ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА

Молчанова Вероника Станиславовна

Анализ констатирующего этапа эксперимента

 

С целью изучения художественно-эстетического развития детей, а также выявления эффективности использования ручного труда с целью повышения эстетического воспитания старших дошкольников была проведена исследовательская работа. В качестве экспериментальной базы исследования мы избрали МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 232». Для проведения данного эксперимента были изучены две группы: контрольная и экспериментальная.

В эксперименте участвовало 14 детей старшей логопедической группы «Знайка» (3 девочки и 11 мальчиков) и 15 детей старшей логопедической группы «Чебурашка» (5 девочек и 10 мальчиков).  На констатирующем этапе рассмотрения уровня развитости художественно-эстетической составляющей детей дошкольного возраста мы брали во внимание, в первую очередь, следующие показатели:

- наличие желания активно и практически взаимодействовать с предметами, качество этого желания (не только простая манипуляция, а целенаправленная деятельность над преобразованием и модификацией предмета);

- желание и чувство собственной полномочности в создании некого творческого продукта, потребность в одобрении окружающих, стремление выполнить порученное творческое задание хорошо.

Диагностика на данном уровне основывалась на наблюдении двух старших групп логопедической направленности, а также на организации бесед с  воспитателями детского сада, которые  склонны были выделять наиболее творчески-развитых детей, и отмечать пассивность других.

Данный этап исследования показал, что в группах существует определенный процент ярких, одаренных детей, стремящихся к непосредственной творческой деятельности практически на каждом этапе своего дня в МАДОУ. Такая пропорция равномерно распределена по всем  группам, однако не превышает 4 человек в каждой. Эти дети являются примером и доказательством того, что каждый ребенок в своем детстве творец, дети происходят из благополучных семей и во многом имеют психологическое преимущество над другими.

Процент детей, проявляющих пассивность и нежелание заниматься каким-либо творчеством, также невысок в данном саду. Зачастую это дети, испытывающие проблемы в семье, а также в отношениях с другими детьми, имеющие низкий уровень здоровья, или гиперактивные дети. Занятия творчеством они воспринимают как скучное дело, неспособны долго концентрировать свое внимание на каком-либо занятии, рассеяны, несобранны. Таких детей 5 человек.

Основная же часть детей (в составе 16 чел.) была склонна к проявлению творческого взаимодействия с предметами, но испытывала некоторые трудности в преодолении препятствий (неадекватные реакции при неудаче, незнание, как пользоваться тем или иным предметом для модификации, недостаточная развитость мелкой моторики при выполнении операций). Это говорит о том, что воспитательная работа над развитием художественно-эстетической составляющей детей в дошкольном возрасте в учреждении является недостаточной, и следует проводить активную деятельность и реализовывать различные формы творческой деятельности в жизнь детей в МАДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА

Автор: Молчанова В.С., воспитатель высшей категории

       

Анализ констатирующего этапа эксперимента

С целью изучения художественно-эстетического развития детей, а также выявления эффективности использования ручного труда с целью повышения эстетического воспитания старших дошкольников была проведена исследовательская работа. В качестве экспериментальной базы исследования мы избрали МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 232». Для проведения данного эксперимента были изучены две группы: контрольная и экспериментальная.

В эксперименте участвовало 14 детей старшей логопедической группы «Знайка» (3 девочки и 11 мальчиков) и 15 детей старшей логопедической группы «Чебурашка» (5 девочек и 10 мальчиков).  На констатирующем этапе рассмотрения уровня развитости художественно-эстетической составляющей детей дошкольного возраста мы брали во внимание, в первую очередь, следующие показатели:

- наличие желания активно и практически взаимодействовать с предметами, качество этого желания (не только простая манипуляция, а целенаправленная деятельность над преобразованием и модификацией предмета);

- желание и чувство собственной полномочности в создании некого творческого продукта, потребность в одобрении окружающих, стремление выполнить порученное творческое задание хорошо.

Диагностика на данном уровне основывалась на наблюдении двух старших групп логопедической направленности, а также на организации бесед с  воспитателями детского сада, которые  склонны были выделять наиболее творчески-развитых детей, и отмечать пассивность других.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(Автор Т. Г. Казакова)

  1. Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
  2. Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
  3. Какие методы и приемы использует (разнообразные или по образцу, одни и те же раз за разом)?
  4. Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
  5. Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (фантазийное изображение образа, цветовое решение, ритм линий, форм, использование различных материалов)?
  6. Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
  7. Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

Данный этап исследования показал, что в группах существует определенный процент ярких, одаренных детей, стремящихся к непосредственной творческой деятельности практически на каждом этапе своего дня в МАДОУ. Такая пропорция равномерно распределена по всем  группам, однако не превышает 4 человек в каждой. Эти дети являются примером и доказательством того, что каждый ребенок в своем детстве творец, дети происходят из благополучных семей и во многом имеют психологическое преимущество над другими.

Процент детей, проявляющих пассивность и нежелание заниматься каким-либо творчеством, также невысок в данном саду. Зачастую это дети, испытывающие проблемы в семье, а также в отношениях с другими детьми, имеющие низкий уровень здоровья, или гиперактивные дети. Занятия творчеством они воспринимают как скучное дело, неспособны долго концентрировать свое внимание на каком-либо занятии, рассеяны, несобранны. Таких детей 5 человек.

Основная же часть детей (в составе 16 чел.) была склонна к проявлению творческого взаимодействия с предметами, но испытывала некоторые трудности в преодолении препятствий (неадекватные реакции при неудаче, незнание, как пользоваться тем или иным предметом для модификации, недостаточная развитость мелкой моторики при выполнении операций). Это говорит о том, что воспитательная работа над развитием художественно-эстетической составляющей детей в дошкольном возрасте в учреждении является недостаточной, и следует проводить активную деятельность и реализовывать различные формы творческой деятельности в жизнь детей в МАДОУ.

Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента.

Наблюдения за детьми экспериментальной старшей группы «Знайка»

на занятиях по ручному труду.

