Проект по созданию личностно-развивающей образовательной среды детского сада «Развитие речевого потенциала, как средство раскрытия социально-личностных характеристик участников образовательного процесса».

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Проект создан в рамках реализации Комплексной программы по развитию личностного потенциала в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры в 2020 – 2021 учебном году, являюсь участником управленческой  команды МАДОУ «Цветик-семицветик». Ссылка на мероприятие по защите проекта. https://iro86.ru/index.php/component/k2/item/18113-zashchita-upravlencheskikh-proektov-uchastnikov-programmy-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»

Проект создания личностно-развивающей образовательной среды детского сада

(2021-2023 годы)

«Развитие речевого потенциала, как средство раскрытия социально-личностных характеристик участников образовательного процесса»

Разработчики:

Заведующий МАДОУ «Цветик-семицветик» Л.В. Давыдова

Заместитель заведующего МАДОУ «Цветик-семицветик» М.В.Артамкина

Педагог-психолог МАДОУ «Цветик-семицветик» И.Г.Ярмусевич

Г. Когалым 2021 г.

Содержание

Паспорт проекта

Стр

Введение

1.

Информационно-аналитическое обоснование проекта

1.1

Информационная справка об образовательной организации и ее среде

1.2

Использованные методы и процедура анализа и прогнозирования. Выводы из анализа

2.

Целевой блок проекта

2.1.

Личностно-развивающая среда образовательной организации с новой конфигурацией типов и улучшенными показателями по характеристикам

2.2.

Новые возможности, создаваемые личностно-развивающей образовательной средой в образовательной организации для детей и взрослых

2.3.

Образ желаемого состояния образовательной организации (по формуле «3+2»)

2.4.

Главные результаты жизнедеятельности образовательной организации после создания личностно-развивающей образовательной среды

3.

Стратегия и тактика создания личностно-развивающей образовательной среды

3.1.

Крупные стратегические изменения и стратегический план создания личностно-развивающей образовательной среды (по формуле «3+2»)

3.2.

Уточнение целей по годам

3.3.

Конкретный план реализации  важнейших изменений в образовательной организации для создания личностно-развивающей образовательной среды, конкретные действия и мероприятия проекта (по формуле «3+2»)

Приложения

Паспорт проекта

Наименование ОО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик».

Наименование проекта ЛРОС, годы реализации проекта

«Развитие речевого потенциала, как средство раскрытия социально-личностных характеристик участников образовательного процесса»

Сроки реализации: 2021-2023

Тезисы, особенно ярко раскрывающие особенности проекта.

Развитие речи, как сложнейшего продукта человеческого разума, является одной из ключевых задач в дошкольном возрасте. Формирование речевого потенциала создает возможность для становления личностных характеристик, социальной адаптированности, эмоционального и когнитивного развития.

Исполнители проекта, состав проектной команды

Заведующий МАДОУ «Цветик-семицветик» Л.В.Давыдова

Заместитель заведующего МАДОУ «Цветик-семицветик» М.В. Артамкина, Педагог-психолог И.Г.Ярмусевич.

Доминирующий тип ОС ОО в начале проекта

Доминирующим типом образовательной среды в начале проекта являются карьерная  и догматическая среды. Исходя их полученных данных педагогическая среда групп ДОО представлена как творческая (42, 25%), карьерная (24%), безмятежная (21%), догматическая (12,75%).

Состояние ключевых характеристик ОС ОО в начале проекта

Среда ДОО получила высокие баллы по таким характеристикам как когерентность, мобильность, структурированность, низкие баллы по характеристикам устойчивость, безопасность, активность, доминантность.

Ключевая проблема проекта

На данном этапе в ДОО преобладает творческая и карьерная среда, в которой формируется с одной стороны активные и творческие воспитанники, с другой они же могут проявлять черты пассивности, несамостоятельности, низкой мотивации, зависимости от общепринятых правил. Карьерная среда способствует развитию активной, но зависимой от мнения социального окружения, стремящейся ориентироваться на внешние достижения личности.

Цели проекта:

Желаемый доминирующий

тип среды ОО (по В.А.

Ясвину)

Желаемые изменения

характеристик среды ОО

(по В.А.Ясвину)

Новые возможности,

создаваемые для учащихся

и других участников

образовательных

отношений и др.

Творческая среда, как доминирующий тип. Желаемые характеристики: широта, эмоциональность, интенсивность, когерентность, мобильность, структурированность, безопасность.

Создание в ДОО эффективной среды для развития речевого потенциала участников образовательного процесса.

Создавать возможность

  • воспитанникам для разностороннего речевого развития, раскрытия речевого потенциала в личностном, социальном, эмоциональном, когнитивном развитии.
  • педагогам повышения профессиональной компетенции, формирования индивидуального стиля и развития творческого подхода к работе.
  • родителям быть включенными в образовательный процесс,  получить инструментарий для развития ребенка, повысить педагогическую компетентность.
  • педагогическому сообществу получить богатый методический материал по развитию речевого потенциала, базу для разработки собственных проектов.

Ключевые способы решения проблемы – крупные изменения (для каждого компонента ОС по формуле «3+2» - по одному самому важному конкретному изменению)

Изменения в организационно-технологическом компоненте среды МАДОУ «Цветик-семицветик», как образовательной системе. Внедрение нового подхода к развитию речи дошкольников в соответствии с концепцией проекта ЛРОС

Изменения в социальном компоненте среды. Формирование отношений между участниками образовательного процесса, которые будут способствовать развитию творческой речевой активности.

Изменения в пространственно-предметном компоненте среды. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения основных направлений деятельности проекта.

Изменения в кадровом обеспечении, работе с педагогами.

Развитие методической базы, повышение профессиональных компетенций педагогического состава через создание творческих групп и сообществ, а также системы курсовой подготовки.

Список значимых продуктов по итогам реализации проекта – ресурсный пакет проекта

  1. Реализованный проект «Развитие речевого потенциала, как средство раскрытия социально-личностных характеристик участников образовательного процесса».
  2. База методических разработок по развитию речевого потенциала участников образовательного процесса, с учетом раскрытия социально-личностных характеристик.
  3. Детская театральная студия
  4. Совместные проекты детей и родителей по развитию речевого потенциала.
  5. Мастерская для педагогов и родителей по развитию, в том числе творческому, потенциала речи.

Сетевые и социальные партнеры, взаимодействие с партнерами

Межшкольный методический центр города Когалыма (координационно-методическая и консультативная помощь), МБУ Музейно-выставочный центр г. Когалым, Когалымская детская библиотека (развитие представлений у детей об истории и культуре народов ХМАО-Югры), ТЮЗ «МИРАЖ» (формирование основ художественной культуры).

Прямые ссылки на ресурсы с информацией о проекте создания ЛРОС

http://flower.detkin-club.ru/custom_7/216394

Крупные образовательные события в рамках проекта с датами их проведения.

  1. Изменения в подходах к образовательному процессу, совершенствование содержания воспитательного процесса
  2. Расширение сферы дополнительного образования
  3. Повышение профессиональных компетенций педагогов
  4. Привлечение родителей к активному участив в образовательном процессе
  5. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия
  6. Создается единая развивающая РППС, создающая возможность формировать ЛРОС.
  7. Совершенствуется материально-техническая база ДОУ

Введение

В публичном докладе о состоянии и деятельности МАДОУ «Цветик-семицветик» в 2019-2020 учебном году представлены, сведения, об уровне образовательных достижений воспитанников в образовательной области «Речевое развитие», который составил 86%, что является наиболее низким показателем по ДОУ. В связи с чем, возникла необходимость в переосмыслении деятельности МАДОУ «Цветик-семицветик» по организации речевого развития дошкольников.

Речь, как функция, включена во все виды деятельности ДОУ и развитие речевой активности дошкольников является ключевой задачей педагогического процесса.  В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного детства, указанными в ФГОС ДОУ,  наши выпускники должны хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, строить общение при помощи речи и т.д.

Раскрывая речевой потенциал, участники образовательного процесса приобретают коммуникативные навыки, способность к осмыслению и решению познавательных задач, понимание собственных эмоциональных состояний, речь выступает, как регулирующая функция поведенческого компонента.

Исходя из социальных условий, в которых функционирует наша образовательная организация, а именно многонациональный город, скудная окружающая природная и культурная среда , развитие речи является одним из актуальных направлений. Познавая особенности родного языка, ребенок и взрослые становятся более уверенными, способными выражать свои мысли, чувства, потребности,

На основании вышеизложенного, нами была сформулирована следующая тема проекта ««Развитие речевого потенциала, как средство раскрытия социально-личностных характеристик участников образовательного процесса». Реализация проекта создаст возможности воспитанникам, педагогам, родителям развивать речевой потенциал,  формировать коммуникативную культуру, постигать словесное творчество. Направления деятельности проекта затронут не только развивающую предметно-пространственную среду, но и создадут предпосылки для изменения подходов и принципов речевого развития в ДОУ, а также расширения социальной активности педагогов и родителей в формировании речевых, социальных, коммуникативных компетенций.

  1. Информационно-аналитическое обоснование проекта
  1. Информационная справка об образовательной организации и ее среде

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик» в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 07 декабря 2015 г. № 2433 ДОУ осуществляет образовательную деятельности по следующим образовательным программам: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, познавательно-речевой направленности. Уровень образования определяется спецификой услуг, предоставляемых ДОУ и реализующихся в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения, которая разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учетом ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а также парциальными программами.

Миссией ДОУ является создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников, укрепления их здоровья, формирование эстетически развитой здоровой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребёнка, развитие навыков восприятия различных видов искусств и способности к самовыражению.

 Реализация миссии дошкольного образовательного учреждения предполагает изменение в образовательной деятельности: самих участников образовательного процесса, методического сопровождения.

Основными ценностями педагогического коллектива ДОУ являются:

1. Ответственность за результаты деятельности как каждого из педагогов лично, так и всего коллектива.

2. Уважение к каждому ребёнку, принятие его личностных особенностей, потребностей.

3. Высокий профессионализм.

4.Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве.

В ДОУ принят «Кодекс профессиональной этики педагога ДОУ», цель данного документа - определить основные формы профессиональной этики в отношениях педагога с дошкольниками и их родителями (законными представителями), с педагогическим сообществом и государством.

Общее количество педагогических работников ДОУ – 61 человек. Все педагоги имеют педагогическое образование. Педагоги ориентированы на понимание сущности и содержания социального, политического, экономического мышления современного человека, необходимость его развития через формирование общечеловеческих ценностей. Овладение новейшими образовательными технологиями стимулирует педагогов в развитии их творческого потенциала. Для выстраивания системы кадрового обеспечения ив ДОУ применяются такие формы взаимодействия с коллективом как педагогические советы, консультации, мастер-классы, творческие гостиные и другие мероприятия, направленные на решение как текущих, так и перспективных вопросов.

МАДОУ «Цветик – семицветик» осуществляет образовательную деятельность по 2 адресам - отдельно стоящим зданиям, находящимся в разных микрорайонах города.

В МАДОУ «Цветик – семицветик» работают 24 группы, включающие в себя: игровые и спальные помещения, раздевалки и туалетные комнаты. В дошкольном учреждении имеются: музыкальные, спортивные, гимнастические залы, кабинеты учителей – логопедов, кабинеты педагогов – психологов, компьютерный зал, изобразительная студия, бассейн, медицинские и административные блоки, имеются пищеблоки. На территориях ДОУ размещены 24 групповые площадки, три спортивные площадки, велосипедная дорожка, площадка для подвижных игр.

