, нередко нужна наибольшая возможная высота взлета. Для этого отталкиваться нужно после разбега, ставя ногу под углом к опоре, одновременно необходимо выполнять маховые движения рук. Отталкиваться надо по направлению вверх, либо вверх вперед. Здесь активно проявляются скоростно-силовые качества футболиста.

Прыжки толчком двух ног могут осуществляться с места и с разбега. Во время прыжка с места, после небольшого, но не резкого подседания, ОЦТ игрока переносится по направлению прыжка, также производятся маховые движения рук.

Одной из групп приемов техники футбола являются остановки. Они могут выполнять функцию средства смены направления движения двумя разными способами: прыжком и выпадом. Остановка прыжком выполняется после небольшого прыжка с приземлением на маховую ногу, чаще на обе ноги. Чтобы повысить устойчивость при приземлении, ноги слегка сгибаются в коленях, что позволяет создать амортизирующий эффект.

Остановка выпадом применяется для быстрой смены направления движения игрока. Она выполняется в виде бегового шага, при этом маховая нога вынесена вперед, центр опоры переносится с пятки на всю ступню. Для остановки выпадом характерны двухопорное положение и сильное сгибание ног.

Для изменения направления движения с незначительным снижением скорости используется такая группа технических приемов, как повороты. Они могут применяться как условия для начала движения, в сочетании с другими приемами, так и в движении. Выделяются повороты переступанием, прыжком, с поворотом на опорной ноге.

Техника полевого игрока. Содержит два подраздела: техника владения мячом и техника передвижения. Первый включает в себя группу приемов: удары, остановки, ведение, обманные движения (финты), отбор мяча и единственный прием для полевого игрока, который выполняется руками, вбрасывание мяча из-за боковой линии. Эти приемы, в зависимости от амплуа игроков, применяются в большей или меньшей степени.

Основным средством ведения игры являются удары по мячу. Эта группа делится на два приема: удар по мячу ногой и головой. Могут применятся в различных условиях игры: с места и в движении, с поворотом и в прыжке, по движущемуся мячу и неподвижному и т.д.

В зависимости от цели, необходимой траектории движения и скорости, выделяются способы ударов. Удар по мячу ногой содержит несколько вариантов выполнения: внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней частями подъема, носком, пяткой. Удары по мячу головой, как один из приемов, применяется для завершения атаки, либо для передачи мяча. Для его выполнения наиболее часто используется средняя часть лба, реже – боковая [12][14]. Игрок может изменять силу воздействия на мяч, тем самым изменяя скорость движения, и направление удара в зависимости от конкретной ситуации, а также комбинировать этот технический прием с другими, полагаясь на свою фантазию и уровень подготовки.

Остановки мяча, как группа приемов, включает в себя остановки мяча ногой, туловищем, головой. В технике футбола выделяются полные остановки, то есть без дальнейшего движения мяча, и неполные – с замедлением скорости мяча для изменения направления движения. Из-за того, что в настоящее время футбол отличается большей интенсивностью и повышенной скоростью двигательных действий, полные остановки стали применяться в игре гораздо реже. Поэтому термин «остановки» все чаще заменяют понятием «прием» мяча.

Остановки мяча ногами могут выполняться различными способами. Самый надежный из них – остановка внутренней стороной стопы. Его можно применять при обработке катящегося, летящего мяча или после отскока от земли. При движении мяча навстречу игроку, либо при обработке опускающегося мяча используется остановка мяча подошвой. Мяч прижимается стопой к опоре под углом, пятка внизу, носок направлен вверх. Для более опытных футболистов не представляется сложным остановки мяча внешней стороной стопы, с дальнейшим уходом от соперника, и серединой подъема, для обработки быстро летящего мяча. Когда мяч летит прямо на игрока, а играть головой нет необходимости, есть возможность использовать остановку мяча туловищем: грудью, животом, что способствует быстрому снижению скорости мяча и облегчению условий дальнейшей обработки.

В современном футболе чаще используются передачи мяча партнеру, поэтому такой прием, как ведение мяча, утратил свою былую значимость из-за временных затрат. В ситуация отсутствия возможности выполнения передачи своему игроку невозможно обойтись без этого приема. Игрок с помощью него может перемещаться в различных направлениях, держа мяч постоянно под своим контролем. Ведение содержит в себе такой прием как ведение мяча ногой, который состоит из бега, реже ходьбы, в сочетании с ударами ногой по мячу с разным усилием. Для перемещения на достаточно большое расстояние футболист может отпустить мяч от себя на 10-12 метров, но только при отсутствии соперника рядом, что повысит скорость передвижения. Этот прием может осуществляться различными способами: внешней, средне и внутренней частью подъема, носком и внутренней стороной стопы.

Некоторые авторы также выделяют ведение мяча головой. Оно используется для удерживания мяча в воздухе с продвижением вперед недолгое время. В зависимости от игровой ситуации данные приемы выполняются в различных направлениях.

В технике футбола существует также отличительная группа приемов, используемая при непосредственном взаимодействием с соперником. Техника обманных движений (финтов) используется как в атаке, так и в защите. Основными приемами финтов считаются: «ударом», «остановкой», «уходом», со всем многообразием их исполнения. «Удар» может производится головой и ногой, «остановки» выполняются ногой туловищем, головой. Все обманные движения содержат фазу подготовки и реализации, при чем первая служит для обмана соперника, а вторая для исполнения задуманных действий. Финт «уходом» выполняется путем быстрых и последовательных изменений в направлении. Подразделяется на «уход» выпадом, «уход» с переносом ноги через мяч. Выбор зависит от расположения соперника и необходимого направления движения [15].

Техника отбора мяча не так разнообразна, как техника финтов, но также является важным компонентом игровой деятельности. Эти приемы осуществляется в большинстве случаев при приеме мяча соперником или во время ведения. Результативность отбора обусловлена точной оценкой таких факторов, как расстояние до противника с мячом, их положение на площадке, скорость передвижения. Выделяют полный отбор, при котором происходит овладение мячом отбирающим, либо его партнером, и неполный, когда мяч оказывается на большом расстоянии от противника или в ауте. В любом случае происходит срыв атаки.

