Особенности социализации и адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью в начальной школе.

Маркова Виктория Алексеевна

Особенности социализации и адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью в начальной школе.

 

Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения.

Адаптация – это процесс приспособления организма к новой обстановке, а для ребенка дошкольная образовательная организация, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его психофизическое развитие.

Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Она осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Важным является положение о том, что основными проявлениями социальной адаптации выступают взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное – универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.

Итак, изучение особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к общеобразовательным учреждениям стоит достаточно остро. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как для самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Между тем способность детей входить в новые условия жизни, принимать их существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения. В группе риска неизбежно оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Новая среда всегда является стрессом для любого организма. Ввиду особенностей здоровья, которые выражаются не только в физиологических отклонениях, но и зачастую в психологических, процессы социализации и адаптации заметно замедляются.

В последнее время все больше детей страдает теми или иными отклонениями от нормы здоровья. В современной России, по данным мониторинга, состояние здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей - 70% имеются множественные функциональные нарушения. Исследования показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% – не готовы, 75,8% – условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к начальному образованию учреждения проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом процесс адаптации к 1 классу очень важен для развития психики ребенка, и он влияет в том числе и на здоровье ребенка.

Адаптация осложняется в том числе, когда возникают противоречия между возможностями ребенка с ОВЗ и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки грозит болезнями и эмоциональными стрессами. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются важным объектом социальной политики в настоящее время. Политика государства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заключил принцип инклюзивности образования. Согласно данному принципу, государство должно обеспечивать равный доступ к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. То есть, инклюзивное образование – это образование, при котором дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются со здоровыми детьми.

При данной форме обучения, безусловно, можно выделить ряд преимуществ, которые подтверждены различными исследованиями. Среди наиболее важных факторов, которые затрудняют процесс полноценного социализированного развития ребенка с особенностями развития.

Отсутствие системы ранней помощи. Определение «Ранней помощи» впервые было использовано в Федеральном законе об образовании в статье 5, п.5: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Ранняя помощь помогает на раннем этапе (в возрасте от 0-3 лет) выявить отклонения в развитии у детей. Раннее выявление особенностей развития помогает вовремя предпринять действия в отношении ребенка. В большинстве случаев это помогает уменьшить риск прогрессирования отставания, а в некоторых случаях практически полностью с помощью коррекционно-реабилитационных действий вернуть ребенку полноценное развитие. Служба ранней помощи не только выявляет случаи на основе психолого-педагогического обследования, но и осуществляет работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

Функции и задачи Службы ранней помощи являются безусловно важными. Стоит предположить, что работа данной службы в полном объеме в каждом населенном пункте могла бы сократить количество детей с ограниченными возможностями здоровья в несколько раз.

Получение образования является важнейшим аспектом существования в современном мире. Чем раньше ребенок вступает в образовательную среду, тем адаптивнее и успешнее он будет. Следовательно, образование детей – одна из важнейших задач, стоящих как перед государством, так и перед каждой семьей. Концепция любого современного цивилизованного общества - равные возможности для всех, поэтому сегодня одной из основных идей образования является инклюзия, совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Государство активно внедряет различные обучающие программы, в том числе по инклюзивному образованию.

Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими или психическими ограничениями, обусловленными врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм. Состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Инклюзивное образование представляет собой совместную программу воспитания и обучения детей с ограничениями в здоровье и тех, кто не имеет таких проблем.

Получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья представляет собой дополнительные средовые ограничения. Недостаточное материально-техническое оснащение дошкольных учреждений, отсутствие комплексных реабилитационных центров, обучение по принципу комбинированных групп, в которых все дети являются условно нездоровыми, отсутствие комплексной психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ – все это описывает существующие реальные проблемы в дошкольной среде.

А дальше начальная школа. В рамках работы специалисты, работающие в классе с детьми ОВЗ, на постоянной основе повышают свою квалификацию. Кроме того, кадровый состав хорошо укомплектован, что в свою очередь обеспечивает проведение занятий для детей с ОВЗ.

Несмотря на существующие недостатки в системе начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, родители отмечают существующий прогресс в развитии детей. Обучающиеся имеют возможность контактировать и взаимодействовать со взрослыми в лице классного руководителя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, учителя физической культуры, другими детьми в рамках своей группы, новыми предметами.

Для повышения качества образования важно развивать взаимодействие специалистов разного профиля, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разрабатывать и внедрять новые образовательные подходы, ежегодно обновлять индивидуальные программы, с учетом персональных возможностей и особенностей развития каждого ребенка, обмениваться опытом с другими организациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности социализации и адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью в начальной школе.

Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения.

Адаптация – это процесс приспособления организма к новой обстановке, а для ребенка дошкольная образовательная организация, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его психофизическое развитие.

Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Она осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Важным является положение о том, что основными проявлениями социальной адаптации выступают взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное – универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.

Итак, изучение особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к общеобразовательным учреждениям стоит достаточно остро. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как для самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Между тем способность детей входить в новые условия жизни, принимать их существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения. В группе риска неизбежно оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Новая среда всегда является стрессом для любого организма. Ввиду особенностей здоровья, которые выражаются не только в физиологических отклонениях, но и зачастую в психологических, процессы социализации и адаптации заметно замедляются.

В последнее время все больше детей страдает теми или иными отклонениями от нормы здоровья. В современной России, по данным мониторинга, состояние здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей - 70% имеются множественные функциональные нарушения. Исследования показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% – не готовы, 75,8% – условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к начальному образованию учреждения проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом процесс адаптации к 1 классу очень важен для развития психики ребенка, и он влияет в том числе и на здоровье ребенка.

Адаптация осложняется в том числе, когда возникают противоречия между возможностями ребенка с ОВЗ и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки грозит болезнями и эмоциональными стрессами. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются важным объектом социальной политики в настоящее время. Политика государства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заключил принцип инклюзивности образования. Согласно данному принципу, государство должно обеспечивать равный доступ к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. То есть, инклюзивное образование – это образование, при котором дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются со здоровыми детьми.

При данной форме обучения, безусловно, можно выделить ряд преимуществ, которые подтверждены различными исследованиями. Среди наиболее важных факторов, которые затрудняют процесс полноценного социализированного развития ребенка с особенностями развития.

Отсутствие системы ранней помощи. Определение «Ранней помощи» впервые было использовано в Федеральном законе об образовании в статье 5, п.5: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Ранняя помощь помогает на раннем этапе (в возрасте от 0-3 лет) выявить отклонения в развитии у детей. Раннее выявление особенностей развития помогает вовремя предпринять действия в отношении ребенка. В большинстве случаев это помогает уменьшить риск прогрессирования отставания, а в некоторых случаях практически полностью с помощью коррекционно-реабилитационных действий вернуть ребенку полноценное развитие. Служба ранней помощи не только выявляет случаи на основе психолого-педагогического обследования, но и осуществляет работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

Функции и задачи Службы ранней помощи являются безусловно важными. Стоит предположить, что работа данной службы в полном объеме в каждом населенном пункте могла бы сократить количество детей с ограниченными возможностями здоровья в несколько раз.

Получение образования является важнейшим аспектом существования в современном мире. Чем раньше ребенок вступает в образовательную среду, тем адаптивнее и успешнее он будет. Следовательно, образование детей – одна из важнейших задач, стоящих как перед государством, так и перед каждой семьей. Концепция любого современного цивилизованного общества - равные возможности для всех, поэтому сегодня одной из основных идей образования является инклюзия, совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Государство активно внедряет различные обучающие программы, в том числе по инклюзивному образованию.

Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими или психическими ограничениями, обусловленными врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм. Состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Инклюзивное образование представляет собой совместную программу воспитания и обучения детей с ограничениями в здоровье и тех, кто не имеет таких проблем.

Получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья представляет собой дополнительные средовые ограничения. Недостаточное материально-техническое оснащение дошкольных учреждений, отсутствие комплексных реабилитационных центров, обучение по принципу комбинированных групп, в которых все дети являются условно нездоровыми, отсутствие комплексной психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ – все это описывает существующие реальные проблемы в дошкольной среде.

А дальше начальная школа. В рамках работы специалисты, работающие в классе с детьми ОВЗ, на постоянной основе повышают свою квалификацию. Кроме того, кадровый состав хорошо укомплектован, что в свою очередь обеспечивает проведение занятий для детей с ОВЗ.

Несмотря на существующие недостатки в системе начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, родители отмечают существующий прогресс в развитии детей. Обучающиеся имеют возможность контактировать и взаимодействовать со взрослыми в лице классного руководителя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, учителя физической культуры, другими детьми в рамках своей группы, новыми предметами.

Для повышения качества образования важно развивать взаимодействие специалистов разного профиля, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разрабатывать и внедрять новые образовательные подходы, ежегодно обновлять индивидуальные программы, с учетом персональных возможностей и особенностей развития каждого ребенка, обмениваться опытом с другими организациями.