МАДОУ «Цветик-семицветик» укомплектован полностью. Плановая наполняемость - 598 детей.

В 2020-2021 учебном году в ДОО функционировало 24 возрастные группы: 19 групп общеразвивающей направленности и 4 разновозрастные группы общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности для детей ОВЗ с задержкой психического развития.

Одним из направлений деятельности МАДОУ «Цветик - семицветик» является создание условий для обучения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации.  Реализуется как образовательная программа дошкольного образования, так и адаптированные основные общеобразовательные программы для воспитанников с умственной отсталостью, задержкой психического развития и индивидуальные образовательные маршруты для детей с особыми образовательными потребностями.

В целях оказания помощи воспитанникам, имеющие нарушения развития, организована деятельность учителя-логопеда по оказанию логопедической помощи, педагога-психолога по оказанию психологической помощи, регламентированная локальными нормативными актами.  

С 2018 года МАДОУ «Цветик – семицветик» является региональной инновационной площадкой по теме «Развивающие игры нового поколения как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста в сфере дополнительного образования «Умноград». Для реализации данного инновационного проекта создан центр развивающих игр «Умноград», приобретены: интерактивная доска, проектор, ноутбук, мебель, ландшафтные столы для конструирования, игры В.В. Воскобовича, разные виды конструкторов на каждого ребенка и т.д..

В ДОУ имеется достаточно хорошая материально-техническая база: методический кабинет, музыкальный, физкультурный и гимнастический залы с необходимым количеством наглядного, дидактического, демонстрационного, спортивного и музыкального оборудования, которое обеспечивает всестороннее развитие воспитанников по приоритетным областям дошкольного образования; для коррекционной работы – кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога. Созданы условия для познавательной и творческой активности детей: «зеленая экологическая комната» с оборудованием для проведения опытов и исследований за природными объектами,  галерея детского творчества «Наш вернисаж!», тематические уголки, материал в которых периодически меняет «Безопасность дошкольника», «Наша Родина», «Уголок природы» и др.  

На территории детского сада созданы экологические тропинки с посещением разнообразных уголков – леса, огорода, лекарственных трав, альпийской горки и др., находящихся как на территории ДОУ, так и за ее пределами.

В детском саду есть свои традиции, которые сплачивают и объединяют участников образовательного процесса:

  • коллективное творчество воспитанников и педагогов в оформлении детского сада;
  • совместное проведение мероприятий с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ;
  • формирование дружелюбных взаимоотношений в коллективе и создание положительного микроклимата в ДОУ;
  • единство с родителями (законными представителями), взаимопонимание между ними и сотрудниками дошкольного учреждения;
  • бережное отношение к окружающей природе и забота об озеленении детского сада.

Специфика деятельности и направления работы ДОУ отражены в образовательной программе, которая определяет максимальный объем образовательной нагрузки на дошкольников. Задачи воспитательной работы определены в воспитательной системе дошкольного учреждения.

Инфраструктура ДОУ и материально-технические условия позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с современными требованиями

  1. Использованные методы и процедура анализа и прогнозирования. Выводы из анализа

С целью анализа состояния  образовательной среды в дошкольной образовательной организации, нами были использованы:

  • Методика векторного моделирования среды развития личности
  • Методика педагогической экспертизы образовательной среды на основе комплекса количественных параметров образовательной среды.

Методика векторного моделирования образовательной среды проводилась с целью определения наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка, а также его активности. В опросе принимали участие педагоги, родители, администрация и руководитель ДОО.

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Руководитель

Педагоги

Администрация

Родители

Средние показатели

твор-ческая

карьер-ная

твор-ческая

карьер-ная

твор-ческая

карьер-ная

твор-ческая

карьер-ная

твор-ческая

карьер-ная

62

31

43

13

34

26

30

26

42,25

24

безмя-тежная

догмати-ческая

безмя-тежная

догмати-ческая

безмя-тежная

догмати-ческая

безмя-тежная

догмати-ческая

безмя-тежная

догмати-ческая

5

2

33

11

23

17

23

21

21

12,75

Экспертиза среды ДОУ выявила, что руководитель охарактеризовал среду как творческую (62%), карьерную (31%), безмятежную (5%), догматическую (2%). Педагоги воспринимают среду в большинстве как творческую (43 %), безмятежную (33%),  карьерную (13%), догматическую (11%). Администрация среду ДОО видит как творческую (34%), карьерную (26%), безмятежную (23%), догматическую (17%). Родители воспринимают образовательную среду как творческую (30%), карьерную (26%), безмятежную (23%), догматическую (21%). Усредненные показатели позволили вывести обобщенные данные всех участников образовательного процесса, которые представляют среду как творческую (42, 25%), карьерную (24%), безмятежную (21%), догматическую (12,75%).  На основе полученных данных построена графическая модель соотношения типов образовательной среды в ДОО.

Рисунок 2 Обобщенные показатели участников диагностики среды

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу о расхождении в характеристиках образовательной среды участников опроса. Хотя в целом среду характеризуют как творческую, руководитель, администрация, родители считают ее творческой с элементами карьерной, педагоги в свою очередь характеризуют среду как творческую с элементами безмятежной. Соответственно три категории участников образовательного процесса считают, что среда формирует в целом активную личность, которая может характеризоваться как свободой, так и зависимостью своих поступков и мнения от окружающих, то есть основной характеристикой воспитанников является активность. Педагоги  считают, что среда формирует с одной стороны свободную в выражении своих мнений и поступков личность, но при этом активность варьируется от активной, до полностью пассивной личности.  Основной характеристикой является свобода. В системе координат построен соответствующий вектор, позволяющий дополнительно охарактеризовать образовательную среду как творческую среду свободной активности.