Существуют также различные способы отбора: в выпаде, в подкате. Они используются для решения более сложных, иногда критичных ситуаций. Отбор мяча в подкате позволяет овладеть мячом, который находится на значительном расстоянии – более 2 м от игрока. Он осуществляется в основном сзади или сбоку. Если соперник находится в одноопорном положении, целесообразно провести отбор толчком плеча. Данный способ должен использоваться только с учетом правилами игры. Толкать противника можно на игровом расстоянии плечом в плечо. Действия не должны нести угрожающего характера.

Единственным приемом для полевых игроков, который выполняется руками – это вбрасывание мяча. Это несложный по содержанию прием, при этом требующий определенного уровня технической и физической подготовки. При выполнении мяч обхватывается двумя руками, принимается стойка ноги врозь или положение шага. Бросок выполняется в различном направлении, удобном для своих игроков, со значительным замахом из-за головы. Также этот прием может выполнятся с разбега, для увеличения расстояния полета мяча.

Техника вратаря. Обладает значительным отличием от техники полевых игроков, так как вратарь имеет право играть руками в пределах штрафной площадки. Помимо техники передвижения и технических приемов, характерных для полевых игроков, техника вратаря включает следующие группы приемов: ловля, отбивание, переводы, броски.

Немаловажную роль здесь играет готовность вратаря, характеризующееся некоторыми условиями, а именно, концентрацией внимания на действиях игроков, выгодным исходное положением, а также быстрота реакции. Значимым приемов игры является ловля мяча, так как в большей мере может определить исход игры. Она осуществляется двумя руками сверху, снизу или сбоку. Может выполнятся вратарем в падении. При отсутствии возможности применения ловли мяча вратарь может воспользоваться приемом «отбивание». Он характеризуется заграждением пути в ворота от прострельных и навесных передач, в результате чего происходит срыв атаки соперника, но без овладения мячом вратарем. Этот прием не отличается большей надежностью чем ловля мяча. Может выполнятся одной и двумя руками.

Цель вратаря – отбить мяч на максимально возможное расстояние. Мячи, летящие в створ ворот с большой скоростью, либо с высокой траекторией нейтрализуются с помощью переводов, то есть направление их через верхнюю перекладину. Этот прием похож на предыдущий, он может также выполнятся одной или двумя руками. В игре вратаря часто используются броски, так как обеспечивают точность направления мяча партнеру. Дальность бросков тесно связана с физической подготовкой вратаря. Они могут выполняться одной или двумя руками в шаге, либо с места из различных положений.

Техника футбола имеет многообразие приемов, грамотное и рациональное использование которых в конкретных ситуациях определяет эффективность решения цели двигательных действий. Техническая подготовка направлена на овладение большинства приемов и их совершенствование. В результате чего, значительно повышается эффективность и вариативность действий игрока на поле. Физическая подготовка оказывает влияние на техническую подготовленность и является фундаментом для овладения многими приемами техники игры. В тренировочном процессе должны четко распределяться объемы рабочего времени на разные виды подготовки, так как необходимо учитывать их влияние на результат игровой деятельности. Но при этом исключать их взаимосвязь нельзя.

  1. Задачи, средства и методы технической подготовки футболистов 13-14 лет

Возрастной период 13-14 лет согласно нормативным документам и программным материалам по футболу относится к этапу тренировочной специализации. Анализ приказа Минспорта России «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол"» свидетельствует о том, что техническая подготовка на данном этапе составляет от 35-39% (на начальном уровне) до 18-20% (на углубленном уровне) от общей тренировочной нагрузки [18]. Целью каждого периода подготовки является овладение техническими приемами игры для обеспечения в перспективе эффективных действий спортсменов на соревнованиях различного уровня. Основной задачей является спортивная специализация в футболе. Отбор и зачисление на данный этап производится после года начальной подготовки с помощью специально-разработанной батареи тестов.

Исходя из анализа программного материала по футболу, техническая подготовка на этапе тренировочной специализации начального уровня направлена на овладение ключевых приемов игры (ведение мяча, отбор, передачи, финты, удары и остановки) и их целесообразное применение. На втором уровне технические приемы изучаются более углубленно для широкого их применения.

С учетом анатомо-физиологических особенностей девочек-подростков 12-13 лет и целей тренировочного этапа подбираются в процесс тренировки наиболее целесообразные средства и методы. В связи с тем, что этот возраст входит в сенситивный период скоростных способностей и у девочек наблюдается особая чувствительность к развитию частоты отдельных двигательных действий и точности реакций, в учебно-тренировочном процессе для лучшего усвоения используется метод сопряженного воздействия. Этот метод подразумевает, что разучивание или совершенствование двигательных действий происходит совместно с развитием определенных физических качеств. Он способствует тому, что футболистки не только овладевают спортивным техническим навыком, но и развивают способности его быстрого и точного выполнения в условиях игровой деятельности. При этом не рекомендуется включать в обучение много сложных двигательных действий, так как у подростков снижается уровень координационных способностей на фоне бурной перестройки функциональной деятельности мозга. Эта же причина стоит за изменением механизмов памяти ребенка. Так как припоминание информации в подростковом возрасте происходит по закономерности от общего к частному, как наиболее эффективный, на этапе разучивания даже достаточно непростых технических приемов применяется метод целостно-конструктивного упражнения. Суть метода заключается в том, что изучаемые двигательные действия не делятся на простые элементы, а выполняются целостно. На начальном этапе тренировочной специализации важно создать представление об основных технических приемах, создать базу техники.

Для предотвращение эмоционального утомления девочек-подростков в процессе разучивания новых двигательных действий активно применяется игровой метод. [8] Он предполагает использование игры, как средство закрепления и совершенствования изучаемого двигательного действия.