(Автор Казакова т. Г.)  сентябрь 2016 год

Вопросы

Артем

Кирилл

Ваня

Даша

Павел

Никита

Олеся

Максим

Диана

Данила

Матвей

Игнат

Тимофей

Арсений

1.

-

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

-

+

2.

-

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

3.

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

+

-

4.

-

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

5.

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

+

+

6.

-

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

7.

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

Итог

н

в

с

в

с

н

с

с

в

н

с

н

с

с

Таблица 3. Результаты констатирующего этапа эксперимента.

Наблюдения за детьми контрольной старшей группы «Чебурашка»

на занятиях по ручному труду.

(Автор Казакова т. Г.)  сентябрь 2016 год

Вопросы

Андрей

Ира

Света

Маргарита

Стас

Данила Т.

Максим

Олеся

Ярослав

Данила Ф.

Яромир

Соня

Дима С.

Дима Г.

Кирилл

1.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

2.

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

+

3.

-

+

-

-

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

4.

-

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+

5.

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

+

-

-

6.

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

+

+

-

7.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

-

Итог

с

в

н

н

в

н

с

н

в

с

н

с

в

с

с

Уровень художественно-эстетического развития детей в МАДОУ № 232 мы также оценивали, основываясь на предоставленных в наше распоряжение продуктов творческой деятельности детей двух групп. В детском саду в каждой групповой комнате оформлена выставка, куда попадают лучшие работы детей, в этом мы видим положительную тенденцию к стимуляции и поощрению у детей творческого потенциала. Оценивая предоставленные нам продукты творческой деятельности, мы брали во внимание два фактора: внешний и внутренний. Внешний фактор выражался в соответствии поделки или рисунка заявленной теме, а также гармоничном выражении личности ребенка в цвете и форме. Показатель внешнего фактора нас устроил – во многом потому, что на выставке были представлены исключительно лучшие работы. Показатель внутреннего фактора было исследовать сложнее: мы обратились с вопросами к курирующему воспитателю с просьбой описать в общих словах внутреннюю мотивацию к деятельности того ребенка, который нас заинтересовал. Основываясь на словах педагога, мы смогли сделать вывод, что в большинстве случаев ребенок  стремился показать и впечатлить своими умениями взрослых. То есть, мы видим, как высоко развита мотивационная составляющая. Однако на вопрос, часто ли данный ребенок занимается творчеством, педагог ответил неоднозначно: когда как, порой увлечь тем или иным видом творчества ребенка сложно, порой он небрежен и невнимателен. Здесь мы видим, что отсутствует внутренняя потребность выражать собственные мысли и чувства через творчество. Не исключено также, что при подготовке поделки ребенок руководствовался помощью родителей, движимых схожими честолюбивыми целями.

От диагностики внешних проявлений развитости данного уровня мы перешли также и к непосредственному взаимодействию с детьми. Нами была использована методика авторства Л.А. Григоровича, которая предписывала выполнение детьми заданий различного уровня творческой направленности [Григорович. 2007, с. 77].

Первый блок имел целью диагностировать уровень и качество восприятия искусства. Детям в количестве 29 человек из двух старших групп было предложено рассмотреть несколько репродукций известных картин, представляющих пейзажи ("Утро в сосновом лесу" И.И. Шишкина, "Грачи прилетели" А.К. Саврасова, "Радуга" И.К. Айвазовского).

С первой задачей определения той, которая нравится больше, справилось далеко не все ожидаемое большинство. Чаще всего дети не знали, какая из картин им нравится больше, или не могли объяснить, почему им понравилась та или иная репродукция. Второй задачей было придумать название к предложенным репродукциям. Здесь дети проявили больше творческого подхода, и варианты были разными. Стоит также отметить, что в качестве первых картин по предпочтению и по проявлению интереса стала картина «Утро в сосновом лесу» из-за присутствия на картине изображений медведей.

Вторым блоком мы избрали задания по изобразительной деятельности, которые включали в себя не столько графическое изображение каких-либо объектов на бумаге, сколько передачу собственных впечатлений или же объектов действительности любым доступным для детей образом. Для этого использовали следующие параметры: овладение техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, развитие композиционных умений, развитие эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения. 

Таблица 4. Параметры развития детей старшего дошкольного возраста

в изобразительной деятельности

 

Параметры развития

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями.

Полностью владеет техническими навыками и умениями.

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового восприятия.

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками.

Использует всю цветовую гамму.

Использует не более 2-3 цветов.

Развитие композиционных умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Испытывает затруднения в композиционном решении.

Изображает предметы не объединяя их единым содержанием.

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы.

Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.

Самостоятельность в выборе содержания, оригинальность и эмоциональность в передаче замысла.

Проявляет самостоятельность в выборе замысла.  Содержание работ разнообразно. Изображает человека и всё, что его окружает. Замысел оригинальный, основанный на наблюдениях, содержащий художественные обобщения, возникает до начала рисования, в процессе работы почти не меняется. Задания выполняет самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами.  

Замысел основан на наблюдении, но не отличается оригинальностью и самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач.

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир). Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет самостоятельности и инициативы. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Рисование носит репродуктивный характер. В работе руководствуется образцом.  

Познавательная активность

Проявляет устойчивый интерес и потребность в новых знаниях, относящихся к рисованию и лепке. Использует прошлый опыт и трансформирует его в ходе выполнения новых заданий.

Присутствует интерес к познанию на основе информационно – поискового сотрудничества со взрослым.

