«Работа тьютора с детьми с нарушениями зрения»

Дзеукожева Асият Ахмедовна

В Российской Федерации частота интеллектуальной недостаточности среди слепых и слабовидящих школьников составила 9,8 и 6,8 % соответственно.

Диапазон интеллектуальных нарушений при нарушении зрения может быть чрезвычайно велик:

  • От незначительных отклонений в интеллектуальном развитии
  • До самых тяжелых степеней умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_tyutora_s_detmi_s_narusheniyami_zreniya_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

В Российской Федерации частота интеллектуальной недостаточности среди слепых и слабовидящих школьников составила 9,8 и 6,8 % соответственно.

Диапазон интеллектуальных нарушений при нарушении зрения может быть чрезвычайно велик:

  • От незначительных отклонений в интеллектуальном развитии
  • До самых тяжелых степеней умственной отсталости

Диагностика детей

  • Диагностика комплексных нарушений затруднительна, так как они могут проявляться в сенсорной, двигательной, речевой, познавательной сферах ребенка.
  • Дифференциальная диагностика детей, имеющих такие нарушения, осуществляется с учетом всех факторов, определяющих их психическое развитие.

В зависимости от степени снижения остроты зрения и от возможности использования зрительного анализатора, в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

- слепые (тотально слепые) дети с полным отсутствием зрительных ощущений либо сохранившие способность к светоощущению;

- частично (парциально) зрячие дети, имеющие форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции;

- слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В теории и практике обучения для описания групп слепых и частично зрячих детей используется один общий термин – «слепые».

Миссией нашей школы, работающей со слепыми и слабовидящими детьми, является создание возможностей для получения полноценного образования слепыми и слабовидящими детьми и успешной социализации учащихся на основе интеграции возможностей учебной и воспитательной деятельности в образовательном процессе, с учетом уникальных воспитательных возможностей педагогического коллектива школы, на базе создания развивающей образовательной среды, здоровьесберегающего пространства школы и широкого спектра социальных связей.

Период психического развития слабовидящих детей отличается от развития детей с нормой. Процесс восприятия и создание целостного образа осуществляется у слабовидящего ребенка медленнее. Слабовидящему приходится получать информацию из внешнего мира с помощью компенсаторных возможностей организма. У слабовидящих детей отмечают изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Они сложнее переносят школьные нагрузки, у них наблюдается повышенная утомляемость, слабая эмоционально-волевая регуляция, они проявляют неуверенность, сравнивая себя с другими. С первых дней пребывания слабовидящего ребенка в школе у него наблюдаются проблемы в поведении в виде неуверенности, конфликтности, реактивной агрессии или автоагрессии. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, не развита способность адекватного реагирования на возникающие трудности в обучении и усложняющиеся требования. Проявляется низкий уровень внутренней мотивации и саморегуляции. Вышеназванные проблемы являются причиной нарушения адаптации

Таким образом, у слабовидящих детей наблюдается низкий уровень социальных навыков. Эти факты говорят о необходимости организации помощи в социально-психологической адаптации.. Главным условием освоения школьной среды мы считаем согласование притязаний субъекта с его возможностями реализации в школьной среде. Деятельность ребёнка на каждом возрастном этапе периодична. Она характерна как психологическими так и социальными изменениями, которые формируются в определенном возрасте и определяют его отношение к среде. Эти психологические изменения Выготским Л.С. были определены как новообразования. К новообразованиям он относил новый тип деятельности ребенка. Таким образом, психическое новообразование – это качественные изменения психики, которые формируются в определенный возрастной период. Источником формирования новообразований является социальная среда. Данный факт Выготский Л.С. определил как "социальная ситуация развития». К концу периода появляются новообразования. Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка меняется. Уровни освоения школьной среды у слабовидящего ребенка можно определить при сформированности следующих компонентов: мотивационного и когнитивного.  

Когнитивный компонент проявляется в способности к творческой самореализации, адекватной самооценке.

Мотивационный компонент проявляется в принятии ребенком предъявляемых требований, самоконтроле, в устойчивом интересе к учебной деятельности. Большое влияние на интеграцию слабовидящего школьника в социальную среду оказывает педагог или тьютор. На первых этапах личность учителя и тьютора являются значимыми для обучающихся. Поэтому педагогу необходимо выбрать такой стиль общения, в котором слабовидящему ребенку будет комфортно осваивать школьную среду. Замечено, что доброжелательный, демократический стиль преподавателя позволяет успешно социализироваться ребенку. Демократическому стилю свойственны проявление уважения, объяснение правил, принятие общих решений. Ребенок в этом случае становится субъектом образовательного процесса.  

Учитывая особенности развития слабовидящего ребенка, отметим, что педагогу необходимо взять на себя не только обучающую функцию, но еще обеспечить ребенку тьюторское сопровождение.

