Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Степанова Людмила Александровна

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

на основе инновационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

на основе инновационных технологий

Воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Степанова Людмила Александровна

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, целью моей педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС.

Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач.

1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста.

2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей раннего возраста.

4. Создать предметно-развивающую среду в группе.

5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов, обучения образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

После адаптации детей в 1-й младшей группе, у многих есть проблемы с речью. Наша задача научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Изучив статьи В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т. В. Большевой, Г. С. Альтшулер из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.

Первой инновацией, к которой мы обратились, была куклотерапия.

Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Он основан на процессах идентификации (подражательность) ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.

Диагностика показала: у детей улучшилась речь, обогащен словарный запас, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию.

Еще одним из ключевых направлений моей педагогической деятельности по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста я выбрала сказкотерапию.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Использование сказки в раннем и младшем дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их.

В предметно-развивающей среде моей группы особое место занимает мини-музей - инновационная педагогическая технология духовно-нравственного воспитания детей на основе фольклорного речевого материала.

Задачами музейной технологии являются: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, развитие речи и расширения словарного запаса, воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению, воспитание культуры поведения.

Технология помогает закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В мини-музее размещены книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки, матрешки, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Мною разработана картотека, на основе народного фольклора, для речевого развития детей раннего возраста, которая исходит из моего опыта и состояния практики на уровне государственных стандартов, анализа литературных источников по рассматриваемому вопросу и связана со значительным распространением проблемы формирования речевых навыков у детей раннего возраста.

В основу картотеки речевого развития заложен фольклор для детей, созданный взрослыми, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

А. П. Усова считает, что потешки, сказки, пестушки, колыбельные, прибаутки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, они пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.

Когда малыши приходят в детский сад, он уже понимают речь, узнают близких, поэтому мы забавляем их песенками и короткими стишками- пестушками, потешками. Их назначение — вызвать у детей радостные, бодрые эмоции.

Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием.

Результатом моей работы является то, что улучшается память детей, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Дети с большой охотой приходят в детский сад, легче проходят адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора, я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.

Еще одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике - технология пальчиковой гимнастики.

Николай Александрович Бернштейн - (советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований - физиологии активности) писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека».

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводим во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старались подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, скручивание ленты, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками.

Технология пальчиковой гимнастики удачно сочетается с народным фольклором. С этой целью создан банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики

Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Ещё одна из инноваций применяемая мною тестопластика.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Занятия лепкой из соленого теста развивает ребенка эстетически и не только…  Об этом говорят слова выдающегося советского педагога-новатора В. А. Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

При действии с тестом у малыша развивается тактильно-мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Когда малыш увлечен игрой, на пике эмоций он способен усвоить много слов.

Хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони, что играет положительную роль в развитии речи. Дети с удовольствием лепят конфеты для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Сеансы тестопластики проводим с использованием красивой и интересной игрушки.

В работе с пластилином, с соленым тестом применяем следующие приёмы: разминание, отщипывание, сплющивание, скатывание (формирование шариков), надавливание, размазывание, раскатывание (формирование «колбаски») - все это является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребенок успокаивается, становится более уравновешенным и внимательным.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья.» (В. М. Бехтерев).

Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – основана на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Например, практика использования мною музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в работе с детьми раннего возраста (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации. Считаю, что использование великой силы музыки в работе с детьми раннего дошкольного возраста не только целесообразно, но и необходимо - принести хорошие результаты. А сочетание методов музыкальной терапии с работой по развитию речи усиливает положительное воздействие. Отмечаю, что дети овладели коммуникативными навыками, у них сформировано восприятие, они выполняют предметно-игровые действия и целенаправленные действия с предметами, они хотят общаться со взрослым.

Ведущая деятельность детей раннего возраста - игра. В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, сюжетно-ролевые игры, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры. В группе созданы разные центры: театральный, центр художественного творчества, центр природы, центр развивающих игр, центр строительно-конструктивных игр, центр сенсорного развития.

Предметно-развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды, со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта.

