Программа по дополнительному образованию, направленная на физическое воспитание и формирование культуры здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Соломенцева Елена Николаевна

Занятия танцевальной деятельностью в условиях школьного хореографического кружка - это вид деятельности, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном совершенствовании. Движение - одно из любимейших занятий ребёнка в любом возрасте, поэтому занятия танцами становятся для них интересными и актуальными, но как показывают наблюдения, дети испытывают проблемы в коммуникации и  умению работать в команде.  

Отличительной особенностью образовательной программы заключается в комплексности, где решение задач физического воспитания и формирования культуры здоровья организуется при одновременном развитии и укреплении эстетического, морального и психического здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Цель программы по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья направлена на  приобщение детей к здоровому образу жизни с помощью внедрения методики адаптивного твирлинга в условиях хореографического кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Программа по дополнительному образованию, направленная на физическое воспитание и формирование культуры здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

«Разностороннее развитие школьника с ОВЗ в  условиях хореографической деятельности»

Разработчики программы:

педагог дополнительного образования Соломенцева Елена Николаевна

педагог-дополнительного образования Киселева Элисо Раминовна

        2022 год

          Занятия танцевальной деятельностью в условиях школьного хореографического кружка - это вид деятельности, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном совершенствовании. Движение - одно из любимейших занятий ребёнка в любом возрасте, поэтому занятия танцами становятся для них интересными и актуальными, но как показывают наблюдения, дети испытывают проблемы в коммуникации и  умению работать в команде.  

Отличительной особенностью образовательной программы заключается в комплексности, где решение задач физического воспитания и формирования культуры здоровья организуется при одновременном развитии и укреплении эстетического, морального и психического здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Цель программы по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья направлена на  приобщение детей к здоровому образу жизни с помощью внедрения методики адаптивного твирлинга в условиях хореографического кружка.

Задачи: 

Образовательные: развитие двигательных умений  и навыков, повышение мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой через формирование  творческих способностей на основе изучение базовых движений по строевой подготовке, хореографических и гимнастических упражнений; обучения навыкам работы с батоном;

        Развивающие: развитие музыкально-исполнительских способностей средствами упражнений на формирование сенсомоторной координации, мелкой и крупной моторики, пространственного мышления; формирование коммуникативных навыков  обучающихся и «потребность в творческой самореализации» в условиях коллективной деятельности.

        Воспитательные: формирование культуры здоровья средствами решения проблем социальной адаптации и интеграции детей в среде сверстников; приобщение обучающихся к концертной деятельности; популяризация Адаптивного твирлинга в образовательном учреждении.

Содержание программы направлено на:

-        «создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, удовлетворения индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии»;

-        решение проблем социальной адаптации и интеграции детей в среде сверстников, воспитание личности ребенка, умение взаимодействовать в коллективе, культурное и творческое развитие школьников с ОВЗ;

-        реализацию мероприятий участия всех детей, независимо от степени выраженности нарушений развития в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.: https://youtu.be/jKXTsOEyfPQ 

        Основа программы  - элементы хореографии, гимнастики, акробатики, жонглирования и танца. Программа предусматривает обучение  дефиле, обучение вращению батоном и флагами, танцевальным движениям. При работе с группой детей используются танцевальные движения, которые подходят всем без исключения. Выбор музыки должен стимулировать и поддерживать межличностное взаимодействие, поэтому музыкальное сопровождение используется со следующими целями: создание настроения; обращение участников к своей памяти; для подкрепления ритмов, способствующих возникновению определённых чувств и отношений; стимулирование творческой экспрессии и широкого использования пространства. Во всех случаях подчёркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для участников музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать и незнакомые, и знакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы.

        Специальные упражнения, подобранные в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся, выполняют роль подготовки к восприятию и лучшему освоению танцевальных движений, элементов вращения и помогают в устранении некоторых физических недостатков.

Прежде чем научить детей элементам вращения и танцам, необходимо их обучить несложным движениям под музыкальное сопровождение. Обучение начинается с названия элемента, показа, затем переходит к выполнению. Педагог изначально показывает движения, а затем совместно с ним обучающиеся выполняют данные движения. Систематическое повторение одного упражнения или элемента позволить достичь лучшей техники исполнения. Кроме элементов вращения и танцев, обучающиеся выполняют различные упражнения по ритму, это дает им безошибочно попасть в такт музыки.

