Педчас выступление " «Игры, развивающие общительность у дошкольников младшей группы, как основы детской социализации» 2020г

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_10.02.2020.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа 1391

Групповая консультация педагогов на педсовете на тему:

«Игры, развивающие общительность у дошкольников младшей группы,

как основы детской социализации»

Подготовила

педагог-психолог ДОП1

Зарецкова О.В.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.  ( А.С. Макаренко)

Игра в дошкольном  возрасте является  ведущей деятельностью, и имеет большое значение для умственного, физического, нравственного развития малыша. В игре ребенок учится понимать мир, знакомится с взаимоотношениями между людьми, их эмоциями, и желаниями. В результате этого формируется и внутренний мир самого малыша. В игре ребенок учится мыслить, рассуждать логически, понимать своего собеседника, решать вопросы и многое другое. В игре ребенок приобретает навыки  необходимые ему для общения со сверстниками. Очень большое значение игра оказывает на развитие речи.

Регулярное проведение совместных игр поможет воспитателю сблизить детей вновь пришедших в детский сад, объединив их интересной деятельностью, обогатит их впечатлениями, даст новый социальный опыт, важный для развития личности ребенка, а кроме того, позволит сформировать жизнерадостный настрой и хорошее отношение друг к другу.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

По своему характеру это игры-забавы и хороводы, созданные по образцу народных игр и несущие в себе элементы фольклора и народной культуры. Они удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом способствует осознанию ребенком содержания игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Взрослому игра помогает завоевать симпатию воспитанников, поскольку доверие и разумное послушание делают детей открытыми к общению.

Игры предлагаются в порядке возрастания требований к поведению детей в группе. Первыми и самыми простыми являются те, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково: «Солнышко и дождик», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели». Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.

Несколько более сложными являются игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами: «Куклы пляшут», «Подарки», «Спектакль игрушек». Играя в них, дети учатся считаться с партнерами, уступать друг другу как игрушки, так и активную привлекательную роль. Ожидание своей очереди заполняется другим активным действием, что облегчает малышам выполнение предъявляемых требований.

Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что центром притяжения в них является взрослый. Он вносит в жизнь детей новую игру и выступает для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, воспитатель заражает ребят своей увлеченностью, весельем.

Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей в них. Не беда, если не все сразу включатся в игру – ее можно начать и с небольшой группой желающих, откликнувшихся на приглашение воспитателя. Для тех же, кто пока не решается принять участие в игре, интересным и полезным занятием станет наблюдение за сверстниками. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру.

Игра «Солнышко и дождик»

Особенности и воспитательное значение. Игра помогает завоевать доверие и расположение детей. Малышам она очень нравится, потому что отвечает их потребности в движении, позволяет бегать, прыгать без каких-либо ограничений, делает жизнерадостными, приводит в прекрасное расположение духа. Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, смеется и весело обращается с ними, – снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает. Таким образом удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым. Наконец, в игре дети получают новые впечатления от стихотворного текста и народных потешек, от воображаемой игровой ситуации, так хорошо знакомой им.

Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно педагогом и детьми. Это сближает малышей друг с другом и со взрослым, отвечает их склонности к подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение как от самих движений, так и от совместного выполнения таковых. Дети легко перенимают не только движения, но и настроение друг друга. Их радость усиливается от того, что другие испытывают то же самое, это создает естественную общность между ними.

В то же время игра прекрасно организует малышей, но это не вынужденная организованность и даже не послушание взрослому, а своеобразная завороженность общими действиями. Причем подобная организованность достигается естественно, без всякого сопротивления со стороны детей.

Советы воспитателю. Игра может проводиться как в помещении с помощью стульчиков-«домиков», так и на воздухе – домики можно начертить в виде кружочков на земле или выложить камешками, шишками. Желательно, чтобы все домики находились на равном расстоянии друг от друга и располагались полукругом или вокруг отведенного для движения пространства.

(практическая часть)

Игра «Раздувайся, пузырь!»

Особенности и воспитательное значение. Это одна из хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. В данной игре вводится новый элемент – традиционный для хоровода ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок последовательно выполняет две роли: сначала – приглашаемого другими, а затем – приглашающего других. При этом каждый участник игры чувствует внимание к себе со стороны своих партнеров и сам оказывает его им.

В ходе игры дети разучивают новые движения. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг, с другой – выполнение ритмизованных движений, подчиненных образному слову.

Советы воспитателю. При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией.

(практическая часть)

Игра «Карусели»

Особенности и воспитательное значение. Игра с давних пор пользуется большой популярностью у детей дошкольного возраста. Ее содержание напоминает им катание на карусели. Успех ее обусловлен своеобразием игровой ситуации, удачным сочетанием таких важных элементов, как движение, образное слово и способ взаимодействия всех ее участников. Кружась одновременно в темпе, который задается текстом, дети совместно создают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется. Все вместе они испытывают от такого катания приятные ощущения. Подобная общность вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же, сближает детей друг с другом. Игра не только забавляет их, но и учит согласовывать свои движения с движениями партнера и ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления движениями. Ее простота и краткость дают ребенку возможность мысленно представить содержание в целом и предвидеть повторение.

Советы воспитателю. Предварительно нужно хорошо выучить текст и отрепетировать его произнесение в соответствии с движениями. Это важно, поскольку воспитатель служит для детей образцом выполнения движений и поведения в коллективной игре.

Успех этой живой, веселой игры зависит от того, умеют ли воспитанники крепко держаться за руки и поворачиваться по ходу движения карусели (т. е. соблюдать первое и второе правила). Если в группе есть вялые, малоактивные дети, то воспитателю лучше поставить их поближе к себе или между активными сверстниками, поручив им заботу о тех, кто слабее («Следите, чтобы Миша не упал с карусели!»).

Данную игру полезно проводить в разновозрастной группе, где старшие могут опекать младших, а малыши – держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Такие межвозрастные контакты способствуют развитию гуманных отношений между детьми.

(практическая часть)

Игра «Куклы пляшут»

Особенности и воспитательное значение. Эта игра-забава не только развлекает малышей, но и приучает их выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Организация игры является для детей новой, т. к. их поведение регулируется определенными требованиями, но игровая ситуация строится так, что они легко принимают их.

Игра предусматривает два рода действий, каждый из которых приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-первых, всегда приятно поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться. Во-вторых, закончив это «ответственное дело», ребенок сам выбирает того, кому передать куклу. Делает он это с удовольствием, т. к. реализует предоставленную ему возможность выразить свою симпатию другому ребенку. Таким образом, каждое из этих действий позволяет детям проявлять самостоятельность.

Советы воспитателю. Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение (проигрыватель, магнитофон), так и под пение взрослого. Проводя эту веселую игру-забаву, не стоит забывать о том, что ее цель – не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать друг другу. Чтобы ребята осознали это важное правило коллективной жизни, в конце игры нужно похвалить всех ее участников: танцоров – за веселую пляску, музыкантов – за хорошую музыку. Также следует объяснить малышам, что без музыки танец не получился бы таким веселым, и посоветовать им в следующий раз играть так же дружно, как сегодня.

 Игра «Магнит»

Особенности и воспитательное значение: игра формирует навыки сотрудничества, снижает застенчивость, развивает умение чувствовать других.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Они двигаются по кругу. По сигналу взрослого дети останавливаются, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля).

Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля –магнит. Затем игра возобновляется.

Советы воспитателю. Магнитом должен побывать каждый ребенок.

(практическая часть)