Проект с воспитателями " Готовимся к школе, играя" 2023-24г

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovimsya_k_shkole_igraya.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

государственное бюджетное образовательное учреждение

Города Москвы Школа 1391

Проект с детьми подготовительной группы по теме:

«Готовимся к школе, играя!!!»

воспитатели: Скобарина Т.С.

педагог-психолог Зарецкова О.В.

г.Москва 2023

Характеристика проекта

Тип проекта: познавательный, социально - коммуникативный

Вид проекта: игровой, долгосрочный, групповой

Реализация проекта : с октября по май

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Основной этап

Заключительный этап:

Исполнители :

- дети;

- воспитатели; специалисты ДОП

- родители;

«Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». (Л.Н.Венгер)

Актуальность проекта

        Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.

         Важнейшая задача  детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает  ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.

          В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны  попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверить , какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры , необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.

Цель:

Формирование положительного отношения детей к предстоящему обучению в школе.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей взаимодействовать с ровесниками и взрослыми посредством различных форм

Развивающие:

Развивать психологические функции необходимые для обучения в школе через дидактические и сюжетно-ролевые игры;

Укреплять  физическое и эмоциональное здоровье  через игровую деятельность;

Воспитательные:

Формировать положительное  отношение к школе у детей подготовительной  к школе группы.

Ожидаемые результаты:

  • сформировать у детей мотивационную готовность к школе;
  • сформировать  родительскую компетентность в вопросах подготовки детей к обучению в школе;
  • умение ребенка взаимодействовать в социуме;

Этапы работы

 1этап – организационно-подготовительный:

Обсуждение и разработка плана проекта.

Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подборка материала для взаимодействия с родителями

Знакомство родителей с предстоящим проектом

2 этап – практический:

Реализация проекта через:

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Продуктивную деятельность;

Работу с родителями.

3 этап - заключительный:

Анкетирование родителей «Что вы знаете о подготовке детей к школе?», «Что такое готовность к школе?»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (родители с детьми)

Фотолента «Скоро в школу мы пойдем»

Альбом    «Какой я вижу школу?»


Реализация проекта

Сроки

Образовательная область

Мероприятия

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

в течении года

Социально-коммуникативное развитие

Инсценировка «Правила поведения  в школе»

«Идет урок, а тебе хочется поиграть»

Создание проблемной ситуации – «Тебя зовут баловаться на перемене» (Умеют изменять ролевое действие по ходу реализации игры

Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать.

Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

(привлечь родителей в подготовку будущих школьников)

    Сюжетно – ролевая игра (дети могут самостоятельно создавать для задуманного   игровую обстановку. Умеют творчески развивать сюжеты игры)

«Школа»

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика,

уметь подчинять свои желания коллективным.

Сюжеты – «Учитель ведет урок – дети выполняют его задания»;

«Звенит звонок – перемена»;

«Методист распределяет расписание занятий»;«Библиотека»

Настольные игры на развитие логики, внимания, памяти, мышления, графические диктанты. (в игровом взаимодействие развитие навыков учебной деятельности)

октябрь

Познавательное развитие

Экскурсия в школу

Конструирование «Моя школа»

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

 Цель: формировать у детей желание и понимание в                       необходимости учиться в школе.

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

в течении года

ноябрь

Речевое развитие

Беседа с детьми

«Кто такие первоклассники?»

 « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу.

«Будь готов!»

( акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.)

Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Оформление папки – передвижки для родителей

«Какие стороны готовности к школе особенно важны

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля»

Подготовка консультации для родителей

 «Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.

Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками»

(Родители могут понять психологическое состояние своего ребенка через свои воспоминания.)

Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?»

Рекомендации для родителей «Как в игре научить ребенка «учиться»».

Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ)

Чтение художественной литературы и Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

« Филиппок» Л.Н.Толстого

В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква»,

«Удивительный день»

А. Барто «В школу»

Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»

Н. Носов «Фантазёры»https://arhivurokov.ru/multiurok/9/3/5/93513bb45c434c4679b349015ef1ef8c8d5764af/proiekt-dlia-podghotovitiel-noi-ghruppy_1.png

В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»

Ю. Коваль «Нулевой класс»

В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове»

Посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу. Цель: подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу.

в течении года

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Что я возьму в школу»

Лепка «Самый красивый портфель»

Рисование «Моя будущая учительница»

в течении года

Физическое развитие

Беседа: «Мой режим дня».