Таким образом, мы видим противоречие, которое заключается в том, что руководитель, администрация и родители видят основной характеристикой воспитанников – активность, а педагоги – свободу. В идеале эти две характеристики должны дополнять друг друга.

В целом характеристика среды близка к планируемой.

Кроме того, нами была проведена экспертиза среды ДОО на основе комплекса количественных параметров. Она проводилась с привлечением всех участников образовательного процесса: руководителя, администрации, педагогов, родителей. Экспертиза позволила выявить следующие характеристики среды.

Рассматривая полученные данные, мы можем отметить, что существует значительная разница в оценке отдельных показателей категориями участниками. Например, показатель интенсивность был оценен всеми группами по-разному, наиболее низкий балл отметили родители, наиболее высокий – руководитель. Это можно объяснить более широким видением возможностей среды руководителем в отличие от родителей конкретного ребенка. Также можно отметить большую разницу между показателем родителей и педагогического коллектива по характеристике обобщенность. Данное расхождение можно объяснить малой включенностью родителей в образовательный процесс. Кроме того, родители воспринимают среду ДОО как слабо структурированную, педагоги, администрация и руководитель считают ее высокоструктурированной.

Если рассматривать обобщенные показатели всех категорий участников образовательного процесса, среда ДОО получила высокие баллы по таким характеристикам как когерентность, мобильность, структурированность, низкие баллы по характеристикам устойчивость, безопасность, активность, доминантность. Среда ДОО по характеристике широта имеет показатель выше среднего, соответственно это характеризует ее как социально открытую, имеющую хорошее материальное оснащение. Участники образовательных отношений имеют возможность получать большое количество впечатлений, участвовать в различных проектах, контактировать с социальными и культурными объектами города.  Средние показатели по характеристике интенсивность объясняются тем, что в ДОО в первую очередь уделяется внимание безопасности и режимным моментам. В этом является расхождение, которое обнаруживается с методикой векторного моделирования среды, которая была охарактеризована, как творческая.

Низкие показатели по характеристике осознаваемость,  говорят о необходимости повышать активность всех участников образовательного процесса.

Низкие показатели по характеристике доминантность объясняются тем, что наше ДОО является не единственным в городе, участники образовательного процесса имеют выбор между похожими учреждениями.

Высокие показатели по характеристике когерентность свидетельствуют о гармоничной включенности, интегрированности образовательной среды в общую систему развития ребенка.

Низкие показатели по характеристике социальная активность создают необходимость повышать у участников образовательного процесса понимание важности трансляции базовых ценностей общества через дошкольное образование.

Низкие показатели по характеристике безопасность всех участников образовательного процесса отражают необходимость дополнительного, возможно отдельного анализа указанной характеристики.

Низкие показатели устойчивости объясняются частой сменой педагогического состава. В данном случае низкие показатели устойчивости соотносятся с характеристикой доминантность.

Анализ состояния среды позволил выделить следующие противоречия:

  1. В ДОО с одной стороны доминирует творческая среда, с другой она характеризуется низкими показателями интенсивности, это говорит о том, что педагогические методы по большему счету являются типовыми, однообразными, традиционными.
  2. Присутствует острая необходимость повышать включенность родительского сообщества в образовательный процесс, в котором педагог и родитель работают в одном векторном направлении, решая схожие задачи доступными им методами.
  3. Для поддержания системы ценностей ДОО, обеспечения последовательного и непрерывного развития личностного потенциала участников образовательного процесса, необходимо сохранять устойчивость образовательной среды, ее стабильность.

  1. Целевой блок проекта
  1. Личностно-развивающая среда образовательной организации с новой конфигурацией типов и улучшенными показателями по характеристикам

Анализ состояния среды выявил противоречия, которые могут быть устранены путем создания ЛРОС через раскрытие социально-личностных характеристик участников образовательного процесса посредством развития речевого потенциала. Личностно-развивающая образовательная среда позволит объединить педагогов, родителей, администрацию в решении одной из важнейших задач дошкольного возраста.

Цель данного проекта стало: «Развитие речевого потенциала, как средство раскрытия социально-личностных характеристик участников образовательного процесса»

Реализация проекта позволит выстроить среду, которая создает возможность для формирования общей речевой культуры, что в свою очередь будет способствовать развитию общего культурного уровня. Речь будет выступать как основа для творческого развития, позволяющего иметь самостоятельный опыт создания продуктов речемыслительной деятельности (стихов, сказок, рассказов). В связи с тем, что речь выступает как регулирующая функция, соответственно возрастут коммуникационные и социальные компетенции воспитанников.

Также подлежат изменению характеристики образовательной среды.

Увеличить интенсивность позволят распространение во всех группах ДОО развивающих образовательных технологий, освоенных отдельными педагогами.

Способствовать формированию более глубокой осознаваемости участников образовательного процесса будет включение родителей в педагогический процесс ДОО, через информирование о программном материале, методах и приемах применяемых на занятиях. Включение родителей в организацию традиционных мероприятий ДОО, создание традиций ДОО, отдельной группы.

С нашей точки зрения показатели доминантности также должны быть повышены до средних показателей. Детский сад в данном случае будет выступать как «источник» научно обоснованных, прогрессивных педагогических знаний, методик, технологий. Педагоги будут иметь опыт применения наукоемких технологий, что позволяет создать авторитет у родителей и общественности.

Повысит социальную активность более полное освещение деятельности ДОО, результатов, перспектив работы. Расширение совместной деятельности с социальными партнерами, включение более широкого круга родителей в реализацию совместных программ и проектов.

Средовая характеристика безопасность увеличится за счет создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка

Устойчивость образовательной среды будет увеличена за счет реализации инновационной деятельности и стремления к повышению своей квалификации, развития системы наставничества, организации творческих групп, осуществление методической поддержки.