Тьютор – это сопровождающий ученика с особенностями в развитии. Он помогает ребенку обучаться и адаптироваться в новой среде Тьюторская деятельность должна основываться на базовых принципах: индивидуальность, непрерывность, гибкость. Принцип непрерывности представляет собой последовательность в обучении нормам и правилам; принцип индивидуальности предполагает ориентацию тьютора на личностный темп развития и усвоения ребенком знаний и норм; принцип непрерывности позволяет тьютору последовательно и поэтапно формировать у ребенка знания, постепенно усложнять их [4, 6]. Таким образом, перед педагогом и тьютором стоят, как образовательные задачи, так и задачи психолого-педагогического характера. Рассмотрим основные задачи тьютора:  

  • следить за дозировкой зрительной нагрузки
  • организовать хорошо освещенное рабочее место, чтобы ребенку было видно доску; (дополнить про освещение для слабовидящих и показать Лампу)
  • обеспечить доступность информации. речь педагога должна быть яркой и образной и неторопливой, потому что восприятие у слабовидящего ребенка осуществляется медленнее, чем у ребенка с нормой, в речи должны присутствовать пояснения, ясный и подробный инструктаж; (каждое движение каждое слово педагога, действие комментируется)
  • тьютор должен чаще использовать тактильный контакт, который будет помогать получать информацию об эмоциональном настрое; (контакт руки ученика и педагога, тьютора)
  • сформировать навык ориентации в пространстве:
  • знать левую и правую стороны, вверх, вниз;
  • основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия;
  • путь к своему месту; в связи с этим следует организовывать динамические минуты под музыкальное сопровождение;
  • научить обращаться за помощью к окружающим, без стеснения, с достоинством.  

Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения имеет свою специфику. Поэтому работа тьютора по сопровождению школьников с нарушением зрения включает:

  • – сбор информации о ребёнке;
  • – анализ полученной информации;
  • – совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
  • – составление индивидуального плана работы с ребёнком;
  • – решение поставленных задач;
  • – дальнейший анализ ситуации развития ребёнка, выработка дальнейшей стратегии.

Работа тьютора строится на определенных этапах.

1.Предварительный этап - установление контакта.

- Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает, как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребёнка с нарушением зрения в новую сферу деятельности. Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность.

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребёнка, проведённой специалистами, с медицинской картой ребёнка, утверждённым образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

2. Адаптационный этап.

  •         На этом этапе идёт повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в разнообразные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребёнка с нарушением зрения:
  •         – помещений ОУ;
  •         – режим дня;
  •         – учебных программ;
  •         – методических пособий.

На этом этапе тьютор осознаёт составляющие и особенности задач, стоящих перед ребёнком с нарушением зрения, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.

Помощь и оценка первых результатов.

Освоившись в новой среде, при усвоении постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребёнок с нарушением зрения переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-педагогического обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребёнка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

  •         На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребёнка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций.
  •         Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребёнку максимальной самостоятельности в учёбе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Содержание и специфика деятельности тьютора.

  •         Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами в том числе:
  • – уровнем его активности;
  • – степенью готовности учителя к инклюзивному образованию, стадии включённости ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;
  • – степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования;
  • – степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;
  • – уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

        Тьютору важно помнить, что ребёнку с нарушением зрения необходимо создать наиболее благоприятные условия для его обучения в образовательном учреждении с целью предотвращения возможных вторичных отклонений.

Необходимо чётко дозировать зрительную нагрузку. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих школьников составляет не более 15 – 20 минут непрерывной работы. Для детей с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 – 15 минут.

  • Важно выбрать оптимально освещённое рабочее место, где ребёнку максимально видно информацию и учителя. Ребёнок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать с учётом степени слышимости в этом месте. В помещении должны быть обеспечены повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400 – 500 люкс. Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обеднённость и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Речь педагога должна быть выразительной и точной, ему необходимо проговаривать всё, что он делает, пишет или рисует. Так же ему необходимо называть каждого говорящего по имени, чтобы было понятно, кто говорит.
  • Ещё педагогу лучше использовать в своей работе более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт. (специальный шрифт АРИАЛ кегель 16-20 приборы. При использовании доски записи должны быть контрастными, буквы – крупными. При записи лучше использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале.
  • Так же преподавателю нужно создать опору на другие модальности. Например, темп выполнения задания слепого и слабовидящего ниже, чем у нормально видящего, ребёнок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением.
  • Развитие тонкой моторики рук у детей. Двигательная активность оказывает решающее влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребёнка. Особенно важную роль при этом играет развитие тонкой моторики кисти, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга и соседствует с такими важными центрами, как речевой. зрительный, координационный.
  • Ребёнок должен иметь возможность ориентироваться в пространстве: знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребёнка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.
  • Ребёнку важно научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребёнок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям.
  • При отсутствии зрения возникает некоторое общее отставание в развитии слепого ребёнка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребёнок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны и отрывочны, и ребёнок будет развиваться медленнее. (Пример Экзамен +1.5 часа)

Сложности коррекции детей с нарушениями зрения интеллекта

Большинство же детей с нарушением зрения и интеллекта способны к обучению, но в каком объеме, и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно.

Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком.

Характеристика развития детей с нарушением зрения и интеллекта

  • У детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта отмечается снижение результативности всей познавательной деятельности.
  • Низкий уровень владения конкретным мышлением нарушает развитие произвольности, тормозит формирование интеллектуальной активности, самостоятельности, отрицательно сказывается на становлении целенаправленной учебной деятельности.
  • Изучение представлений слепых умственно отсталых детей выявляет специфические особенности, которые проступают в стереотипности представлений, выражающихся в идентичности всех воспроизводимых фигур, в крайней их схематичности, отражающей только самые общие свойства объекта (например, голова, ноги, туловище), указывающие лишь на родовые признаки.
  • Таким детям свойственна самая незначительная возрастная динамика результативности запоминания.
  • Замедленность образования произвольных процессов отрицательно сказывается на продуктивной деятельности. А нарушения в развитии произвольной деятельности резко ограничивают возможности формирования у этих детей активности, самостоятельности и целенаправленности всех их действий и поведения.
  • Дети испытывают трудности переключения внимания и перехода к другому объекту деятельности.
  • У умственно отсталых детей, имеющих нарушения зрения, выявляется недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в низкой точности движений головы, рук, тела. Характерно множество лишних движений, неумение объединять отдельно выполняемые движения в единое слитное целое, что неизбежно сказывается на их скорости.
  • Отмечены значительные затруднения при формировании письменной речи.

Результаты клинико-психолого-педагогического исследования детей с нарушениями зрения и интеллекта позволяют сделать ряд практических выводов по организации и разработке содержания и методов обучения детей данной категории, а также для приспособления их к жизни и посильному труду.

1. Изучение комплекса выделенных особенностей показывает, что эта категория довольно полиморфна и требует проведения диагностических мероприятий и своевременного начала коррекционной работы.

2. Материалы исследований указывают на необходимость изучения таких детей на самых ранних ступенях возрастного развития с целью определения общих и специфических закономерностей формирования психических функций и поиска компенсаторных механизмов для их социальной адаптации.

Характеристика коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения и интеллекта

  • Коррекционная работа с детьми, имеющими умственную отсталость и нарушения зрения, ориентирована на их социализацию.
  • Ее основные задачи — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и подготовка воспитанников к участию в посильном производительном труде.

Обучение детей с нарушениями зрения и интеллекта

Дети, сочетающие умственную отсталость и нарушения зрения, обучаются 13 лет во вспомогательных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида.

Они изучают начальный курс языка, математики, знакомятся с окружающим миром и рядом других доступных их восприятию и необходимых для коррекции развития предметов. Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности развития (офаниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в формировании моторики и речи, в развитии личности и др.)

Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности развития (офаниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в формировании моторики и речи, в развитии личности и др.) в учебный план включаются следующие коррекционные курсы:

1. Коррекция недостатков развития (мелкой моторики рук, осязания, мимики).

2. Социально-бытовая и пространственная ориентировка.

3. Лечебная физкультура.

4. Ритмика.

Условия обучения детей с нарушениями зрения и интеллекта

Обязательными являются индивидуальные занятия по охране и развитию слабого зрения, зрительного восприятия, исправлению речевых недостатков.

Специальное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения и интеллекта практически должно быть организовано с самого начала жизни ребенка.

Направления обучения

На первое место выступают такие направления обучения:

- Самообслуживание;

- Хозяйственно – бытовой труд;

- Социально – бытовые поведения;

- Ориентировка в пространстве.

Сложности обучения

Для данного контингента детей процесс формирования навыков самообслуживания и адекватного поведения чрезвычайно осложнен, требует специальной организации и отбора содержания, основанного на понимании особенностей их развития.

На занятиях по самообслуживанию ребенка учат простейшим гигиеническим операциям:

- Застёгиванию пуговиц;

- Использование столовых приборов;

- Личной гигиене и др.

Для сохранения на длительное время полученных знаний особое значение имеет этап запоминания, который предполагает продуманную и согласованную систему повторений. Различные понятия, правила, теоретический материал усваиваются в упражнениях разного вида с последующим применением в разнообразных ситуациях.

Сочетание дефектов зрения и умственной отсталости предопределяет своеобразие нарушения в целом, свойственное каждому конкретному ребенку.

Это обусловливает применение дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, которые достигаются тем, что педагог для каждого ребенка целенаправленно организует практическую деятельность, подбирает методы объяснения, вносит элементы игровой деятельности, определяет индивидуальную меру помощи.

В заключении отметим, что освоение школьной среды слабовидящим ребенком с помощью тьютора ускорит этот процесс, позволит ориентироваться на индивидуальные потребности ребенка, осуществит психологическую поддержку ребенка. Организованная коррекционная помощь детям с нарушениями зрения и интеллекта должна быть направлена на коррекцию всех структурных компонентов на основе использования сохранных зрительных и интеллектуальных возможностей детей.