Проект с воспитателями " Готовимся к школе, играя" 2023-24г
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Москвы Школа 1391
Проект с детьми подготовительной группы по теме:
«Готовимся к школе, играя!!!»
воспитатели: Скобарина Т.С.
педагог-психолог Зарецкова О.В.
г.Москва 2023
Характеристика проекта
Тип проекта: познавательный, социально - коммуникативный
Вид проекта: игровой, долгосрочный, групповой
Реализация проекта : с октября по май
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Основной этап
Заключительный этап:
Исполнители :
- дети;
- воспитатели; специалисты ДОП
- родители;
«Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». (Л.Н.Венгер)
Актуальность проекта
Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.
Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.
В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверить , какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры , необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.
Цель:
Формирование положительного отношения детей к предстоящему обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей взаимодействовать с ровесниками и взрослыми посредством различных форм
Развивающие:
Развивать психологические функции необходимые для обучения в школе через дидактические и сюжетно-ролевые игры;
Укреплять физическое и эмоциональное здоровье через игровую деятельность;
Воспитательные:
Формировать положительное отношение к школе у детей подготовительной к школе группы.
Ожидаемые результаты:
- сформировать у детей мотивационную готовность к школе;
- сформировать родительскую компетентность в вопросах подготовки детей к обучению в школе;
- умение ребенка взаимодействовать в социуме;
Этапы работы
1этап – организационно-подготовительный:
Обсуждение и разработка плана проекта.
Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.
Подборка материала для взаимодействия с родителями
Знакомство родителей с предстоящим проектом
2 этап – практический:
Реализация проекта через:
Сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Продуктивную деятельность;
Работу с родителями.
3 этап - заключительный:
Анкетирование родителей «Что вы знаете о подготовке детей к школе?», «Что такое готовность к школе?»
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (родители с детьми)
Фотолента «Скоро в школу мы пойдем»
Альбом «Какой я вижу школу?»
Реализация проекта
Сроки | Образовательная область | Мероприятия | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
в течении года | Социально-коммуникативное развитие | Инсценировка «Правила поведения в школе» «Идет урок, а тебе хочется поиграть» Создание проблемной ситуации – «Тебя зовут баловаться на перемене» (Умеют изменять ролевое действие по ходу реализации игры | Рассматривание иллюстративных книг. Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10» Цель: формировать представления детей о важности умения считать. | Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе. (привлечь родителей в подготовку будущих школьников) | ||||
Сюжетно – ролевая игра (дети могут самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Умеют творчески развивать сюжеты игры) «Школа» Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным. Сюжеты – «Учитель ведет урок – дети выполняют его задания»; «Звенит звонок – перемена»; «Методист распределяет расписание занятий»;«Библиотека» | ||||||||
Настольные игры на развитие логики, внимания, памяти, мышления, графические диктанты. (в игровом взаимодействие развитие навыков учебной деятельности) | ||||||||
октябрь | Познавательное развитие | Экскурсия в школу Конструирование «Моя школа» | Просмотр мультфильма «Остров ошибок» Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. | Совместное с детьми чтение книг о школе дома. | ||||
в течении года ноябрь | Речевое развитие | Беседа с детьми «Кто такие первоклассники?» « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе» Цель: создание положительных установок на школу. | «Будь готов!» ( акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.) Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. | Оформление папки – передвижки для родителей «Какие стороны готовности к школе особенно важны | ||||
Загадывание загадок, чтение пословиц о школе. Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля» | Подготовка консультации для родителей «Подготовка детей к школе» «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе | |||||||
Рассматривание школьных принадлежностей. Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением. Игра «Собери портфель» Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов. Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы) Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. | Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками» (Родители могут понять психологическое состояние своего ребенка через свои воспоминания.) | |||||||
Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?» | Рекомендации для родителей «Как в игре научить ребенка «учиться»». | |||||||
Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ) | ||||||||