Эффект сочетания инновационных технологий по развитию речи у детей раннего возраста в игровой деятельности проявляется в высокой мотивации детей к участию в музыкальных мероприятиях, проводимых в МАДОУ, отзывы и оценки родителей.

Работа с родителями.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это: индивидуальные беседы о пользе обучения детей манипулятивным действиям.

Рекомендации родителям - в виде памяток, в которых убеждала их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Пальчиковая гимнастика».

Чтобы держать их в курсе событий, знакомила родителей, используя в родительском уголке раздел «Учите вместе с нами». Потешки, поговорки, считалки, стихи, песни. Родители дома могут повторять этот материал со своим ребенком.

Изготовление альбома «Поиграйте вместе с нами», который обновляла по мере разучивания.

Выпуск папки-передвижки для родителей «Пальцы помогают говорить».

Старалась привлекать родителей принимать участие к организации развивающей среды: создание книжек малышек, дидактических игр. Так же совместно с родителями выполняли творческие задания и предлагали участие в различных конкурсах и выставках, как детского сада, так и группы. Проводили совместные праздники. Родители очень легко и активно отзываются на наши просьбы.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инновационные технологии, направленные на развитие речи раннего и младшего дошкольного возраста, апробированные - это (утверждение, одобрение или проверка работоспособностей методов) и применяемые в моей практике, обогащают педагогический процесс и являются действенным методом гуманизации (одобрение,утверждение) воспитания с первых лет жизни ребёнка; технологии, основанные на куклотерапии, сказкотерапии, тестопластике, пальчиковой гимнастики, фольклора, музыкотерапии, а также предметно-развивающая среда содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текстов, что обусловлено как спецификой возраста, так и интенсивностью социализации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» Степанова Людмила Александровна МАДОУ ДС №38 «Домовёнок» Опыт работы по теме

Слайд 2

Актуальность: Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит . Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст . Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Слайд 3

Актуальность: В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук . Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые Т. А. Ткаченко Е. Косина, Ю. Соколова, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений .

Слайд 4

Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством пальчиковых игр .

Слайд 5

Задачи: Изучить и проанализировать научные труды отечественных и зарубежных педагогов по обозначенной теме ; Создать соответствующую предметно- пространственную развивающую среду для организации деятельности ; Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для развития речи детей раннего возраста.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Создание и реализация системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Слайд 7

Новизна опыта Новизна данного опыта заключается в разработке системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, с использованием современных методик и технологий . Элементы новизны прослеживаются в организации: Предметно-пространственной развивающей среды (разработка картотек разнообразных пальчиковых игр). Сотрудничество с социумом (с родителями: анкетирование « Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста » ; консультации: « Значение пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста » , « Пальцы помогают говорить». Создание пальчикового театра (театрализованные игры - они выступают эффективным средством речевого развития детей).

Слайд 8

Пальчиковые игры Стимулируют развитие речи Повышают речевую активность Развивают память Развивают воображение и фантазию Облегчают овладение навыками письма Помогают овладеть динамикой жеста Развивают навыки самообслуживания Значение пальчиковых игр

Слайд 9

Этапы работы: I этап( констатирующий): Изучение и анализ психолого –педагогической литературы по обозначенной теме ( Анищенкова Е.С. « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»); - Подбор диагностической методики и обследование детей с целью выявления уровня речевого развития; Разработка системы работы с учётом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы: с детьми ( подбор картотеки пальчиковых игр, выбор методов , приемов и формы работы ); родителями ( консультации, анкетирование, родительское собрание); коллегами (консультации, мастер – класс, семинар) II этап( формирующий): - Показ занятия? III этап( контрольный): - Проведение контрольной диагностики по речевому развитию с целью эффективности организованной деятельности.

Слайд 10

Предполагаемый результат В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты: вызвать интерес детей к пальчиковым играм ; увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной; повысить речевую активность детей в различных видах деятельности; использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни; развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь; дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.

