Эфферентная моторная афазия

Кубанова Кяусар Хасановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efferentnaya_afaziya.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эфферентная моторная афазия Подготовила: студентка 2 курса магистратуры гр. МКЛ21 Кубанова Кяусар Хасановна Проверила : д.пед.н ., зав. кафедры « ДиИО » Скуратовская Марина Леонидовна Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Слайд 2

Механизм и локализация Поражение 44 поля (зона Брока ), которое располагается в задней часть третьей лобной извилины и проявляется в грубом нарушении устной экспрессивной речи Центральный механизм – патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннервации, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляторных (речевых) движений на другую (является центральным дефектом).

Слайд 3

Клиническая картина Из-за грубых персевераций становится невозможным конструирована и произнесение предложений.

Слайд 4

Клиническая картина Дефекты переключения , персеверации идут на фоне нарушения просодики речи, то есть нарушения ударения, ритмико -мелодической структуры, интонации: голос плохо модулирован, слоги равноударны , речь скандированная, бедно интонированная. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами. Продуктивность ее резко снижена. При грубейшим нарушении устная речь замещается речевым эмболом , эхолалиями .

Слайд 5

Психологическая картина речи

Слайд 6

Н ейропсихологический синдром Нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия), возникающее из-за нарушения того же механизма; нарушаются предметные действия (апраксия), но только те из них, выполнение которых требует кинетической организации движений, т. е. динамический праксис , нередко встречается гипомимия .

Слайд 7

Восстановительное обучение при эфферентной моторной афазии Цветкова Л.С.

Слайд 8

Центральная задача , которая в этих случаях стоит перед логопедом, заключается в преодолении патологической инертности и восстановлении динамической схемы произносимого слова, которая бы позволила плавно переходить от одной артикуляции к другой . Цель обучения - восстановление устной речи, письма и чтения, т. е. восстановление вербальных форм коммуникации. Она может быть реализована при решении конкретных задач : а ) общего растормаживания речи; б ) преодоления персевераций , эхолалий ; в) восстановления общей психической и вербальной активности больного

Слайд 9

Стадии восстановительного обучения при ЭМА Первая стадия обучения . Задача - восстановление у больного способности активного выделения и произнесения слова или ряда слов из упроченных автоматизированных речевых рядов. Цель - снятие грубых персевераций, эхолией , растормаживание речи. Для этого необходимы такие методы обучения, которые бы способствовали переводу речи больного на произвольный уровень, т.е. осознанию своей речи к произвольному говорению. Этот произвольный осознанный способ говорения может создать необходимые условия для преодоления персевераций. Этой же задаче служит и второй способ - переключение сознания больного с произносительной стороны речи на ее смысловую сторону. Восстановительное обучение больных с этой формой афазии начинается с методов общего растормаживающего влияния на речевые механизмы . Однако уже на этой первой стадии обучения при эфферентной моторной афазии центральной задачей является активное выделение отдельных слов из привычных упроченных в прошлом опыте речевых рядов. Восстановительное обучение начинается с пассивного построения известных речевых рядов сопряженно-отраженным методом . Персеверации преодолеваются здесь приемом напевного и протяжного повторения каждого слова из ряда; тем самым повторение отдельного слова оказывается отставленным во времени. Это вырабатывает у больного плавную, замедленную и протяжную речь.

Слайд 10

Стадии восстановительного обучения при ЭМА После завершения работы, в процессе которой больной преодолевает персеверации, переходят к восстановлению некоторой активности речи . Для этого применяется метод дополнения фразы до целого, который используется здесь в целях восстановления произнесения отдельного слова из фразы: Жил старик со своею.. у самого синего... т . д . Выделенные таким образом слова закрепляются в ряде упражнений, в которых больной находит соответствующую картинку, затем записывает слово, а затем его читает.

Слайд 11

Стадии восстановительного обучения при ЭМА Вторая стадия обучения. Явления экспрессивного аграмматизма проявляются в неправильном употреблении падежных форм, в частой замене всех падежей нулевой формой слова. С целью преодоления дефектов в процессе обучения особое внимание обращается на актуализацию глагольных форм речи. Сначала работа опирается на картинки , изображающие действия. Логопед вводит слова, обозначающие действия, в разные смысловые контексты, и больному предлагается подбирать к словам предметы, ситуации ( изображенные на картинках), отвечающие данным действиям. Эти же слова-действия вычленяются из стихов, песен. Для этого используются песни, каждая строка которых заканчивается глаголом (травка зеленеет, солнышко блестит... и т. д.). Проводится также и классификация предметных картинок по принципу «что делает?». Все это создает условия для спонтанного появления отдельных слов, прочно связанных с отрабатываемыми ситуациями (дай, на, возьми, хожу, иду и т. д .). Отрабатываемые формы слов на второй стадии закрепляются методом сознательного звуко -буквенного анализа их структуры (приемы: складыванне слов из букв разрезной азбуки с последующей их записью , чтением, проговариванием)

Слайд 12

Стадии восстановительного обучения при ЭМА У больных с эфферентной (кинетической) формой моторной афазии возникают аграмматизмы . Поэтому логопеду необходимо вести работу по их предупреждению. Цель работы - восстановить у больного понимание той связи, которая существует между окончаниями слов и определенными ситуациями. Для этого даются упражнения, где необходимо выполнить определенные смысловые ситуации (метод классификации флексий). Логопед фиксирует внимание больного на разных окончаниях слова (дайте карандаш; рисуйте карандашом; положите тетрадь к карандашу, теперь у вас нет карандаша и т. д.). Можно использовать и серии картинок, на которых изображен предмет в разных отношениях к другим предметам. В этом случае больной должен найти картинку, соответствующую произнесенной логопедом фразе (на столе лежит ложка; нет ложки, ребенок тянется к ложке; мальчик взял ложку; дети едят ложкой суп и т. д.) , и подложить ее к каждой картинке. Затем логопед предлагает больному самостоятельно разложить картинки по соответствующим окончаниям. Только после такой подготовки импрессивной стороны речи можно переходить к восстановлению активного произнесения слов в нужном падеже.

Слайд 13

Стадии восстановительного обучения при ЭМА Описанные стадии восстановительного обучения характеризуются тем, что внимание больного отвлекается от его артикуляции и фиксируется на смысловой организации слово с одной стороны, и на его ритмико-интонационной структуре - с другой. Для снятия инертности речевых процессов, персеверация используется весьма эффективный метод семантических связей слова Больному предлагаются слова, к которым надо подобрать другие, близкие по заданным признакам (или по семантической общности, или по морфологическому признаку, или по оппозиции и т. д.). Этот метод сужает поле поиска и направляет сам процесс актуализации нужного слова. Все описанные методы обучения позволяют восстановить способность активного произнесения не только отдельных слов, после таких занятий могут появиться отдельные фразы стереотипного характера, но это как исключение. Специальное же восстановление фразы начинается на следующей стадии, когда для него уже подготовлена почва предыдущей стадией обучения. Методы восстановления связной речи при эфферентной моторной афазии существенно отличаются от методов обучения фразе, имеющих место при афферентной моторной афазии. Это связано с тем, что при эфферентной (кинестетической) форме моторной афазии нарушается грамматическое и синтаксическое построение фразы. В основе этого нарушения лежат не только дефекты серийной организации слов во фразе, но н более глубокие ее механизмы, связанные с внутренней речью и активностью речевой деятельности..

Слайд 14

Спасибо за внимание! Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М .: Просвещение, 1988. - 207 с.: ил.