ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКЕТЧИНГА, КАК ОДНОГО ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА, НА УРОКАХ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Михайлова Владлена Владимировна

Инновационные технологии в обучении истории искусств

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.В. Михайлова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКЕТЧИНГА, КАК ОДНОГО ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА,

НА УРОКАХ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Среди приоритетных задач, обозначенных в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», стоят задачи развития мотивации учащихся к познанию и творчеству, создания условий, способствующих самореализации детей, их профессиональному самоопределению, вовлечения в сферу дополнительного образования все большей части подрастающего поколения.  

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Современные требования ставят новые задачи и перед преподавателями истории искусств: не пассивное прочтение художественного текста и подача нового материала,  рассматривание произведений мировой культуры, а формирование умения самостоятельно работать с текстом и репродукциями, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач преподавателя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. Традиционные ценности образования – фундаментальность и академизм – уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно, инициативно искать средства решения новых задач,  встающих  перед  учеником. Эти способности формируются в разнообразных видах деятельности, к сожалению, часто за пределами школы искусств. А ведь школа искусств может создать условия для развития таких способностей на материале многих учебных предметов. 

В истории искусств, как дисциплине теоретического цикла детской школы искусств, важнейшим является возможность научить вырабатывать собственные мировоззренческие позиции на основе высоких идеалов отечественного и мирового искусства.

При организации образовательного процесса передо мной остро встали вопросы. Каким образом привлечь сегодняшнего юного человека, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческому осмысления произведений старых мастеров? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к  истории искусств?

Известно, что непосредственные контакты с искусством сами по себе не ведут к подлинному его постижению. Интерес к искусству (так же, впрочем, как и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Как сделать так, чтобы восприятие искусства преобразовалось в искусство восприятия?

Лишь «пропустив сквозь ребенка» содержание художественной культуры так, чтобы это содержание стало его собственным достоянием, внутренним содержанием личности, претворенным в  соответствии с индивидуальными особенностями, темпераментом, способностями, можно достичь постижения искусства. А это возможно сделать, задействовав внутренние источники учебной мотивации, используя проблемный, деятельностный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных преподавателей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.

Необходимым условием этого является закрепление знаний, умений и навыков.

Закрепление является важным элементом процесса усвоения материала на истории искусств. Известно, что можно понять то или иное явление, осмыслить его, но через некоторое время уже испытывать затруднение в его объяснении. Особенно это проявляется в изучении отдельных художников, их биографических данных и особенностях творчества. Для прочного запоминания необходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого в тех или иных частях его в целом. Вот почему необходимо закрепление изучаемого материала. Мало эффективным становится заучивание основных фактов, обобщений и выводов, направленных на упрочение полученных знаний. Ведь во время закрепления очень важно  не зазубривать изучаемое, а обогащать его новыми подтверждениями и аргументами. Важно осуществлять закрепление на новой основе, на новых примерах по сравнению с теми, которые использовались при объяснении учебного материала преподавателем  или применялись в тексте раздаточного материала. Очень ценно в этом смысле задание ученикам – выбрать наиболее интересную для них информацию о художнике и его произведениях и создать скетч. В таком случае закрепление  не просто обеспечивает прочное запоминание, а углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки.

Закрепление знаний, умений и навыков условно можно подразделить на такие основные виды:

а) воспроизводящее закрепление, когда учащиеся вторично осмысливают известный им учебный материал и доводят его понимание до того уровня, при котором могут его пересказать, письменно оформить и обобщить;

б) тренировочное закрепление, при котором первоначально образовавшиеся умения и навыки доводятся до необходимого совершенства и прочности;

в) творческое закрепление, когда учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют знания, умения и навыки, но и раскрывают новые стороны изучаемых вопросов.

Между этими видами закрепления имеется тесная связь и взаимодействие. Совершенно изолированных видов закрепления в действительности не существует. Как в процессе воспроизводящего и тренировочного закрепления развивается творчество учащихся, так и в процессе творческого закрепления учащиеся воспроизводят и совершенствуют ранее приобретенные ими знания, умения и навыки.

Одним из современных и интересных  методов закрепления знаний по истории искусств является метод скетча.

Метод скетча это способ мышления на бумаге с использованием изображений для лучшего запоминания информации. Скетчинг - это техника рисования быстрых рисунков. Происхождение слова "скетчинг" объясняется от английского слова "sketch" – этюд, зарисовки, набросок, «рисовать эскизы», «делать наброски». Техника скетчинга основана на том, что рисунок выполняется в довольно быстром темпе, что позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать различные объекты и идеи. Скетч давно используется как основной инструмент для дизайнеров и тех, кому нужно быстро донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка. В академическом рисунке и живописи скетч - это эскиз для будущей работы, подбор цветовой гаммы и композиции. В настоящее время направление скетчинга выросло и его уже относят к одному из самостоятельных художественных направлений в современном искусстве. Принципы работы скетчинга - это передача первых впечатлений за короткий интервал времени. Материалы используемые для скетчей - это маркеры на спиртовой основе, акварель, цветные карандаши, линеры и другие материалы.

На уроках при запоминании текстовой информации у учащихся возникают трудности, так как чаще всего они стараются запомнить тексты механически, без активного осмысления. Метод скетча развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях. Использование этого метода дает преподавателю повышение качества образования и уровня мотивация на уроках.

Цель использования метода: научить детей находить, осмысливать, преобразовывать информацию с помощью простых зарисовок, композиционных схем и текстовых фреймов.

В процессе создания скетча восприятием учащихся необходимо руководить, фиксировать их внимание на главных признаках, помогать выделять существенное, проверять правильность представлений. Метод скетча можно применять в учебном процессе по всем предметам и в разных организационных формах обучения. 

Важно, чтобы у учащегося возникло понимание того, что в современном мире скетчинг это не только метод закрепления материала на уроке, а возможность выразить свои мысли, впечатления от встреч, посещения мероприятий, музеев, путешествий и все запечатлеть на листе бумаге или в своем скетчбуке. Скетчинг идеально подходит для тех, кто только начинает рисовать. Эта техника является довольно простой и не требует навыков профессионального художника. Скетчинг способствует развитию качеств, присущих художнику: умение "поймать момент", увидеть хороший вид или композицию, быть внимательным и творческим.

Ребенок учится умом и сердцем воспринимать художественные произведения смотреть и видеть, анализировать и обобщать явления искусства, сопоставлять и сравнивать, размышлять и высказывать свое суждение; к нему приходит понимание того, что искусству доступны удивительные вещи. Оно способно заставить человека думать, научить мечтать. Мечты чудесным образом меняют повседневность, делают ее более интересной и увлекательной. Однако искусство открывает свои тайны, только тому, кто способен увидеть не только то, что явно изображено в произведении, но и то, что скрыто от невнимательных глаз. Услышать живой голос художника, понять скрытый смысл его произведений, воплотить собственный замысел в уникальном художественном образе может только тот, кто владеет языком знаков и символов. Поскольку искусство формировалось на основе межнациональных, межэтнических образов-представлений, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи.

Список литературы:

  1. Роуди Майк, Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники визуальных заметок – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 224 с.
  2. Роуди Майк, Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 224 с.
  3. Зицер Наталья, Зицер Дмитрий, Современное педагогическое искусство. Азбука НО – Москва: Скифия, 2015. – 432 с.
  4. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Монография – Москва: Литературная учеба, 2016. – 640 с.
  5. Даниэль, С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя – Санкт-Петербург: Амфора, 2006. – 206 с.