Реализация деятельности будет осуществляться через следующие технологии: технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), игровая технология В.В.Воскобовича, театральные технологии, проектные технологии, интегрированные занятия, технология организации самостоятельной деятельности с развивающей стеной, кейс-технология квест-технология, социо-игровые технологии, технология организации исследовательской деятельности.

  1. Новые возможности, создаваемые личностно-развивающей образовательной средой в образовательной организации для детей и взрослых.

Создание в ДОО среды включающей компоненты творческой, с элементами карьерной среды, которая позволит формировать у участников активность и свободу, а также авторитет к взрослым.

Воспитанники реализуют потребность в саморазвитии, познании окружающей среды и самих себя, в эффективной коммуникации со взрослыми и сверстниками, в насыщенной игровой деятельности.

Педагоги удовлетворят потребность в развитии профессионального потенциала, опыт  и навыки в применении развивающих образовательных технологий, уверенность в себе, опыт работы в режиме творческого поиска и творческих групп.

Родители получат реальные знания, инструменты и навыки по развитию речевого потенциала как собственного, так и ребенка. По результатам реализации проекта,  удовлетвориться запрос о подготовке ребенка к следующей ступени образования.

Администрация сформирует команду педагогов, слаженно работающую над реализацией актуальных задач, в режиме делегирования, создаст эффективную развивающую предметно-пространственную среду.

Повысится престиж образовательной организации, расширится материально-техническая база. Контакты с социальными партнерами станут более обширными и устойчивыми.

  1. Образ желаемого состояния образовательной организации (по формуле «3+2»)

  1. Организационно-технологический компонент

Развитие речи является приоритетным направлением в структуре новой образовательной среды ДОО.

Ребенок увлеченно и активно участвует в совместной со взрослым деятельности, имеет возможность творческого самовыражения, имеет возможность для осуществления самостоятельных задумок в игровой и творческой деятельности, социально-личностного развития.

В образовательной деятельности активно применяются разные виды подходов:

  • Игровая деятельности, как самостоятельная, так и организованная;
  • Проектно-исследовательская деятельности и экспериментирование;
  • Художественно-творческая деятельность;
  • Коммуникативная деятельность.
  • Разработаны интегрированные занятия:

- познавательного и социально-коммуникативного развития;

- художественно-эстетического и речевого развития;

Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.

К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:

  • формирование целостного восприятия окружающего мира;
  • развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
  • приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
  • развитие творческих способностей.

Реализуются техники и технологии: технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), игровая технология В.В.Воскобовича, театральные технологии, проектные технологии, интегрированные занятия, технология организации самостоятельной деятельности с развивающей стеной, кейс-технология квест-технология, социо-игровые технологии, технология организации исследовательской деятельности.

На занятиях в ДОУ эффективно используются такие приемы речевого развития: составление рассказов по мнемотаблицам, метод синквейна, инсценировка, драматизация, режиссерская игра, составление творческого рассказа, словотворчество, прием «кластер».

Все эти приемы помогают педагогу индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения, индивидуальные особенности, предоставлять свободный выбор, для раскрытия способностей.

Формируя различные умения, мы развиваем стремление к творческой активности и экспериментальной деятельности, познавательный интерес, коммуникативные умения, интерес к самопознанию.

Для развития личностной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей в занятия включены элементы развития эмоционального интеллекта.

Работа ДОУ ориентирована на реализацию современных, эффективных методов воспитания, способствующих повышению мотивации образовательной деятельности и обучению дошкольников, направленных на развитие индивидуальных качеств личности ребенка, на его всестороннее развитие.

Образовательные услуги расширены за счет реализации дополнительного образования в ДОУ, которое имеет социально-педагогическую и художественную направленность.

Направленность

Название кружка,

вид деятельности

Группа

Художественная

Студия «Топотушки»

Старшая и подготовительная группа

Кружок

«Цветные ладошки»

Вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная   группы

Студия «Веселые нотки»

Старшая и подготовительная группы

Студия «Теремок»

Старшая и подготовительная группы

Социально – педагогическая

«Грамотейка»

Старшая и подготовительная группы

«Развивайка»

Средние, старшие и подготовительные группы

Отмечается активное участие воспитанников во всех мероприятиях, что способствует развитию творческой личности.

Дополнительные образовательные программы ориентированы на формирование активной, самостятельной личности, раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Дети, совместно с родителями, имеют возможность выбрать интересное для себя объединение и реализовать свои личные способности.

  1. Социальный компонент

За счет создания личностно-развивающей образовательной среды все участники образовательных отношений: воспитатель, ребенок, родитель чувствуют себя более успешными.

Реализованы проекты «Школа красного словца», «Музей слов», «Речь будущего», «Мастерская сказок», «Юный журналист».

В старших группах ДОУ организовано постоянно действующее клубное движение культурного общения «В гостях у кота Леопольда», целью которого является обучение детей и родителей формам этикета, нормам и правилам коммуникации в нестандартных, сложных ситуациях, обучение налаживанию дружеского общения.

Родители принимают активное участие в реализации мероприятий. Воспитательные задачи решаются при инициативе и непосредственном участии всех участников образовательного процесса. В старших и подготовительных группах развито волонтёрское движение и наставничество.

Старшие дошкольники принимают участие в театрализованных представлениях, которые показывают более младшим дошкольникам. В театрализации принимают участие разновозрастные воспитанники.

Для продвижения и освещения результатов творческой активности, в помещениях, на сайте ДОУ, творческой группой педагогов оформляются выставки работ, очерки о совместном творчестве воспитанников и взрослых.

Создано профессионально – методическое сообщество.

