Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Сухопарова Дарья Владимировна

Технология проблемного обучения в школе помогает активизировать умственную деятельность учащихся и развивает их творческие способности. Проблемное обучение включает самостоятельную поисковую деятельность учеников при усвоении готовых знаний. Применение проблемного метода требует затрат, но при этом формирует личностную мотивацию, развивает мыслительные способности и познавательную активность учеников. Проблемное обучение развивает мыслительную деятельность и требует дифференцированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no-21u_suhoparova_d.v.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в школе помогает активизировать умственную деятельность учащихся и развивает их творческие способности. Проблемный подход к обучению не является новейшим методом, он использовался еще в древности. Проблемное обучение включает самостоятельную поисковую деятельность учеников при усвоении готовых знаний. Применение проблемного метода требует затрат, но при этом формирует личностную мотивацию, развивает мыслительные способности и познавательную активность учеников. Проблемное обучение развивает мыслительную деятельность и требует дифференцированного подхода. Учителя создают проблемные ситуации, а ученики сами ищут способы решения. Традиционное обучение основано на репродуктивной деятельности, в то время как проблемное обучение развивает самостоятельность и исследовательскую деятельность учеников. Мотивация в традиционном обучении связана с деятельностью учителя, в то время как проблемное обучение активизирует интеллектуальные мотивы у учеников.

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения

Критерии

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные

Активные исследовательские методы.

Результаты обучения

Готовые знания

Получение знаний через развитие творческих способностей, мышления.

Деятельность учителя

Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.

Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников.

Деятельность учащихся

Носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.

Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы. Самоконтроль и самооценка деятельности.

         Мотивация

Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.

Интеллектуальные мотивы. Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.

 

Цели, задачи и функции технологии проблемного обучения

Цели проблемного обучения: 

- усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;

- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;

- развитие индивидуальных способностей учащихся.

Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися.

Цели и содержание традиционного обучения в школе ориентированы на усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Методы и приёмы, используемые при проблемном обучении, также направлены на освоение знаний учащимися. Однако при проблемном обучении уделяется больше внимания на воспитание навыков творческого применения знаний, т.е. умение применить полученные знания в новой ситуации и умение решать возникшие проблемы.

Существует две группы проблемного обучения: общие и специальные. Общие функции:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

- развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников;

- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения. Отличительной чертой творческого процесса является способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

Виды творчества: художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Творческий процесс включает этапы столкновения с трудностями и попытки решить проблему с помощью имеющихся знаний, интуитивный поиск решения, логическое обоснование решения.

ВОСПРОИЗВЕДЕННЫЕ НА ПРАКТИКЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ -ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - ЛУЧШЕЕ УСВОЕНИЕ И БОЛЕЕ БЫСТРОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Познавательная активность предполагает самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы. Такой вид деятельности учащихся способствует возникновению интереса к получению знаний и развитию способности самостоятельно мыслить.

Три вида познавательной активности (В.М.Максимова):

Воспроизводящий - получение знаний и способами выполнения действий по образцу.

Интерпретирующий  - применение знаний и способов деятельности в новых условиях.

Творческий - понимание связей между явлениями и самостоятельный поиск решения проблем.

Проблемное обучение предполагает, что ученик выступает в роли субъекта учебного процесса и выполняет творческие и поисковые задания.

Познавательный интерес личности направлен на процесс и результат познания. В познавательный процесс включаются волевые процессы личности, которые способствуют организации деятельности, реализации её этапов и завершения.

Интерес вызывают: содержание учебного материала, и процесс приобретения знаний (лабораторные работы, интересные сообщения учителя о фактах из жизни)

 

Создание проблемных ситуаций в процессе организации учебного занятия

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи, т.к. такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Структура ПО на уроке: постановка проблемы - поиск решения проблемы - описание решения - реализация решения.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением.

Проблемные ситуации бывают двух типов:

- возникшие с затруднением (появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить)

- возникшие с удивлением:

- между несколькими положениями (для создания проблемной ситуации можно учащимся представить одновременно противоречивые факты, точки зрения, столкнуть разные мнения учеников:

- между житейским представлением учеников и научным фактом (можно сообщить научный факт или показать эксперимент как научный факт или использовать другой наглядный пример.

Виды и уровни проблемного обучения.

Научное творчество. Поиск нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.

Практическое творчество. Поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических  учебных проблем.

Художественное творчество. Художественное отображение действительности на основе творческого воображения исключающее рисование, игру.

Виды проблемного обучения

Научное творчество, практическое творчество, художественное творчество.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Уровень обычной активности

Уровень полу- самостоятельной активности

Уровень самостоятельной (продуктивной) активности

Уровень творческой активности

Восприятие учащимся изложенного учебного материала учителем, освоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.

Учащиеся применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы. На этом уровне находятся большинство школьников, которые нуждаются в помощи учителя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.

Выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа. Достигнув этого уровня учащиеся могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом учебника, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.

Выполнять самостоятельные работы требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения.

Уровень проблемного обучения - отражение совокупности процесса обучения и его результата, степени сформированности познавательной самостоятельности , творческих способностей учащихся.

Виды проблемного обучения по М.Н. Скаткину.

