Дидактические игры как метод активизации словаря в старшем дошкольном возрасте

Дудина Татьяна Александровна

Д/и

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры

как метод активизации словаря

детей старшего дошкольного возраста

Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания.

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное. Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается.

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.
Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

Воспитатель должен, замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приводить детей к их употреблению, словом, содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный.

При беседах с детьми, в рассказах детей следует отмечать каждое удачное, меткое слово. Предлагать заменять слова мало удачные более подходящими. Хорошо после проведенной экскурсии или прочитанного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов. Специального внимания к себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи, - обилие в ней иностранных слов и выражений.

Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Дидактические игры — метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знания о цвете, пространстве, времени и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В процессе игры воспитатель намечает заранее, кого спросить и о чем, вводит варианты игры, соединяет в пары сильного и слабого по развитию ребенка, вносит в занятие шутку, использует двигательную активность детей. Темп игры — средний, не медленный и не быстрый, так как это обучающая игра, где закрепляются знания и словарь детей.

Воспитатель обращает внимание на точность ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенно добиться активности всех детей (давать по ходу игры задания: сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует, оценивать игру не обязательно. Можно сказать: «В следующий раз у нас будут другие игрушки, может быть, кукла  придет в гости».

Для словарной работы можно использовать следующие дидактические игры: «Угадай, что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Игры с куклой». Известны некоторые другие виды дидактических игр с предметами или картинками для активизации словаря: «Кому что нужно», «Магазин». Особенно рекомендуется игра «Путешествие» для старших детей.

Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова — ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременны (5—10 минут) и составлять лишь часть занятия по родному языку.

Эти упражнения и игры не требуют длительной подготовки, легко включаются в занятия по родному языку. Например, упражнение «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар — варит, печет, жарит; врач — лечит, осматривает и т. д.

«Кто это делает?» (подбор существительных): водит машину — шофер; водит поезда — машинист; метет улицу — дворник.

«Чем это делают?» (подбор существительных): пишут— ручкой, карандашом; рисуют — мелком, кисточкой, карандашом.

В упражнении «Подбери определение» дети говорят, что яблоко — спелое, сочное, румяное; полотенце — белое, длинное, чистое, махровое.

В таких упражнениях каждый ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.

Словесные игры на занятиях не требуют особой организации.

Дети могут сидеть на своих обычных местах за столами, воспитатель вызывает ребенка по имени или жестом, а в дальнейшем — бросая мяч, мешочек с песком. Если позволяют условия, игру можно провести, построив детей в круг; заранее определить место для выбывающих из игры, условиться о фантах.

Воспитателю необходимо включать словесные игры в быт детей, поощрять детскую инициативу в их проведении, время от времени планировать в календарном плане знакомые словесные игры вне занятий, проводя их на прогулке, в зале, в групповой комнате в удобное время.

Активизация словаря происходит и на других занятиях по родному языку. Например, в беседах, занятиях по рассказыванию воспитатель может использовать отдельные приемы словарной работы для закрепления или активизации словаря. Но в таких занятиях на первом плане стоит другая речевая задача (учить разговорной речи, формировать навык связной речи и др.), которая имеет свою специфику и свои специальные приемы обучения, а словарная работа осуществляется попутно, воспитатель часто пользуется косвенными приемами (исправление слова, подсказ более правильного, поощрение за удачный ответ и др.).