  1. Пространственно - предметный компонент

В каждой группе создан в музейном уголке музей слов, в котором размещена информация, поясняющая истоки слова, его значение, а также в уголке экспериментирования – лаборатория новых слов, которые появились в речи недавно. В группах ДОУ действует система букинга, когда родители и дети могут взять на время домой понравившуюся книгу. Родители и воспитанники активно включаются в пополнение костюмерных в группах ДОУ. В группах оформлены стенды для работы с родителями «Семейка слов», на которых размещаются тематические слова, понятия, термины для изучения дома совместно с родителями. В каждой группе размещен «Ларец трудных слов», в который родители могут поместить слово, вызывающее трудности в произношении и понимании ребенком.

Оборудованы стенды  «Стена идей для словесного творчества».

  1. Главные результаты жизнедеятельности образовательной организации после создания личностно-развивающей образовательной среды

Основные результаты, которые возникнут после создания личностно-развивающей образовательной среды ДОО:

Все участники образовательного процесса будут иметь возможность развивать личностные и социальные характеристики через формирование речевого потенциала. Соответственно ДОО будет обеспечивать:

  1. качественную подготовку обучающихся в речевом развитии, следовательно это повлечет усиление позиций по всем образовательным областям;
  2. готовность выпускников ДОО к следующей ступени образования, высокий уровень их коммуникативной компетентности;
  3. повышение престижа ДОО, поддержание имеющихся традиций, формирование и укрепление новых в культурной жизни дошкольной образовательной организации;
  4. педагоги, дети и родители демонстрируют готовность к сотрудничеству, обладают речевой культурой, социально-коммуникативными навыками и умениями;
  5. дети и взрослые включаются в совместную реализацию творческих проектов, поддерживают традиции, актуализируют имеющиеся возможности;
  6. формируется педагогическая грамотность, обеспечивается рост образовательной активности, развивается культура речи, коммуникаций родителей.
  1. Стратегия и тактика создания личностно-развивающей образовательной среды

  1. Крупные стратегические изменения и стратегический план создания личностно-развивающей образовательной среды (по формуле «3+2»)

Наименование

Область изменения

Вектор

изменения

Исполнители

Результат

Сроки

Ресурсы

Сопровождение

Изменения в организационно технологическом компоненте среды (образовательной подсистеме ДОО)

1

Изменения в подходах к образовательному процессу, совершенствование содержания воспитательного процесса

В ООП ДОУ, рабочие программы педагогов вносятся изменения с учетом внедрения технологий развития речевого потенциала.

Усиление системности и интеграции образовательного процесса

Администрация ДОУ, педагоги

Положительные изменения в развитии речевого потенциала участников образовательного процесса, их социально-личностных характеристик

Август 2021-Октябрь 2021

Кадровый, методический, информационный

Творческие объединения педагогов, администрация ДОУ

2

Расширение сферы дополнительного образования

Сфера дополнительного образования расширяется, открываются новые объединения, кружки

Заинтересованность участников образовательного процесса в дополнительном образовании

Администрация ДОУ, педагоги

Речевой потенциал, социально-личностные характеристики развиваются опосредовано, через смежные виды деятельности.

Сентябрь 2021-май 2022

Кадровый, материальный

Творческие объединения педагогов, администрация ДОУ

3

Повышение профессиональных компетенций педагогов

Совершенствуется методическая работа с педагогами

Выстраивается личная траектория профессионального развития педагогов

Администрация ДОУ, методические объединения.

Повышается профессиональная самоценность педагогов, уверенность в решении педагогических задач, мотивация к работе.

Январь 2022- август 2022

Методический, информационный, материальный

Администрация ДОУ

Изменения в социальном компоненте среды (организационной подсистеме ДОО)

1

Родители являются активными участниками образовательного процесса

Развиваются разнообразные формы взаимодействия с родительской общественностью.

Родители активно привлекаются к сотрудничеству с ДОУ

Творческие группы педагогов, педагоги ДОУ

Повышается педагогическая компетентность, мотивация к сотрудничеству с ДОУ, уровень речевого развития родителей.

Сентябрь 2021 – май 2023

Кадровый, методический, информационный

Творческие объединения педагогов, администрация ДОУ

2

Совершенствование системы межведомственного взаимодействия (заключение договоров о сотрудничестве).

Система работы с социальными партнерами является неотъемлемой частью воспитательного процесса

Контакты с социальными партнерами являются ситематическими и плодотворными

Администрация ДОУ, творческие группы педагогов

Совершенствуется речевой, социально-коммуникативный, личностный потенциал участников образовательного процесса.

Ноябрь 2021- май 2023

Кадровый, административный.

Администрация ДОУ

Изменения в развивающей пространственно-предметной среде ДОО.

1

Создается единая развивающая РППС, создающая возможность формировать ЛРОС.

Оформление группы функционально создает возможность развивать речевой потенциал участников образовательного процесса

РППС ДОУ активная, функциональная, мобильная.

Администрация ДОУ, педагоги ДОУ

Развивается познавательная и творческая активность воспитанников, расширяется педагогический потенциал педагогов.

Январь2022-май 2023

Административный, материальный, кадровый

Администрация ДОУ, творческие группы педагогов

2

Совершенствуется материально-техническая база ДОУ

Приобретается необходимое оборудование  и материалы для создания и развития творческой ЛРОС

Оборудование ДОУ современное, отвечающее необходимым требованиям

Администрация ДОУ, педагоги

Расширяются образовательные возможности педагогического коллектива, повышается престиж образовательной организации

Февраль 2022 - май 2023

Административный, материальный.

Администрация ДОУ

Изменения в ресурсном обеспечении ДОО.