«Как мы закаливаемся»

«Сильные и ловкие»

П/и «Кто скорее соберет», «Кто дальше бросит» и т.д.

2-й этап – рефлексивно-диагностический

Мероприятия

Сроки

Результат

С педагогами

Выявление предполагаемых затруднений

2-3 неделя декабря

Определены предполагаемые трудности.

С воспитанниками

«Интервью» с детьми – «Что такое школа?»

2-3 неделя декабря

Определен уровень психологической готовности детей к школе.

С родителями

Анкетирование родителей «Что такое готовность к школе?»

2-3 неделя декабря

Определен уровень компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школе.

3-й этап – практический

Образовательная область

Мероприятия

Сроки

Результат

С педагогами

1

Консультация «Как «комфортно» подготовить детей к школе»

2-я неделя января

Повышена компетентность педагогов по теме.

С воспитанниками

1

Речевое развитие

Беседа:

Кто такие первоклассники?

Через художественное слово расширение знаний о школе.

2

Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?»

3

Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ)

4

Анализ и заучивание пословиц

5

Чтение художественной литературы:

В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква»,

«Удивительный день»

А. Барто «В школу»

Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»

Н. Носов «Фантазёры»https://arhivurokov.ru/multiurok/9/3/5/93513bb45c434c4679b349015ef1ef8c8d5764af/proiekt-dlia-podghotovitiel-noi-ghruppy_1.png

В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»

Ю. Коваль «Нулевой класс»

В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове»

1

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Что я возьму в школу»

январь - 1-я неделя февраля

В продуктивной деятельности закреплены знания о школе, школьных принадлежностях.

2

Лепка «Самый красивый портфель»

3

Рисование «Моя будущая учительница»

1

Физическое развитие

Беседа: «Мой режим дня».

«Как мы закаливаемся»

«Сильные и ловкие»

П/и «Кто скорее соберет», «Кто дальше бросит» и т.д.

январь - 1-я неделя февраля

Развитие двигательных умений и укрепление здоровья.

С родителями

1

Консультация:

«Готовность ребенка к школе»

январь - 1-я неделя февраля

Повышена компетентность родителей по вопросам развития ребенка.

2

Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками»

Родители могут понять психологическое состояние своего ребенка через свои воспоминания.

3

Семинар-практикум «Играя, готовимся к школе»

Родители имеют представления об игровых способах подготовки детей к школе.

4

Рекомендации для родителей «Как в игре научить ребенка «учиться»».

Повышена компетентность родителей по вопросам развития волевых качеств и предпосылок учебной деятельности.

5

Презентация на родительском собрании «Как мы «шли» к школе»

Родители могут сравнить своих детей в разном возрасте.

С социумом

1

Освещение хода реализации проекта на страничке сайта

В течение реализации проекта

Открытость деятельности по реализации проекта.

4-й этап - заключительный

Мероприятия

Сроки

Результат

С педагогами

1

Презентация проекта на педсовете

2-я - 4-я неделя февраля

Педагоги имеют представление о проекте и проектной деятельности.

2

Анализ проекта

2-я неделя февраля

Определен результат проекта.

С воспитанниками

1

Фотолента «Скоро в школу мы пойдем»

2-я - 4-я неделя февраля

Представлен результат работы над проектом.

2

Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу»

2-я - 4-я неделя февраля

Дети имеют возможность выразить свои представления о школе

С родителями

1

Анкетирование родителей « Что вы знаете о подготовке детей к школе»

2-я - 4-я неделя февраля

Определен уровень усвоенных родителями знаний по теме проекта.

2

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

2-я - 4-я неделя февраля

Родители и дети имеют опыт совместной деятельности. Родители имеют представления об интеллектуальных способностей своих детей

С социумом

1

Изучение рейтинга посещаемости сайта

4-я неделя февраля

Выявлена заинтересованность родителей проектом.

Обеспечение проекта:

А.К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.

ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.

ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР

Интернет ресурсы.

План проекта «Готовимся к школе, играя»

Период

Мероприятия

Ответственные

Участники

октябрь

Экскурсия «Школьный двор»

Индрикова Н.И.

Зарецкова О.В.

Воспитанники гр.7

Родительское собрание

Знакомство родителей с предстоящим проектом

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Родители воспитанников гр.7

Экскурсия в школьную библиотеку

Васелюк Е.Н.

Индрикова Н.И.