Новизна практики состоит в том, что к основным направлениям хореографии добавлено новое танцевально-спортивное направление -адаптивный твирлинг. Твирлинг – это новое танцевально-спортивное направление с элементами хореографии, гимнастики, аккробатики, жонглирования, танца и спортивная состязательность. Основные реквизиты для твирлинга – «батон» (палочка с двумя наконечниками), которыми спортсмен активно работает в процессе выступления: крутит, кидает, вращает вокруг разных частей тела (пальцев, туловища, ног и т.д.). Многочисленными исследованиями доказано, что мелкая и крупная моторика – как основа адаптивного твирлинга благотворно влияет на  мозг ребенка, активирует речевые и мыслительные функции. Внедрение методики адаптивного твирлинга в хореографии в рамках танцевального кружка – создает условия для  раскрытия творческих способностей «особенных» детей и развития их социальной активности и реабилитации.

        Дополнительность программы заключается в создании условий для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки, подборе музыкального материала для занятий. Создание репертуара танцевальных композиций составляется на принципах доступности, заинтересованности восприятия и простоте исполнения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Программа ориентирована на детей 10-13 лет школьного возраста, вне зависимости от пола, уровня подготовки, имеющихся знаний и умений.        Общее количество учебных часов – 216 часов.

        Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Разностороннее развитие школьника с ОВЗ в  условиях хореографической деятельности»

составляет 1  год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность одного занятия –  45 минут.

Этапы реализации программы

  1. Этап: диагностика

Цель: выявление межличностных и межгрупповых отношений младших  подростков.

Задачи:

1.Подобрать методики для определения уровня сформированности межличностных отношений младших подростков и выявление уровня коммуникативных навыков младших   подростков.

2.Провести диагностику и проанализировать полученные результаты.

Для определения исходного уровня сформированности межличностных отношений использованы следующие методики:

        Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

        Методика под ред. Рогова Е.И. «Оценка коммуникативных навыков». Целью данной методики является выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

        II этап: практический

        В данной программе выбрана групповая (6-12 человек) и индивидуально-групповая (3-5 человек) формы организации деятельности. Обучение проходит в форме практических занятий, тренингов, мастер- классов:        https://youtu.be/UYbhJ1qcXUg.

III этап: анализ результатов воспитательной практики

Цель: выявление эффективности программы, направленной на воспитание детского коллектива в танцевальной студии.

Задачи:

1.Провести повторную диагностику.

2.Сравнить результаты выявления уровня межличностных отношений экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

3.Проанализировать полученные результаты.

        На данном этапе исследования проводится повторная диагностика выявления межличностных отношений экспериментальной и контрольных групп младших подростков с помощью методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено, с целью выявления произошедших у младших подростков изменений.

Главные принципы работы по реализации  программы:

  • принцип активности и сознательности определяется через участие педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса;
  • принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по развитию физических качеств дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии.
  • принцип доступности и индивидуализации – формирование культуры здоровья строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • принцип единства – соблюдение единых требований в воспитании здорового школьника и вовлечение в культурно-оздоровительные мероприятия и их оценка.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • пробуждение творческого воображения обучающихся к творческой и практической деятельности;
  • формирование знаний обучающихся на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы и т.д.);
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
  • разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся дополнительными образовательными услугами.

Содержание занятия

  • Вводная часть:  вход в спортивный зал, приветствие (ритуал приветствия), вступительное слово, приветственные движения, телесный тренинг – базовые упражнения, растяжка на коврике, танцевальные игры на координацию и перестроение (https://youtu.be/Txei5pOc7GY;        https://youtu.be/KkcNXmlVvCM, https://youtu.be/ZOvM2SF36-0).
  • Подготовительная часть: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара: https://youtu.be/KkcNXmlVvCM.
  • Основная часть: закрепление ранее пройденных элементов,

разучивание новых, релаксация (https://youtu.be/Jnk1zqtgXtA), психологические игры и упражнения танцевальная импровизация под заданную музыку, разучивание танцевальных композиций: https://youtu.be/0_0ujCNZ1Kk, https://youtu.be/GxxOd_VAyZw.

  • Заключительная часть: упражнения на импровизацию и релаксацию:          (https://youtu.be/ZOvM2SF36-0),        минута расслабления  релаксация,         упражнения на контактность или рисование картин для снятия         психоэмоционального напряжения и проработки страхов, комплексов,         зажимов: https://youtu.be/_BavN-a4YPM.

