ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Анна Владимировна Овчинникова

В статье рассматривается вопрос применения воспитателем форм и методов психолого-педагогического сопровождения дошкольников и родителей в условиях дошкольгого образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

А.В. Овчинникова

Воспитатель МБДОУ детский сад №20 «Красная шапочка»

г. Пятигорск, Ставропольский край

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOLERS AND PARENTS IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION.

A.V. Ovchinnikova

Educator of MBDOU kindergarten No. 20 "Little Red Riding Hood"

Pyatigorsk, Stavropol Territory

Аннотация: В статье рассматривается вопрос применения воспитателем форм и методов психолого-педагогического сопровождения дошкольников и родителей в условиях дошкольгого образования.

Ключевые слова: психолого-педагогического сопровождение, семейно-ориентированное сопровождение, дошкольное образование, психолого-педагогическая помощь, Педагогическая компетентность родителей.

Abstract: The article deals with the issue of the use by the educator of forms and methods of psychological and pedagogical support of preschoolers and parents in the conditions of preschool education.

Keywords: psychological and pedagogical support, family-oriented support, preschool education, psychological and pedagogical assistance, Pedagogical competence of parents.

Дошкольное детство - это уникальный период жизни человека, когда закладываются важные основы развития личности, требующие особого психолого-педагогического сопровождения и эмоционально-благополучных условий как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. В первичной социализации ребёнка огромную роль играют окружающие его люди и социальные институты. Под этим подразумевается семья и дошкольное образовательное учреждение, при совместной работе родителей и воспитателей можно добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей.

Проблема психолого-педагогического сопровождения дошкольников и родителей в условиях ДО отражена в работах Е.И. Казаковой, Е.А. Александрова, Л.В. Байбородова, И.А. Липского, С.Д.Кириенко, Е.В. Коротаева, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфина и др.

Целью нашей научной работы является исследование форм и методов психолого-педагогического сопровождения дошкольников и родителей в условиях дошкольгого образования.

Для реализации цели нашего исследования необходимо изучить такие вопросы как:

Что такое психолого-педагогическое сопровождение?

Какие задачи психолого-педагогического сопровождения реализуются в условиях дошкольного образования?

Какие формы и методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников и родителей воспитатель может использовать в своей профессиональной деятельности?

Существует множество трактовок термина «психолого педагогическое сопровождение», многие педагоги-практики и учёные дают своё опраделение данного термина, но все они имеют один смысл, что психолого-педагогическое сопровождение - это определённая система совместной работы педагогов и психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для более результативного воспитания и разыития детей в образовательном учреждении.

В трудах Е.И. Казаковой раскрывается проблема психолого-педагогического сопровождения. Она считает что в основе данного феномена лежит системно-ориентированный подход к развитию личности ребёнка, а важнейшим положением данного подхода является опора на внутренний потенциал развития ребёнка [2, с. 34].

Л.Г. Субботина в своих трудах рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения личности, её формирования, создания условий для адаптации в социуме и самореализации во всех сферах жизни, на всех возрастных этапах обучения, воспитания и развития [6, с. 123].

Согласно позиции Эльвиры Михайловны Александровской, психолого-педагогическая сопровождение - это особый вид помощи, целая система методов и форм, которая предназначена для оказания помощи на определенных этапах развития, воспитания и обечения ребёнка. А также для решения возникающих проблем или их предотвращения в образовательном процессе [1, с. 89].

В условиях дошкольного образования задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

- Совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний и взаимодействия с воспитателями, родителями и сверстниками;

- Определение и повышение педагогической компетентности родителей и удовлетворение их потребностей в педагогических знаниях;

- Осуществление экспертной, консультативной и просветительской работ с педагогами, родителями и детьми.

Значении психолого-педагогического сопровождения родителей и детей рассматривается в статьях Н.А. Кудряшовой, С.В. Боклиной, Е.В. Сапрыкиной. По их мнению комплексное психолого-педагогическое сопровождение строится на совместной работе всех сторон образовательного процесса. Родители принимая активное участие в жизни детей, лучше понимают детей и более успешнее выстраивают с ними взаимоотношения. Педагоги взаимодействую с родителями, узнают информацию о ребёнке, что помогает реализовывать индивидуальный подход и подбирать более эффективные методы воспитания, обучения и развития детей [3, с. 177].

Анализ методической литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту. Таким образом выделяют:

Сопровождение родительства. На данном направлении проводится консультативная и просветительская работа с родителями дети которых нуждаются в помощи [5, с. 127];

Сопровождение детей. Это направление по работе педагогов и психологов с гиперактивными, одарёнными детьми, а также с детьми с проблемами в поведении и т.д.

Сопровождение детско-родительских отношений. Данное направление представляет собой нахождение контакта и диалога во взвимодействии между ребёнком и матерью или отцом.

Сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Семейно-ориентированное сопровождение - это вид педагогической деятельности в образовательном учреждении, направленный на совместные, партнерские отношения с семьей воспитанника для воспитания, развития, обучения растущей личности с ориентацией на ценности общества.

Здесь имеется в виду не просто любая форма помощи семье, но и её поддержка. Которая основана на сохранении максимума как свободы, так и ответственности за выбор варианта индивидуального воспитательного воздействия на ребенка с учётом его физического, умственного, духовного развития [4, с.60].

Проблема психолого-педагогического сопровождения в условиях дошкольного образования сейчас актуальна и рассматривается как стратегия развития личности, и тактика реализации её индивидуального потенциала. Для этого воспитатель в своей профессиональной деятельности может использовать следующие формы и методы работы с родителями:

Консультирование. Психолого-педагогическая помощь в понимании особенностей поведения ребёнка (капризы, страхи, непослушание, нарушения сна и аппетита и многое другое);

Активное социальное обучение: тренинги, мастер-классы, родительские собрания, психологические игры и т.д. Всё это направлено на формирование знаний, социальных установок, общения и межличностного взаимодействия;

Обучающие занятия. Обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей, которые способствуют психическому развитию, воспитанию и обучению дошкольников.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является комплексной технологией, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Работая в единстве: педагог, родители, психолого, дети, а также использую различные методы и формы взаимодействия, можно добиться больших результатов в развитии, обучении и воспитании ребёнка.

Список литературы:

Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская.- М., 2008.- 153с.

Казакова, Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. СПб., 2011. — 144 с.

Кудряшова, Н. А. Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста / Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 177.

Монгуш О.О. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 60

Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - с. 319

Субботина, Л. Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательнообразовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 5. – С. 123.

List of literature:

1.Alexandrovskaya E.M. Socio-psychological criteria of adaptation to school / E.M. Alexandrovskaya.- M., 2008.- 153s.

2.Kazakova, E. I. Development support new educational technology // Psychological-pedagogical and medico-social support of child development: Materials of the Russian-Flemish conference. SPb., 2011. — 144 p .

3. Kudryashova, N. A. Pedagogical support and assistance to parents in the upbringing of preschool children / Young scientist. - 2018. - № 6 (192). - P. 177.

4. Mongush O.O. — Text : direct // Pedagogical mastery : materials of the VI International Scientific Conference (Moscow, June 2015). — Moscow : Buki-Vedi, 2015. — p. 60

5.Ovcharova R. V. Psychological support of parenthood. - M.: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2003. - p. 319

6. Subbotina, L. G. Model of interaction of subjects of the educational process in the psychological and pedagogical support of students // Siberian Psychological journal. - 2007. – No. 5. – P. 123.