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7

Организация групповой библиотеки

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники , родители гр.7

ноябрь

Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками»

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники , родители гр.7

Оформления уголка « Школьная тематика»

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники , родители гр.7

Участие в школьной выставке «День матери» изготовление книжек-малышек

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники , родители гр.7

 Оформление  фотовыставки «Мы в школе…»

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитатели, воспитанники гр.7

декабрь

Выставка книг о школе

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники , родители гр.7

январь

«Интервью» с детьми гр.№ 6- «Что такое школа?»

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7

февраль

Экскурсия в школу

Индрикова Н.И.

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7

Альбом рисунков «Какой  вижу школу»

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7

Досуг «Незнайка идет в школу»

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Шмайлов С.А.

Воспитанники гр.7

Занятие №1 №2

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Илькина Е.С.

Воспитанники гр.7

март

Интеллектуальная игра « Умники и умницы»

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7 , родители

Занятие №3 №4

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Илькина Е.С.

Воспитанники гр.7

апрель

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7

Занятие №5 №6

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Илькина Е.С.

Воспитанники гр.7

май

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7

родители

в течение года

 Газета «Фотолента нашего проекта »

Зарецкова О.В.

Скобарина Т.С.

Воспитанники гр.7

Психопрофилактика.

Основной деятельностью, внутри которой формируются и развиваются компоненты психологической готовности к школе, является игра. В рамках ФГОС, игра - наиболее адекватная дошкольному возрасту, форма построения образовательного процесса, в ходе которого формируются интегративные качества дошкольника. Игровая методика обучения является и условием, и средством обучения дошкольников. 
Прежде всего, игра оказывает влияние на развитие личностной стороны психики ребенка, изменяется мотивационно-потребностная сфера: в игре возникает и реализуется важный мотив – желание стать взрослым, стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности. Одним из  показателей психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве наиболее важного  выделяют произвольность, главная черта которой — осознанность действий. Без осознания своих действий, эмоций невозможно управлять ими и контролировать их. Произвольность поведения — необходимое условие успешного обучения в школе. Формируется произвольное поведение в ролевой игре с другими детьми, в играх с правилами.

Для формирования произвольного поведения  предлагаю провести комплекс игровых занятий.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы через использование разнообразных игр и игровых упражнений.

Задачи:

  • развить умение воспитанников ориентироваться по словесной инструкции;
  • развить умение работать самостоятельно, в паре, в группе;
  • развить произвольность внимания, памяти, воображения, мышления;
  • развить умение распознавать собственные эмоции и управлять ими;
  • сформировать отношение к правилу как обязательной составляющей не только игры, но и жизни в целом;
  • сформировать умения распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре.
  • повысить мотивационную готовность детей к обучению через формирование положительного отношения к школе.

Периодичность проведения:  2 раза в месяц (февраль, март, апрель)

Продолжительность игрового сеанса: не более 30 мин.

Календарно- тематическое планирование.

Дата

Цель

февраль

Занятие 1

«Волшебный лес»

развитие слухового внимания, произвольности и самоконтроля; контроль двигательной активности; формирование представлений об окружающем мире.

1

февраль

Занятие 2

«Морское царство»

развитие внимания, произвольной памяти, эмоционально-выразительных движений, умения контролировать импульсивные действия; контроль двигательной активности.

1

март

Занятие 3

«Волшебное королевство»

развитие внимания, произвольной памяти, эмоционально-выразительных движений; развитие навыков произвольного поведения, переключения внимания с одного вида деятельности на другой; развитие умения контролировать эмоции, управлять своим поведением; преодоление двигательных автоматизмов.

1

март

Занятие 4

«На параде»

развитие внимания, регулирования поведения, преодоление двигательного автоматизма; развитие умения контролировать импульсивные действия.

1

апрель

Занятие 5

«Мультяшная страна»

развитие произвольного внимания, произвольной памяти, эмоционально-выразительных движений; контроль двигательной активности.

1

апрель

Занятие 6

«Школьный урок»

развитие внимания, логического мышления, представлений о школьных принадлежностях; контроль двигательной активности.

1

итого

6

Работа с родителями

Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений при подготовке ребенка к школьному обучению.

Стендовая информация.

Работа с педагогами

Консультация для педагогов «Развивающие игры в процессе подготовки детей к школьному обучению»

Список литературы.
1. Домашенко И.А. «Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребёнка к школе». – «Дошкольное воспитание» 1973 №8.
2. О.С.Газман, Н.Е.Харитонова «В школу с игрой».