1

Участие в грантовых конкурсах

Расширение источников финансирования

В ДОУ присутствует внебюджетное финансирование

Админстрация ДОУ, педагоги

Появляется дополнительная возможность реализовывать образовательные потребности

Январь 2022-февраль 2023

Кадровый, административный

Администрация ДОУ, творческие группы педагогов

2

Оказание платных услуг

Расширение источников финансирования

В ДОУ присутствует внебюджетное финансирование

Админстрация ДОУ, педагоги

Появляется дополнительная возможность реализовывать образовательные потребности

октябрь 2022-май 2023

Кадровый, административный

Администрация ДОУ, творческие группы педагогов

  1. Уточнение целей по годам

  1. Этап (июнь 2021 – ноябрь 2021г)

Цель: экспертиза образовательной среды ДОУ, уточнение целей и разработка проекта, создание банка нормативно-правовых документов, формирование творческих групп, продвижение проекта в коллективе педагогов, раскрытие содержания и перспектив реализации. Запуск проекта,  коррекция плана «дорожной карты», уточнение форм и методов реализации.

  1. Этап (декабрь 2021 г - январь 2023 г)

Цель: реализация проекта по созданию ЛРОС в соответствии с уточненной дорожной картой, создание творческих объединений, внесение изменений во все компоненты среды ДОУ, представление опыта на методических объединениях; изучение промежуточных результатов, коррекция плана «дорожной карты».

  1. Этап (февраль 2023 г - май 2023 г)

Цель: анализ результативности проекта по созданию ЛРОС с заданными показателями, определение эффективности проекта, трансляция опыта его разработки и формирования ресурсного пакета проекта, определение дальнейших стратегических целей ДОУ.

  1. Конкретный план реализации  важнейших изменений в образовательной организации для создания личностно-развивающей образовательной среды, конкретные действия и мероприятия проекта (по формуле «3+2»)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Продукты

Результат

Изменения в организационно технологическом компоненте среды (образовательной подсистеме ДОО)

 Изменения в подходах к образовательному процессу, совершенствование содержания воспитательного процесса

Внесение изменений в ООП, рабочие программы педагогов

Август 2021-сентябрь 2021

Управленческая команда ДОУ, творческие группы педагогов

Программное содержание отражает задачи, реализуемые в проекте

Программы скорректированы

Внедрение в работу большей части педагогов ДОУ инновационных образовательных технологий

Сентябрь 2021- январь 2022

Администрация ДОУ, педагоги

Программы ДОУ содержат инновационный компонент

Педагоги обладают навыками и знаниями в работе с инновациями

Внесение изменений в воспитательный план ДОУ, совершенствование методов и приемов.

Август 2021-сентябрь 2021

Администрация ДОУ, творческие группы педагогов

В воспитательный план внесены мероприятия, позволяющие развивать как речевой потенциал, так и социально-личностные характеристики

Воспитательная среда способствует развитию личностного потенциала воспитанников

 Расширение сферы дополнительного образования

Организация Студии театра и сценической речи

Сентябрь 2021-ноябрь 2022

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

В ДОУ действует театральная студия

Речь участников, посещающих студию становится выразительной, эмоциональной, грамотной.

Реализация проектов «Юный журналист», «Газета детского сада», «Эмоционариум», «Школа красного словца»

Сентябрь 2021-май 2022

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

В ДОУ имеется своя газета (информационный листок) с постоянно действующим составом юных журналистов, развивается эмоциональный интеллект, повышается культура речевого общения

Проекты с успехом реализуются, их опыт представлен педагогической общественности

Введение дополнительных образовательных услуг «Грамотейка», «Речевичок», «Говорилки»

Октябрь 2021

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Опыт представляется в методическую копилку

Улучшается грамотность устной речи

Проведение традиционного конкурса чтецов в ДОУ и городе

Февраль-апрель 2022

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Грамотная, интонационно правильная речь, уверенность в себе, навыки самопрезентации.

Проведение конкурса по графику

Участие воспитанников в творческих конкурсах «Ты-супер», «Юнтагор»

Февраль-апрель 2022

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Грамотная, интонационно правильная речь, уверенность в себе, навыки самопрезентации.

Проведение конкурса по графику

Повышение профессиональных компетенций педагогов

Организована мастерская речевой культуры педагогов «По волнам родной реченьки»

Октябрь 2021

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Повышается речевая культура педагогов, знание основ родной речи

Мастерская действует на постоянной основе

Проводится «Логошкола» педагога

Сентябрь 2021- май 2023

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Повышается педагогическая компетентность педагога по развитию речевых функций у воспитанников ДОУ

Логошкола действует на постоянной основе

Действует система наставничества

Сентябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Молодые педагоги чувствуют поддержку со стороны опытных наставников, имеют возможность перенимать опыт

Система наставничества поощряется руководством

Опыт приобретенный в процессе реализации проекта, представляется на городских методических объединениях

По графику проведения

Администрация, педагоги

Методическая база обогащается новыми практическими материалами

Формируется методическая база ДОУ

Принимают участие в городских и муниципальных конкурсах «Педагог-года», «Сердце отдаю детям», «Мое лучшее мероприятие» и т.д.  

По графику проведения

Администрация, творческая группа педагогов

Педагоги обобщают опыт, приобретают уверенность в себе, совершенствуют навыки самопрезентации.

Педагоги занимают призовые места, являются участниками конкурсов

Создание методической базы и каталога методических пособий и технологий по развитию речевого потенциала

Сентябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Разнообразная методическая база на бумажных и электронных носителях

Педагоги имеют возможность повышать профессиональную компетентность благодаря ресурсам ДОУ

Проводятся семинары и мастерские по истории языка, развитию речевого потенциала

Сентябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Формируется методическая база

Расширяются познания в области речевой культуры, истории слова, улучшается и обогащается устная и письменная речь

Программа индивидуального развития профкомпетенций педагогов

Сентябрь-ноябрь 2022

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Индивидуальный образовательный маршрут каждого педагога, учитывающий его профессиональные интересы, личностные особенности

Руководство имеет возможность выстроить систему повышения квалификации с учетом запроса педагогов.

