СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: Статья посвящена вопросам учета лингводидактического аспекта в формировании у детей связной устной речи. В статье определены основные понятия «язык», «речь», «связная речь», «методика» и «лингводидактика», а также проведен критический обзор мнений отечественных и зарубежных авторов. Автором представлен обобщенный анализ опыта использования творческого пересказа в процессе формирования связной устной речи у дошкольников и сформированы критерии оценки формирования и развития связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: Статья посвящена вопросам учета лингводидактического аспекта в формировании у детей связной устной речи. В статье определены основные понятия «язык», «речь», «связная речь», «методика» и «лингводидактика», а также проведен критический обзор мнений отечественных и зарубежных авторов. Автором представлен обобщенный анализ опыта использования творческого пересказа в процессе формирования связной устной речи у дошкольников и сформированы критерии оценки формирования и развития связной речи.

 Особенности формирования синтаксической структуры предложения у детей с ОНР

Для успешной коммуникативной деятельности ребёнку надо овладеть целым арсеналом языковых средств, на основании которых протекает понимание речи окружающих и формирование личных речевых выражений. При такой сложной речевой патологии как общее недоразвитие речи нарушено формирование всех трёх частей языковой системы: лексики, грамматики и фонетики.

Впервые научное объяснение общему недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной в 50 – 60 – е гг. 20 века.

Нарушение грамматического строя речи изучалось многими выдающимися учёными - дефектологами, в том числе В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшиковым, В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович,
Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской. При этом, нарушение морфологической системы языка у детей с ОНР остаётся более освещенным вопросом данной проблемы. Следовательно особый смысл приобретает описание нарушений синтаксической системы языка у этой группы дошкольников, что объясняется также особым значением синтаксиса в процессе речепроизводства.

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

Как указывают Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, при многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраиваются усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально – языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития [41].

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

По мнению Л.Н. Ефименковой, нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтагматические структуры [14].

Несформированность языковых обобщений может носить первичный характер (алалия, детская афазия) и вторичный (дизартрия). В последнем случае у детей наблюдается нарушение как на моторном, так и на языковом уровне порождения речи. Однако у детей с ОНР к началу школьного возраста уровень сформированности лексико-грамматических средств языка значительно отличается от нормы. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Проявления аграмматизмов отмечались не только в устной речи детей с общим недоразвитием речи, но и при овладении ими письмом.

У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Е.Ф. Соботович выделяет 2 группы детей с ОНР (моторной алалией). В 1-й группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2-3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: «Мама мыэ мяси» (Мама моет мячик); «Деси иду коле» (Дети идут в школу); «Десъка касалъ касена» (Девочка качалась на качелях). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из 3 семантических компонентов: субъект - предикат - объект; субъект - предикат - локатив [37].

Как видно из примеров, в структуре предложений сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.

Во 2-й группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: «Много в лесу» (Дети собрали в лесу много грибов); «Молоко разлило» (Молоко разлито котенком) [37].

С точки зрения Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения [19].

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.

Т.В. Волосовец отмечает, что на глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушений грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении [30].

В работах многих исследователей выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных;

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных;

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями;

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени;

5) неправильное употребление предложно – падежных конструкций.

При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Значительные трудности в овладении навыками оформления синтаксической стороны речи у детей с ОНР, по мнению Л.С. Волковой, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, морфологического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении синтаксической стороной речи. Нарушения синтаксических операций у детей с ОНР проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Нарушения формально-грамматического (поверхностного) синтаксиса являются характерными для всех групп детей с алалией и проявляются в неспособности правильно использовать синтаксические, лексические, морфологические средства языкового оформления высказывания [47].

С.Н. Сазонова отмечает, что к пяти годам речь ребенка должна стать развернутой, при этом не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, так как предполагают использование предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и пр. Для этого ребенок должен овладеть словами как частями речи. Ему необходимо научиться различать их по конфигурации и извлекать общую смысловую роль. Дети с недоразвитием речи показывают недостаточную сформированность как глубинного (смыслового), так и поверхностного (грамматического) синтаксирования. Испытывая затруднения в языковых средствах оформления мысли, такие дети пользуются фрагментарными, простыми предложениями с неправильной грамматической структурой, пропусками лексических единиц, что приводит к искажению смыслового содержания высказывания. Распространенность и стойкость этих нарушений, невозможность их самостоятельной компенсации делают необходимой разработку в рамках системы коррекционного обучения специальной методики, направленной на формирование синтаксической структуры предложения [34].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР существует определённый дисбаланс развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально – языковых компонентов, при всём этом искажается общая картина речевого развития. Синтаксическая структура детей с ОНР характеризуется следующими особенностями: пропуск членов предложения, зачастую предикатов; необычный порядок слов в предложении, даже при повторении предложений, нарушенное согласование  слов в предложении.

Нарушения синтаксических операций существенно затрудняют процесс развития дошкольника, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности (с возрастом развитие речи становится всё более тесно связано с развитием мышления), препятствуют овладению школьной программой. Поэтому изучение особенностей синтаксических нарушений у детей с ОНР и разработка дифференцированных методов их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.

Выводы

Анализ изученной литературы показал, что с лингвистических позиций интерес к процессу продуцирования отдельного высказывания объясняется центральным положением предложения в синтаксической системе языка, о чём свидетельствует ряд признаков, характеризующих данную синтаксическую единицу:

Во-первых, предложение принадлежит к числу коммуникативных знаков, а именно к числу комплексных знаковых образований, способных служить передаче сообщения. При этом предложение выступает как минимальная коммуникативная единица, непосредственно соотносящаяся с минимальным коммуникативным действием - речевым актом

Во-вторых, предложение, являясь конструктивным знаком, соотносится с внеязыковой реальной или мыслимой ситуацией как с своим комплексным денотатом в предметном ряду и соответственно с комплексным сигнификатом в мыслительном ряду. Иными словами, предложение вычленяет действительности тот или иной её фрагмент и представляет этот отрезок действительности как расчленённое и вместе с тем целостное единство. Денотатом этой синтаксической единицы является не только совокупность предметных участников ситуации, но также их отношения и свойства.

Изучением синтаксической структуры предложения занимались: А.Н. Гвоздев, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова, А.Г. Зикеев, Т.Б. Филичева.

Формирование синтаксической структуры предложения, осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Общее недоразвитие речи — это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами и дети не овладевают самостоятельной речью, а с возрастом эти расхождения становятся все более заметными.

У детей с ОНР отмечается нарушение формирования синтаксической структуры предложения, которое проявляется в следующем: пропуск членов предложения, зачастую предикатов; необычный порядок слов в предложении, даже при повторении предложений. Нарушения синтаксической  структуры предложения проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса детям с ОНР представляется сложным овладение семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), организация семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Так, изучению речи детей с общим недоразвитием речи посвящены работы таких авторов, как Жуковой Н.С., Лалаевой Р.И., Левиной Р.Е., Мастюковой Е.М. , Соботович Е.Ф., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Шепелева Д.Ж..

Дети с общим речевым недоразвитием пользуются только самыми простыми предложениями. При необходимости построить более сложные предложения, выражающие, например, цепь взаимосвязанных действий с разными предметами, дети испытывают большие затруднения. В одних случаях они стараются длинные предложения разделить на несколько коротких, в других случаях им совершенно не удается включить в последовательные действия все данные в ситуации предметы.

У детей данной категории в самостоятельных высказываниях очень часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. Выразить эти причинно-следственные отношения в предложении не всегда удается.