Чтение художественной литературы и Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения « Филиппок» Л.Н.Толстого В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день» А. Барто «В школу» Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» Н. Носов «Фантазёры» В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?» Ю. Коваль «Нулевой класс» В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове» | Посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу. Цель: подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу. | |||||||
в течении года | Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Что я возьму в школу» | ||||||
Лепка «Самый красивый портфель» | ||||||||
Рисование «Моя будущая учительница» | ||||||||
в течении года | Физическое развитие | Беседа: «Мой режим дня». «Как мы закаливаемся» «Сильные и ловкие» П/и «Кто скорее соберет», «Кто дальше бросит» и т.д. |
2-й этап – рефлексивно-диагностический
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
С педагогами | |||
Выявление предполагаемых затруднений | 2-3 неделя декабря | Определены предполагаемые трудности. | |
С воспитанниками | |||
«Интервью» с детьми – «Что такое школа?» | 2-3 неделя декабря | Определен уровень психологической готовности детей к школе. | |
С родителями | |||
Анкетирование родителей «Что такое готовность к школе?» | 2-3 неделя декабря | Определен уровень компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школе. |
3-й этап – практический
№ | Образовательная область | Мероприятия | Сроки | Результат | ||
С педагогами | ||||||
1 | Консультация «Как «комфортно» подготовить детей к школе» | 2-я неделя января | Повышена компетентность педагогов по теме. | |||
С воспитанниками | ||||||
1 | Речевое развитие | Беседа:Кто такие первоклассники? | Через художественное слово расширение знаний о школе. | |||
2 | Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?» | |||||
3 | Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ) | |||||
4 | Анализ и заучивание пословиц | |||||
5 | Чтение художественной литературы:В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква»,«Удивительный день»А. Барто «В школу»Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»Н. Носов «Фантазёры»В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»Ю. Коваль «Нулевой класс»В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове» | |||||
1 | Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Что я возьму в школу» | январь - 1-я неделя февраля | В продуктивной деятельности закреплены знания о школе, школьных принадлежностях. | ||
2 | Лепка «Самый красивый портфель» | |||||
3 | Рисование «Моя будущая учительница» | |||||
1 | Физическое развитие | Беседа: «Мой режим дня».«Как мы закаливаемся»«Сильные и ловкие»П/и «Кто скорее соберет», «Кто дальше бросит» и т.д. | январь - 1-я неделя февраля | Развитие двигательных умений и укрепление здоровья. | ||
С родителями | ||||||
1 | Консультация:«Готовность ребенка к школе» | январь - 1-я неделя февраля | Повышена компетентность родителей по вопросам развития ребенка. | |||
2 | Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками» | Родители могут понять психологическое состояние своего ребенка через свои воспоминания. | ||||
3 | Семинар-практикум «Играя, готовимся к школе» | Родители имеют представления об игровых способах подготовки детей к школе. | ||||
4 | Рекомендации для родителей «Как в игре научить ребенка «учиться»». | Повышена компетентность родителей по вопросам развития волевых качеств и предпосылок учебной деятельности. | ||||
5 | Презентация на родительском собрании «Как мы «шли» к школе» | Родители могут сравнить своих детей в разном возрасте. | ||||
С социумом | ||||||
1 | Освещение хода реализации проекта на страничке сайта | В течение реализации проекта | Открытость деятельности по реализации проекта. |
4-й этап - заключительный
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
С педагогами | |||
1 | Презентация проекта на педсовете | 2-я - 4-я неделя февраля | Педагоги имеют представление о проекте и проектной деятельности. |
2 | Анализ проекта | 2-я неделя февраля | Определен результат проекта. |
С воспитанниками | |||
1 | Фотолента «Скоро в школу мы пойдем» | 2-я - 4-я неделя февраля | Представлен результат работы над проектом. |
2 | Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу» | 2-я - 4-я неделя февраля | Дети имеют возможность выразить свои представления о школе |
С родителями | |||
1 | Анкетирование родителей « Что вы знаете о подготовке детей к школе» | 2-я - 4-я неделя февраля | Определен уровень усвоенных родителями знаний по теме проекта. |
2 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 2-я - 4-я неделя февраля | Родители и дети имеют опыт совместной деятельности. Родители имеют представления об интеллектуальных способностей своих детей |
С социумом | |||
1 | Изучение рейтинга посещаемости сайта | 4-я неделя февраля | Выявлена заинтересованность родителей проектом. |
Обеспечение проекта:
А.К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.
ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.
ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР
Интернет ресурсы.