Необходимо подбирать качественную воспроизводящую    звук технику и грамотно записанные фонограммы.

Дети должны иметь удобную одежду и обувь, а также коврик для упражнений в положении сидя и лежа.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма текущего  контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство.  Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

1

1

Наблюдение. Творческая работа, выступления

2

Строевая подготовка

48

5

43

Наблюдение. Творческая работа, выступления

3

Элементы вращения «батона»

42

5

37

Наблюдение. Творческая работа, выступления

4

Коммуникативные танцы - игры

30

2

28

Наблюдение.

Творческая работа, выступления

5

Разучивание и исполнение простых и сложных   ритмических рисунков

57

5

52

Наблюдение. Творческая работа, выступления

6

Изучение различных перестроений и фигур

20

2

18

Наблюдение. Творческая работа, выступления

7

Изучение и закрепление танцевальных композиций

13

1

12

Наблюдение. Творческая работа, выступления

8

Зачетные мероприятия

4

1

3

Всего часов

      216

     22

     194

Содержание программы

1.      Водное занятие (2 часа).

Сбор участников коллектива. Приветствие. Ознакомление с репертуаром. Основные правила техники безопасности, техника поведения в актовом, спортивном и танцевальном зале. Техника безопасности с инвентарем и костюмами. Решение организационных вопросов.

2.      Строевая подготовка.  (48 часов).

Постановка корпуса, рук, ног, осанки и головы. Основные понятия строевой подготовки. Строевые команды. Упражнения по развитию координации. Композиционные построения. Повышение выносливости. Освоение понятий музыкальности, четкости, синхронности, ритмичности, пластичности. Познакомить с основными элементами маршевого шага.

Требования к знаниям и умениям: знание строевых позиций, правильная постановка корпуса, рук и ног. Правильное и четкое выполнение строевых позиций. Опыт работы в команде.

3.     Элементы вращения «батона»  (42 часа).

Познакомить с элементами парадного марша. Развить синхронность, чувство ритма. Повысить выносливость.

Требования к знаниям и умениям: знание правил парадного марша. Умение работать в команде. Умение держать строй. Выполнять правильную технику остановочных элементов.

4.     Коммуникативные танцы - игры  (30 часов).

Требования к знаниям и умениям: разучивание танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения — легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Опыт работы в команде.

5.     Разучивание и исполнение простых и сложных   ритмических рисунков  (60 часов).

Подбор музыки для номеров. Разучивание элементов показательных выступлений. Контрольное исполнение. Развить способность правильно и «музыкально» исполнять упражнения с батоном под музыкальное сопровождение, комбинации с маршевым шагом. Развить умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыкальную композицию на основе освоенных движениях, изученных на занятии. А также составлять собственные маршевые и ритмические композиции под музыкальное сопровождение. Постановка концертных номеров.

Требования к знаниям и умениям: опыт работы в команде. Развитие каждым ребенком своего личностного потенциала, познавательных интересов, способностей и возможностей.

6.      Изучение различных перестроений и фигур (20 часов).

Музыкально - теоретические сведения. Базовые танцевальные и маршевые движения. Выступления на мероприятиях.

Требования к знаниям и умениям: правильное и синхронное выполнение элементов. Умение передавать характер музыки танцевальных движений. Опыт работы в команде.

7.     Изучение и закрепление танцевальных композиций  (12 часов).

 Развить чувство ритма и такта в постановке связок для номера.

Требования к знаниям и умениям: опыт работы в команде. Знание по использованию и владению флагом.

8.      Итоговое занятие (2 часа).

Раскрыть творческие способности у ребенка, эмоциональность, чувство ритма. Воспитать дисциплинированность, ответственность. Анализ работы за год.

Используемая литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов

педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.

2. Сайка Ж.Е., Фирилева Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. / Учебно-методическое пособие для педагога дошкольных и школьных учреждений., С – П, «Детство-пресс» 2006.

3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. М.; «Искусство»,2008г.

4. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Москва, 2007г.

5. Доронина А., Шевченко Л. Ритмика в специальном образовании – Майкоп, 2004.

6. Зиневич В., Воронин В. Курс игры на ударных инструментах – Санкт – Петербкрг, 1980г.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать – Москва, 2003г.

Интернет-ресурсы: ФЕДЕРАЦИЯ БАТОН ТВИРЛИНГА И МАЖОРЕТОК:

https://youtu.be/r0UDXugR5OM, https://youtu.be/r0UDXugR5OM.