Формирование успешности у учащихся с ОВЗ (ЗПР) посредством арт-терапии и проектной деятельности

Изучение фундаментальных структур развития современного общества способствует формированию новых систем ценностей потребностей личности. В связи с этим, в ряду наиболее актуальных личностных ориентаций выступает направленность на успех, на становление успешности личности. В данной статье раскрывается сущность категории «успешность», даётся анализ процесса формирования успеха, отмечаются факторы его достижения.

В статье представлен опыт создания ситуаций успешности подростков с ОВЗ в процессе обучения путем использования арт-терапевтических методов и организации проектной деятельности, раскрываются способы обеспечения эмоционального благополучия подростков с ЗПР.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uspeshnosti_mitsuk.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

_________________________________________________________________

Формирование успешности у детей с ОВЗ посредством арт-терапии и проектной деятельности

Педагог-психолог Мицук Юлия Андреевна

За прошедшие тридцать лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике.

С педагогической точки зрения ситуация успеха — это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры, возможности личности. Особенно важной эта задача является при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин.

Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, которая характеризуется личностной незрелостью, негрубым нарушением познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

Характерные особенности детей (ОВЗ) ЗПР: 

·снижение работоспособности;

·повышенная истощаемость;

·неустойчивое внимание;

·недостаточность произвольной памяти;

·отставание в развитии мышления;

·дефекты звукопроизношения;

·низкий навык самоконтроля;

·незрелость эмоционально-волевой сферы;

В связи с этими особенностями у учащихся с ОВЗ (ЗПР) наблюдаются  общие трудности в обучении, такие как:
- низкая динамика работоспособности на уроке;
- невнимательность;
- медленный темп осмысления информации и выполнения практических заданий;
- неусидчивость;
- повышенная отвлекаемость.

- низкая учебная мотивация.

Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ — неоспоримо важный фактор их личностного развития и успешной интеграции в социум. Нередко учащиеся с ОВЗ быстро теряют интерес к новой сфере деятельности из-за вполне закономерной неуверенности в своих силах. Когда они терпят первую неудачу (или не достигают успеха, как ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудач – существенные моменты для учебной мотивации.

Переживание учеником ситуации успеха:

• повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,

• позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

• стимулирует к высокой результативности труда;

• корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

• развивает инициативность и креативность;

• поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Необходимым направлением в работе психолога является гармонизация личностной сферы ребенка, создание эффективной мотивации к учебной деятельности и повышение самооценки школьников. Положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка с ОВЗ в учебной деятельности, ведь учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал и получает реальные результаты своего труда. Таким образом, коррекционная и развивающая работа в этой сфере эффективна настолько, насколько она способствует удовлетворению важнейших потребностей ребенка в общении и в ощущении значимости своего «Я».  

Наряду с методами общепедагогического порядка в коррекционно-развивающей работе школьного психолога с учащимися необходимо использование специальных психокоррекционных методов и приемов. К наиболее распространенным методам коррекции в работе школьного психолога относятся психотехнические игры и упражнения, направленные на целостное развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем. В настоящее время достаточно хорошо известны и используются на практике довольно разнообразные методы психологической коррекции. Особенно интересен такой метод работы, как арт-терапия, потому что она служит источником положительных эмоций, способствует снятию напряженности и реализует творческий потенциал ребенка.

Арт-терапия - направление в психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

В групповой арттерапевтической работе фокусом является личность ребенка, а не группа в целом. Поскольку ведущая цель арт-терапии заключается в самовыражении и самопознании личности через искусство, важнейшим принципом метода служит одобрительное принятие продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от формы, качества и представленного содержания.

В  арт-терапии  не  делается  акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо   виде   художественной деятельности.  

Основываясь   на   гуманистическом       подходе,       арт- терапия преследует единую цель — гармоническое  развитие  ребенка  с проблемами,   расширение   возможностей   его   социальной   адаптации посредством искусства.

Ребенок  приобретает  чувственный  опыт,  развивается  его  ощущение и восприятие. Через манипуляцию  с  предметами  практические действия   переносятся   во   внутренний  план.  Посредством  искусства  ребенок  производит  продукт, отображая в нем свои впечатления и жизненный опыт.

Через творчество  ребята  получают новую информацию о себе: «я успешен»,  «у  меня  есть способности»,   «я   признан   другими»,   «мое мнение     учитывается»,     «я     могу справляться с трудностями». Через взаимодействие с другими   детьми   ребенок   меняет   свои ожидания   от   социальных   отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня  понимают»,  «мне  помогают, меня поддерживают».

Дети  с ЗПР  не находятся  в  ситуации  контроля  и  не  тренируются использовать  новые  способы  поведения.  На  место  утративших  актуальность механизмов защиты приходит   активность, обусловленная   новыми  установками:  «я  получаю  удовольствие   от   творчества»,   «я   соблюдаю  правила,  потому  что  их  нарушение   помешает мне получать удовольствие от занятий.

Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря использованию в учебном процессе таких методов арттерапии, как: изотерапии (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство), библиотерапии (воздействие чтением), имаготерапии (воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапии (воздействие через восприятие музыки), вокалотерапии (пение), танцетерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями), игротерапии, сказкотерапии.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Эмоциональная заинтересованность создает предпосылки для эффективного коррекционного воздействия. Арттерапия как инновационный метод является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности с детьми с ЗПР.

Еще одним способом формирования успешности  является проектная деятельность.

Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах, а затем и к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.

Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.

Хотелось бы поделиться собственным опытом работы в рамках проектной деятельности. В рамках недели психологии, мы с будущими выпускниками организовали и реализовали два проекта. Первым проектом стало «Письмо в будущее», каждый участник проекта написал самому себе письмо, которое он получит уже в этом апреле.  

Акция «Письмо в будущее»

Цель мероприятия: формирование у подростков потребности в построении жизненной перспективы, создавать условия для развития мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Задачи:

- развитие способности к прогнозированию, определению жизненных целей и необходимых условий для их достижения;

- повышение уверенности и собственной ответственности учащихся в достижении целей;

- актуализация представлений о своих сильных сторонах и успехах;  

В мероприятии приняли участие учащиеся 9-х классов в количестве 40 человек. Подросткам предстояло написать самим себе письмо в будущее, которое они получат через год по почте.

Вторым проектом стало создание телеграмм-канала «Психология – это просто». Разумеется, психология, это совсем не просто. Но главной целью этого проекта стала популяризация психологии среди участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей). Мне казалось, что это станет очень хорошей формой просветительской работы с детьми и родителями, потому что это более доступная и понятная форма подачи информации для детей. Чтобы быть полезными и воздействовать на ребенка, тебе всегда нужно быть рядом с ним и говорить с ним на одном языке. Учащиеся сами создавали рубрики, выбирали содержание статей и тем, которые были бы интересны их сверстникам, искали информацию для публикаций и даже готовили какие-то материалы. Я взяла на себя роль редактора, а порой и корреспондента. С началом майских праздников, концом учебного года и предстоящих летних каникул, к сожалению, наш канал опустел. Но мы не теряем оптимизма его восстановить, более того, сами дети мне об этом напоминают.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что ситуация успеха — это продуманное целенаправленное сочетание педагогом психолого-педагогических приемов в учебном процессе с учетом полного спектра индивидуальных возможностей учащихся. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение обучающихся и на качество обучения, но и на дальнейшую судьбу ребенка.

Организовывая работу с учащимися, всегда вспоминайте слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя и радость успеха может померкнуть»…