Интерес к рисованию поддерживается педагогом, стимулирующего воспроизводящую активность ребёнка

Исходя из этого, детям была предложена наиболее актуальная для них тема: «Моя семья», а в качестве инструментария: краски, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, мелки восковые и пастельные, ножницы, цветная бумага. К нашему удивлению, дети практически всех  групп отдали предпочтение карандашам,  фломастерам или краскам – по-видимому, этот вид творческой деятельности наиболее широко распространен в деятельности МАДОУ. Ножницы, цветная бумага, мелки, пластилин и глина практически не использовались. На вопрос, почему, старшие дети отвечали, что им легче нарисовать, чем слепить. Многие дети также не руководствовались собственными цветовыми предпочтениями: брали те краски, которые находились недалеко от них, использовали доступные подручные средства, отказывались или робели обратиться к сверстнику, у которого находился нужный для их творчества предмет. Это сигнализирует и о недостаточном уровне осведомленности детей о собственных вкусах и предпочтениях, а также о малоразвитом умении у детей общаться между собой  (дети находились в музыкальном зале, деятельность проводилась в кружках, где присутствовали дети из разных групп).

По итогам оценки получившихся произведений детского творчества, были выделены следующие уровни художественного развития:

- высокий уровень развитости;

- средний уровень развитости;

- низкий уровень развитости.

Мы оценивали продукты творческой деятельности детей по 3-балльной шкале, принимая во внимание возрастные особенности детей, а также общую картину наблюдений, которую успели составить по мере проведения данного мероприятия.

Высокий уровень художественной развитости продемонстрировали 7 детей из общей группы в 29 человек (3 человека из группы «Знайка»  и 4 человека из группы «Чебурашка»). Дети располагали достаточным объемом знаний художественных средств, различными формами, грамотно сочетали цвета, могли сопроводить собственное творение комментариями.

Средний уровень принадлежал 13 детям, что говорит об удовлетворительном уровне развитости художественных навыков детей (7 человек из группы «Знайка» и 6 человек из группы «Чебурашка»). Дети довольно умело обращались с инструментами творческой деятельности, однако испытывали трудности при изображении объективной действительности, изображение было стереотипно, не могли четко выразить свою мысль при описании своего результата.

Низкий уровень продемонстрировали 9 детей, на наш взгляд, этот показатель удручает (4 человека из группы «Знайка» и 5 человек из группы «Чебурашка»).

При проведении диагностики некоторые дети нервничали, когда не получалось изобразить задуманное, мелкая моторика была развита недостаточно, ребята затруднялись в самостоятельном  выборе содержания, им не хватало оригинальности и эмоциональности в передаче замысла, эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения.

Таблица 5. Результаты констатирующего этапа эксперимента.

Диагностика продуктов изобразительной  деятельности

в экспериментальной старшей группе «Знайка»

МАДОУ № 232 (сентябрь 2016 год)

Имя ребенка

Уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями

Развитие цветового восприятия

Развитие композиционных умений

Развитие эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения

Самостоятельность в выборе содержания, оригинальность и эмоциональность в передаче замысла

Познавательная активность

Артем

н

1

2

1

1

1

1

Кирилл

в

3

3

3

3

3

3

Ваня

с

2

3

2

2

2

3

Даша

в

3

3

3

3

3

3

Павел

с

2

2

2

2

2

2

Никита

н

1

2

1

2

1

1

Олеся  

с

2

3

3

2

2

2

Максим

с

3

3

2

2

2

2

Диана

в

3

3

3

3

3

3

Данила

н

1

2

1

1

1

2

Матвей

с

2

3

2

2

2

2

Игнат

н

1

2

1

1

2

1

Тимофей

с

2

2

2

2

2

3

Арсений

с

2

3

2

2

2

3

Таблица 6.  Результаты констатирующего этапа эксперимента.

Диагностика продуктов изобразительной  деятельности

в контрольной старшей группе «Чебурашка» МАДОУ № 232

 (сентябрь 2016 год)

Имя ребенка

Уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями

Развитие цветового восприятия

Развитие композиционных умений

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения

Самостоятельность в выборе содержания, оригинальность и эмоциональность в передаче замысла

Познавательная активность

Андрей

с

3

3

2

2

2

2

Ира

в

3

3

3

3

3

3

Света

н

2

2

1

1

1

1

Маргарита

н

1

2

1

1

1

2

Стас

в

3

3

3

3

3

3

Данила Т.

н

1

2

1

1

1

2

Максим

с

2

3

2

2

2

3

Олеся

н

2

1

1

1

1

1

Ярослав

в

3

3

3

3

3

3

Данила Ф.

с

2

2

2

2

2

2

Яромир

н

1

1

1

1

1

1

Соня

с

3

2

2

2

2

3

Дима С.

в

3

3

3

3

3

3

Дима Г.

с

2

3

2

2

3

2

Кирилл

с

3

2

2

2

2

3

           

Таблица 7. Сравнительные результаты констатирующего этапа эксперимента по диагностике художественно-эстетического развития детей двух старших групп

Уровни развития

«Чебурашка»

«Знайка»

высокий

4-26,7%

3-22%

средний

6-40%

7-50%

низкий

5-33,3%

4-28%

  На наш взгляд, практическое диагностирование уровня художественно-эстетического развития в большей мере выявило, насколько сильно нуждается современная система дошкольного образования в существенных переменах. Таким образом, анализ продуктов творческой деятельности детей двух старших групп показал, что, несмотря на развитость мотивационной сферы, истинное предназначение творчества детьми не осознается,   умение принять и поставить задачу, связанную с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих дошкольников определенные трудности. Подобные наблюдения были нами учтены в ходе составления планирования кружковой работы по ручному труду.

       


Анализ хода и результатов формирующего этапа эксперимента

В Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования (который ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка) деятельность по художественно-эстетическому развитию выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Иными словами, эта деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

 -быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает воспитание человека с творческими способностями. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Поэтому образовательная программа дошкольной образовательной организации должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи и этим всё образовательное содержание программы (в том числе по художественно-эстетическому направлению) становится условием и средством этого процесса.

Чтобы получить качественные образовательные результаты в художественно-эстетическом развитии дошкольников, необходима четкая система работы педагога. Другими словами, нужно было так спроектировать и структурировать художественно-эстетическое образовательное пространство в группе, чтобы оно было информационно, технологически и методически грамотным. Для этого требовалось разработать модель художественно-эстетического развития воспитанников.

Цель данной модели: формирование творческой личности ребенка посредством ручного труда.

Задачи:

- формирование художественно-эстетического опыта для того, чтобы доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

- развитие у дошкольника позиции активного участника, создателя собственных произведений.

- создание  условий для самостоятельных творческих открытий ребенка.

- развитие художественно-эстетических способностей: эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, художественно-эстетических представлений, способности к творчеству, желания созидать, художественного мышления.

В структуру модели входят:

I. Психолого-педагогические условия:

Предметно-пространственная среда и оборудование (краски, карандаши, различные виды бумаги, картона, атрибуты костюмов, созданные из бумаги, муляжи предметов и объектов окружающего мира, художественные игрушки, игрушки-забавы, разные виды кукольного театра, дидактические игры, иллюстрированные пособия и др.).

Очень важно для развития творчества создавать игровые проблемные ситуации, побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.

Необходимо активизировать художественно-эстетическую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать художественные произведения различных жанров и художественные игрушки в доступные и привлекательные для детей виды деятельности, формировать представления дошкольников о том, что окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен звуками, красками, посредством детского строительного материала и предметов художественной деятельности, а также различных материалов, в том числе разнообразных видов бумаги и картона.

Главное — необходим запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе образовательной деятельности.

II. Содержание деятельности:

Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Но дошкольник не создает принципиально нового продукта, который бы имел общественно значимую  ценность.

Специфика детского творчества:

Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей.

Ребенок в большей степени уделяет внимание самому процессу творчества, а не его результату. То есть, для него важна сама творческая деятельность.

Деятельность дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения.

Практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка творчеству. Во-вторых, ему нужна определенная база — опыт, умения и знания.

Этапы развития детского творчества:

Задача педагога на первом этапе — формировать умение детей активно подражать способам действий, примененным в художественном  образце взрослого. Ребенок учится на образцах взрослого.

Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал.

На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов.

Таким образом, творческие задания от этапа к этапу усложняются.

Специальные задания на развитие творческих способностей желательно включать не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в режимные моменты. Рекомендуется проводить доминантные мероприятия по творчеству. Они могут быть построены в форме игры, путешествия, конкурса.

Организационные формы:

  • Образовательные ситуации:

— проблемные ситуации;

— игровые ситуации;

— сюжетные ситуации;

— творческие ситуации;

— сюжетно-игровые образовательные ситуации (сюжетно-ролевые игры, коллективная и индивидуальная художественно-творческая деятельность, драматизации, проведение творческой мастерской).

  • Выставка, поисковая лаборатория, проект, творческое путешествие, КВН.
  • Творческие задания практического содержания.
  • Художественное экспериментирование.
  • Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность дошкольников.

III. Ожидаемый результат:

— сформированность умений интерпретировать и создавать художественные образы в разных видах деятельности;

— самостоятельный свободный выбор ребенком вида художественно-творческой деятельности и способа воплощения своего замысла;

— развитие художественных способностей ребенка в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, способность к творчеству, художественному мышлению.

Работа с бумагой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, приобретают определенные эстетические вкусы.

 Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна.

Кружок «Бумаготворчество» -  это сплав различных техник работы с бумагой: оригами, кирикоми оригами, квиллинг, бумагопластика (объемная аппликация), торцевание, мозаика, скрапбукинг и картонаж.

Оригами - объемное художественное конструирование, в котором художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и доступного материала – бумаги. Дети знакомятся с разными техниками работы с ней: сминание, разрывание - надрывание,  скручивание, разрезание, сгибание. Знакомство с оригами и кирикоми оригами (оригами с применением ножниц)  имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, стимулирует и развивает память, знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Детям предлагается для работы различная цветная двусторонняя бумага, а также карандаши, краски и фломастеры для развития изобразительных навыков в случаях, когда необходимо дополнить поделку какими-то нарисованными элементами.

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Занятия способствуют творчеству, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Квиллинг – это увлекательное занятия для любителей мастерить из бумаги. Это искусство выполнения бумажных композиций, плоских и объёмных, заключается в скручивании длинных полосок бумаги в спиральки(модули), оно иначе называется бумагокручением. Очень часто такими поделками украшают картиныоткрыткибижутерию, рамки и альбомы для фотографий. Занятие это не очень сложное, однако желающим освоить этот вид рукоделия и научиться делать красивые поделки придётся проявить терпение и усидчивость. Конечно же, дошкольники осваивают азы квиллинга, упрощенный вариант этого искусства, но, тем не менее, их работы ничуть не уступают работам взрослых мастеров.

Конструирование из полосок (квиллинг), а также искусство оригами учит детей наблюдательности, умению сравнивать, выделяя самое характерное в образе, упрощать форму, оставляя главное, развивает объемно-пространственное мышление и фантазию.

Торцевание – это техника создания оригинальных поделок, сувениров, открыток, картин и прочих изделий. Этот вид прикладного искусства как будто создан для совместного творчества взрослых и детей, ведь он предоставляет возможность воплотить в жизнь оригинальные идеи. Это один из видов бумажного конструирования, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания  на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное.

Скрапбукинг  – это вид хобби, особенное направление в рукоделии, которое направлено на оформление фотографий, создание коллажей и целых альбомов. Скрапбукинг имеет различные направления и стили. Например, детский срапбукинг, это отличное развивающее хобби для любого ребенка. Неиссякаемую фантазию и энергию можно направить на создание первых шедевров. Одним из ответвлений скрапбукинга является так называемый кардмейкинг – изготовление открыток ручной работы (от английского слова cardmaking, буквально “изготовление открыток”). Тематика открыток может быть разнообразной - это зависит от праздника или мероприятия к которому они создаются. Кардмейкинг – искусство, которое не подразумевает массовое, одинаковое изготовление открыток. Каждая в единичном экземпляре и самое главное, сколько фантазии, любви, внимания вложено в них!

Картонаж — техника изготовления мелких изделий из картона: коробочек, ящичков, елочных украшений и т. п., сделанных своими руками.

Все эти техники, используемые на занятиях кружка по ручному труду с дошкольниками, призваны развивать художественно-эстетический вкус, усидчивость, мелкую моторику, концентрировать внимание.

Согласно выдвинутой гипотезе, процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет более успешным, если:

  • он будет обеспечен программно-дидактическим материалом по разнообразным видам творческой деятельности детей;
  • будет обеспечено создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения, необходимой ребенку дошкольного возраста;
  • выбор средств и методов художественно-эстетического воспитания посредством ручного труда будет ориентирован на возрастные особенности и творческие способности дошкольников.

Стараясь учитывать все вышесказанное, мы создали программно-методическое обеспечение занятий кружка ручного труда «Бумаготворчество».

Программно-методическое обеспечение занятий кружка ручного труда «Бумаготворчество» старшей логопедической группы «Знайка» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 232»

Учебно-методическая программа, подготовленная для работы с детьми 5-6 лет в МАДОУ № 232.

Одной из форм художественно-эстетического воспитания является работа с бумагой. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Детям нравится работать с бумагой, создавать различные поделки из нее. Поэтому мы выбрали для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой. По опросам родителей (анкетирование) стало понятно, что они тоже заинтересованы, чтобы их дети занимались в кружке ручного труда «Бумаготворчество» и овладели навыками работы с бумагой. (см. Приложение А, Б)

Актуальность: Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, скрапбукинга и кардмейкинга, квиллинга и оригами, методом торцевания.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

3. Создавать условия для развития художественно-эстетического восприятия мира и творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов искусства работы с бумагой: бумагопластики, квиллинга (бумагокручения), скрапбукинга, кардмейкинга и оригами, торцевания.

4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

5. Воспитывать у детей интерес к бумагопластике, скрапбукингу, кардмейкингу, оригами, квиллингу (бумагокручению), торцеванию.

6. Развивать творческие способности дошкольников.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8. Развивать навыки декоративного искусства.

9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Принципы реализации программы:

1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.

2. Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному) .

3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.

4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.

5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.

Отличительной особенностью программы «Бумаготворчество» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, выявление и развитие художественного вкуса, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Настоящая рабочая программа описывает курс работы с детьми дошкольного возраста 5-6 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по ручному труду для МДОУ с учетом обновления содержания по программе «Творчество детей в работе с различными материалами» Е. К. Брыкиной.

Режим проведения: два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность НОД: 25 минут.

Общее количество НОД в год – 62 (см. Приложение Д).

Ожидаемые результаты

Дети должны иметь представление:

- о разнообразии видов бумаги;

- о различных приёмах работы с бумагой (создание бумаги ручным способом, аппликация, объемная аппликация, торцевание, «рваная» аппликация);

- об искусстве оригами;

- об искусстве бумагопластики;

- об искусстве квиллинга (бумагокручения);

- об искусстве скрапбукинга, кардмейкинга.

Дети должны знать:

- свойства бумаги;

- основные базовые формы техники оригами;

- основные формы деталей квиллинга;

- основы бумагопластики (объемной аппликации);

- основы скрапбукинга, кардмейкинга.

Дети должны уметь:

- следовать устным инструкциям педагога;

- создавать различные изделия из разного вида бумаги;

- создавать коллективные композиции;

- самостоятельно выбирать бумагу и другие материалы для работы;

- дополнять поделку различными деталями в соответствии со своим или коллективным замыслом;

- аккуратно работать с ножницами,  резаком для бумаги, дыроколами, чернильными подушечками, клеем.

На занятиях дети:

• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

• Освоят навыки работы с ножницами, резаком для бумаги, чернильными подушечками и клеем.

• Научатся видеть необычное в обычных предметах

• Разовьют мелкую моторику рук.

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Разовьется поисковая деятельность.

• Сформируется положительное отношение к труду.

 Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов

- изготовление альбома фотографий детских работ;

- проведение выставок детских работ.

Форма работы: тематическая совместная деятельность.

Методы работы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (рассматривание иллюстраций, показ выполненных педагогом работ;

- практический.

Уровень деятельности детей:

- объяснительно–иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Материал для работы с детьми

1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои, скрапбумага) .

2. Цветной картон (однослойный и многослойный картон, гофрокартон, текстурированный картон, кардсток) .

3. Фломастеры, маркеры, карандаши, блопены.

4. Вата.

5. Зубочистки, ватные палочки.

6. Нитки

7. Швейная фурнитура, скрапфурнитура, декоративный бумажный скотч

8. Краски, чернильные подушечки

9. Бросовый материал (китайские палочки, цилиндры от туалетной бумаги, палочки для мороженого, цилиндры от туалетной бумаги, коробки от конфет и др. различной формы и размеров)

10. Цветные иллюстрации.

Инструменты для работы

1. Ножницы, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, резак для бумаги, машинка для вырубки и тиснения, доска для биговки, плоттер.

2. Линейка.

3. Клей различный.

4. Салфетки.

Правила техники безопасности при работе

с различными материалами и инструментами

• Работай за своим рабочим местом.

• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

• Нельзя брать в рот мелкие детали.

• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

• При работе не держи ножницы концами вверх.

• При вырезывании деталей поворачивай бумагу.

• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

• Не работай ножницами с ослабленным креплением.

• При работе с резаком для бумаги не оставляй пальцы под режущей поверхностью.

• Не касайся пальцами красящей поверхности чернильных подушечек, для этого есть специальные тампоны.

• Не держи фигурный дырокол в руках, работай с ним на столе. Так инструмент дольше сохранится в рабочем состоянии.

• Не бросай и не роняй инструменты, чтобы не сломать их.

• Береги инструменты, экономь материалы.

• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Итак, применение на практике данной методической разработки позволило приобщить детей к работе с определенными видами материалов, приучить их к терпению и усидчивости, развить эстетические вкусы (цветовой подбор материалов и создание определенных типов изделий).

С другой стороны, дети в группе постепенно приучались к самостоятельной работе, осторожному обращению с предметами. Творческий подход в группе позволил добиться значительных результатов. (см. Приложение Д)

Итогом реализации программы кружка «Бумаготворчество» в 2016-2017 учебном году стали высокие результаты диагностики образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ручной труд), выставка самых ярких детских и семейных творческих работ, мастер-класс от детей для родителей и создание альбома фотографий творческих работ «Мой рукотворный мир!»

По окончании работы кружка в конце учебного года была проведена повторная диагностика художественно-эстетического развития детей контрольной и экспериментальной групп  МАДОУ № 232. С детьми контрольной старшей группы «Чебурашка» проводились традиционные занятия (НОД).

Таблица 8.  Результаты формирующего этапа эксперимента.

Наблюдения за детьми экспериментальной группы «Знайка»

на занятиях художественно-эстетической направленности.

(Автор Казакова Т. Г.)  май 2017 год

Вопросы

Артем

Кирилл

Ваня

Даша

Павел

Никита

Олеся

Максим

Диана

Данила

Матвей

Игнат

Тимофей

Арсений

1.

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

3.

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

-

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

5.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

7.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Итог

н

в

в

в

с

с

в

с

в

с

с

с

в

в

Таблица 9. Результаты формирующего этапа эксперимента.

Наблюдения за детьми контрольной группы «Чебурашка»

на занятиях художественно-эстетической направленности.

(Автор Казакова т. Г.)  май 2017 год

Вопросы

Андрей

Ира

Света

Маргарита

Стас

Данила Т.

Максим

Олеся

Ярослав

Данила Ф.

Яромир

Соня

Дима С.

Дима Г.

Кирилл

1

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

2

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

+

3

-

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

4

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

5

+

+

-

+

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

-

6

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

-

+

+

+

-

7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Итог

в

в

н

с

в

с

с

н

в

с

н

с

в

в

с


Таблица 10. Результаты формирующего этапа эксперимента.  

Диагностика продуктов деятельности художественно-эстетической направленности

в экспериментальной  группе «Знайка» МАДОУ № 232 (май 2017 год)

Имя ребенка

Уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями

Развитие цветового восприятия

Развитие композиционных умений

Развитие эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения

Самостоятельность в выборе содержания, оригинальность и эмоциональность в передаче замысла

Познавательная активность

Артем

с

2

3

2

1

2

2

Кирилл

в

3

3

3

3

3

3

Ваня

с

3

3

2

2

3

3

Даша

в

3

3

3

3

3

3

Павел

с

2

3

2

2

2

2

Никита

с

2

3

2

2

2

3

Олеся

в

3

3

3

3

2

3

Максим

с

3

3

2

2

3

2

Диана

в

3

3

3

3

3

3

Данила

с

2

3

2

2

2

2

Матвей

в

3

3

3

3

2

3

Игнат

с

2

2

2

2

2

2

Тимофей

в

3

3

3

3

3

3

Арсений

в

3

3

3

3

2

3


Таблица 11. Результаты формирующего этапа эксперимента.  

Диагностика продуктов деятельности художественно-эстетической направленности

в контрольной группе «Чебурашка» МАДОУ № 232 (май 2017 год)

Имя ребенка

Уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями

Развитие цветового восприятия

Развитие композиционных умений

Развитие эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения

Самостоятельность в выборе содержания, оригинальность и эмоциональность в передаче замысла

Познавательная активность

Андрей

с

3

3

2

2

2

2

Ира

в

3

3

3

3

3

3

Света

с

2

2

1

2

2

1

Маргарита

с

1

2

2

2

2

2

Стас

в

3

3

3

3

3

3

Данила Т.

н

1

2

1

1

1

2

Максим

с

2

3

2

2

2

3

Олеся

с

2

1

2

2

1

2

Ярослав

в

3

3

3

3

3

3

Данила Ф.

в

3

3

2

3

3

2

Яромир

н

1

2

1

1

1

2

Соня

с

3

2

2

2

2

3

Дима С.

в

3

3

3

3

3

3

Дима Г.

в

3

3

3

3

3

3

Кирилл

с

3

2

2

2

2

3

Сравнительная диаграмма уровней художественно-эстетического развития (изобразительная деятельность) контрольной и экспериментальной группы

Общий уровень художественно-эстетического развития детей можно представить в виде диаграммы на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Начало эксперимента

ЭГ  «Знайка»                                            КГ «Чебурашка»

Рисунок 3. Конец эксперимента

ЭГ   «Знайка»                                                        КГ «Чебурашка»

Анализ данных таблиц и диаграмм позволяет сделать вывод о том, что использование модели художественно-эстетического воспитания старших дошкольников посредством ручного труда повышает эффективность художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Занятия кружка ручного труда проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического развития. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась.

Рекомендации воспитателям по организации эстетического воспитания дошкольников

Таким образом, работа по эстетическому воспитанию в дошкольных учреждениях имеет четкие принципы:

 - взаимосвязь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.

- детское творчество непосредственно должно быть связано с жизнью.

- художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой.

- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

- индивидуальный подход, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении путей развития творческих способностей каждого ребёнка.

- эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети. [1]

Как отмечала в своей работе по методике художественно-эстетического воспитания дошкольников Е.В. Синева, «созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе — им обоим должно быть комфортно в этой среде. Среда детского сада создает условия для полноценной реализации всех видов деятельности, способствующих развитию детей на определенном возрастном этапе».[2]

На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая нами в начале работы гипотеза о том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет осуществляться более эффективно, если его проводить по определенным направлениям, активизирующих творческие способности детей старшего дошкольного возраста с применением элементов ручного труда, подтвердилась.

1. Направление изобразительной деятельности – рисование, аппликация, лепка из разных материалов (пластилин, соленое тесто, глина и т.д.), оригами. Ребенок проявляет фантазию, собственное видение конечного результата, определяет форму, цвет, фактуру и т.д. Он учится творить, создавать что-то особое, свое.

2. Направление конструирования – ребенок приобщается к практической деятельности, работает с конструкторами, может использовать разные орудия труда. При этом он может определить замысел своего творчества, может работать самостоятельно или привлечь к себе сверстников или взрослых.

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к личности воспитателя дошкольного учреждения, а также к уровню его профессиональных качеств. По итогам теоретического анализа и экспериментальной работы были разработаны следующие рекомендации:

Рекомендация 1:

Воспитывать и формировать личность ребенка способен только тот воспитатель, который хорошо знаком с возрастными, психологическими особенностями детей, и особенно с теоретическими основами художественно-эстетического развития ребенка.

Рекомендация 2:

Соответственно, каждый воспитатель должен уметь налаживать личностный контакт с каждым своим воспитанником, чтобы такой тандем помогал ребенку  развиваться в художественно-эстетическом плане.

Рекомендация 3:

Воспитатель должен постоянно совершенствовать свой профессионализм, следить за новейшими методическими разработками, особенно в области художественно-эстетического воспитания детей, и разрабатывать инновационные методики.

Рекомендация 4:

Каждый воспитатель должен совершенствоваться в своем художественно-эстетическом развитии по следующим направлениям: направление изобразительной деятельности и направление конструирования. Чтобы научить ребенка рисовать, петь или конструировать, нужно и самому владеть данными навыками.

Рекомендация 5:

Воспитатель должен знать детскую литературу. Проза и поэзия способствуют восприятию прекрасного, играя ведущую роль в  совершенствовании как своего художественно-эстетическом развития, так и детей.

Рекомендация 6:

Воспитатель, даже работая на личностном уровне с детьми, не должен забывать о том, что в его ведении находится маленький детский коллектив, поэтому ему требуется и организация коммуникативных связей, он обучает детей взаимоотношениям внутри коллектива и взаимоотношениям с миром взрослых с позиций красоты.

Рекомендация 7:

Для любого воспитателя, независимо от возраста и опыта работы, огромное значение имеет эмоциональный настрой при работе с детьми, внешний вид и манера общения с ними, что, несомненно, влияет на их художественно-эстетическое развитие.

Рекомендация 8:

На занятиях художественно-эстетической плана с детьми воспитатели должны использовать разнообразные направления, формы и методы работы, что повышает их интерес к происходящему.

Рекомендация 9:

Разнообразие и смена видов творческой деятельности существенно повысит активность детей и эффективность процесса усвоения необходимого материала, научит сотрудничеству, сформирует и обогатит их внутренний художественно-эстетический мир.

Как видим, перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоит сложная, но выполнимая задача по воспитанию маленькой личности, по постепенной подготовке ее к переходу на этап школьного образования. Воспитатели должны не только знать основы педагогики, но и быть знакомыми с основами психологии, особенно детской. Такие знания помогут в правильной организации воспитательного процесса на всех этапах. Особенно это актуально для такой сферы, как эстетическое воспитание, основанное на внутреннем эмоциональном восприятии.


Заключение

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к системе образования. Современное российское образование можно назвать всеобъемлющим, гуманистическим и непрерывным. Особое внимание уделяется воспитанию и образованию целостной всесторонне развитой личности, способной социализироваться в обществе. Образование становится преемственным. Федеральный государственный образовательный стандарт теперь охватывает и систему дошкольного образования. Особо хочется обратить внимание на систему воспитания и обучения старших дошкольников, которых готовят к переходу на следующий этап обучения – в начальную школу.

Система дошкольного обучения уделяет внимание интеллектуальному, физическому и художественно-эстетическому развитию ребенка. Направление художественно-эстетического развития ребенка важно по целому ряду причин. Оно формирует воображение, стимулирует умственные процессы, учит ребенка видеть и понимать прекрасное во всех его проявлениях (музыка, театр, искусство, литература и т.д.). В системе обучения особое место занимает художественно-эстетическое воспитание на основе использования ручного труда – это лепка, рисование, аппликация и т.д. Данные направления дополняют общий образовательный  курс, тем более, что развитие рук стимулирует и мозговые функции.

В рамках данного исследования была проведена апробация программно-методического обеспечения для занятий кружка ручного труда «Бумаготворчество». Была проведена сравнительно-аналитическая работа с двумя группами детей - экспериментальной старшей логопедической группы «Знайка» (14 человек) и контрольной старшей группы «Чебурашка» (15 человек) МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 232».

По результатам исследования были сделаны выводы и разработаны рекомендации воспитателям ДОУ по организации художественно-эстетического воспитания с использованием ручного труда.

Данные рекомендации имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе ДОУ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС, 2014. – 92с.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 2004. - 60 с.

3. Безуглая Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. - Калининград, 2008. - 93 с.

4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.

5. Брыкова Е. К. Творчество детей в работе с различным материалом. – М.: Педагогическое общество России; 2008.

6. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.57-67.

7. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Проблема проектирования предметно-развивающей среды в аспекте обеспечения качества художественно-творческого образования дошкольников // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». К 150-летию открытия первого детского сада в России. СПб., 24-25 марта 2014. Вып. № 2. - С. 172-179.

8. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2006. – 356 с.

9. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.

10. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2006. – 411 с.

11. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2007. – 92 с.

12. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 2005. - 128 с.

13. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. – М.,2007. – 175 с.

14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.,2000.

15. Гусева Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. - 94 с.

16. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

18. Джексон Джун. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой М: «Просвещение», 1979.

19. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 2013.

20. Дрень О.Е. Стратегия целостного подхода в эстетическом развитии дошкольников // Сибирский педагогический журнал. № 12, 2007. - С.330-335.

21. Жукова О. Р. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. [Текст]/ О.Р. Жукова //  Дошкольное воспитание - 2006. - №11. – С.17-27.

22. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 2005. -186 с.

23. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2006. – 346 с.

24. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. № 7. С. 31-34. 

25. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 128 с.

26. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира: Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы // Воспитатель ДОУ. – М., 2009. – № 1. – С. 119-128.

27. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. – 2001.

28. Калашникова В.А. Практико-исследовательский подход в формировании межличностных отношений старших дошкольников в процессе эстетического воспитания (результаты опытно-экспериментального исследования) // Научные проблемы гуманитарных исследований. № 7, 2010. – С.123-135.

29. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика, 2006. – 367 с.

30. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2005. – 233 с.

31. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. – 128с.

32. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

33. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. [Текст]/ Т.А. Кислинская. - М.: Генезис, 2008. – 120с.

34. Козлова С.А., Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

35. Климова Е.П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2005. – 78с.

36. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 2008.

37. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

38. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-синтез, 2008.-С. 51 -53

39. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МО – ЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.

40. Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2007. – 310 с.

41. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М.: Аркти, 2003.

42. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

43. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю. Красный // Искусство в школе. – 2003. – №6. – с. 17-29.

44. Линд Ханна. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007.

45. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. – Самара: Бахрах. – 2008. – 412 с.

46. Лыкова И.А. Генезис изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста (монография). - М.: Карапуз-дидактика, 2007-208 с.

47. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 16-22.

48. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. С.18-20.

49. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 2007. – 121 с.

50. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Искусство, 2007. – 421 с.

51. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К. Ожерельева // Начальная школа. – 2002. – №6. – с. 58-63.

52. Орехова Т.Н. Теоретические основы развития художественно-творческой одаренности старших дошкольников // Современные проблемы науки и образования. № 3, 2015. – С.162-170.

53. Павлова Л.А. Научные подходы к формированию этико-эстетических идеалов у старших дошкольников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. № 2-3, Т.16, 2014. - С.756-759.

54. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для дошкольников. – СПб.: Детство – пресс; 2008.

55. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2010-2020 годы»

56. Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2005. — (Предшкольная пора).

57. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

58. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №9. – С.60-65.

59. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.

60. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2002.

61. Синева Е. В. Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения / Е. В. Синева, А. М. Соснина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).  — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 100-102.

62. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 2000.

63. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

64. Современные проблемы дошкольного образования / В.В. Рубцов, Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 5-19.

65. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005. – 312 с.

66. Субботина Л. Развитие воображения у детей. 2-е изд., стереотип. – Ярославль, 2008. – 412 с.

67. Сулейманова Н.В. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2007. – 487 с.

68. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. М. Педагогика 1979-1981г. 560 с., 384 с., 640 с.

69. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С.25-29.

70. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. 2-е изд, стереотип. М.: Наука, 2008.- с.287

71. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)

72. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

73. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства / Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию / Е.А. Флерина. - М.: 2000.

74. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – с. 35-38.

75. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.

76. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. /Под ред. О.П. Радыновой, Т.А. Копцевой. М.: Дрофа, 2014. – 384с.

77. Художественная аппликация и узоры из бумаги: БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.

78. Щеглова О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов на Дону: Издательство дом «Владис», М.: Издательский дом «Рипол Классик»; 2007

79. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1978.

80. Эльконин Д.Б. Детская психология. 2-е изд., стереотип. М., 2002.-197с.

81. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 256 с.

82. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. – М.: 2009.

Интернет – ресурсы:

83. Аннотации к методической литературе по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста для воспитателей ДОУ [Электронный ресурс] URL: http://www.lit-info.ru/shop/book/1-2-2/1140543/1140553/hudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie.htm (дата обращения - 12.11.2017г.)

84. Буланкина Т.А. Особенности ручного художественного труда в дошкольном возрасте [Электрон. ресурс] // http://sundekor.ru/referat/bystro/osobennosti-ruchnogo-khudozhestvennogo-truda-v-doshkolnom-vozraste/ (Дата обращения 21.11.2017)

85. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org

86. Значение дошкольного образования [Электрон. ресурс] // http://nas2.net/znachenie-doshkolnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения 22.11.2017)

87. Кондрашева Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/98/4550/ (дата обращения 12.11.2017г.)

88. Министерство образования и науки Российской Федерации. - http://www.mon.gov.ru

89. ФГОС дошкольного образования Последняя редакция 2013 г.  [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya (дата обращения - 12.11.2017г.)

90. Яндекc. Словари.http://slovari.yandex.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ А

АНКЕТА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕМЬЕ

1. Фамилия, имя ребенка, возраст. ____________________________ _______________________________________________________________

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст) . _________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Профессия родителей. ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам) ? ___________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.) . ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие? _____________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________

7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Содержание художественной деятельности: читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе?______________________________ _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи? ___________________ _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Протокол родительского собрания

Тема: "Ручной труд в ДОУ"

Цель: знакомство родителей с деятельностью кружка ручного труда «Бумаготворчество»

Задачи собрания:

  1. Познакомить с видами ручного труда, задачами, решаемыми с помощью ручного труда;
  2. Активизировать родителей для участия и сотрудничества в ручной деятельности детей;

Подготовительная работа:

Анкетирование родителей и обучаемых; систематизация информации по данной теме; создание презентации по данной теме.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран

Ход собрания

1. Вступительное слово воспитателя

Добрый вечер, уважаемые родители. На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная тема «Художественно-эстетическое развитие детей через ручной труд».

2. Анкетирование детей и родителей.

Анкета для родителей

  • Знаете ли вы о ручном труде?
  • Нужно ли в детском саду заниматься ручным трудом?
  • С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?
  • Нужна ли вам информация по данной теме?
  • Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался ручным трудом?
  • Окажете ли вы ему помощь?

Анализ анкетирования.

По результатам анализа анкет видно, что родители недостаточно знают о ручном труде, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Анкета для воспитанников

  • Любишь ли ты творить, делать что-то новое своими руками?
  • С кем бы ты хотел сотрудничать?
  • Какие поделки ты бы хотел делать?
  • С какими материалами ты хотел бы работать?

Анализ анкетирования.

По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе творчества и с родителями и со своими друзьями, поделки хотели бы делать такие, чтобы с ними потом можно было играть, а материалы хотят использовать различные, но более всего доступные.


[1] Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 2000. С.36

[2] Синева Е. В. Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения / Е. В. Синева, А. М. Соснина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).  — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 100-102.