Конспекты по развитию речи

Кормильцева Инна Алексеевна

В статье представлены конспекты по развитию речи для младшего, среднего и старшего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Светлячок»

Воспитатель Кормильцева И. А.

Тема: «Ежик»

Цели:

-учить детей воспринимать языковые и художественные особенности поэтического и прозаического текста;

- развитие связной речи, пополнение словарного запаса;

- развитие внимания;

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитывать желание помогать, дружелюбие.

Оборудование: иллюстрации и картинки с изображением ежа и его среды обитания, штриховки, рассказы и стихи на заданную тему.

Ход занятия

Организационный момент, объявление темы занятия.

Рассматриваем иллюстрации и картинки с изображением ежа.

Ответы на вопросы воспитателя:

- Кто изображен на картинках? (ежи)

- Где живет еж? (в лесу)

- Как называется детёныш ежа? (ежонок)

-  Отличительные особенности животного? (колючки, сворачивается в клубок во время опасности)

- В каких произведениях говорится о еже? (загадки, стихи, сказки, рассказы)

ЗАГАДКА

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Отгадываем загадку; спрашиваем, чем питается ежик?

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Шубка – иголки.

Свернется – он колкий.

Рукой не возьмешь.

Кто это? (ёж)

Воспитатель предлагает послушать рассказ Е. И. Чарушина «Страшная история» (предварительно воспитатель делает акцент на том, что это рассказ).

Ответы на вопросы воспитателя:

- Было ли вам страшно?

- Почему рассказ называется «Страшная история?»

- Кого испугались мальчики?

-Боитесь ли вы ёжиков?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ёжики шли, шли, шли

На лужайку пришли.

        Дети гуляют по группе и становятся в круг

Все в круг стали,

Разминаться стали.

        Делают вращения кистями рук, изображая клубок

Воспитатель говорит: лиса!        Дети растопыривают пальцы, изображая колючки

Воспитатель читает рассказ в стихах Алексея Крылова «Неприятный случай»

- Почему вы думаете, что это стихотворение?

- А может это рассказ? (это рассказ в стихах)

- О чем говорится в первом рассказе?

- О чем рассказывается во втором?

- Вспомните, какими словами говорилось о еже в первом и во втором рассказах.

- Какой вам показался более интересным?

ШТРИХОВКА

Детям предлагается изображение ежика, в котором нужно нарисовать его отличительную особенность: иголки.

Подведение итогов занятия, повторение новых слов, оценка работы детей.

В благодарность за работу детям предлагаются для игры ежики из различных материалов: деревянные, папье-маше, стекло, керамика, разные по размеру плюшевые игрушки.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Светлячок»

Тема: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Цели: обучение составления рассказа по картине. Развитие связной речи, пополнение словарного запаса по теме «Приметы зимы», развитие зрительного внимания, воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: прогулка на участке, наблюдение за птицами.

Ход занятия

Организационный момент, объявление темы занятия, отгадывание загадок по теме.

ЗАГАДКИ

У детишек много шишек

От падений и ударов.

А ее большие шишки –

Птицам всем лесным подарок.

(Шишки ели)

В зимнем парке над дорожкой

Ягод красные сережки.

Что за дерево стоит,

Будто солнышко горит?

(Рябина)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

На рябине, посмотри,

Веселятся… (снегири)

Эти птички-невелички

В майках желтеньких - … (синички)

 Предварительная беседа о приметах зимы. Чтение педагогом стихотворения «В зимнем парке».

- Вы отгадали мои загадки о птичках. А где мы их видели? (На участке, на картинках в группе)

- Что делали синички?  (сидели на кустиках, летали, клевали зернышки в кормушках)

- Послушайте стихотворения о прогулке детей в зимнем парке. Там говорится и о птичках.

В ЗИМНЕМ ПАРКЕ

В парке зимнем, в парке сонном

Под периной снежной склоны,

Елки в шишках, как в сережках.

Мы несемся по дорожкам –

Кто на лыжах, кто на санках, Лепим бабу на полянке.

Удивляются пичуги:
«Что слепили тут подруги?

Вот так баба! Как картина!

Вся украшена рябиной!»

Высунул язык щенок,

Удивленья скрыть не смог.

В парке зимнем нагулялись,

 По сугробам навалялись.

А теперь домой пора.

До свиданья! До утра!

Рассматривание картины М. Пишвановой «В зимнем парке» и беседа по ней.

- Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы там видите? (детей)

- Куда они пришли? (в парк, в лес)

- Какое время года изображено на картине? (зима)

- Как вы догадались? (снег, дети тепло одеты)

- Какие деревья вы можете назвать? (Рябина, елка)

- Как вы узнали деревья? (красные ягодки, шишки)

- Что делает мальчик около рябины? (катается на лыжах)

- Какого цвета у него комбинезон? (голубой)

- А какого цвета комбинезон у девочки с санками? (красный)

- Что делает девочка в середине картины и ее щенок? (девочка лепит снежную бабу, а щенок хочет ее лизнуть)

- Какое настроение у детей? (хорошее, веселое)

- Как вы поняли (они играют, улыбаются)

- А давайте тоже отдохнем и представим, что мы в зимнем парке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)

Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,               (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                      (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

- А давайте рассмотрим снежную бабу, какая она? (большая, красивая)

- Что у нее на голове? (шляпа)

- А чем украшена шляпа (ягодами рябины)

- Из чего сделан нос снежной бабы? (морковка)

- Что у нее на шее? (шарф)

- Какие на картине птички? (снегири, синицы)

- Как нужно помогать птицам зимой? (вешать кормушки, подкармливать)

- Понравилась вам картина? Какое у нее настроение? (радостное, веселое)

Подведение итогов занятия, повторение новых слов, оценка работы детей.

Конспект занятия в старшей группе «Светлячок»

Тема: «Поздняя осень»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем, развивать умение употреблять в речи слова – признаки, слова – действия, образные выражения, развивать умение пользоваться интонационными средствами выразительности; образовывать однокоренные слова.

Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал – картинки осени, дорожки (узкая и широкая), компьютерная игра «Слова родственники», «Чей дом?».

Путешествие в страну Осень.

- Сейчас мы отправимся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать Осень.

Но в эту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукою подать!

-А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ничего не пропускай!

Идем по дорожке, но будьте внимательны. Дорожки нужно менять.

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Послушные у вас ножки, а пальчики?

Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3. 4, 5 – мы пойдем в лесок гулять,

Этот пальчик – по дорожке, этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик – шел пешком, этот вот - бежал бегом,

Ну, а этот – заблудился, в лесу быстро очутился.

Вот мы и в лесу! Посмотрите, как красиво в лесу. Подышите лесным воздухом.

Дыхательная гимнастика.

1 – глубокий вдох, 2 – выдох.

- дети свободно двигаются, рассматривают картины.

Воспитатель

- Нравится вам в лесу? Устали? Давайте присядем и отдохнем.

Зашумела листьями

Осень золотистая

Вьется над рябинкой

Тонкой паутинкой.

Артикуляционная разминка:

Ина – ина – ина – а в лесу растет рябина.

Ине – ине – ине – красны гроздья на рябине.

Ину – ину – ину – сели птицы на рябину.

Ине – ине – ине – нет уж ягод на рябине.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Какой месяц на дворе? (Ноябрь)

- Это начало или середина осени? (Это конец осени)

- А как можно сказать по-другому? (Поздняя осень)

- Какая погода осенью?

(холодная, морозная, дождливая, солнечная, ясная и т.д.)

- Что надевают люди осенью, когда идут на прогулку?

(теплую одежду…)

Игра с мячом.

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, задает вопросы детям.

- Наступила… (поздняя осень)

- Октябрь, ноябрь, сентябрь… (осенние месяцы)

- Мы идем в лес… (искать следы осени)

- Осень дарит… (овощи, фрукты и т.д.)

 д/и «Слова – родственники» (умение образовывать однокоренные слова)

Физкультминутка:

Хорошо, что солнце светит, хорошо,

Хорошо, что дует ветер, хорошо,

Хорошо идти с друзьями, хорошо,

Хорошо прижаться к маме, хорошо.

Воспитатель прикрепляет на доску картинки: солнце, дерево,  трава, дикие животные.

- Что это?

(это солнце)

- Расскажите, как греет осеннее солнце?

(греет слабо, лениво, неярко, скупо, реже, прячется за тучи)

- Что происходит с деревьями и кустарниками?

(облетают, осыпаются и т.д.)

- А что происходит с травой?

(вянет, чахнет, сохнет, отмирает)

- Кто живет в лесу?

- Как готовятся к зиме животные?

Чтение, ответы на вопросы, пересказ: «Лес осенью» по Г.Скребицкому и В.Чаплиной

Вопросы:

-О каком времени года говорится в рассказе?

-Какого цвета лес был летом?

-Какого цвета стали березки и клены осенью?

-Какого цвета стали осины осенью?

-Какие деревья не изменили своего цвета?

-Как кружатся листья в воздухе?

Д/ ИГРА «Кто, что делает?»

Медведь – залег в берлогу, еж –  …, белочка- …., и.т. д.

Компьютерная игра «Чей дом?»

Образовывать слова, обозначающие наименование жилищ.

Д/ Игра «Кто кого боится?

Заяц - волка, и.т.д.

Воспитатель:

В лесу тишина и покой, а нам пора домой!

Дети, давайте закроем глаза! Вот мы и опять в саду.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природой,

Давайте же всегда ее беречь!

- Понравилось вам в осеннем лесу?

- Что запомнилось больше всего?

Релаксация.

Дети удобно устраиваются, расслабляются и слушают с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. Затем открывают глаза и тихо встают.