Слайд 11

Формы работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа; свободная самостоятельная деятельность самих детей; Методы и приемы работы: Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Слайд 12

Работа ведётся в трёх направлениях

Слайд 13

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов: Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет». Использую основные принципы при проведения пальчиковых игр : - Систематичность проведения игр и упражнений. Автоматизация навыка развивается многократным его повторением. - Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно, - Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Для работы по данному направления изготовила Лэпбук « Пальчиковые игры» по речевому развитию.

Слайд 14

Виды пальчиковых игр: Пальчиковые игры с бельевыми прищепками. Пальчиковые игры с предметами Активные игры со стихотворным сопровождением Игры манипуляции Пальчиковые игры на основе сказок Пальчиковые кинезиологические игры Пальчиковые игры с элементами самомассажа Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением Игры с песком и водой

Слайд 15

В своей работе использую как традиционные формы работы так и нетрадиционные формы работы: Игровые пальчиковые упражнения делятся на группы: • Упражнения для массажа (или самомассажа ) рук: «Массаж подушечек пальцев рук» «Массаж фаланг пальцев» «Массаж прижимающий» «Упражнение с мячом-ёжиком» «Упражнение с прищепками» « Самомассаж горохом» «Горох и фасоль» «Колечки» «Гладь мои ладошки, ёж» • Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук: «Цепочки», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноимённых пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают», «Горошки»,

Слайд 16

• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки» , • Упражнения с различными предметами : «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Упражнение с эспандерами», «Упражнение с пробками», « Узловка », «Упражнение с чётками», «Упражнение с бусами», «Упражнение со счётными палочками», « Комканье платка», «Горох и фасоль», «Все узлы переберу», «Волшебные орешки», • Гимнастика для пальцев: «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев» • Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

Слайд 17

Этапы разучивания пальчиковых игр: - Взрослый сначала показывает игру ребенку сам; - Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка; - Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст; - Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст; - Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Слайд 18

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр: • Перед началом упражнений нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. • Все упражнения выполнять вместе с ребенком , демонстрируя собственную увлеченность игрой. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. • Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание , при этом отрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты . Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения. • Нельзя принуждать ребенка к игре , если он не хочет. Задания должны приносить ребенку радость , не допускайте скуки и переутомления. • Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач . Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно. • Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается. • Играть в пальчиковые игры нужно каждый день , только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Слайд 19

Театрализованные игры

Слайд 20

Игры с крупами

Слайд 21

Игры на дидактическом столе с подсветкой

Слайд 22

Пальчиковые игры

Слайд 23

Игры с шариками Су- джок и грецкими орехами

Слайд 24

Игры с тактильными карточками

Слайд 25

Игры с прищепками

Слайд 26

Игры с водой - аквагимнастика

Слайд 28

Лэпбук « Пальчиковые игры»

Слайд 29

Цель лэпбука : улучшить качества речи, повысить речевую активность , с помощью развития мелкой моторики . Задачи : Сформировать речевые навыки у детей. Развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую моторику. Развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас детей. Развивать желание выполнять совместные игровые задания.

Слайд 30

Лэпбук включает различные виды пальчиковых игр ,способствующих формированию речевых навыков у детей, улучшению качества речи ,развитию мелкой моторики. В лэпбук входят игры : - Пальчиковые игры по сказкам (« Курочка Ряба », « Теремок», « Колобок»); - Пальчиковая гимнастика по потешкам («Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Наши уточки с утра»..); -Пальчиковые игры « Времена года». - Пальчиковые игры со стихами( Из цикла А.Барто « Игрушки») - Пальчиковые игры в воде( «Дождь», «Киска», «Рыбки»,Маленькая лодочка»..), -Пальчиковые игры с мячиками Су-джок по лексическим темам. -Пальчиковые игры с кинетическим песком. -Дидактическая игра « Прищепочки ». - Дидактическая игра « Пройди пальчиком по дорожке». - Дидактическая игра « Тактильные карточки» .

Слайд 31

Результат: В результате использования лэпбука в работе по речевому развитию детей раннего возраста ,расширяется не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире, появляется желание повторять и проговаривать стихи, потешки , играть в пальчиковый театр, рассказывая сказки, играть с прищепками, с мячиками су-джок , играть с водой и песком. Благодаря проделанной работе у детей повысилась речевая активность, развивается мелкая моторика , что способствует дальнейшему развитию речевой активности детей раннего возраста.