Средства отбираются с учетом необходимости решения конкретной задачи обучения. Они имеют общую направленность на овладение конкретным техническим приемом, изучаемым на этапе тренировочной специализации (ведение мяча, отбор, передачи, финты, удары и остановки). [20, 21] Для обучения ведению мяча предусмотрены ведения из различных направлений, обводки стоек. Отбор и передачи отрабатываются с партнером, при этом меняется скорость выполнения, способы. Финты выполняются сначала в медленном темпе, потом скорость выполнения увеличивается, отрабатываются в парах и с помощью фишек, как условных противников. Для обучения остановок используется простое упражнение: остановки по сигналу тренера разными способами, остановки после поворота. Для отработки точности ударов применяются упражнения с ударами в цель, удары по катящемуся мячу и неподвижному.

На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования в ней. Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техникой игры.

Основными задачами технической подготовки являются:

прочное освоение всего многообразия рациональной техники;

обеспечение разносторонним владением техникой и умением сочетать в разной последовательности технические приемы, способы, разновидности;

эффективное и надежное использование технических приемов в сложных условиях соревновательной деятельности.

К основным средствам решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные упражнения. В процессе соревновательной деятельности (официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры) совершенствуется вся совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения и совершенствоваться в отдельных элементах техники, в выполнении их Вариантов, различных связок и т.д.

Быстрому и правильному освоению изучаемого приема способствуют подводящие упражнения.

Эффективность средств технической подготовки футболистов во многом зависит от методов обучения. В процессе подготовки используют общепринятые методы физического воспитания: практические, словесные, наглядные.

Непосредственное формирование двигательных умений и навыков связано с комплексным применением средств и методов обучения. Однако конкретный выбор тех или иных средств и методов технической подготовки, их соотношение, последовательность, преимущественное использование зависят от целевых установок многолетней тренировки, задач этапов подготовки, возрастных особенностей и уровня подготовленности футболистов, условий обучения, сложности структуры изучаемых технических приемов и других факторов.

Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом и передвижения, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс, для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеет систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике.

Оптимизация обучения во многом определяется принципом доступности, но не сводится только к использованию методических подходов “от простого к сложному” и “от легкого к трудному”. Не менее важно учитывать и то обстоятельство, что вначале надо освоить основные приемы и способы ведения игры. И наконец, новые двигательные навыки быстрее формируются на базе ранее освоенных. Поэтому следует использовать естественную взаимосвязь и структурную общность различных технических приемов и способов.

Таким образом, при определении оптимальной последовательности нужно по возможности учитывать все названные здесь обстоятельства, а не руководствоваться каким-либо одним.

В процессе ознакомления с различными техническими приемами и разучивания их используют в основном фронтальную последовательность. для каждого этапа многолетней тренировки юных футболистов обусловливают их целевой направленностью.

На этапе начальной подготовки главной задачей является ознакомление начинающих футболистов с основным техническими приемами. Успешное решение этой задачи способствует формированию у занимающихся стойкого интереса к футболу.

Обучение на данном этапе начинают с изучения техники передвижения:

основных приемов бега, остановок, поворотов и прыжков. Параллельно юные футболисты знакомятся с приемами техники владения мячом и с основными способами их выполнения:

ударами по мячу ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема);

остановками мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой и бедром); ведением мяча (средней и внешней частью подъема);

обманными движениями “уходом”;

отбором мяча (отбиванием ногой в выпаде);

вбрасыванием мяча из-за боковой (с места).

В зависимости от уровня предварительной подготовки юных футболистов и темпов обучения круг изучаемых приемов может быть расширен.

Безусловно, прогресс в технической подготовке немыслим без закрепления в начале обучения основ техники, так называемой школы техники. Для этого используют упражнения с некоторым варьированием усилий и скорости выполнения (без достижения максимальных величин). Все повторения надо выполнять с определенным целевым заданием.

Этап специализации связан с освоением всего многообразия современной техники. Юные футболисты более углубленно разучивают технические приемы, с которыми знакомились на предыдущем этапе, и приступают к изучению остальных приемов. Вратари изучают основные приемы техники: ловлю, отбивание и броски мяча. В процессе закрепления и совершенствования вырабатываются прочие навыки выполнения всех технических действий и формируются умения комплексно и эффективно применять эти навыки в условиях игры.

По мере усвоения технических приемов занимающиеся совершенствуются в:

прямых и резаных ударах разными способами по мячам, летящим с раз личной траекторией и в разных направлениях;

остановках мяча с переводами;

ведении мяча разными способами;

обманных движениях и их сочетаниях;

отборе мяча в выпаде и в подкате;

вбрасывании мяча на дальность.

Вратари совершенствуются в ловле, отбивании и переводах мяча разными способами: без падения, в падении, в прыжке.

В конце этапа специализации (в отдельных случаях несколько раньше или позже) за футболистами обычно закрепляют игровые амплуа. Поэтому к совершенствованию приемов техники необходимо подходить дифференцированно и индивидуально.

Юные футболисты выполняют технические приемы владения мячом далеко не всегда стандартно: одни - за счет быстроты, другие - за счет ловкости, третьи - за счет силы. Задача индивидуализации в подготовке состоит в том, чтобы правильно оценить достоинства и недостатки в технике, увидеть перспективу юного спортсмена, помочь ему развить сильные и подтянуть до необходимого уровня слабые стороны техники.

Современный футбол предъявляет повышенные требования к быстроте Выполнения технических приемов, к динамичности усилий при высокой точности исполнения. Эти важные задачи (совершенствование двигательной структуры, развитие силы и быстродействия, воспитание меткости) необходимо решать параллельно, поскольку одновременный акцент на разных сторонах двигательного навыка дает больший эффект, чем акцент на каждой из этих сторон в отдельности.