План проекта «Готовимся к школе, играя»
Период | Мероприятия | Ответственные | Участники |
октябрь | Экскурсия «Школьный двор» | Индрикова Н.И. Зарецкова О.В. | Воспитанники гр.7 |
Родительское собрание Знакомство родителей с предстоящим проектом | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Родители воспитанников гр.7 | |
Экскурсия в школьную библиотеку | Васелюк Е.Н. Индрикова Н.И. Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 | |
Организация групповой библиотеки | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники , родители гр.7 | |
ноябрь | Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками» | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники , родители гр.7 |
Оформления уголка « Школьная тематика» | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники , родители гр.7 | |
Участие в школьной выставке «День матери» изготовление книжек-малышек | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники , родители гр.7 | |
Оформление фотовыставки «Мы в школе…» | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитатели, воспитанники гр.7 | |
декабрь | Выставка книг о школе | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники , родители гр.7 |
январь | «Интервью» с детьми гр.№ 6- «Что такое школа?» | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 |
февраль | Экскурсия в школу | Индрикова Н.И. Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 |
Альбом рисунков «Какой вижу школу» | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 | |
Досуг «Незнайка идет в школу» | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. Шмайлов С.А. | Воспитанники гр.7 | |
Занятие №1 №2 | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. Илькина Е.С. | Воспитанники гр.7 | |
март | Интеллектуальная игра « Умники и умницы» | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 , родители |
Занятие №3 №4 | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. Илькина Е.С. | Воспитанники гр.7 | |
апрель | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 | |
Занятие №5 №6 | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. Илькина Е.С. | Воспитанники гр.7 | |
май | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 родители | |
в течение года | Газета «Фотолента нашего проекта » | Зарецкова О.В. Скобарина Т.С. | Воспитанники гр.7 |
Психопрофилактика.
Основной деятельностью, внутри которой формируются и развиваются компоненты психологической готовности к школе, является игра. В рамках ФГОС, игра - наиболее адекватная дошкольному возрасту, форма построения образовательного процесса, в ходе которого формируются интегративные качества дошкольника. Игровая методика обучения является и условием, и средством обучения дошкольников.
Прежде всего, игра оказывает влияние на развитие личностной стороны психики ребенка, изменяется мотивационно-потребностная сфера: в игре возникает и реализуется важный мотив – желание стать взрослым, стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности. Одним из показателей психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве наиболее важного выделяют произвольность, главная черта которой — осознанность действий. Без осознания своих действий, эмоций невозможно управлять ими и контролировать их. Произвольность поведения — необходимое условие успешного обучения в школе. Формируется произвольное поведение в ролевой игре с другими детьми, в играх с правилами.
Для формирования произвольного поведения предлагаю провести комплекс игровых занятий.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы через использование разнообразных игр и игровых упражнений.
Задачи:
- развить умение воспитанников ориентироваться по словесной инструкции;
- развить умение работать самостоятельно, в паре, в группе;
- развить произвольность внимания, памяти, воображения, мышления;
- развить умение распознавать собственные эмоции и управлять ими;
- сформировать отношение к правилу как обязательной составляющей не только игры, но и жизни в целом;
- сформировать умения распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре.
- повысить мотивационную готовность детей к обучению через формирование положительного отношения к школе.
Периодичность проведения: 2 раза в месяц (февраль, март, апрель)
Продолжительность игрового сеанса: не более 30 мин.
Календарно- тематическое планирование.
Дата | Цель | ||
февраль | Занятие 1 «Волшебный лес» | развитие слухового внимания, произвольности и самоконтроля; контроль двигательной активности; формирование представлений об окружающем мире. | 1 |
февраль | Занятие 2 «Морское царство» | развитие внимания, произвольной памяти, эмоционально-выразительных движений, умения контролировать импульсивные действия; контроль двигательной активности. | 1 |
март | Занятие 3 «Волшебное королевство» | развитие внимания, произвольной памяти, эмоционально-выразительных движений; развитие навыков произвольного поведения, переключения внимания с одного вида деятельности на другой; развитие умения контролировать эмоции, управлять своим поведением; преодоление двигательных автоматизмов. | 1 |
март | Занятие 4 «На параде» | развитие внимания, регулирования поведения, преодоление двигательного автоматизма; развитие умения контролировать импульсивные действия. | 1 |
апрель | Занятие 5 «Мультяшная страна» | развитие произвольного внимания, произвольной памяти, эмоционально-выразительных движений; контроль двигательной активности. | 1 |
апрель | Занятие 6 «Школьный урок» | развитие внимания, логического мышления, представлений о школьных принадлежностях; контроль двигательной активности. | 1 |
итого | 6 | ||
Работа с родителями | Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений при подготовке ребенка к школьному обучению. | Стендовая информация. | |
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Развивающие игры в процессе подготовки детей к школьному обучению» |
Список литературы.
1. Домашенко И.А. «Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребёнка к школе». – «Дошкольное воспитание» 1973 №8.
2. О.С.Газман, Н.Е.Харитонова «В школу с игрой».