Слайд 32

Диагностика речевого развития детей раннего возраста по методике Е.М. Мастюковой , А.Г. Московкиной. Уровень развития Подготовительный этап(сентябрь)% Заключительный этап (май)% Высокий 30 50 Выше среднего 25 30 Средний 35 15 Низкий 10 5

Слайд 33

Результаты диагностики речевого развития детей раннего возраста

Слайд 34

В результате опыта работы по теме « Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» удалось достичь положительных результатов. Результаты работы показывают , что целенаправленная, систематическая и планомерная организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию речи , через систему пальчиковых игр, упражнений, через создание предметно- развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями, привела к росту развития моторики рук и речи детей раннего возраста. У детей улучшилось звукопроизношение ,обогатился словарный запас ,речь стала эмоциональной и выразительной. Развилось внимание, воображение. У детей вырос интерес к пальчиковым играм. Дети стали более активнее, и общительнее. Планирую дальше продолжать работу в данном направлении. Обогащать РППС нетрадиционными играми и пособиями . Использовать в работе инновационные технологии, с использованием ИКТ .

Слайд 35

Адресная направленность Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, музыкальными руководителями, психологами, логопедами, а так же родителями.

Слайд 36

Литература: Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель , 2006 г. Узорова.О.В , Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова , Е.А.Нефедова – М.: Астрель , 2004 г. ,Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; - Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб .:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.

Слайд 37

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ ДС №38 «Домовёнок» Консультация для педагогов по теме: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Подготовила: Воспитатель ранней группы «Пчелки» Степанова Л.А

Слайд 2

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М. Бехтерев Пальчиковые игры- общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребенку

Слайд 3

Цель темы : Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи : 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; 2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры 3)Систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики; 4)Продолжать давать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Слайд 4

Значение пальчиковых игр:

Слайд 5

Виды пальчиковых игр: Пальчиковые игры с предметами Игры со стихотворным сопровождением Игры-манипуляции Пальчиковые игры на основе сказок Пальчиковые кинезиологические игры Пальчиковые игры с элементами самомассажа Су-джок терапия

Слайд 6

Пальчиковые игры с предметами Развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Слайд 7

Игры со стихотворным сопровождением Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.

Слайд 8

Игры-манипуляции Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Слайд 9

Пальчиковые игры на основе сказок Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Слайд 10

Пальчиковые кинезиологические игры Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Слайд 11

Пальчиковые игры с элементами самомассажа Су-джок терапия Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Слайд 12

Советы для работы с детьми по использованию пальчиковых игр: 1. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребенка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Слайд 13

3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков ребенка (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти. 5. Играйте часто, но понемногу.

Слайд 14

Вывод: В результате предложенных упражнений развивается мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни. Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр. Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковых игр позволяет добиться положительных результатов в речевом развитии детей.

Слайд 15

Список литературы: Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014 Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Волгоград, 2012 г. - Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015. - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014 - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их: страхов; двигательных и речевых расстройств; психосоматических заболеваний; отклонений в поведении и др.

Слайд 3

В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Слайд 4

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Слайд 5

Основная цель: стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений; коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей. Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышала 10-12 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивалась единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности.

Слайд 6

развивающие слуховое внимание развивающие чувство ритма на развитие координации движений и мелкой моторики развивающие пространственные представления развивающие коммуникативные навыки

Слайд 7

Музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребенка. В эмоциональной отзывчивости на музыку проявлялись крупицы музыкально- творческих проявлений детей. Выполнялись упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевали способами эмоциональной передачи образов, регуляции своего психоэмоционального состояния, осваивали правила поведения, это способствовало развитию коммуникативности в общении и коррекции поведения в целом.