Этап спортивного совершенствования характеризуется дальнейшей углубленной отработкой технических приемов, доведением технических навыков до высшей степени автоматизма и адаптацией футболистов к экстремальным условиям игры. Занятия все больше носят тренировочный характер и строятся в полном соответствии с условиями и режимом соревновательной деятельности.

На данном этапе до 30% времени отводится на индивидуальную тренировочную работу. Причем занимающиеся не только осваивают отстающие элементы техники, но и совершенствуют наиболее эффективно выполняемые приемы.

Вследствие увеличения общего объема применяемых средств тренировки все большее значение получает использование одного упражнения для решения нескольких задач с учетом сопряженных воздействий. Подбирая специальные упражнения с мячом с различной величиной и направленностью Нагрузки, можно совершенствовать технические навыки, повышать тактическое мастерство и целенаправленно развивать физические качества. Более подробно методика совершенствования в технике рассматривается в главе “Система подготовки футболистов высокой квалификации”.

Процесс обучения и совершенствования в различных элементах техники имеет специфические особенности.

Обучение технике передвижения

Освоение техники передвижения начинают с первых занятий, а дальнейшее совершенствование происходит на протяжении всех этапов подготовки. После обучения отдельным приемам и способам отрабатывают всевозможные их сочетания, соответствующие игровой деятельности. Упражнения по технике передвижения систематически включаются в подготовительную часть урока, а при постановке специальной задачи по обучению или совершенствованию - и в основную.

Важно также иметь в виду, что процесс обучения и совершенствования в технике передвижения тесно взаимосвязан с воспитанием таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, прыгучесть и скоростная выносливость. Поэтому крайне важно строгое соблюдение методических рекомендаций по развитию этих качеств.

При обучении технике передвижения используют многие методически апробированные и достаточно известные средства общей и специальной физической подготовки (преимущественно из легкой атлетики, спортивных и подвижных игр).

Обучение технике полевого игрока

Обучение ударам. С ударов начинается овладение действиями с мячом. Начинать обучение целесообразно с ударов внутренней стороной стопы (передачи мяча партнеру) и внутренней частью подъема (удары в цель) по неподвижному мячу.

При становлении “школы” ударов по мячу ногой особое внимание следует обратить на выполнение последнего шага разбега и постановку опорной ноги. Акцент на увеличенном последнем шаге (он превышает остальные на 30-50%) позволяет избавиться от существенного недостатка в технике начинающих футболистов: преждевременного (без замаха) проявления ударных усилий. Активный толчок при увеличенном последнем шаге вызывает значительный замах ударной ноги до момента постановки опорной и дает возможность использования сил реактивности. Постановка опорной ноги на одном уровне с мячом во многом определяет точность удара. Для исправления ошибок в структуре удара можно использовать специальную разметку разбега и постановки опорной ноги.

Освоение техники ударов начинают ведущей (сильной) ногой с попытками выполнить удар другой ногой. Обучение ударам по мячу не ведущей ногой происходит преимущественно на этапе специализации, в возрасте 12-14 лет.

Главная цель при обучении и совершенствовании в ударах – достижение максимально возможной результативности ударов по воротам и точности передач. При этом нужно иметь в виду, что причины недостаточной меткости различны, поэтому сначала определяют то, что мешает, а затем подбирают средства для устранения недостатков.

Совершенствование меткости ударов проводится в вариативных условиях с использованием “контрастных” и “сближающихся” заданий. Нельзя забывать и о совершенствовании устойчивости меткости к сбивающим факторам: психологическим, физическим, климатическим и т.д.

Крайне важно на этапе начального обучения знакомить занимающихся с ударами по мячу головой, преимущественно с ударом средней частью лба.

При обучении ударам головой важно помнить, что удар целесообразно наносить в момент, когда туловище и голова проходят фронтальную плоскость (а в прыжке - в момент достижения наивысшей точки взлета).

Футболистов 8-10 лет обучают ударам, используя облегченные мячи.

Обучение остановкам. Изучают остановки обычно одновременно с ударами. Вначале осваивают остановки катящегося и летящего мяча подошвой и внутренней стороной столы. Затем приступают к изучению остановок прыгающих и летящих мячей бедром, грудью, средней частью подъема.

В современном футболе все реже пользуются полной остановкой, которая замедляет темп игры. Теряются не только время, но и неожиданность, а часто и практическая целесообразность предполагаемых действий. Характер игры, ее динамика требуют от игроков, чтобы они еще до приема (остановки) мяча приняли решение о дальнейших возможных действиях. Использование остановок мяча с переводами как раз и позволяет погасить скорость полета мяча, а также целенаправленно изменить направление движения мяча для выполнения необходимых приемов (удара, ведения, финта и т.д.).

Обучению остановок с переводами нужно уделять значительное время на этапах специализации и совершенствования.

Обучение ведению. Ознакомление с данным приемом начинают с наиболее универсального способа - ведения внешней частью подъема. Он позволяет выполнять всевозможные передвижения с мячом по прямой, дугам, змейкой, с резким изменением направления. Затем осваивают прямолинейное ведение мяча средней частью подъема и ведение по кругу внутренней частью подъема.

Уровень техники ведения мяча, достигнутый на низкой скорости, при переходе на более высокие скорости движения обычно не сохраняется. Поэтому после нескольких успешных повторений ведения на невысоких скоростях полезно попытаться выполнить упражнение на скорости, близкой к максимальной (“контролируемой”), но при которой не искажается техника. Мяч при этом не надо отпускать дальше 1-2 м, и контролируется он преимущественно периферическим зрением.

Обучение финтам. Целесообразно начинать его с обманного движения “уходом”. Выполнение данного приема основано на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения, и для ознакомления с этим приемом можно широко использовать подвижные и спортивные игры с соответствующим содержанием. Обманные движения “ударом” и “остановкой” осваивают после изучения основных способов ударов и остановок мяча.

