презентация

Губаль Лариса Дмитриевна
"Семьи группы риска как социально-
педагогическая проблема"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семьи группы риска как социально-педагогическая проблема Выполнила : Губаль Л.Д. 3 курс , гр . 71-31 заочная форма обучения факультет психологии и социальной педагогики Руководитель : доц ., к.псх.и . Марихин С.В.

Слайд 2

Теоретическое изучение семей группы риска как социально-педагогическая проблема Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи. В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3 лет).

Слайд 3

В настоящее время понятие «семья группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска — это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

Слайд 4

Семьи группы риска характеризуются:

Слайд 5

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Слайд 6

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными , что проявляется в виде следующих признаков:

Слайд 8

Семьи «группы риска» как объект социальной работы По определению современного социолога А.Г. Харчева, семья - исторически точная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или же родственными связями, совместным ведением домашнего хозяйства, взаимной моральной ответственностью Так, А.Г. Харчев рассматривает следующие основные функции семьи:

Слайд 9

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 42 млн. Семей. Из них 24 млн. с детьми В стране насчитывается 7 чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3–4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента. По стажу семейной жизни: семьи молодоженов (до года семейной жизни), молодая семья (до 5-7 лет семейной жизни), семьи среднего супружеского возраста (20-25 лет семейной жизни), пожилые супружеские пары (свыше 25 лет семейной жизни). По социальному статусу и уровню образования: однородные, неоднородные. По географическому признаку: городские, сельские. По управлению семей: патернальные , матернальные , эгалитарные. По особым условиям семейной жизни – внебрачная, приемная, студенческая, гостевая. По качеству отношений: благополучные, неблагополучные. По уровню благосостоянию: малообеспеченная, среднего класса, богатые семьи. По характеру досуга: открытые, закрытые.

Слайд 10

Классификация доктора психологических наук С.А. Беличевой раскрывает причины проблем семей:

Слайд 11

Факторы риска, воздействующие на семьи Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам

Слайд 12

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой :

Слайд 13

Наиболее важное и конкретное для работы социального педагога представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:

Слайд 14

Методы и формы социальной работы с семьями "группы риска" Социальная работа с семьей «группы риска» — это особенным образом сформированная работа, нацеленная на небольшие группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки снаружи. Это одна из видов социальной защиты населения, ключевым содержанием которой считается содействие, помощь, поддержка и восстановление обычного функционирования семьи. Социальная работа с семьей «группы риска» сейчас представляет из себя функциональную работу по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Слайд 15

Наличие определенных социально-педагогических технологий способны оказать реальную помощь в работе с семьями «группы риска», так как складывается своеобразный алгоритм взаимодействия с семьями. Если выстраивать определенную систему работы с семьями группы риска, то она будет включать следующие этапы: Бесценную роль в этом на сегодняшний день выполняют 18 Центров социальной помощи семьи и детям в Санкт-Петербурге.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!