Слайд 8

Результатами использования психолого-педагогических методов коррекции поведения ребенка раннего возраста средствами музыкальной деятельности стало: - развитие коммуникативных навыков: с помощью музыки был преодолен эмоциональный дискомфорт, дети стали более контактными, дружелюбными, доброжелательными; - слуховое внимание и память стали более устойчивыми; - дети получили возможность выразить себя и быть при этом услышанными через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа; - у малышей лучше развивалась координация движений, мелкая моторика, пространственная ориентация и чувство ритма. - создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка, что особенно важно в связи с проблемой адаптации детей к условиям ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей раннего возраста Подготовила: Степанова Л.А

Слайд 2

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В.Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность данной темы заключается в том что, сказки- это естественная составляющая в повседневной жизни детей

Слайд 4

Цель применение сказок как средство развития связной речи у детей раннего возраста, всестороннего развития творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возможности

Слайд 5

Задачи -развивать речь детей с помощью пересказывания небольших фраз из сказки -снижение уровня тревожности у детей -развивать умение преодолевать трудности и страхи -развивать умение воспринимать понимать и эмоционально откликаться на сказку -воспитывать интерес к русскому народному творчеству -развивать внимание, восприятие, воображение -развивать общую и мелкую моторики , координацию

Слайд 6

Сказкотерапия это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром

Слайд 7

Методы и приемы Игра-инсценировка Настольный театр Сказка на фланелеграфе Картинки на картоне

Слайд 8

Сказки делятся на группы Сказки о животных Сказки о взаимодействии людей с животными Сказки притчи Бытовые сказки Волшебные сказки

Слайд 9

Виды сказок Дидактические Художественные (народные и авторские) Психокоррекционные Медитативные

Слайд 11

Работа с родителями Консультации Р екомендации Анкетирование Выставка семейных рисунков Конкурс совместных работ родителей и детей Родительское собрание

Слайд 13

Диагностика речевого развития Понимает не сложные рассказы по сюжетным картинкам Начинает использовать сложные предложения Правильно реагирует на словесные указания, получает удовольствие от общения со сверстниками Может поделиться информацией ( «ворону видел)», пожаловаться на неудобство («замерз, устал») Сопровождает речью игровые и бытовые действия Ознакомление с художественной литературой: умение узнавать героев сказки повторять отдельные слова, строчки из неё. («Курочка Ряба», «Колобок») Чтение наизусть знакомого стихотворения (одно стихотворение по выбору воспитателя) А.Барто «Игрушки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Степанова Л.А «Развитие речи у детей раннего возраста в образовательной деятельности на основе технологии - куклотерапия »

Слайд 2

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра

Слайд 3

Цель: поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи у детей раннего возраста по ФГОС ДО Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей раннего возраста Создание развивающей среды в группе. Привлечение родителей к работе по выбранному направлению.

Слайд 4

Куклотерапия - эффективная, речеразвивающая , здоровьесберегающая и вспомогательная технология, позволяющая мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать его, снижать эмоциональное напряжение и повышать степень социализации в обществе

Слайд 5

Всегда любая кукла была наделена некоторым мистицизмом. Она одушевлялась либо актером, либо владельцем этой куклы. Ведь люди находятся в постоянном состоянии ИГРЫ, название которой- ЖИЗНЬ.

Слайд 6

Куклотерапия Помогает установить эмоциональный контакт с ребёнком Помогает в снятии эмоционального напряжения Способствует развитию речи, внимания, памяти Обогащает информацией об окружающем мире Стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат

Слайд 7

1.Авторские куклы– самосшитые 2.Мягкие игрушки-куклы 3.Куклы на руке 4 . Плоскостные динамические куклы-персонифицированные 5.Куклы с «живой рукой»

Слайд 8

Речевые игры для детей раннего возраста с использованием куклотерапии Игры- занятия: «Желтые цыплятки», «Жили – были..», «Курочка», «Петушок»

Слайд 9

Игры- занятия «Собачка», «Кошечка», «Мишка, ляг!», «Вот пришла лисичка», «Козлик», «Зайка серенький»

Слайд 10

Плоскостные динамические куклы игры –занятия «Кукла Катя», «Заинька серенький»

Слайд 11

Взаимодействие с родителями Изготовление плоскостных персонифицированных кукол игра «Теремок»