Проблемное изложение знаний

Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

Исследовательский метод

Постановка проблемы и показ процесса ее решения

Выдвижение учителем изложения учебного материала с постановкой вопросов в процессе изложения

Включение в поиск решения задач

 

Структура проблемного урока.

Традиционный и проблемный урок имеют общую цель - получение знаний учащимися. Однако проблемный урок отличается от традиционного. Прежде всего, это введение и воспроизведение знаний. Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация, которую учащиеся разрешают в процессе учебной деятельности, под руководством учителя. Результатом этой деятельности становятся приобретенные знания. Одновременно на таком уроке ученики осваивают способы решения проблемных ситуаций. Учителю,  при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения (например умение задавать вопросы и участвовать в диалоге, выдвигать гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию).

При создании проблемных ситуаций, также следует учитывать уровень знаний учеников, психологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к решению проблемы, так как она окажется им не по силам.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

  1. Постановка учебной проблемы
  2. Постановка учебной задачи
  3. Поиск решения
  4. Выражение решения
  5. Реализация продукта.

Существуют еще похожие структуры проблемного урока предложенные методистами и учителями практиками, но во всех структурах проблемного урока присутствует поиск и решение проблемного урока.

Этапы проблемного урока:

На этапе создания учебной проблемы у учащихся возникает вопрос: Почему не получается? При постановке учебной задачи формулируется тема урока и его задачи.

Как создать учебную проблему на уроке? Это возможно с помощью создания проблемной ситуации или мотивирующих приемов. На этапе поиска учебной проблемы применяются методы проблемного изложения эвристический и исследовательский. Эвристическую беседу можно охарактеризовать как вопрос на ответный метод. Учитель задает логически связные вопросы, а ученики отвечают. Результатом эвристической беседы является решение проблемы. Вопросы, которые задает учитель в ходе беседы, являются этапами решения проблемы. Поэтому новый вопрос в процессе эвристической беседы формулируется после решения предыдущего вопроса, то есть вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Хорошим моментом эвристической беседы является то что в процесс эвристической беседы вовлекаются все учащиеся, но дается возможность выступить индивидуально. Этап проблемного урока направлен на открытие учениками нового знания. Эти знания можно получить через гипотезы. Сначала гипотеза выдвигается, а потом проверяется. На этом этапе урока лучше использовать побуждающий диалог. На этапе реализации продукта или творческого применения открытых знаний можно использовать составление учениками опорного сигнала или художественного образа. Опорный сигнал представляет собой таблицу, схему и т.д. развитию  памяти, внимания, коммуникативных качеств учащихся.

Следует отметить один важный момент,  проблемная ситуация на уроке - это ещё и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении с которым связан интерес, и увлеченность данной  обсуждаемой темой и проблемой. Выбирая способ решения, затем решая её самостоятельно, ребенок становится в позицию субъекта обучения, и как результат у него образуются новые знания к пониманию, к которым он пришел сам. Наблюдение за детьми во время решения проблемных ситуаций помогает педагогу  увидеть,  кого из ребят, имеется потенциал к исследовательской деятельности. После индивидуальных бесед с учащимися, соблюдая принципы добровольности, определяется группой детей готовых выполнять такой вид работы как исследование.

Проблемный метод позволяет помочь учащимся концентрировать внимание на учебном материале, удерживать внимание на уроке более продолжительное время, увеличить долю самостоятельности. Следует отметить, что результатом применения данного метода в образовательном процессе,  стало более увлеченное выполнение учебных заданий, прослеживается формирование таких навыков, как наблюдать, стремление к экспериментированию, также развиваются и коммуникативные навыки, а в ходе своих исследований и полученных результатах,   ребята охотно делятся со своими одноклассниками.

 

Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы. Проблемное обучение - это тип развивающего упражнения,  представлена системой задач, с различными уровнями сложности. Решение этих задач учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством, происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. В работе над проблемной ситуацией, может быть отведен целый урок, и по своему типу это урок-диалог на котором происходит столкновение разных точек зрения на какую-то ситуацию, какое-то явление, или урок размышления на котором рассматривается одна проблема. 

 

На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие методические приёмы создания проблемных ситуаций: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. Сталкивает противоречие практической деятельности,  излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций. Побуждает обучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций,  сопоставлять факты. Ставит конкретные вопросы, на обобщение, логику рассуждения. Определяет проблемно-теоретические  задания, ставят проблемные задачи. 

Один из компонентов развивающего обучения, является организованное общение, такой формой общения, могут быть учебные дискуссии.

Учебная дискуссия, являет собой упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе. ради поиска истин. Важно, что организуется поиск нового знания, оценки и ориентира для последующей самостоятельной работы. Среди факторов углубленного усвоения материала, в ходе дискуссии, выделяются следующее: обмен информацией, стимулирование разных подходов к одному и тому же предмету, явлению, сосуществование несовпадающих мнений и предложений,  побуждение участников к поиску группового соглашения. 

Круглый стол - беседа в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся, происходит обмен мнениями. Заседание экспертной группы. Группа учащихся с заранее назначенным председателем, в начале обсуждает проблему в группе, затем всему классу излагает свои позиции. 

Форум - обсуждение похожее на заседание экспертной группы, в ходе которого эта группа обменивается мнениями.