Несмотря на то, что все финты выполняют в непосредственном единоборстве игрока с соперником, при изучении основ техники обманных движений и их структуры применяют сначала упражнения без сопротивления, затем с пассивным и ограниченным сопротивлением.

На этапе углубленного разучивания и совершенствования обманных движений обычно используют комплексные упражнения с элементами ведения и отбора мяча.

Обучение отбору мяча. Параллельно с обучением финтам юных футболистов знакомят и с отбором мяча. Успешность отбора во многом обусловливается способностями игрока точно оценивать расстояние до соперника и до мяча, скорость их передвижения, момент атаки и т.д. Поэтому при изучении способов отбора наиболее эффективны единоборства и игровые упражнения.

Вначале осваивают отбор мяча “ударом” и “остановкой”, затем отбор в выпаде и подкате.

Обучение вбрасыванию мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой - единственный технический прием, который полевым игрокам разрешено выполнять руками. Структура движений при вбрасывании определяется требованиями правил футбола. Особой сложности при обучении она не представляет. Однако, чтобы вбросить мяч на значительное расстояние, необходимы специальный навык (преимущественно вбрасывание мяча с разбега или в падении) и определенная сила групп мышц живота, плечевого пояса и рук. Вот почему используемые в этом случае упражнения должны быть направлены на сопряженное совершенствование двигательного навыка и на развитие соответствующих физических качеств (например, вбрасывание набивного мяча и т.д.).

Контроль технической подготовленности

Комплексный подход к контролю технического мастерства является наиболее объективным. Он позволяет:

  • оценить уровень технической подготовленности в условиях педагогического тестирования;
  • определить количество и качество выполнения технических приемов в условиях соревновательной деятельности;
  • охарактеризовать техническое мастерство с помощью экспертных оценок специалистов.

В практике подготовки резервов применяется группа специальных тестов, оценивающих в той или иной степени способность юных футболистов к освоению отдельных технических приемов и их сочетаний, а также уровень технического мастерства на данный период контроля. В табл. 6 представлены контрольные нормативы в следующих тестах:

1. Удары по воротам на точность. Выполняются по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м (мальчики 10-12 лет - с расстояния 11 м). Футболисты 10-15 лет посылают мяч по воздуху в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Юноши 16-18 лет посылают мяч в половину ворот (мяч должен пересечь линию ворот по воздуху и коснуться земли не ближе чем в 10 м за воротами). Выполняется по пять ударов каждой ногой любым способом. Учитывается сумма попаданий.

2. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Выполняется с линии старта (30 м от линии штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая стойка ставится в 10 м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще три стойки) и, не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. Если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается, даются три попытки, учитывается лучший результат.

3. Жонглирование мячом. Выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешнёй частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности, без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром.

Вратари выполняют следующие упражнения:

1. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов). Выполняется по коридору шириной 10 м.

2. Вбрасывание мяча рукой на дальность. Выполняется по коридору шириной З м, разбег не более четырех шагов.

Необходимо отметить, что смоделировать игровые ситуации в стандартных контрольных упражнениях, чтобы они полностью соответствовали показателям информативности и надежности, крайне трудно. Поэтому результаты тестирования обычно дополняют данными экспертных оценок тренеров и показателями объема, разносторонности, эффективности и надежности соревновательной деятельности юных футболистов.


ГЛАВА 2. Методы и организация исследования

Методы исследования

В ходе проведения научно-педагогического исследования нами были использованы широко известные и применяемые в исследовательской педагогической практике методы. Помимо общепедагогических методов исследования, таких как анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, применялись также методы математической статистики, нередко используемые в спортивной метрологии. Аннализ научно-методической литературы подразумевает сбор и анализ научных данных по изучаемой теме, а поиск информации о достижениях и разработках, рассмотрение различных точек зрения. Педагогическое исследование предполагает восприятие особенностей интересуемого для исследователя процесса с целью фиксации конкретных фактов об изучаемых явлениях. Педагогическое тестирование является одной из форм, используемых для выявления уровня возможностей (знаний, умений и навыков) обучающихся с помощью специально подобранных тестов. Методы математической статистики, способствующие реализации сбора и анализа статистических данных, применяются в физической культуре и спорте для обработки числовых величин.

В результате проведения анализа научно-методической литературы была раскрыта сущность проблемы технической подготовки футболистов 13-14 лет, изучены работы различных авторов по теме. Нами обозначены противоречия между степенью разработанности и изученности технической подготовки футболистов, которая представлена в основном в трудах советских ученых, и характерными чертами современного футбола, которые требуют на сегодняшний момент высокого технического мастерства спортсменов для решения сложных задач во время игры в минимально короткий промежуток времени, а значит и новых решений проблемы. Это позволило обосновать актуальность данной работы, определить состояние проблемы, оставить задачи для дальнейшей работы по этой теме, а также подобрать методы исследования. При этом в ходе работы были выделены средства и методы применяемы в большей степени в учебно-тренировочном процессе.

Для определения уровня технической подготовленности футболистов 13-14 лет, занимающихся и входящих в этап тренировочной специализации, было проведено тестирование на констатирующем этапе. Испытуемые были поделены на контрольную и экспериментальную группу (по 15 человек), имеющих минимальные числовые различия в уровне технической подготовленности. Данная работа была проделана для дальнейшего введения подобранных средств в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы, чтобы проследить динамику изменений подготовленности и сравнить с результатами контрольной группы. Это позволит оценить эффективность предложенных средств и методов и будет иметь практическую значимость для физкультуры и спорта.

