Психологическое насилие как фактор нарушения психологической безопасности в образовательном процессе

Янчий Маргарита

Проблема психологической безопасности очевидна каждому, но начала осознаваться в полном объеме она лишь в последние годы.  Психологически безопасной образовательной средой принято считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Подрывным фактором психологической безопасности является психологическое насилие. Цель любого насилия – подавить волю и личность жертвы. По мнению Н.К. Асановой, «психологическое насилие - это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку» 

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что образовательное учреждение помимо реализации учебной деятельности также является тем местом, в котором дети и подростки получают негативный или травматический социальный опыт.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, каким образом психологическое насилие нарушает психологическую безопасность образовательного процесса. Для этого потребовалось решить задачи по изучению следующих вопросов:

  • признаки психологического насилия;
  • психологическое насилие в детско-родительских отношениях, схемах «ученик-ученик», «учитель-ученик»;
  • последствия психического насилия;
  • возможные меры профилактики психологического насилия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема психологической безопасности очевидна каждому, но начала осознаваться в полном объеме она лишь в последние годы. Психологически безопасной образовательной средой принято считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Подрывным фактором психологической безопасности является психологическое насилие. Цель любого насилия – подавить волю и личность жертвы. По мнению Н.К. Асановой, «психологическое насилие - это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку»

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что образовательное учреждение помимо реализации учебной деятельности также является тем местом, в котором дети и подростки получают негативный или травматический социальный опыт.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, каким образом психологическое насилие нарушает психологическую безопасность образовательного процесса. Для этого потребовалось решить задачи по изучению следующих вопросов:

  • признаки психологического насилия;
  • психологическое насилие в детско-родительских отношениях, схемах «ученик-ученик», «учитель-ученик»;
  • последствия психического насилия;
  • возможные меры профилактики психологического насилия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Признаки психологического насилия

Распознать психологическое насилие бывает не просто, так как оно не имеет определенных физических последствий, которые можно предъявить в полиции или в суде. Часто бывает так, что эмоциональная агрессия является дополнением к проявлению других видов насилия, но иногда она существует изолированно или выражается в изощренной, скрытой форме.

Признаки психологического насилия, с которыми сталкивается большинство пострадавших:

  1. Страх или тревога, которые часто кажутся безосновательными.
  2. Чувство бессилия, тупика и растерянности, безысходность.
  3. Чувство вины и стыда, ощущение собственной никчемности, неполноценности.

Особенно ярко эти симптомы проявляются у тех, кто пережил опыт насилия в детском и подростковом возрасте. Даже после того, как контакт с агрессором прекратился, человек все еще имеет дело с последствиями психологического насилия и переживает неприятные состояния.

В условиях образовательной среды, можно выделить такие признаки психологического насилия как:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративно негативное отношение к обучающемуся.

2. Психологическое насилие в схеме «ученик-ученик»

Психологическое насилие в схеме «ученик-ученик» может проявляться в виде насмешек, присвоения кличек, замечаний и необъективных оценок, унижения в присутствии других детей или взрослых, в отказе от общения с жертвой насилия

Потенциальными жертвами психологического насилия могут становиться дети:

  • имеющие физические недостатки
  • особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
  • особенности внешности неразвитые социальные навыки; страх перед школой;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе;
  • болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
  • низкий интеллект и трудности в обучении.

Потенциальная склонность к насилию может проявиться при следующих факторах:

  • Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), могу быть склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.
  • Неполные семьи (есть мнение девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик). Например, семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами»
  • Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
  • Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети.
  • Кроме того, низкая успеваемость является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

3. Психологическое насилие в схеме «учитель-ученик»

Кроме психологического насилия в схеме «ученик-ученик» возможно его проявление в схеме «учитель-ученик», которое вызывается следующими причинами:

  • исторические предпосылки: механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для прошлых лет;
  • психологическая неустойчивость педагогов, плохой микроклимат в учительском коллективе;
  • профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение.

В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения – детям.
Факты психологического насилия в образовательных учреждениях встречаются и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы.

Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР. Насилие вовсе не «закаляет характер» и не делает нас сильней — чаще просто травмирует психику.

4. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие (родителей, опекунов, других взрослых) на человека (ребенка), приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием в семье является: отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка; оскорбление или унижение его человеческого достоинства; угрозы в адрес ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству; предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, обвинение в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка. Категории отношений между родителями и ребёнком, которые относятся к психологическому насилию: эмоциональная отгороженность; враждебное отношение; непоследовательность; неумение признать; неумение развивать.

Различные формы психического насилия в семье вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться много лет спустя в подростковом возрасте. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми.

Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми в семье являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

К сожалению, психологическое насилие в семье встречается очень часто, но самое страшное, что не все дети понимают, что над ними издеваются, считая оскорбления и унижения нормой. На родителях лежит огромная ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения.

5. Последствия психологического насилия.

Как утверждают психологи, испытанное ребёнком насилие оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям.

  • К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребёнок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом.
  • Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия.

Длительное психологическое насилие сказывается на Я - ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

6. Профилактика психологического насилия:

При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления:

  • работа с потенциальными агрессорами;
  • работа с потенциальными жертвами;
  • деятельность по формированию психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.
  • Для предотвращения психологического насилия необходима:
  • организация помощи детям, пострадавшим от психологического насилия;
  • выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведениясоздание системы профилактики - мер по снижению вероятности проявления психологического насилия в учебных заведениях (тестирование педагогов, детей для выявления групп риска; работа с группами риска; );
  • система мер по укреплению психического здоровья учителей;
  • формирование системы мер направленной на правовую защиту и понимание своих прав учащимися и учителями.

В систему мер по предотвращению психологического насилия должны входить элементы:

  • диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;
  • консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;
  • консультативно-коррекционная работа с детьми;
  • информационно-образовательная работа с детьми;
  • мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества, диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.

Большое значение имеет и привлечение к системе дополнительного образования родителей учащихся. Оно способствует не только сближению детей между собой, но и их родителей, раскрывает порой неизвестные черты и способности ребенка, воспитывает культуру семейных взаимоотношений. Родители – не гости в школе, а активные участники образовательного процесса.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в образовательной организации является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего гражданина, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения.

Профессиональный и организационный ресурсы образовательной системы обязаны осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры всех участников образовательного процесса с целью формирования модели поведения, основанной на взаимном уважении и недопущении насилия в межличностных отношениях и совместной деятельности. Профилактическая работа и комплексные превентивные меры способны сократить распространенность насилия и жестокого обращения с детьми.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

#1041;аева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб, 2011, 272 с.

#1042;олков Е. Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие Журнал практического психолога, 2002, № 6. - С. 183-199.

#1045;горов А.Ю., Фрейдман О.Г. Психологическое насилие и развитие личности. СПб. 2003, с.68

4. Буслаева М.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: УСЛОВИЯ, МЕХАНИЗМЫ, РИСКИ И УГРОЗЫ. Учебно-методическое пособие, 2021, с. 53

5. Асанова Н.К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические, практические и правовые аспекты / Под ред. Н.К. Асановой // Руководство по предупреждению насилия над детьми. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 16-45.

6. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — 106 с

7. Францкевич Е.Т. — Психологическое неблагополучие, как фактор риска безопасности образовательной среды // Психолог. – 2014. – № 1. – С. 125 - 174. DOI: URL:

8. Трофимова, Н. Б. Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании / Н. Б. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 59-61. — URL: (дата обращения: ).

9. Тарасова Л.Е. ПРЕВЕНЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,

10. Захарова Т.Н., Андросова М. И. Психологическая безопасность образовательной среды обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 26 С.67-70. URL: