КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Растем играя»

Черба Ольга Михайловна

Почему детям необходимо играть?Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются все его основные потребности в участии жизни взрослых, потребности в познании окружающего мира, в активных движениях, в общении, в выражении своих собственных чувств и мыслей. В игре развиваются умения фантазировать, творчески преображать действительность, сотрудничать с партнерами ребенка, учатся жить и ориентироваться в окружающем мире

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: «Растем играя»

Игра — для детей способ научиться тому,

чему их некто не может научить

Франкл

Игра – что это такое? Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.

Почему детям необходимо играть?Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются все его основные потребности  в участии  жизни взрослых, потребности в познании окружающего мира, в активных движениях, в общении, в выражении своих собственных чувств и мыслей. В игре развиваются умения фантазировать, творчески преображать действительность, сотрудничать с партнерами ребенка, учатся жить и ориентироваться в окружающем мире.

Что, по вашему мнению, важнее для дошкольника: игра или подготовка к школе?

В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из жизни детей – вытесняется учебной деятельностью. Не оправдавшая себя реформа школы диктовала, что дети должны уметь читать и писать до школы, и, следовательно, позиция родителей – начинать обучение как можно раньше. Безусловно, требования современной школы высоки, но часто бывает, что читающий и пишущий ребенок, начав учиться – не может сосредоточиться на уроках, небрежен в выполнении заданий, невнимателен, испытывает затруднения. Есть тому объяснение психологов. Известно, что человеческий мозг разделен на правое  и левое полушария. Правое отвечает за синтез и творчество, а левое – за анализ и логическое мышление. В дошкольном возрасте упор делается на развитие правого полушария, тем самым стимулируя левое полушарие, на работе которого построено школьное обучение. Вот и получается: «грамотные» дошкольники, знающие английский, а образное мышление - обедненное и умение видеть мир ярко уходит вместе с детской непосредственностью. Да, с ребенком необходимо заниматься: развивать познавательную активность, коммуникативные качества, художественные способности, физическую выносливость, мелкую моторику, вместе с этим – внимательность, наблюдательность, воображение, внимание, усидчивость и т.д. Но при этом детей необходимо учить играть!

В режиме детского сада самостоятельным играм отводится до трех часов в день (прогулка, утреннее и вечернее время), кроме того, игра – постоянный спутник всех режимных моментов, в том числе и занятий. Если ребенок вовремя не получил определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении, в выборе подходящего друга в школьные годы. У «не доигравших» детей могут быть негативные последствия в поведении. Самой эффективной формой игры являются самостоятельные сюжетно-ролевые игры. К сожалению, большинство семей имеют по одному ребенку. В силу объективных причин, детей не отпускают гулять одних, следовательно, теряется культура передачи опыта игры в процессе разновозрастного общения, страдает и коммуникативность ребенка.

В силу занятости родителей, а порой и из-за непонимания важности игры, мамы и папы не обращают внимания, как играют дети. А ребенок, играя, вынужден брать на себя несколько ролей... Играйте с детьми! Будьте партнерами по игре (неважно - главная или второстепенная роль) – это знак величайшего доверия ребенка. Поэтому, многие родители в старшем дошкольном возрасте сталкиваются с проблемой ухода детей домой из детского сада.Помните, что и сами были детьми!

Каждый ребенок является отражением, зеркалом происходящего в семье (например, с-р игра »Семья» - отношения мамы и дочери). То, что мы наблюдаем в играх – это отражение окружающего мира, микроклимата, который окружает ребенка. Это мы так разговариваем, так укладываем спать, такие передачи смотрим. И если это отражение нам не нравится  - тогда делаем  выводы. Хочется еще обратить ваше внимание на выбор новой  игрушки. Хорошо, если она будет иметь художественно-эстетичный вид, дидактические свойства, многофункциональность, т.е. возможность широкого использования в различных замыслах и сюжетах. Не следует провоцировать ребенка на агрессию, жесткость. Благотворно влияет игрушка, сделанная своими руками.

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще!

И в завершении - слова Антуана де Сент Экзюпери. «Если ребенок весел, если он улыбается – значит, мы делаем все правильно!»

Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть, заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких целей. Для того, чтобы легче принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, «когда ребенок теряет время на игру». Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему взрослому кажется достойной. К сожалению, зачастую игра определяется как «работа» ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом «узаконить» игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным для взрослых.Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысли не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна, независимо от того, к каким последствиям она может привести.

  1. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мирвсоответствиес имеющимися у ребенка представлениями, как например, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой.
  2. Игра для детей — способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ ориентации и исследования в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.
  3. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими сами игре, поскольку в игре они себя чувствую более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
  4. Дети общаются посредством игры. По исследованиям Пиаже, мы знаем, что дети не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до 11 лет. Тогда не удивительно, что слишком многое из того, что мы хотели бы рассказать словами, носит абстрактную природу. Мир ребенка — это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра — это конкретное самовыражение ребенка способ его приспособления к собственному миру. Игра является для ребенка тем же, чем и речь для взрослого.
  5. Большинство детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажется неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может постепенно научиться справляться с ними.

Список литературы:

  1. Лэндрет «Игроваятеория: искусство отношений», М., 1994.