В ходе исследования было проведено 3 теста: жонглирование мячом, удары по воротам на точность, ведение мяча с обводкой стоек, с ударом по воротам. Данные тесты являются стандартными для проведения контрольно-вступительных испытаний в СШ. В связи с тем, что моделирование постоянно меняющейся обстановки игры с наличием множества внешних факторов осуществить крайне сложно, для большего соответствия тестов критериям точности, информативности и надежности в практике учебно-тренировочного процесса ведется систематическое наблюдение и оценивание эффективности деятельности спортсмена, а также экспертное оценивание тренером результатов испытаний. Поэтому при оценке результатов в данной работе необходимо учитывать невозможность обеспечить проведения экспертной оценки в связи с отсутствием опыта тренерской работы, а также малый срок наблюдения за деятельностью конкретных спортсменов.

Для полевых игроков:

10

11

12

13

14

15

#1046;онглирование мячом (кол-во раз) финты

8

10

12

20

25

#1059;дары по мячу ногой на точность (число попаданий)

6

7

8

6

7

8

#1042;едение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)

-

-

-

Тест 1. Жонглирование мячом выполняется на открытой площадке, без видимых помех (футбольное поле). Испытуемый старается удержать мяч в воздухе, предотвращая его падение на землю ударами различными частями ног, бедер, головой, не запрещается касание мяча груди. Ошибкой считается, если спортсмен более двух раз коснется мяча одним и тем же способом. В этом случае это касание не засчитывается. Время не ограничивается, оценивается количество ударов. Дается одна попытка.

Тест 2. Удары по воротам на точность производятся с небольшого разбега в 3-4 шага с линии штрафной площади. Для возрастной группы 13-14 лет ворота делятся на три равные части с помощью вертикальных линий. Удар должен производиться по неподвижному мячу поочередно по 5 раз обеими ногами. Перед каждым ударом испытуемому задается зона для попадания, в которую он должен направить мяч по воздуху. Если спортсмен попадает не в ту зону, либо в штангу, удар не засчитывается. Оценивается количество точных попаданий по запросу.

Тест 3. Ведение мяча с обводкой, с ударом по воротам. В этом тесте засекается время выполнения, дается три попытки, которые можно выполнить с перерывом в 2 минуты, засчитывается лучший результат с наименьшим временем. На расстоянии 30 метров от линии штрафной площадки находится линия старта. По сигналу футболист начинает движение с мячом по прямой 20 метров, затем обводит 4 стойки, находящиеся дуг от друга в 2 метрах, далее выполняет удар перед линией штрафной площадки. Удар должен быть выполнен не бьющей ногой. Время останавливается по пересечению мяча линии ворот. Предусмотрены штрафные секунды: в случае, если будет задет или сбит конус ногой или мячом дается дополнительно 2 секунды за каждую ошибку, выполнен удар мимо ворот или в штангу – плюс 6 дополнительных секунд.

Данное тестирование проводилось в рамках констатирующего этапа, для определения исходного уровня технической подготовки в контрольной и экспериментальной группе футболистов 13-14. Каждая группа состояла из 15 человек. Также был проведен анализ научно-методической литературы, определены средства и методы технической подготовки футболистов, которые в дальнейшем в ходе формирующего этапа будут внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы для доказательства их эффективности.

Организация исследования

Данное исследование проводилось среди футболистов 13-14 лет, занимающихся футболом на этапе тренировочной (начальной) специализации на базе МБОУ Таятская ООШ им. героя России И. Кропчева, Красноярский край, Каратузский р-он, с Таяты. Были выделены контрольная и экспериментальная группы, состоящие из 15 человек.

За пройденный период времени осуществлены первый этап, который заключается в анализе научно-методической литературы (февраль 2022 – май 2022, сбора данных, анализ учебных пособий по теме исследования. Была сформулирована актуальность цели и задачи. По проблеме технической подготовки спортсменов была собрана актуальная информация, которая включена в первую главу данной исследовательской работы. В подглавах освещена историческая справка игры футбол, определения основных понятий, таких как «техника» и «техническая подготовка» и других связанных с ними, также выделены анатомо-физиологические особенности изучаемого возраста спортсменов, рассмотрены упражнения и методы, которые активно применяются в учебно-тренировочном процессе. По изученному материалу были сделаны выводы, определяющие направление дальнейшей работы.

Второй, констатирующий, этап состоял в проведении тестирования уровня технической подготовленности спортсменов, занимающихся футболом. Контрольно-нормативные испытания были проведены в декабре 2022 года на поле для мини-футбола стандартных размеров. Поле имеет искусственное покрытие с резиновой крошкой. В это время у футболистов, испытуемых групп шел предсоревновательный период. Футболистам было предложено стандартных 3 теста.

Также на этом этапе были подобраны упражнения и представлены методы, эффективно дополняющие изучение и тренировку технических приемов. Они подлежали внедрению на формирующем этапе в учебно-тренировочный процесс и проверке на результативность в контрольном этапе.

Результаты тестирования на начало эксперимента

Жонглирование мячом (кол-во раз) финты

Удары по мячу ногой на точность (число попаданий)

Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)

КГ

20

4

12,1

ЭГ

19

4

12,2


Заключение

Изучение и анализ научной литературы показали, что техническая подготовка футболистов является важной частью специальной подготовки. Исходя из приказа Минспорта России "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол", техническая подготовка футболистов составляет в среднем 23-30% объема общей подготовки.

Возрастной период 13-14 лет является начальным этапом полового созревания юношей и вместе с тем затрагивает сенситивные периоды развития некоторых физических качеств (быстрота), в результате чего в организме подростка происходит бурная перестройка многих процессов. Все это оказывает существенное воздействие на эффективность технической подготовки футболистов.

Проанализировав программный материал по футболу, мы выяснили, что данный возрастной период входит в этап тренировочной специализации.

С учетом возрастных особенностей занимающихся наиболее часто применяются для обучения техническим приемам методы целостно-конструктивного упражнения, сопряженного воздействия и игровой.

Упражнения подбираются в зависимости от конкретных задач тренировки.

В качестве средств обучения техническим приемам, используются упражнения: ведения с ускорениями, обводки стоек, отбор мяча у партнера «ударом», «толчком», поочередные передачи мяча, передачи мимо препятствий, удары по мячу в движении, по воротам, с подачи партнером, в цель, остановки мяча по сигналу, остановки после поворота, в движении и т.д..


