Педчас: мастер класс "Арт терапия в работе с дошкольниками" 2023г

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chas_master-klass_art-terapiya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1391

г. Москвы                                                                                                                                                            

Мастер – класс

для педагогического коллектива

на тему:

 «Арт терапия в работе с дошкольниками»

Педагог-психолог

Зарецкова О.В.

Воспитатель:

Голубева Н.В.

Москва

декабрь 2023г.

Цели: повысить профессиональное мастерство педагогов с помощью арт-терапевтических технологий; сформировать эмоциональную стабильность у участников образовательных отношений.

Задачи:

  • познакомить с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи методов арт-терапии;
  • развивать профессионально-творческую активность;
  • создать условия для индивидуальной и коллективной работы, раскрыть внутренний потенциал каждого педагога.

Материал: пипетки, бумага А-4, тряпочки, гуашь, линейка, зеркала, ракушки, марблс, мягкие игрушки, листы чертежные, цветной песок, колба.

Арт-терапия — это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это близко детям и помогает им в самовыражении.

Сегодня мы познакомимся с несколькими  арт-терапевтическими технологиями:

1. Телесно-ориентированная терапия.

Упражнение «Рисунок на спине»

Инструкция. предложите встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Педагог-психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги), везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги). Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине партнера). Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине). Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки).Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Телесно-ориентированная терапия- этот метод связан с телесным  выражением негативных эмоций.

Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга. Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние.

Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние. Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную.

Пассивная работа представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.

Упражнение «Недовольный»

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

2. Каплетерапия.

Рекомендую эту технику для работы с гиперактивными детьми.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, подготовка руки к письму, развитие творческого воображения, концентрации внимания.

1. дорожка из капель –выбор самой красивой/некрасивой

2. чередование капель по цвету- устанавливаем закономерность

3. чередование капель по размеру.

4. перенос капель

3. Мандалотерапия.

Мандала – это узор, который создается в круге. . Мандала - это то движение по кругу, которое возвращает к самому себе. 
Цель этих упражнений – снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности к сосредоточению и самопознанию, развитие мелкой моторики, творческого воображения. 
Мы уже создавали мандалу из природного материала, плели из ниток, делая оберег, рисовали в круге.
 

Я хочу показать как создавать мандулу с использоваем зеркальной плоскости, которая создает эффект калейдоскопа.

Использовать зеркальную плоскость можно с разным возрастами.  
Например, хорошо «работает» техника с воспитанниками с комплексом «я не умею рисовать», с брезгливыми детьми, которые боятся испачкаться краской тревожными, неуверенными, гиперактивными, агрессивными, с детьми с нарушениями речи. 

4. Танцевальная терапия

Танец-игра "Передай другу"

Танцетерапия — для выражения чувств и эмоций в свободном движении под музыку, снятие психоэмоционального напряжения;выплёскивание энергии; развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать), сплочение.

5. Изотерапия

Изотерапия — для самовыражения, проявления чувств. Изотерапия позволяет максимально реализовать творческие способности. Благодаря рисованию, ребенок легче воспринимает болезненные для него события.

Упражнение «Рисунок на пене Роза»

Инструкция. Участники рисуют красками на пене для бритья. Краску можно растягивать и закручивать завитками и другими узорами. Если смешать пену, клей ПВА и гуашь, то можно будет рисовать цветной пеной на ватмане.

Примечание. Упражнение развивает фантазию, воображение, снимает напряжение. Рекомендуем для профилактики и коррекции тревожности, страхов.

6.  Рефлексия «Кувшин»   с использованием песочной игротерапии

 прекрасное средство для познавательного и творческого развития и самореализации ребенка, положительно влияет песок на  эмоциональное самочувствие ребенка, т к в песке отыгрываются все негативные переживания.

- Перед вами кувшин. Сейчас мы наполним кувшин своим настроением. Какие ощущения, эмоции у вас остались от мастер-класса?

Участники заполняют по очереди стеклянный кувшин цветным песком и проговариваю свои эмоции.

  • Что вы почувствовали, когда выполняли упражнения?
  • Какие техники арт-терапии будете использовать в своей работе?
  • Что не понравилось?
  • Ваши пожелания организаторам.

Вывод: Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии. Изобразительная деятельность — это важный инструмент коммуникации, который позволяет восполнить дефицит общения и построить гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.