Изменения в социальном компоненте среды (организационной подсистеме ДОО)

Родители являются активными участниками образовательного процесса

В группах ДОУ действует система букинга

Сентябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Обогащаются литературные познания детей и взрослых

Формируется любовь к чтению, обогащается речевой словарь, происходит нравственное воспитание

В ДОУ проводятся театральные фестивали

Январь 2022

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

В ДОУ имеются театральные традиции. Родители и дети имеют опыт совместного творчества

Участники образовательного процесса обладают основами сценической речи, актерского мастерства

Реализуется проект «Воспитательные сказки своими руками»

Октябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Родители имеют знания и навыки в составлении воспитательных сказок различного содержания

Проект долгосрочный, действует на постоянной основе.

В группах ДОУ действует система флэш-карт в группе

Сентябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Повышается педагогическая компетентность родителей

Родители включены в образовательный процесс ДОУ

Функционирует мастерская речевой культуры родителей «По волнам родной реченьки»

Октябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Повышается речевая культура родителей, знание основ родной речи (государственного языка)

Мастерская действует на постоянной основе

Проводятся занятия в «Логошколе» для родителей

Октябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Повышается педагогическая компетентность родителей по развитию речевых функций у воспитанников ДОУ

Логошкола действует на постоянной основе

Действует клубное движение культурного общения «В гостях у кота Леопольда»

Декабрь 2022-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Мероприятия клуба развивают коммуникативные умения, эмоциональный интеллект, жизнестойкость.

Повышается культура общения участников образовательного процесса

Родители привлекаются к совершенствованию и обновлению РППС

Сентябрь 2021-май 2023

Администрация, педагоги

Родители принимают участие в конкурсах развивающих игр, обогащают костюмерные групп

Родители привлекаются к участию в образовательном процессе

Совершенствование системы межведомственного взаимодействия

Составление программы совместных мероприятий и заключение договоров о сотрудничестве

Сентябрь 2021-май 2023

Администрация, педагоги

Программа совместных мероприятий с социальными партнерами

Взаимодействие становится систематическим, традиционным

Проведение совместных мероприятий с детской библиотекой

Про графику

Администрация, педагоги

Мероприятия «День книги», «юный читатель». «книжкин доктор»

У детей формируется любовь к чтению, познавательный интерес, развивается личностный и нравственный потенциал

Проведение совместных мероприятий с ТЮЗ «Мираж»

По графику

Администрация, педагоги

Посещение детьми интерактивных спектаклей

Развивается личностный и нравственный потенциал

Проведение совместных мероприятий с Малым театром

По графику

Администрация, педагоги

Посещение детьми спектаклей, мастер-классов, экскурсий

Развивается личностный и нравственный потенциал

Проведение совместных мероприятий с Музеем

По графику

Администрация, педагоги

Посещение детьми выставок, мастер-классов, познавательных программ

Развивается речевой, личностный и нравственный потенциал

Проведение совместных мероприятий с ДДТ

По графику

Администрация, педагоги

Участие в творческих концертах

Развивается творческая активность, нравственные качества детей

Изменения в развивающей пространственно-предметной среде ДОО.

Создается единая развивающая РППС, создающая возможность формировать ЛРОС.

В группах ДОУ организованы музеи старых слов

Февраль 2022

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Мини-музеи группы дополняются «словесными» экспонатами, которые вышли из оборота или устаревают, но создают понимание о жизни в прошлом

Развивается речевой потенциал детей, нравственные качества, познавательный интерес

В группах ДОУ организованы Лаборатории новых слов

Март 2022

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Уголки экспериментирования дополняются «словесными» образцами, которые только появляются в языке и означают предметы будущего или те, что недавно появились в обиходе

Развивается речевой потенциал детей, нравственные качества, познавательный интерес

В группах ДОУ действуют мастерские «Слова-гости»

Февраль 2022

Управленческая команда ДОУ, педагоги

В группах размещаются лепбуки со словами, которые появились в нашем языке из других культур

Развивается речевой потенциал детей, нравственные качества, познавательный интерес

Организуются конкурсы пособий и игр, выставки

По графику

Администрация, педагоги

Имеются разработанные педагогами ДОУ авторские игры и пособия

У детей повышается познавательный интерес, развивается речь

В ДОУ проводится систематический анализ РППС

По графику

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Отчет о проверке

Среда систематически обновляется, дополняется.

Совершенствуется материально-техническая база ДОУ

Проводится закупка оборудования, мебели, материалов

По графику

Администрация

В группах РППС отвечает требованиям ФГОС

Оборудование закупается и обновляется по необходимости

Оснащение и совершенствование в группах ДОУ ИКТ оборудования

По графику

Администрация

В группах ДОУ имеется необходимое ИКТ оборудование для реализации инновационной деятельности

Педагоги реализуют инновационные технологии по развитию речевого потенциала

Изменения в ресурсном обеспечении ДОО.

Участие в грантовых конкурсах

Мониторинг грантовых конкурсов

Сентябрь 2021-май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Выявлен конкурс для участия

Принято решение об участии

Формирование творческой команды, разработка и защита грантового проекта

В соответствии со сроками конкурса

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Грантовая документация

Грант прошел проверку

Реализация гранта

В соответствии со сроками конкурса

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Реализованы заложенные в гранте средства

Проведен анализ эффективности грантовой работы

Оказание платных услуг

Мониторинг интересов и востребованных услуг у детей и родителей

Сентябрь 2021

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Результаты мониторинга

Выделение наиболее востребованных и перспективных услуг

Презентация услуг

Октябрь 2021

Управленческая команда ДОУ, педагоги

Презентация услуг на родительских собраниях и на сайте ДОУ

Заинтересованность родительской и детской аудитории

Введение новых дополнительных образовательных услуг

Октябрь 2021- май 2023

Управленческая команда ДОУ, творческая группа педагогов

Открытие новых направлений работы

Повышается посещаемость дополнительных услуг

Приложение


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: