Статья на тему «Профильный труд в дистанционном обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

Хамитова Елена Андреевна

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – возможности обучения  профильному труду детей с интеллектуальными нарушениями в рамках дистанционного обучения. Ее основная задача – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму усвоения программы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, социализация, метод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hamitova_ea_2021.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ К ПУБЛИКАЦИИ

участника II Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии – 2021

Номинация: «Образование, абилитация и реабилитация особого ребенка»

«Профильный труд в дистанционном обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

Хамитова Елена Андреевна

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – возможности обучения  профильному труду детей с интеллектуальными нарушениями в рамках дистанционного обучения. Ее основная задача – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму усвоения программы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, социализация, метод.

Получение лицами с интеллектуальными нарушениями профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [2].

Анализируя особенности контингента учащихся данной категории и их образовательные потребности, следует признать, что в рамках традиционной классно-урочной системы, с использованием старых методов, получить качественное образование им сегодня невозможно [11]. Поэтому школе необходимо построить модель нового образовательного пространства, учитывающую запросы ученика.

С целью изучения возможности реализации освоения программы профильного труда детьми с интеллектаульными нарушениями в рамках дистанционного обучения нами были использованы такие методики, как: сбор анамнестических данных об особенностях развития и жизни обследованных, методика изучения самооценки личности и авторская анкета, направленная на изучение и ожиданий и опасений относительно дистанционного обучения. Объектами данного исследования были субъекты образовательного процесса – учащиеся данной категории и их родители, работающие в дистанционной форме. Для того, чтобы дети посещали уроки с большим интересом, активно применялся метод интерактивного обучения, где использовались различные презентации, виртуальные игры, наглядные материалы и др., соответствующие данному направлению работы.

По итогам данного исследования нами был сделан вывод, что большая часть учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родители заинтересована в дистанционном изучении профильного труда, а также у 92,7% нет особых опасений обучения в данной форме.

Наш опыт применения и осмысления возможностей дистанционного обучения на базе МКОУ «Приобская СОШ» для детей с интеллектуальными нарушениями демонстрирует, что это та форма обучения, которая может быть полезна детям и хорошо воспринимается родителями, так как данный ребенок чувствует себя не оторванным от продвинутого общества.

Список использованной литературы:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
  2. Алешина М. В., Плеве И. Р.// Социальный лифт или социальное исключение? / Высшее образование в России. - 2009. - № 11. 126-131 с.
  3. Бекетова О. Н., Демина С. А. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1. С. 69-78.
  4. Бойков Д. И. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы // Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 215.
  5. Васильев Е.В. Особенности дистанционного обучения детей с особыми возможностями здоровья// Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Омск, 21-22 ноября, 2014г. / под общ. ред. М.П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – С.255-257
  6. Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. -  224 с.
  7. Головчак Е. В. Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е. В. Головчак Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.
  8. Громова О. К. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений // Народное образование: российский общественно-педагогический журнал.-2009.- №1. - С. 199-206.
  9. Коняева Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 199 с.
  10. Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
  11. Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4426/ (дата обращения: 1.11.2021).
  12. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.
  13. Пархомович В. Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 2003 - № 6.
  14. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 392 с.
  15. Приступа Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015.
  16. Семенова Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019. 84 с.
  17. Стребелева Е.А. Дидактические игры для дошкольников с отклонениями в развитии -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  18. Стребелева Е.А. Развитие мышления в процессе коррекции - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  19. Холодкова И. В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения // Информатика и образование. 2009.№ 1. С.87–88.
  20. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра.– 2012 .– №36. – С.26-32