Школьная библиотека на современном этапе
Школьная библиотека на современном этапе с основыми задачами и функциями.
Из учебно-вспомогательного в информационно-образовательную структуру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная библиотека на современном этапе
В настоящее время все школы Российской Федерации массово перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и полного общего образования (ФГОС), которые обозначили новые требования к организации деятельности школьной библиотеки. Из учебно-вспомогательного подразделения она переростает в информационно-образовательную структуру, центр внеурочной жизни всего школьного сообщества, призванный накапливать, сохранять и распространять информационные ресурсы, развивать навыки информационно-поисковой деятельности учащихся, обеспечивать доступ к книге, как основе формирования и развития общей культуры, инструменту удовлетворения познавательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения.
Основные задачи школьной библиотеки:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и преподавателей путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания;
- содействие развитию творческих способностей школьников, формирование духовно богатой, нравственно здоровой личности;
- организация информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных потребностей в саморазвитии;
- интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества по приобщению школьников к чтению;
Функции школьной библиотеки:
- информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и учителей учебной и методической литературой);
- научная и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек);
- деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению: читательские конференции, обзоры книг и др.);
- реализация мероприятий в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки);
- комплектование фондов;
- ведение учетной и планово-отчетной документации.
Школьная библиотека живет в многомерном информационноправовом пространстве, которое регулируют нормативно-правовые акты разных уровней.
15 июня 2016 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 715 была утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (далее – Концепция), в которой были сформулированы базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. В Концепции современная школьная библиотека определена как социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества, ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков. Здесь же отмечена необходимость переосмысления роли и места школьной библиотеки в образовательном процессе, обусловленного процессами цифровизации и повышением роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности.
Школьная библиотека – пространство, в меньшей степени регламентированное стандартами и регламентами системы образования, чем школа в целом, и за счет этого потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью. Это дает возможность библиотеке сохранить свою ценность и свое место в системе образования, при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функциональности традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.
Чаще всего работу школьной библиотеки возглавляет и ведет один сотрудник, на которого ложится колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников, проведение массовых мероприятий и многое другое. Понятно, что библиотекарь школьной библиотеки ограничен во времени для разработки большого количества разнообразных мероприятий. Школьная библиотека не обладает таким большим и разнообразным фондом, материальными и техническими ресурсами, как публичная библиотека. А публичная библиотека испытывает трудности с организацией аудитории для своих мероприятий. Поэтому взаимодействие этих двух структур (как в стенах школы, так и за ее пределами) будет полезным и взаимовыгодным.
Сотрудничество между школьной и публичной библиотекой может развиваться в следующих направлениях:
- разработка и проведение совместных массовых мероприятий (встречи с писателями; обзоры новинок художественной литературы, лектории, виртуальные путешествия, библиоквесты и т.д.);
- организация в школьной библиотеке передвижных выставок из фондов публичной библиотеки по учебной программе;
- подготовка и издание совместных методических пособий и рекомендаций по популяризации чтения;
- использование компьютерной базы публичной библиотеки для познавательной деятельности учащихся;
- организация на базе публичной библиотеки, клубов и кружков дополнительного образования для учащихся школы и т.д.
Современный школьный педагог-библиотекарь – это не пассивный сотрудник, занятый исключительно обеспечением школьников книгами и учебниками, а соавтор педагогического процесса, призванный оптимизировать получение знаний и навыков с использованием различных способов сбора, анализа, обработки, систематизации и передачи информации.
Для педагога-библиотекаря возникает необходимость постоянного усовершенствования профессиональных знаний и практических навыков. Поднять свой профессиональный уровень на новый этап помогут:
- чтение конкретных профессиональных периодических изданий;
- чтение и просмотр профессиональной и художественной литературы;
- работа над индивидуальной методической темой;
- посещение семинаров, тренингов, конференций и др.;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- формирование портфолио;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии и др.
Можно смело утверждать, что современная школьная библиотека – это не просто книгохранилище. Сегодня это, действительно, один из центров общественной жизни школы. И этот центр может влиять на развитие детей и молодежи, их духовных потребностей, на развитие информационной грамотности, умения учиться.