Библиографический список

1. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ. М.,1980. 16 с.

  1. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов по футболу. Омск, 1988. 19 с.
  2. Витковский З.Н. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез. М., 2003. 20 с.
  3. Выжгин В.А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола. М., 1972. 18 с.
  4. Золотарев А.П., Шамардин А.И. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов: Учеб. метод. Пособие
  5. Зонин Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов. М.: Физкультура и спорт, 1998. 21с.
  6. Папян Г.Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки юных футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности
  7. Петухов А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов. М.,1990. 22 с.
  8. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов
  9. Савин С.А. Футболист в игре и на тренировке. М.: Физкультура и спорт
  10. Специальная подготовка футболистов: Метод. рекоменд. / Подгот. Г.А.
  11. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры учета соревновательной деятельности. Краснодар, 1996. 24 с.
  12. Чанади А. Футбол. Техника. М.: Физкультура и спорт, 1978. 256 с.
  13. Шестаков М.М. Индивидуализация технико-тактической подготовки
    квалифицированных футболистов с учётом их морфофункциональных
    особенностей. М., 1984. 24 с.
  14. Штуденер Х., Вольф В. Тренировка футболистов. М
  15. Бойченко С. Взаимосвязь ловкости с техническим мастерством футболистов // Теория и методика физического воспитания и спорта, 2005. - № 2. - С. 3-5.
  16. Гиффорд К. Футбол. Наглядное пособие по самой популярной игре. - М.: Дрофа, 2009. - 96с.
  17. Голомазов С. Причины технического брака // Методические разработки для слушателей ВШТ. - Вып.7. - М., РГАФК. - 1998. - 51 с.
  18. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2012. - 264 с.
  19. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В. Спортивные игры: Учебник.- Академия, 2014. - 233с.
  20. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). - М.: Лептос, 2012. - 368 с.
  21. Зимин Е. В. Мастерство в твоих руках. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 96 с.
  22. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе : автореф. дис . д-ра пед. наук: - Краснодар. - 1997. - 44 с.
  23. Кочетков А. Управление футбольной командой. - М.: Слово, 2012. - 170с.
  24. Кузнецов А. Футбол: настольная книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 176 с.
  25. Кук М. Самый популярный учебник футбола. - М.: Просвещение, 2009. - 126с.
  26. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки футболистов. - М.: Академия, 2010. - 176с.
  27. Монаков Г. Подготовка футболистов. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 288с.
  28. Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке. - М.: Олимпия, 2008. - 280с.
  29. Саскевич А.П. Комплексы специально-подготовительных упражнений для обучения технике игры в футбол с подключением периферического зрения на этапе начальной спортивной специализации: практические рекомендации. - Пинск: Полесский государственный университет, 2012. -14 с.
  30. Сиренко П. Развитие двигательных качеств у футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 140с.
  31. Сухобский А. В., Огородников С. С. Начальная техническая подготовка юных футболистов // Молодой ученый. -- 2014. -- №6. -- С. 851-855.
  32. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2010. - 480 с.
  33. Шадриков В. Д. Деятельность и особенности. - М. : Логос, 2013 - 320 с.
  34. Яковлев А.Н. Определение рациональной структуры физической подготовки юных спортсменов в структуре технических навыков игры в футбол / // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10. - С. 177-182.

Приложение1

  1. Быстрое ведение мяча 20-30м — удар в заданную треть ворот.
  2. Обводка стоек (4-5 стоек) — удар по воротам — на время.
  3. Ведение мяча 20-30м, обводка стоек (4-5 штук) — длинная передача партнеру — на время.
  4. В качестве специфических для футбола средств, направленных на повышение скоростного потенциала, можно использовать также следующие упражнения:
  5. Ведение мяча на время — 20-40м
  6. Ведение мяча (20м), обводка 4-5 стоек на время
  7. Быстрое освобождение от персональной опеки — игрок находится в поле (без мяча), ему противодействует “противник”, по сигналу тренера игрок делает два-три быстрых обманных движения и резко ускоряется на 20-30м.
  8. По аналогии с вышеизложенным группой футболистов (без мяча) выполняются упражнения: “создание искусственного офсайда — по отношению к команде противника”, “избежание создания офсайда — по отношению к своей команде”, “быстрое построение (перестроение) линии защиты (нападения)”.
  9. Выход на мяч — игрок в поле стремительно ускоряется (20-25м) к предполагаемому месту приземления мяча в то время, как другой игрок выполняет удар (либо вбрасывает мяч) из стандартного положения.
  10. Ценными также являются упражнения с мячом, выполняемые с партнерами или в группах.
  11. Игроки выстраиваются колоннами навстречу друг другу.

Игрок А передает мяч игроку В и тут же стартует, обегает оба флажка, расположенных с его стороны, и становится в конец противоположной колонны В. Игрок В принимает мяч, обрабатывает его, ведет до определенной отметки, делает оттуда передачу следующему игроку в колонне А, стартует, обегая флажки сбоку, и становится в конец колонны А.

  1. Четыре игрока становятся по углам квадрата со стороной 15м. В центре этого квадрата лежит много мячей. По сигналу игроки резко стартуют к центру квадрата, подхватывают по мячу и ведут его в свой угол. Доведя его туда, сразу же снова кидаются к центру за вторым мячом и т.д.
  2. Разрешается также “воровать” чужие мячи, но только из противоположного угла. Выигрывает тот, у кого к моменту, когда все мячи разобраны, их будет больше всего.
  3. Вариант: кто быстрее всех приведет в свой угол 5 мячей.
  4. Игрок из группы С, выстроившейся в колонну по одному у линии, обозначающей короткую сторону прямоугольника, стартует, получает передачу от игрока А, на высокой скорости обрабатывает мяч, играет “в стенку” с игроком В и отдает его обратно игроку А, а сам в спринтерском темпе обегает флажок, установленный в середине противоположной стороны прямоугольника, и возвращается в конец своей колонны.
  5. Параллельное упражнение со сменой мест для пар игроков. Игрок А передает свой мяч вправо, а игрок Д — влево. Игроки В и С получают мяч и ведут его, обводя флажок с внешней стороны, и делают передачу игрокам А и Д, обегающим их сзади, а заодно и с внутренней стороны флажков и с линии штрафной площади бьют по воротам. Затем игроки меняются местами. Упражнение проводится в соревновательной форме.
  6. Параллельное упражнение для пар игроков. Один из двоих ведет мяч, второй бежит параллельно. Перед самым флажком ведущий мяч играет “в стенку”, причем ответный пас идет к линии штрафной площади, откуда и производится прицельный удар по воротам. Форма упражнения — соревновательная.
  7. Четыре группы игроков располагаются по углам футбольного поля вдоль боковых его линий . По свистку первый игрок в каждой из групп ведет мяч в быстром темпе вдоль боковой линии до самой средней линии поля и оттуда делает нацеленную передачу первому игроку другой колонны своей половины поля, после чего в спринтерском темпе бежит в “хвост” своей группы. Игроки А, В, С и Д соревнуются между собой.
  8. Игроки располагаются двумя колоннами по одному , у каждого первого игрока по мячу. Сначала стартует игрок А: он в быстром темпе ведет мяч до линии штрафной площадки и наносит оттуда прицельный удар по воротам. В этот момент стартует с мячом игрок В. После удара игрок А поворачивается и бежит в направлении В, чтобы помешать ему. После того, как игрок В обведет игрока А, он бьет по воротам и сразу же бежит, чтобы помешать следующему игроку группы А выйти с мячом на ударную позицию. Это упражнение помогает игроку отработать умение резко переходить от атакующих действий к оборонительным и наоборот.
  9. Так же, как и в предыдущем упражнении, игроки выстраиваются в две колонны по одному. Игрок А на максимальной скорости ведет мяч, с линии штрафной площади бьет по воротам, затем поворачивается и бежит в направлении начавшего уже к этому времени движение в сторону ворот игрока В. Тот, увидев повернувшегося к нему игрока А, играет с ним “в стенку”, получает мяч на линии штрафной площади, обрабатывает его на скорости и бьет по воротам, после чего поворачивается в сторону начавшего уже движение с мячом следующего игрока А и зеркально повторяет упражнение. Все упражнение проделывается в максимально высоком темпе. Цель упражнения — отработать умение действовать в условиях крайнего дефицита времени.
  10. Упражнение выполняется каждым из игроков в максимально высоком темпе. Игрок В бежит к отметке, где установлен флажок и где он получает мяч, адресованный ему сюда игроком А, ведет его в быстром темпе за второй флажок, откуда передает его следующему игроку группы А, а первый игрок А после передачи перебегает на место В. Упражнение выполняется попеременно в обе стороны. После этого реализуется усложненный вариант данного упражнения.
  11. Упражнение также выполняется в соревновательной форме. Игрок А ведет мяч “слаломом” между стойками (флажками). Игрок В стартует с другой стороны из глубины поля и бежит в спринтерском темпе к линии штрафной площади, где получает передачу от игрока А, которую тот делает после того, как он обвел последнюю стойку.
  12. Жонглирование мячом на месте и в движении одной и поочередно обеими ногами, ударяя подъемом, внутренней и внешней сторонами стопы, бедром и т. д.
  13. Удары по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему по воздуху мячу изучаемым способом (внутренней стороной стопы, подъемом, носком и т. д.) с места и с раз бега (одного и более шагов) в стенку, сетку, ворота, партнеру и т. п.
  14. Удары по подвешенному мячу.
  15. Удары в цель. Игрок с линии штрафной площадки выполняет удары по воротам, размеченным на шесть квадратов. Вариант 1: игрок последовательно поражает квадраты с 1 по 6. Вариант 2: игрок стремится попасть в тот квадрат, который ему во время разбега указывает преподаватель или партнер, стоящий за воротами. Например: поднятая правая рука вверх - в сторону — необходимо попасть в квадрат 3; поднятая рука в сторону - вниз — необходимо поразить квадрат 2 и т. д.
  16. Удары в цель через препятствия (щиты, партнеры, стойки и т. п.). –
  17. Удары на точность и дальность с изменением расстояния и траектории полета мяча. Игроки выполняют удары из коридора А и должны последовательно попасть мячом в коридоры А, Б, В, Б, А или попасть в тот коридор, в котором - до удара располагается его партнер.
  18. Ведение мяча в различных направлениях по прямой, по кругу, змейкой и т. д. в равномерном темпе и со сменой скорости движения.
  19. Ведение мяча вокруг стоек, флажков, пассивно играющих партнеров, расположенных на различном расстоянии
  20. Ведение мяча вокруг стоек или пассивно играющих партнеров с имитацией обманных движений.
  21. Бег в сочетании с внезапными остановками и рывками произвольно и по сигналам.
  22. Во время бега по сигналу или в определенном месте игрок выполняет выпад в одну сторону, затем делает рывок в другую.
  23. Во время бега по сигналу игроками выполняются движения телом в стороны.
  24. Ведение мяча, имитация удара, продолжение ведения мяча.
  25. Игрок ведет мяч, посылает его мимо стойки или пассивно играющего партнера с одной стороны, а сам обегает его с другой стороны.
  26. Один игрок выполняет изучаемый финт, другой оказывает ему пассивное или активное противодействие в определенной зоне.
  27. Игрок 1 получает мяч от игрока 2 и в движении за счет финтов пытается его обыграть и поразить ворота. Игрок 2 оказывает активное противодействие.
  28. На ограниченной площадке две команды по 2—5 игроков в каждой при помощи финтов ведут борьбу за мяч.